Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по отечественной истории »

Восстание декабристов

Восстание декабристов [04.05.09]

Тема: Восстание декабристов

Раздел: Бесплатные рефераты по отечественной истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.65K | Скачано: 284 | Добавлен 04.05.09 в 07:53 | Рейтинг: +8 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ:
1) Введение 3
2) «Союз спасение» и «Союз благоденствия» 5
3) «Южное» и «Северное» общества, «Общество соединенных славян» 8
4) Восстание 14 декабря 1825года на Сенатской площади 14
5) Место и роль декабристов в истории революционного движения России 19
6) Зключение 21
7) Cписок литературы 22

ВВЕДЕНИЕ

С декабристов начинается история освободительного движения в России: они первыми в истории Российской империи решились на вооружённое восстание против самодержавия. Де­кабристы первыми сформировали революционные организации, выра­ботали программу действий и полити­ческие документы конституционного характера (конституция — основной закон государства, он обладает верхо­венством по отношению к любой вла­сти, в том числе и монархической).

На мой взгляд тема «Восстание декабристов очень актуальна, так как  почти два века дело декабристов, их образы вызывают огромный инте­рес, о них написано более 15 тыс. научных и множество художествен­ных роизведений. «Бунт образован­ных людей», нравственный подвиг дворян-революционеров, восставших против тирании, десятилетие за десятилетием оставались близки сердцам просвещённых людей.

Какие же причины побудили блестящих молодых людей, хорошо образованных, с прекрасными пер­спективами военной и статской службы, выступить против своего же сословия и поддерживаемой им вла­сти? Почему объединились они в тайные союзы вольнодумцев?

Декабристы, в основном участ­ники Отечественной войны 1812 го­да и Заграничного похода русской армии, возвращались на родину в ожидании обновления России, ос­вобождения крепостных, самоот­верженно сражавшихся рядом с ними (дворянами) в армии и пар­тизанских отрядах. Царствование Александра I (1801 — 1825 гг.) начи­налось великими надеждами: мо­лодой государь склонялся к про ведению либеральных реформ, по­кровительствовал просвещению, не чужд был даже республиканских взглядов. Идея отмены крепостного права буквально носилась в воздухе в те годы. Теперь, после герои­ческой борьбы с Великой арми­ей Наполеона, многим участникам войны, да и просто образованным людям казалось естественным воз­наградить народ: дать ему волю, разрушить крепостничество и даро­вать право на участие в государст­венных делах. Ожидание перемен, осуществления давних благород­ных замыслов наполняло сердца вернувшихся на родину героев. Но дома их встретили политическая реакция, ужесточение крепостниче­ских порядков, издевательства над солдатами, нарождающаяся арак­чеевщина. Государь не торопился возвращаться к прежним либераль­ным намерениям. Напротив, опаса­ясь распространения европейского вольномыслия, он в большей сте­пени желал не делиться властью, а укреплять её.

«СОЮЗ СПАСЕНИЯ» И «СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ», ИХ ПРОГРАММЫ.

СОЮЗ СПАСЕНИЯ

Первой тайной политической орга­низацией будущих декабристов стал Союз спасения. В феврале 1816 г. молодые офицеры Александр и Ни­кита Муравьёвы, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Тру­бецкой и Иван Якушкин договори­лись «составить общество, цель кото­рого была в обширном смысле благо России». Впоследствии в него вошёл и Павел Пестель. Небольшая — до 30 человек, — строго законспириро­ванная группа заговорщиков своими главными задачами объявляла свер­жение тирании, уничтожение кре­постничества, учреждение конститу­ционной монархии.

Члены Союза называли себя «истинными и верными сынами Оте­чества». Каждый из них должен был действовать на общую пользу, под­держивать все благие дела в стране, препятствовать злу, преследовать чиновников, радеющих лишь о соб­ственной выгоде, и других бесчест­ных людей. Члены Союза спасения стремились вести себя так, чтобы «не заслужить ни малейшей укориз­ны», клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны.

Над уставом, или «статутом», Со­юза больше всех поработал Пестель, хотя для его составления была избра­на комиссия, куда кроме Пестеля вхо­дили С. П. Трубецкой, И. А. Долгоруков и Ф. П. Шаховской. «Он (Пестель) имел пристрастие к формам масон­ским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжест­венности... Масонские формы, введён­ные в заседаниях и в принятии чле­нов, затрудняли действия общества и вводили какую-то таинственность которая была противна характе­рам большей части членов; они хотели действия явного и открытого, хотя и положили не разглашать намерения, в котором соединились, чтобы не вооружить против себя людей неблагонамеренных... И потому чрез непродол­жительное время положено было изменить в этом отно­шении устав, как признанный неудобным к приложению», — вспоминал позднее князь Трубецкой.

На одном из совещаний Союза в Москве обсуждался ранее не поднимавшийся вопрос о том, какой видят «сыны Отечества» Рос­сию после освобождения от ти­рании и как добиться преображе­ния страны. Здесь впервые была высказана мысль о необходимости физического устранения монарха, и один из заговорщиков, Якушкин, предложил себя в цареубийцы. Чёт­кого представления о том, как дей­ствовать после этого, у них не было. Но даже среди малого числа членов тайной организации выявились серьёзные разногласия в видении путей к свободе (уничтожать ли са­модержавие и крепостное право, например), и в конце 1817 г. Союз самоликвидировался.[1;69]

СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

На смену Союзу спасения пришёл Союз благоденствия, организованный в январе 1818 г. В него вступили поч­ти все члены Союза спасения. Это бо­лее многочисленное (до 200 человек) и менее закрытое тайное общество имело своей эмблемой пчелиный рой. Оно намеревалось «по капле» и широ­ко распространить свои идеи и влия­ние в образованном высшем общест­ве, среди мещан и купечества. Устав Союза благоденствия, известный как «Зелёная книга» (по цвету обложки), отражал настроения самой умерен­ной части организации: постепенно, мирными методами готовить общест­венное мнение как силу, способную добиться преображения отчизны. На формирование «общего мнения» от­водилось примерно 20 лет, после чего можно было подумать о революции, «безболезненной и мирной».

Направления деятельности Со­юза не выходили за рамки «челове­колюбия», или благотворительной работы, «образования» (влияния на работу школ и воспитание юноше­ства), «правосудия», «общественного хозяйства». Предусматривалось соз­дание широкой сети легальных и нелегальных литературных, науч­ных, педагогических, женских, мо­лодёжных и других общественных организаций, а также издание жур­нала «Россиянин XIX века». Члены Союза благоденствия распрост­раняли свои идеи через литератур­но-театральное общество «Зелёная лампа», Вольное общество любите­лей российской словесности, Воль­ное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. Мно­гие декабристы создавали новые школы, в которых обучались грамо­те множество солдат и крестьян­ских детей.

Члены Союза пытались бороться с судебным произволом, занимая не­престижные в их среде гражданские посты судей и заседателей. Армейские офицеры не позволяли прибегать к телесным наказаниям, гуманно обра­щались с солдатами.

Однако многим из них прак­тическая деятельность Союза каза­лась недостаточной, а срок, необхо­димый для достижения конечной цели, — слишком длительным. Ра­дикально настроенные члены орга­низации требовали более активных действий.

В 1820 г. в Петербурге собра­лось совещание Союза для обсужде­ния его программы. Здесь впервые в России тайная организация вы­сказалась единогласно за предло­женное Павлом Пестелем республи­канское будущее России. Вскоре декабристы узнали о том, что царь хорошо информирован о деятель­ности Союза благоденствия. На со­званном в январе 1821 г. съезде Союза в Москве его немногочис­ленные делегаты договорились распустить организацию, чтобы, во-первых, избавиться от ненадёжных членов, а во-вторых, пересмотреть тактику борьбы.[3;56]

«ЮЖНОЕ» И «СЕВЕРНОЕ» ОБЩЕСТВА, «ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН», ИХ ПРОГРАММЫ

На основе Союза благоденствия вес­ной 1821 г. возникли сразу две круп­ные революционные организации: Южное общество на Украине и Се­верное общество в Петербурге. Бо­лее революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными, — Никита Муравьёв.

Политической программой Юж­ного общества стала «Русская прав­да» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 г.

П. И. Пестель был сторонни­ком революционной для того вре­мени идеи верховной власти на­рода. «Народ российский, — писал он, — не есть принадлежность ка­кого-либо лица или семейства. На­против того, правительство есть принадлежность народа, и оно уч­реждено для блага народного, а не народ существует для блага прави­тельства». В «Русской правде» Пес­тель описывал новую Россию — единую и неделимую республику с сильной централизованной вла­стью. Федеративное устройство го­сударства он отвергал, полагая, что «частное благо области, хотя и вре­менное, однако ж всё-таки сильнее действовать будет на воображение её правительства и народа, нежели общее благо всего государства...».

Историческим прообразом де­мократической системы для Песте­ля служило вече (общее собрание, решавшее все главные государст­венные дела) Новгородской респуб­лики. Конечно же, вече всего Рос­сийского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, об­ласти — на губернии, губернии — на уезды, а самой мелкой админист­ративной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (на­чиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и мог­ли участвовать в ежегодном волост­ном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народ­ное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный «волостной предводи­тель», а главами уездного и губерн­ского собраний — выборные «по­садники».

Все граждане имели право изби­рать и быть избранными в любой ор­ган государственной власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступен­чатые выборы: сначала волостные на­родные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды — пред­ставителей в высшие органы госу­дарства. Верховный законодательный орган будущей России — Народное вече — избирался сроком на пять лет. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло со­бой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Вер­ховным исполнительным органом яв­лялась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на пять лет из членов Народного веча.

Помимо законодательной и исполнительной властей в государ­стве, по мнению Пестеля, должна быть и власть «блюстительная», ко­торая контролировала бы точное исполнение законов в стране и сле­дила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти — Верховный собор — со­стоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.

В России, о которой мечтал Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное... противное законам естественным... Рабство в России должно быть решительно уничтожено...». Глава Южного общест­ва предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселе­ния и передать «поселенную землю» крестьянам в свободное пользова­ние. Все земли волости, писал он, следует разделить на две равные половины: на «землю обществен­ную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни зало­жена, и «землю частную». Общест­венная земля подле­жала раздаче в пользование членам волостного общества сроком на год, по истечении которого земля пере­ходила бы в другие руки или остава­лась за прежним хозяином.

Правительство в новой России, считал Пестель, должно всемерно поддерживать предпринимательст­во. Предложил Пестель и новую на­логовую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности (например, продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги долж­ны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».

Попытался Пестель разрешить в «Русской правде» и национальный вопрос. Он полагал, что право на независимость могут получить толь­ко сильные нации, способные про­тивостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и об­ществом с большим государством и совершенно сольют свою народ­ность с народностью господствую­щего народа...». В то же время Пес­тель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их ра совой и национальной принадлеж­ности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен ис­пользовать своё превосходство для их угнетения.

Южное общество объявило не­эффективной деятельность пред­шественников и признало опорой движения армию, считая её решаю­щей силой революционного перево­рота. Члены Общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных пре­образований: в него принимались только военные, связанные преиму­щественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех его членов требовалось безоговорочное подчи­нение руководящему центру — Ди­ректории.

«Мы часто собирались вместе, рассуждали, спорили, толковали, пе­редавали друг другу свои задушев­ные помыслы и желания, сообщали всё, что могло интересовать общее дело, и, натурально, нередко очень свободно, скажу более, неумеренно говорили о правительстве. Предло­жениям, теориям не было конца, — вспоминал декабрист Н. В. Басар­гин. — Разумеется, в этих соображе­ниях первенствовал Пестель. Его светлый логический ум управлял нашими прениями и нередко согла­шал разногласия».

В Северном обществе прог­раммные и тактические вопросы обсуждались обычно на вечерах или обедах у Н. Муравьёва или на «русских завтраках» у Рылеева. Уме­ренное крыло северян поддержива­ло «Конституцию» Муравьёва, ради­калы (Рылеев, братья Бестужевы, Оболенский, Пущин и другие заго­ворщики) склонялись к «Русской правде». Бесконечная полемика, несо­гласие, отсутствие общей позиции отталкивали от Общества недоста­точно убеждённых его членов. По­степенно первую роль в нём стал играть К. Рылеев. Его авторитет и умение убеждать привлекли в Об­щество новых «вольнодумцев».

Постепенно между двумя орга­низациями наладились контакты. Лидеры Южного общества стреми­лись объединить все революцион­ные силы России. Весной 1824 г. Пестель побывал в северной столи­це, где вёл переговоры о слиянии обществ и едином плане действий на будущее. Петербуржцы с интересом отнеслись к «Русской правде» как программе южан, хотя их не вполне устраивали положения, регламенти­рующие послереволюционное уст­ройство России. В конце концов за­говорщики запланировали работу над приемлемым для всех проектом конституции и совместное военное выступление летом 1826 г. [5;92]

ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН

Ещё с лета 1823 г. Южное общест­во поддерживало связь с Поль­ским патриотическим обществом. В 1825 г. к Южному обществу при­мкнуло Общество соединённых сла­вян, которое возникло в Новоград-Волынске по инициативе братьев Петра и Андрея Борисовых и ссыль­ного поляка Юлиана Люблинского ещё в 1823 г. Соединённые славяне принадлежали в основном к мало­имущему дворянству. Основной своей задачей они считали борьбу против крепостничества и деспо­тизма, за объединение всех славянских народов в демократическую федерацию.

Общество соединённых славян стремилось вовлечь в движение местных жителей. Оно было против захвата власти в стране путём воен­ного переворота. Несмотря на рас­хождение с южанами в последнем вопросе, все «славяне» (52 человека) вошли в Южное общество — во имя великой цели.

Планам революционеров не суж­дено было осуществиться. Ситуация междуцарствия подтолкнула активных членов Северного общества к тому, чтобы принять решение о немедлен­ном выступлении в столице. Действо­вать северянам пришлось в изоляции от их южных единомышленников. Разгром восстания на Сенатской пло­щади и выступления Черниговского полка на юге положил конец декаб­ристским организациям. Выработан­ные декабристами основы освободи­тельной борьбы, конституционные проекты и организационный опыт сыграли значительную роль в воспи­тании последующих поколений бор­цов с самодержавием.[4;36]

ВОСТАНИЕ 14 ДЕКАБРЯ 1825г НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ.

СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ

В 20—30-е гг. XIX в. Европа буквально полыхала восста­ниями, революциями и освободи­тельными войнами. После того как дерзкие повстанцы Кирога и Риего сумели изменить государственный строй Испании, «в моду» вошёл заго­вор образованных военных, стремя­щихся освободить отечество от про­извола монархов и либерализовать политические порядки. Восстание декабристов вошло в один ряд с по­добными событиями в Европе. Но сколь удивительным было вооружён­ное выступление офицеров-дворян против монархии в России, где дво­рянство от века было верной опорой трона!

14 декабря 1825 г. в Петербурге была предпринята попытка политическо­го переворота, известная как восста­ние декабристов. В рядах декабристов-«северян» не было единства. Одни предлагали выйти на площадь, чтобы добиться воцарения Константина. Другие хотели продемонстрировать силу рево­люционеров и заставить Николая вести с ними переговоры. Третьи считали, что выступление станет своеобразной дуэлью думающей и прогрессивной России с нежелающим преобразо­ваний правительством, будет иметь характер пропагандист­ского жеста. Наконец, четвертые стремились установить в Рос­сии республику.

План выступления был разработан СП. Трубецким. Он ка­зался вполне реальным. План предполагал, что восставшие бу­дут разбиты на три отряда. Первый должен был захватить Зимний дворец, изолировав Николая I и его семью. Второй — Петропавловскую крепость, пушки которой держали под при­целом весь центр города. Третий — выйти к Сенату, помешать сенаторам присягать новому монарху и заставить их подпи­сать Манифест к народу, составленный декабристами и объяв­лявший об отмене самодержавия и крепостного права, льготах солдатам, введении свободы слова, ликвидации военных посе­лений.

Князь Сергей Петрович Трубецкой вошел в историю как один из самых ярких лидеров движения декабристов. Но его помнят и как человека, который, будучи выбран «диктатором восстания», бросил своих товарищей в решающий момент на Сенатской площади. В его воинской доблести никто и никогда не сомневался. Считали, что ему не хватило мужества граж­данского. С. П. Трубецкой был в движении декабристов с мо­мента его основания, а позже осуществлял связь между Север­ным и Южным обществами. 10 ноября 1825 г. он вернулся в Петербург с Украины, где провел целый год. Что он мог знать о силах восстания, да и о его руководителях (за год состав дека­бристов в столице значительно обновился)? За месяц до восста­ния у него не было возможности подсчитать эти силы, а това­рищам он привык доверять. 14 декабря «диктатору» на Сенат­ской площади делать было нечего. Он мог предложить восстав­шим одно из двух: либо идти в атаку на войска, верные Николаю I, либо сложить оружие. Любая его команда вызвала бы бесполезное пролитие крови — отсутствие же диктатора на площади оставляло надежду на то, что все кончится без жертв. Оправдывать свое поведение позже в Сибири он не находил нужным (вина в этом случае пала бы на тех, кто отказался вы­полнять его план). Заметим, что товарищи, понимая это, С. П. Трубецкого никогда и ни в чем не упрекали. План начал разваливаться в ночь с 24 на 25 декабря, когда руководители первого  и  второго отрядов А. И. Якубович и А. М. Булатов отказались идти на Зимний дворец и Петро­павловскую крепость, опасаясь кровопролития. В это же вре­мя П. Г. Каховский отказался стрелять в Николая I, вопреки секретной договоренности с К. Ф. Рылеевым. Дальше про­изошло то, что и должно было произойти: восстание, оказав­шееся импровизацией, потерпело поражение. Власти, ничего не знавшие о разногласиях среди революционеров, не сразу ос­мелились применить силу. К восставшим выезжали с уговора­ми сложить оружие генерал-губернатор Петербурга М. А. Ми-лорадович (убитый П. Г. Каховским), великий князь Михаил Павлович (в него стрелял В. К. Кюхельбекер, но промахнул­ся), петербургский и киевский митрополиты (их прогнали сол­даты). Лишь в сумерках Николай решился применить против мятежного каре артиллерию. Три с половиной тысячи солдат были разогнаны огнем пушек. [2;148]

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ

Среди причин поражения декабристов главной называют ту, которую А. И. Герцен определил так: «на площади не хва­тало народа». Немедленно встает следующий вопрос: почему же на площади не было народа? Дворянские революционеры обдуманно не пытались призвать народ к мятежу ни в Петер­бурге, ни на Украине. Они считали, что темнота, неорганизо­ванность, отсталость крестьянства и городских «низов» прине­сут их делу лишь вред. Более того, в народных массах они ско­рее видели союзника престола: те легче воспринимали старые ценности (Бог, царь, монархия), чем новые (республика, конс­титуция, свобода).

Конечно, сыграли роль и разногласия среди самих дека­бристов. Впрочем, их не могло не быть. Спор шел о главном — о поиске нравственных средств для достижения высочайших целей, и у каждого было свое мнение, свое понимание нравст­венности и чести. Декабристам, как и Александру I, не хватило союзников. Царь и оппозиция, как показывает анализ, могли объединиться ради осуществления преобразований. Их цели бы­ли близки. Широкой же поддержке взяться было неоткуда. Се­верное и Южное общества вели пропаганду только в армии. Как и власть, они пытались повести народ к справедливому общест­венному устройству, не спрашивая желания народа.

СЛЕДСТВИЕ И СУД

По делу о «бунте в Петербурге и на Украине» было арестова­но 316 человек. Большую часть арестованных освободили, не найдя в их действиях состава преступления. Следствие над остальными вел Тайный следственный комитет, работавший под леусыпным контролем Николая I.

Считается, что декабристы на следствии вели себя не слиш­ком твердо, откровенно рассказывали на допросах о целях тай­ных организаций, называли имена своих товарищей. Многие действительно ничего от своих следователей не скрывали. Но их поведение не было следствием слабости или трусости. Все было сложнее.

В июле 1826 г. тайно, в отсутствие обвиняемых судили 178 человек. Пятеро — П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Му­равьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский — были повешены, остальные приговорены к разным срокам каторги, поселению в Сибири или отправке на Кавказ рядовы­ми. Николаю I не удалось доказать главного: что выступление декабристов было не политическим движением, а бунтом, по­пыткой цареубийства. Он решил обречь их на политическую смерть, вечное забвение. Даже упоминать имена декабристов было запрещено. [2;159]

В СИБИРИ

Сторонников у восставших было мало. Причины и цели их выступления, однако, горячо обсуждала вся мыслящая Рос­сия. Жестокая расправа с декабристами, из трудная жизнь в Сибири привлекли к ним симпатии общества. Постоянно напо­минали стране об осужденных жены и сестры декабристов, особенно те, что отправились за ними в ссылку. Женщины, ко­торым власти не могли запретить вести переписку, свидетель­ствовали об участи несчастных. Не собирались молчать и сами участники движения декабристов. М. С. Лунин в «Письмах из Сибири» отстаивал право на политические высказывания, до­казывал правоту декабристов и лживость судей.

Выйдя на поселение, декабристы занимались сельским хо­зяйством, медициной, развернули широкую просветитель­скую деятельность, внимательно следили за жизнью страны. Амнистия пришла к декабристам лишь в 1856 г., когда многие из них уже умерли. Однако никто не мог сказать о вернувших­ся, что они сломлены, примирились с правительственным гне­том, забыли об идеалах юности.[4;97]

МЕСТО И РОЛЬ ДЕКАБРИСТОВ В ИСТОРИИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ

Ленин высоко оценил первое выступление против самодер­жавия — восстание декабристов.

Историю русского революционного движения Ленин, как уже сказано, начинает с декабристов.

«В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было пред­ставлено почти исключительно дворянами»,— говорил Ле­нин в «Докладе о революции 1905 года». В день памяти первой русской революции 1905 г. Ленин счел нужным вспомнить и о дне 14 декабря 1825 г., когда дворяне-революционеры впервые в истории России выступили с оружием в руках против самодержавия. Декабристы ие только выдвинули лозунги борьбы с самодержа­вием н крепостным строем, но впервые в истории рево­люционного движения в России организовали открытое выступление во имя этих требований.

Декабристы были деятелями первого, дворянского, эта­па революционного движения в России.

Периодизация русского освободительного движения ярко очерчена Лениным в произведении «Из прошлого рабочей печати в России».

«Освободительное движение в России прошло три глав­ные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) пе­риод дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) раз­ночинский или буржуазно-демократический, приблизи­тельно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895.

Самыми выдающимися деятелями дворянского перио­да были декабристы и Герцен. В ту пору, при крепост­ном праве, о выделении рабочего класса из общей массы крепостного, бесправного, «низшего», «черного» сословия пе могло быть и речи. Предшественницей рабочей (про­летарски-демократической или социал-демократической) печати была тогда общедемократическая бесцензурная печать с «Колоколом» Герцена во главе ее.

Как декабристы разбудили Герцена, так Герцен и его «Колокол» помогли пробуждению разночинцев...».

Таким образом, восстание декабристов имело большое

значение в истории революционного движения в России.

Это было первое открытое выступление против самодер­жавия с оружием в руках. До этого времени в России происходили лишь стихийные крестьянские волнения. Восставшее крестьянство героически боролось против кре­постного гнета, и значение этой борьбы было прогрес­сивно: она расшатывала устои крепостного строя и сокра­щала сроки его существования.

Но стихийное крестьян­ское движение было политически  темным, его не освещало политическое сознание; крестьяне шли на борьбу про­тив помещиков, но в своей темноте были бессильны под­няться до сознательных лозунгов борьбы с царизмом, с крепостным строем в целом, верили в «доброго царя» и были во власти темной идеологии «наивного монархиз­ма». Революционным движением еще нельзя назвать сти­хийные крестьянские восстания. Революционная борьба ведется политически сознательными людьми, сложивши­мися в организацию. Революционеры имеют политиче­скую программу и сознательно разработанную тактику действий.

Между стихийными крестьянскими восстаниями Рази­на и Пугачева и выступлением декабристов легла целая полоса мировой истории: ее новый этап был открыт побе­дой революции во Франции конца XVIII в., вопрос лик­видации феодально-абсолютистского строя и утверждения нового — аищалистического — встал во весь рост перед Европой. Декабристы принадлежат к этому новому вре­мени, и в этом существенная сторона их исторического значения. [5;112]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Восстание декабристов было политически сознательным, ставило себе задачу ликвидации феодально-абсолютистско­го строя, было освещено передовыми идеями эпохи. Впер­вые в истории России мы можем говорить о революцион­ной программе, о сознательной революционной тактике, анализировать конституционные проекты ,Радищев был идейным предшественником декабристов, но условия исторического развития России тогда еще не созрели до такой степени, чтобы было можно создать революционную организацию. Между тем декабристы не только замыслили, но и организовали первое в истории России восстание против самодержавия. Они со­вершили его открыто, на площади столицы, перед лицом собравшегося народа. Их действия отмечены печатью клас­совой ограниченности, они были «страшно далеки от на­рода», но они принадлежали к тем передовым деятелям своего времени, которые «помогли разбудить народ».

Лозунги борьбы против крепостного права и самодер­жавия, выдвинутые декабристами, не были лозунгами слу­чайного и преходящего значения: они имели большой ис­торический смысл и остались на долгие годы действен­ными и актуальными в революционном движении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. История России.XIX век. Под редакцией М. Ю. Брандт. Изд. Дрофа,М. 1998г.
  2. Я. Гордин. События и люди 14 декабря. Изд. «Советская Россия»,М. 1985г.
  3. М. В. Нечнина. Декабристы. Изд. «Наука»,М. 1982г.
  4. Э.А. Павлюченко. В добровольном изгнании о женах и сестрах декабристов. Изд. «Наука». 1990г.
  5. Энциклопедия по истории отечества. Под редакцией О. Л. Соболевой. М. «Аст-Пресс» 2001г.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+8
Размер: 24.65K
Скачано: 284
Скачать бесплатно
04.05.09 в 07:53 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе