Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Последствия Второй мировой войны

Последствия Второй мировой войны [12.11.14]

Тема: Последствия Второй мировой войны

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Реферат | Размер: 21.62K | Скачано: 363 | Добавлен 12.11.14 в 10:19 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание

1 Последствия Второй мировой войны 1939–1945 гг. для европейских стран. 3

2 Содержание и результаты осуществления плана Дж. Маршалла. 8

Список использованных источников. 14

 

1 Последствия Второй мировой войны 1939–1945 гг. для европейских стран

Вторая мировая война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. На его различных этапах с обеих сторон одновременно участвовало от 8 до 12,8 миллионов человек, от 84 до163 тысяч орудий, от 6,5 до 18,8 тысяч самолетов. Общий театр военных действий в 5,5 раза превышал территории, охваченные Первой мировой войной. Всего же в войну с 1939 по 1945 гг. были втянуты 64 государства с совокупным населением в 1,7 миллиарда человек. Потери, понесенные в результате войны, поражают своими масштабами. Погибло более 50 миллионов человек, только в лагерях смерти уничтожено 11 миллионов жизней. Экономика большинства стран была подорвана [3, с. 113].

Огромны материальные потери периода войны. На Европейском континенте в руины были превращены тысячи городов и селений, разрушены заводы, фабрики, мосты, дороги, утрачена значительная часть транспортных средств. Особенно от войны пострадало сельское хозяйство. Огромные площади сельскохозяйственных угодий были заброшены, более чем на половину сократилось поголовье скота. В первые послевоенные годы к тяготам войны добавился голод в целом ряде стран.

Произошёл разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и больших капиталовложений. Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, что вело к сужению аграрного сектора, несмотря на повышенный спрос.

 Фактически страны Западной Европы за счёт собственного производства могли обеспечить свои потребности – в зерне, хлопке, меди, алюминии лишь на 40 %, свинце, цинке – на 30 %, в масле, сале – на 15 %, жидком топливе, мясе – на 10 %.

Формой обеспечения европейской кооперации стала Организация Европейского Экономического Сотрудничества (ОЕЭС), в рамках сотрудничества её стран-участниц по либерализации торговли и платежей потребовалась координация инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.

 Только США, находясь в географическом удалении от военных действий, смогли умело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру, и за годы войны промышленное производство здесь удвоилось, а чистая прибыль корпораций - утроилась. В ряде отраслей наблюдался высокий рост, и в результате США стали обладателями двух третей промышленного производства и золотого запаса мира.

Сразу же после войны Соединенные штаты смогли быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции. Если во время войны половина всех производственных мощностей была задействована в выпуске военной продукции, то к середине 1947 г. переход был практически завершен, а уровень общей занятости повысился. Основу этих достижений составили следующие факторы:

- хорошая организация государственного управления;

- программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта;

- быстрый рост частного потребления;

- расширение инвестиций в запасы и оборудование;

- государственная политика экспорта благ и услуг [2, с. 211].

Укрепление экономического положения США позволило им осуществлять новую внешнеэкономическую стратегию, получившую название «Пакс Американа» – либеральное устройство мира под американским покровительством. Наиболее ярким ее проявлением стала серия соглашений по таможенным тарифам 1946-1947 гг., послужившая основой для возникновения ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) в 1948 г. Однако успешное развитие мировой торговли в немалой степени зависело от восстановления европейской экономики. Первоначально США пытались решить проблемы, предоставляя западноевропейским странам краткосрочные кредиты, сумма которых к 15 августа 1947 г. составила уже 7 263 млн. долл. Однако начало «холодной войны» потребовало смены тактики.

Специально созданная комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам подтвердила катастрофическое состояние западноевропейской экономики и США после войны выступили в качестве своеобразного спонсора по программе восстановления и развития Европы, автором которой стал Джордж Маршалл. Программа удовлетворяла следующим требованиям:

 - обеспечение большей самоокупаемости экономического возрождения Европы;

- повышение отдачи от американской помощи;

-соответствие начавшемуся обновлению технологической базы американской экономики в к 40-м годам [2, с. 217].

Война вызвала значительное ослабление экономических и политических позиций Великобритании, хотя её людские потери (245 тыс. убитых и 278 тыс. раненых) были меньше, чем в Первой мировой войне. Расходы на войну составили более 25 миллиардов фунтов стерлингов; государственный долг вырос с 7,2 миллиардов фунтов стерлингов, в 1939 до 23,7 миллиардов фунтов стерлингов в 1946. Великобритания потеряла около 25% национального богатства страны. Промышленная продукция и внешняя торговля сократились, установилась долговременная экономическая и политическая зависимость Великобритании от США. В условиях развернувшейся научно-технической революции усилилось отставание Великобритании от ведущих капиталистических стран по темпам роста промышленного производства (с 1950 по 1968 прирост промышленной продукции в Великобритании составил 68%, в Японии 1068%, в Италии 319%, в ФРГ 256%, во Франции 156%). В конце 50-х гг. ФРГ, а в конце 60-х гг. Япония обогнали Великобританию по уровню производства промышленной продукции, оттеснив её на 4-е место в капиталистическом мире

Во Франции в послевоенный период значительно возросла роль государства в хозяйственной жизни. Восстановление экономики в 1945-1947 гг. Франция начала на основе национализации таких отраслей, как электроэнергетика, добыча угля, газовая и авиационная промышленность, судоходство и воздушный транспорт, а также ряда банков, сберегательных касс и страховых компаний. Было национализировано примерно 20% производственных мощностей страны. Управление национализированными предприятиями осуществляли административные советы, в состав которых входили представители рабочих. Национализация проводилась на основе компенсации, а полученные от нее средства вкладывались в наиболее рентабельные и прибыльные отрасли.

К 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, 80% авиационного производства и электроэнергетики, более 40% автомобильной промышленности. Помимо этого государство владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, держало акции ряда авиационных и морских транспортных компаний [1, с. 94].

Значительную помощь в послевоенном восстановлении Франции сыграл план Маршалла. Франция получала от США помощь не только в натуральной, но и в денежной форме.

Приоритеты промышленной политики в послевоенной Японии последовательно смещались от преимущественного развития трудоемких отраслей (легкая промышленность), затем материалоемких (металлургия, нефтехимия, автомобильная промышленность, судостроение) к наукоемким отраслям и производствам (электроника, биотехнология, новые материалы). Понимание неизбежности этих процессов пришло далеко не сразу, а смена приоритетов протекала отнюдь не безболезненно. Ведь речь шла об отраслях с весьма высоким мировым рейтингом (черная металлургия, автопромышленность), фактически созданных после войны, имеющих достаточно современные средства труда и сравнительно молодой производственный аппарат. Предстояло определить качественно новую роль и новое место этих отраслей в структуре обновляемой экономики.

Архитектором преобразований стал Л. Эрхард, который вначале был министром экономики, а затем и канцлером страны. Предложил программу соц. рыночного хоз-ва. Выпускает книгу «Благосостояние для всех», в которой он приводит этапы и направления возрождения экономики страны. Проводится ряд реформ: денежная, ценовая, налоговая (средний и мелкой бизнес на период 3-5 лет освобождались от налогов вовсе), основной налоговый прессинг ложился на крупнейшие немецкие корпорации и уже в первый год стали сказываться положительные результаты. На 1/3 выросла производительность труда, исчез черный рынок, уровень заработной платы не отставал от роста цен, вводился каталог обязательных цен и др. В итоге к концу 50-х - началу 60-х гг. ФРГ восстановила свое хозяйство и заняла 1ое место в Европе в экономическом отношении, стала инициатором создания «общего рынка» [7, с. 190].

Именно эти страшные итоги Второй мировой войны, поставившие на грань уничтожения цивилизацию, заставили активизироваться ее жизнеспособные силы. Об этом свидетельствуют, в частности, факт оформления действенной структуры мирового сообщества – Организации объединенных наций (ООН), противостоящей тоталитарным тенденциям в развитии отдельных государств; акт Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, тоталитаризм, наказавших главарей преступных режимов; широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов о запрете на производство, распространение и применение оружия массового поражения и так далее.

Итак, итоги Второй мировой войны привели к крупным политическим изменениям на международной арене, постепенному развитию тенденции к сотрудничеству государств с различными социальными системами.

 

2 Содержание и результаты осуществления плана Дж. Маршалла

Ярким примером экономической дипломатии является план Маршалла, выраженный во внешней политике США.

После 1945 года усиливается влияние государства на ход экономических процессов, усиливается процесс перераспределения доходов через государственный бюджет. Государство активно вмешивается в экономические процессы стран Западной Европы. Такая политика получила название - развитие смешанной экономики, которое предполагает в качестве субъектов - индивидов, фирм, государство. Причем государство как субъект экономических отношений выступает не только в процессе распределения, но и в процессе производства.

В июне 1948 года Госсекретарь США Дж. Маршалл выдвигает план программы восстановления

Соединенные Штаты Америки закончили вторую мировую войну являясь бесспорным лидером капиталистического мира. За годы войны национальный доход США удвоился, более чем в вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и международный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприятий с числом рабочих более 10 тысяч увеличилось в 7 раз [5, с. 101].

 Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.

 Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США и ресурсы страны в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств и развития Европы после Второй Мировой войны на основе экономической помощи от США в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года. План Маршала стал важным стимулом, побудившим свершить то, что вначале казалось невозможным. Прошло всего несколько лет, и производство сельскохозяйственной и промышленной продукции превысило довоенный уровень.

 План Маршалла преследовал три основные цели:

 1) Побуждал европейские страны возобновить политическое и экономическое сотрудничество и усиливал их интеграцию в мировую экономику.

 2) Позволял им закупать сырьё и оборудование в странах с твёрдой валютой.

 3) Одновременно представлял собой программу государственной поддержки экономики самих Соединённых Штатов, поскольку стимулировал американский экспорт.

 В апреле 1948 года Конгресс США принял Закон о помощи иностранным государствам, условия двустороннего соглашения:

 1) Обязательство формировать свободное предпринимательство;

 2) Поощрять частные американские вложения;

 3) Сотрудничать в понижении таможенных тарифов;

 4) Обеспечить финансовую устойчивость;

 5) Систематически отчитываться в использовании принятых средств.

 Такие контракты подписали 16 стран: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Греция, Турция, ФРГ (в 1949 году) [6, с. 120].

 СССР и другие государства народной демократии отказались принимать участие в плане Маршалла.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 г., когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе.

США оказали европейским странам помощь в объеме 17 млрд. долл. 2/3 этой суммы досталось Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. Германии оказывалось явное предпочтение. Поставки продовольствия, топлива и удобрений составляли 70% от всей помощи. Однако главный смысл плана заключался в возрождении и развитии внутриевропейской торговли, активизации производственных мощностей для ускоренного выпуска продукции, укрепления национальных валют [4, с. 76].

  1. Все поставки по плану Маршала были разделены на три группы:
  2. Предметы жизненной необходимости ( продукты питания, топливо, одежду);
  3. Промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы;

 Сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.

Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели:

  1. Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.
  2. Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
  3. Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Особое место в «плане Маршалла» было уделено Западной Германии. Так, за первые годы реализации «плана Маршалла» (1948-1951) Германия получила от США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия.

 Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых фирм. Полученные по «плану Маршалла» фонды, были инвестированы в частный и промышленный сектор. Однако, банки были основой инвестиционного процесса. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста.

 Реализация «плана Маршалла» в ФРГ была важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе. Западногерманский вариант перехода от централизованного управляемого хозяйства к рынку представляет собой ценный опыт для всех стран, решающих подобную задачу [6, с. 98].

Конструктивная реализация этого сценария и воплотилась в «плане Маршалла». Представляется оправданным заметить, что структурные сдвиги, охватившие в настоящее время индустриально развитые страны, низкая платежеспособность бывших советских республик выдвигают подобные осуществленным с помощью «плана Маршалла» задачи перед стратегией международного экономического сотрудничества, направленного на поддержку восточноевропейских реформ.

В соответствии с «планом Маршалла» европейские его участники должны были:

 - предпринять меры по облегчению обмена товарами и услугами между собой, ускорить развитие внутри европейской торговли,

 - через межстрановую кооперацию в их рамках обеспечит активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции,

-  предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним,

 - придать европейской кооперации организационное обеспечение. Как известно, формой такого обеспечения стала ОЕЭС – Организация европейского экономического сотрудничества, объединившая 16 государств.

Об изменении ситуации в Западной Европе в ходе реализации «плана Маршалла» свидетельствует то, что ежегодная помощь в 4-5 млрд.$ позволила за 3 года увеличить выпуск продукции на 20 млрд.$. Высокая результативность этого плана во многом объясняется тем, что он был ориентирован на «расшивку узких мест» в снабжении западноевропейского производства, на избирательном импорте сырья и материалов [5, с. 64].

 Меры по перестройке хозяйственных отношений, в том числе внешнеэкономических, по финансовой стабилизации сочетались с усилиями по сохранению европейского экономического потенциала, повышению эффективности его использования. Только этот потенциал мог служить источником самообеспечения Европы ресурсами для создания альтернативных каналов снабжения европейской промышленности сырьем, для развития импортозамещающих и экспортных производств. Тем самым расширились возможности для импорта из США уже не столько сырья, сколько новых технологий.

 В такой политике избирательного импорта, активизации использования наиболее эффективных из имеющихся производственных мощностей нуждается в настоящее время Восточная Европа. Укрепление производств, сдерживающих импорт потребительских и сырьевых продуктов может послужить ей средством высвобождения ресурсов для замены крайне изношенных и устаревших фондов.

 

Тест

Расшифруйте приведенные аббревиатуры (сокращения) международных организаций, созданных после Второй мировой войны:

1. НАТО - North Atlantic Treaty Organization, что дословно переводится Организация североатлантического договора

2. СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи

3. ЕС  - Европейский союз

4. МВФ - Международный валютный фонд

5. ООН - Организация Объединенных Наций

6. ОВД- Организации Варшавского договора

 

Список использованных источников

  1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история 1945 - начала 1990-х годов: События, люди, проблемы. - М.: 2008. – 268 с.
  2. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М.: Просвещение, 2009. – 320 с.
  3. Кредер А.А. Новейшая история. Ч. 2. – М.: 2008. – 396 с.
  4. Лойберг Н.Я. История экономики. – М.: 2009. – 415 с.
  5. Ломберг М.Я. История экономики. - М.: ИНФРА, 2009. – 354 с.
  6. Манукян А.А. Проблемы послевоенного развития экономики капиталистических стран. - М.: Экономика, 2010. - 315 с.
  7. Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история ХХ ст. - М.: Просвещение, 2009. - 456 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.62K
Скачано: 363
Скачать бесплатно
12.11.14 в 10:19 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе