Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Контрольная по культурологии вариант 6

Контрольная по культурологии вариант 6 [08.11.14]

Тема: Контрольная по культурологии вариант 6

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.50K | Скачано: 242 | Добавлен 08.11.14 в 13:13 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: не указан


Содержание

1.    Почему культуру Древней Греции называют «греческим чудом»? Каковы причины культурного взлета

Древней Греции?

2.    Какова роль религии в жизни общества?

3.    Творчество какого отечественного художника вызывает у Вас наибольший интерес и почему?

 

1. Почему культуру Древней Греции называют «греческим чудом»? Каковы причины культурного взлета Древней Греции?

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения Египта, Вавилонии, Месопотамии, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве это не чудо? Ведь греческую культуру можно охарактеризовать как резкое отклонение от общей нормы, уникальное явление на фоне истории Древнего мира и всего человечества.

Перечисляя культурные достижения греческих учёных, все время приходится употреблять слово «первые»: первые труды по математике, геометрии, астрономии и логике, первые философские системы, первые историки и географы, первые театры и музеи, и многое другое, без чего невозможно представить нашу современную культуру. Особого уровня достигла и техника. Это дало сильный толчок к развитию производительных сил.  Следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовали греческие города Малой Азии — Милет, Эфес, Галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства.

Стоит так же сказать, что Эллада стала родиной всех современных форм государства и правления, и прежде всего — республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла (443-429 до н.э.). В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека.

Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге “Греческая цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура основывались на античном рабстве. Поэтому Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей и имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом”. Также выделялась особая одаренность греков в сравнении с другими народами древности. «Причины величия греческой цивилизации не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до нашей эры».

За счет беспощадной эксплуатации рабов греческие рабовладельцы создали высокую культуру. Она же и легла в основу последующего культурного развития европейских народов. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки. А без того фундамента, который был заложен Грецией, не было бы и современной Европы…»

Причин культурного взлета Древней Греции много.

Во-первых, Греция - приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов. Недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и т.д.

Во - вторых, интенсивный характер экономики, ее многопрофильный характер, активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, а так же наличие конституированной частной собственности.

В – третьих, широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжелой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью.

Немалую роль сыграл природный талант эллинов, их увлеченность делом, любопытство, творчество, состязательность. А так же такие  отличительные черты,  как  диалогичность,  рациональный склад ума,  любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость, стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству.  Они хотели понять природу человека, сильные и слабые стороны его души.

 

2.  Какова роль религии в жизни общества?

Религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культуры, традициями, влиянием смежных социально-политических образований (например, Византия и Киевская Русь).

В современном мире роль религии довольно значительная, хотя надо иметь в виду, что многое зависит от умения той или иной религии адаптироваться к современным реалиям в скоротечном современном мире.

Влияние религии реализуется через ее функции в обществе. Действительно, выполнение этих функций (особенно регулятивно-нормативной) убедительно демонстрирует, что религия без основания претендует на регламентацию жизни человека (начиная с бытовых указаний и кончая моралью) и общества в целом. Можно привести примеры влияния религии на культуру (например, запрет на все виды изобразительного искусства в исламе);на науку (например, инквизиция в средневековой Европе и ее гонения на ученых - Г. Галилей, Д. Бруно.);на политику (например, политическая деятельность римско-католической церкви в духе концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского, современная политика Ватикана, а также теократические исламские режимы в современном Иране, некоторых других странах Востока и т.д.).

Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции.

Во-первых, религия является мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и сейчас).

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряженности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация. К последней относя все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна.

Религия – это одна из основ существования общества. Благодаря ей люди остаются людьми.

 

3. Творчество какого отечественного художника вызывает у Вас наибольший интерес и почему?

Все отечественные художники заслуживают внимания к себе и своим картинам. Самый близкий мне по духу и восприятию мира - Нисский Георгий Григорьевич. Детство художника прошло на маленькой железнодорожной станции близ Гомеля. Местный живописец В. Зорин, увидевший рисунки юноши, посоветовал ему продолжить занятия изобразительным искусством. Вняв совету, Нисский поступил в гомельскую Студию изобразительных искусств имени М. Врубеля. Его способности заметили и в 1921 г. направили в Москву на подготовительные курсы при Высших художественно-технических мастерских. В 1923 г. Нисский перешел на живописное отделение, где его учителями были А. Д. Древин и Р. Р. Фальк.

 Художник увлекается морской тематикой, его притягивают бескрайние морские просторы, гладкие и чистые воды каналов, в которых отражаются белые паруса. Многочисленные марины Нисского посвящены героической романтике жизни военных моряков («Маневры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Кажущаяся фантастичность образов не мешает им быть реальными и осязаемыми: Нисский пишет современную ему жизнь, далекую от романтических приключений, обыденную и простую. В картинах заметно восхищение художника мощью морской стихии, но его море не безлюдно, в нем чувствуется присутствие воли и энергии человека (триптих «Порт на севере», 1956-1957).

Георгий Григорьевич — замечательный иллюстратор, и в этом жанре он остается верен морской тематике. Он создает прекрасные иллюстрации к произведениям писателей-маринистов (к «Цусиме» Новикова-Прибоя, «Морской душе» Соболева).

Мне нравится то, что художник использует «холодные» оттенки в своих картинах. Это придает им необычайную притягательность… Хочется смотреть и смотреть на них. Моя самая любимая работа Нисского - Севастополь Встреча. На ней изображена влюбленная пара на фоне крымского пейзажа. Художник умело передает настроение этой картины с помощью мелких деталей.

Его произведения очень патриотичны. Смотришь на них и сразу понимаешь, что художник жил во времена Советского Союза. Очень жаль, что в настоящее время отечественное творчество утеряло свою изюминку. Работы современных художников зачастую лишены духа патриотизма.

Каждый период истории нашей страны нашел отражение в работах великих художников, поэтов, писателей. Эти работы позволяют нам глубже понять и осмыслить нашу историю, увидеть, как жили наши предки, во что они верили и что считали наиболее ценным. Работы Нисского помогают почувствовать значимость советского периода нашей истории для наших бабушек и дедушек.

 

Литература

1.Викторов В.В. Культурология: Учебник. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

2.Викторов В.В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учебное пособие. — М.: Вузовский учебник, 2009.

3. Горелов, А. А. История мировых религий. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.

4. Малерб, М. Религии человечества. – М.; СПб.: «Рудомино», «Университетская книга», 1997.

5. Садохин А. П., Грушевицкая, Т. Г. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6.Торосян, В. Г. Культурология: история мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2005.

7. Чернобаева Т.П. Культура и искусство России: Учебно-методический комплекс (для студентов всех специальностей и направлений подготовки). М.: ФА, 2008.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 29.50K
Скачано: 242
Скачать бесплатно
08.11.14 в 13:13 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе