Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Аналитический обзор статьи

Аналитический обзор статьи [26.11.14]

Тема: Аналитический обзор статьи

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Эссе | Размер: 29.60K | Скачано: 307 | Добавлен 26.11.14 в 19:54 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе

Вуз: Уральский государственный экономический университет

Год и город: Екатеринбург 2014


В данной статье автора Р.М. Нуреева хотелось бы выделить одну наиболее важную проблему: становление цивилизации в мире. Ещё со школы мы знаем, что на ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью/родом/общиной, частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Другой же особенностью первобытной социальности был ее, так называемый, естественный характер. Любые отношения между людьми естественно возникали в процессе их совместной жизни и деятельности, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Если честно, то понятие цивилизации меня первоначально настораживает своей неопределенностью и многозначностью, в него вкладывается самое различное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры, и как нечто ей противостоящее, например как бездушное тело общества в противоположность культуре как началу духовному. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По Шпенглеру, цивилизация – это этап упадка культуры, ее старения.

В то же время в общественных науках и социальной философии (в том числе у А. Дж. Тойнби) понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени или как фиксация определенного уровня технологического развития.

Наличие многочисленных толкований и цивилизации дает основания для критического отношения к этому понятию. Но вместе с тем сама жизнь показала необходимость использования понятия цивилизации, выявления его реального научного содержания.

Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.

Так же автор рассказывает нам о различных цивилизациях, тем самым сравнивая их, и проводит между ними связь. Например, одной из самых молодых цивилизаций Востока является исламская. Она начала формироваться лишь в VII в. Колыбелью ее стал Аравийский полуостров. Этот пестрый в культурном и социально-экономическом отношении облик Аравии совершенно изменило появление новой религии. Ислам не только сыграл объединяющую и цивилизующую роль в судьбах арабов, он наряду с другими факторами привел к возникновению гигантского исламского мира.

Догматика Корана довольно проста, она покоится на пяти "столпах веры". Мусульманин должен верить в единого Бога (Аллаха) и его посланника Мухаммеда, ежедневно пять раз читать молитву, поститься, подавать милостыню и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, где в храме Кааба находится священный черный камень (по мнению мусульман, это окаменевший ангел, который должен ожить в день Страшного Суда). Идеи ислама пронизаны фатализмом - верой в предопределение. Фатализм чрезвычайно сильно укрепился в массовом сознании мусульман, поэтому объективно этика ислама (в отличие от конфуцианской, католической или тем более протестантской) принижает роль деятельного начала в человеке и не ориентирует его на активное преобразование мира.

Так же одним самых загадочных континентов на планете является Африка. Нам с детства многое известно о цивилизациях Африки. Мы многое знаем о Древнем Египте: пирамиды, сфинкс, золото фараонов, династии Старого и Нового царств. Но как мало знаем мы о том, как появился этот загадочный материк.

В отдаленном прошлом цивилизаций на Африканском континенте еще не существовало. Расселяясь по Земле, первобытные люди обладали весьма схожей примитивной культурой и почти одинаковым общественным строем. Так было на протяжении тысячелетий, в течение которых орды охотников и собирателей заселили просторы всех континентов Земли. Связи между этими группами людей были крайне слабы, носили случайный характер либо совсем отсутствовали. Дальнейший прогресс человечества выражался в количественном и качественном росте производительных сил, развитии общественных отношений, культуры, в усложнении их структур, далеко не равномерном в разных обществах, на разных концах ойкумены. Постепенно большая часть человечества перешла от охотничье-собирательского хозяйства к занятию земледелием и скотоводством. Раньше всего этот переход совершился в Передней Азии, несколько позднее — в Египте и Сахаре, которая тогда не была пустыней, еще позднее — в Нубии и Эфиопии, в IV—II тысячелетиях до н. э. — в Западной Африке, распространяясь все далее и далее на юг.

Так же хотелось бы отметить китайскую цивилизацию, как не менее интересный процесс в истории.  Китайская цивилизация – одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).

Для китайской цивилизации со времён Конфуция была характерна высокая социально-политическая активность каждого человека, направленная на достижение счастья и благополучия именно в земной жизни — при этом судьба его зависела не от божественного предопределения, а от собственных усилий. В этом коренится насыщенность китайской истории массовыми народными движениями и типичная для Китая высокая социальная мобильность.

Религией Китая был не махаянистский буддизм, а причудливый сплав конфуцианства, буддизма, даосизма и традиционных верований. Любой китаец, кроме членов буддийского и даосского духовенства, в быту молился духам предков и благодетельным богам, в официальной жизни был конфуцианцем, в минуты размышлений о жизни и смерти обращался к буддийским и даосским учениям - и все это безо всяких религиозных кризисов.

 Таким образом, история отдельных народов не укладывается в единую всемирную историю цивилизаций. Ни одна отдельно взятая цивилизация не может быть понята и объяснена. Естественно, что исторические особенности народов как целостных социальных общностей позволяют говорить об их цивилизационных различиях, тем более что народы часто «опережают» друг друга или «отстают» друг от друга в своем формационном развитии. Но всё же цивилизации связаны между собой и имеют общую структуру.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 29.60K
Скачано: 307
Скачать бесплатно
26.11.14 в 19:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе