Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Развитие научных знаний
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 31.91K | Скачано: 252 | Добавлен 08.11.14 в 13:04 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение |
3 |
1.Развитие научных знаний. Важнейшие изобретения и открытия древних китайцев |
4 |
2.Возникновение и развитие письменности. Литература Древнего Китая |
8 |
Заключение |
12 |
3. Тест |
13 |
Список литературы |
14 |
Введение.
Древний Китай одна из старейших цивилизаций мира. Государственным образованием которой являлась династия Шан–Инь (1600г. до н.э – 1046г. до н.э). Концом существования древнекитайской цивилизации считают крушение империи Хань (220г.н.э.). Древний Китай до второй половины Ι тыс. до н.э. развивался, по сути, в отрыве от других цивилизаций, именно поэтому сумел сохранить самобытность до наших дней.
«Самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших» - так о ней пишет Маркова А.Н. [2, с.86]
Ни что в культуре Китая не случайно, все имеет свое обоснование. Во всех видах искусства древнекитайской цивилизации прослеживаются неоспоримые доминанты их бытия.
Династии сменяли одна другую, то или иное учение занимало лидирующие позиции, однако незыблемыми оставались культ предков и культ природы.
1. Развитие научных знаний. Важнейшие изобретения и открытия древних китайцев.
Масштабные гидротехнические работы, строительство дворцов, храмов и огромных подземных гробниц свидетельствуют о значительном развитии в ДревнемКитае математических знаний. Наибольшее внимание древнекитайские математики уделяли вычислительным задачам, связанным с потребностями хозяйственной жизни. В Iв.н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», подытоживший достижения математических знаний за несколько веков и свидетельствующий о больших успехах китайцев в этой области. В этом трактате впервые в истории математической науки встречаются отрицательные числа и даются правила операций над ними. «Математика в девяти главах» включала в себя множество задач и примеров из области арифметики, геометрии и алгебры, предназначенных для практического применения.
В эпоху Чжоу началось бурное развитие астрономии. Появились новые приборы для определения координат небесных светил — армиллярные сферы. Был составлен каталог звезд. С помощью солнечных часов была измерена длина солнечной тени, в основном правильно установлен также первый день лунного месяца. Успехи в астрономии способствовали более правильному использованию сезонов в сельском хозяйстве.
В период династии Хань китайцы определили положение многих небесных светил и созвездий и составили карту звездного неба. Китайские астрономы делили небо на 28 созвездий, располагая их вокруг Полярной звезды. В Iв. н.э. в Китае жил крупнейший астроном древности, талантливый мыслитель ЧжанХэн (78-139), сделавший множество открытий и изобретений. ЧжанХэном был создан первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.
ЧжанХэну принадлежит также изобретение первого в мире сейсмографа. Частые землетрясения в Китае вызывали стремление найти способ как можно скорее узнавать об этих страшных стихийных бедствиях. После многолетних исканий ЧжанХэн создал прибор, который, как свидетельствуют источники, точно указал большое землетрясение в Ганьсу.
В рукописях по алхимии 9 века содержатся описания способов изготовления пороха и взрывчатых смесей. Синань — прототип компаса был описан в труде 83 года. Ковш из магнитного железняка ставился на медную полированную пластину, при этом его рукоятка всегда поворачивалась в южном направлении.
Известно, что любая подвижка в развитии производительных сил происходит от какого-либо технического новшества. Период Воюющих царств был временем успешного развития производительных сил, потому что была освоена техника обработки железа. В настоящее время не представляется возможным установить с большой степенью вероятности, когда именно началась в Китае обработка железа. Судя по данным древнекитайских письменных источников, это произошло не позднее VI в. до н.э. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в период Чжаньго орудия из железа получили значительное распространение. Древние китайцы вошли в железный век.
Железные орудия, которые стали употребляться в земледелии, способствовали его широкому развитию. Согласно данным, имеющимся в произведениях философа конца V — начала IV в. до н.э. Мо Ди и в других древних источниках, в этот период в древнем Китае использовались плуг с железным лемехом, железные серп, коса, лопата, мотыга для прополки и разрыхления земли и другие орудия. С употреблением в земледелии плуга с железным лемехом получила распространение пахота на волах и стала возможной более глубокая вспашка земли, что значительно увеличивало урожай.
Для развития земледелия было особенно необходимо проведение ирригационных работ в некоторых областях. Железная лопата сделала возможным создание больших каналов, плотин и дамб. Во многих случаях проведение каналов было обусловлено транспортными и в первую очередь военными целями, но, как отмечает знаменитый древнекитайский историк СымаЦянь (145 — 86 гг. до н. э.), при наличии достаточного количества воды они использовались и для орошения: от каждого канала местные жители отводили огромное множество небольших арыков, несущих воду на поля. Однако в этот период начинают строить и сравнительно большие каналы, специально предназначенные для ирригации.
Успехи в технике земледелия ознаменовались появлением ряда трактатов, посвященных вопросам полеводства, где были разработаны различные способы возделывания сельскохозяйственных культур. В агрономических сочинениях этого времени нашли отражение внедрения в земледелие грядковой культуры, чередования посевов, различные приемы удобрения полей и предпосевного пропитывания семян удобрительным составом, а также другие достижения. Были установлены точные сроки распахивания земли, посева и сбора урожая для многих зерновых и огородных культур. К I в. н.э. китайцы установили зависимость урожаев от качества почвы и классифицировали почвы, разделив их на девять разрядов в соответствии с тем, какие из них наиболее благоприятны для каждой культуры
Значительны достижения древнекитайских медиков. Часть методов их лечения не потеряла своей актуальности и в наше время. Особый интерес представляют методы чжэнь-цзю-терапии (чжэнь — укол иглой, цзю — прижигание). Метод заключался в нанесении укола или ожога в определенные точки тела. Метод цзю заключался в прикладывании кусочков тлеющей травы к определенным участкам кожи с целью нагрева, вплоть до образования ожога. Места, на которые наносились раздражения с помощью укола или прижигания, назывались “сюс” (точки для чжэнь-цзю-терапии), или “жизненные точки”. Таким образом, были разработаны методы лечения болезней без хирургического вмешательства и внутренней терапии.
Традиция шелководства на территории Китая зародилась еще в V—III тысячелетии до н. э. Как гласит старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора, мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать ткань. Самый древний кокон шелкопряда обнаруженный археологами был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. 2200—1700 гг. до н.э.), а первые фрагменты шёлковой ткани в одной из гробниц южного Китая, времен Борющихся царств (475—221 гг. до н.э.). На рубеже новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка: плотный, напоминающий креп, тонкие газовые, сложного плетения, шелка с разнообразным вышитым рисунком. Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали. Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители. Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.
Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шёлка, так как за разглашение тайны полагалась смерть. [4]
2.Возникновение и развитие письменности. Литература Древнего Китая.
Китайская письменность возникла, по-видимому, в до-иньский период, поскольку иньская письменность предстает перед исследователями в достаточно развитом виде. К первым ранним памятникам древнекитайской письменности относятся гадательные надписи XIV — XI вв. до н.э. Иньские надписи представляют собой развитую систему иероглифического письма. Иньцы пользовались знаками, которые фиксировали те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Большинство иньских знаков представляют собой идеограммы — изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Кроме того, использовались знаки другого типа. Один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков, фиксируя звучание слова, одновременно имела дополнительный смысловой детерминатив, т. е. каждый знак имел смысловое значение и фонетическое звучание. В иньских надписях употреблялось более 3500 иероглифов; 1000 из них, которые обозначали родовые и племенные названия, название местностей и имен, впоследствии не употреблялись, а оставшиеся в написании сохранились до наших дней.
В период Чжоу стал применяться так называемый “травянистый почерк”, при котором в написании иероглифов преобладали извилистые линии.
В древнем Китае в качестве материала для письма использовали гладкую поверхность панцирей черепах и костей животных, а также длинные и тонкие деревянные или бамбуковые планки, соединяющиеся затем шнурком или ремнем. Конечно, такое письмо на кости и дереве не давало возможности фиксировать большие сочинения. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали ножом.
Создание письменности послужило основой для появления первых литературных памятников, началом развития литературы. До нас дошли рифмованные тексты на бронзовых сосудах XI — VI вв. до н. э., которые обнаруживают сходство с песнями, вошедшими в “Ши-цзин” — “Книгу песен”, являющуюся древнейшим памятником литературы человечества. Он включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам.
Первый раздел — “Нравы царств” — сюда входят лирические народные песни, поражающие своей искренностью и задушевностью. Вот одна из таких песен: “...Взойду на южную гору, сорву там папоротник. Не вижу любимого — сердце в горе печалится. Но лишь увижу его, но лишь встречу его — сердце сразу радуется...”
Второй раздел — “Малые оды” и третий раздел “Великие оды” содержат в большинстве своем авторские стихотворения, основной темой которых является служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения.
Четвертый раздел — “Гимны” — здесь собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.
Большой интерес представляют элементы предсказаний оракулов и философских рассуждений, которые составляют часть “Ицзин” (“Книги перемен”).
С III в. до н.э. в качестве материала для письма стал употребляться шелк. Вместо заостренной палочки, служившей для письма, была введена в обиход волосяная кисть. На рубеже нашей эры в Китае была изобретена тушь. С конца Старшей династии Хань для письма стали пользоваться графитом. Наконец, в I в. н. э. китайцы впервые в истории изобрели бумагу. Способ изготовления бумаги из древесной коры и старых рыболовных сетей традиция приписывает ханьскому чиновнику Цай Луню. Со II в. н.э. бумага получила широкое распространение. Древнейший материал для письма — бамбуковые планки — быстро стал выходить из употребления. Наряду с бумагой продолжали писать и на шелке, но и он постепенно уступал место бумаге, как более дешевому и удобному материалу. Бумажная книга точно копировала форму шелковой. Листы бумаги исписывались с помощью кисти или графита вертикальными строками справа налево и склеивались в одну полосу длиной до 10 метров. Эта полоса подобно шелковой навертывалась на деревянный или нефритовый стержень. Такая книга имела форму свитка и помещалась в специальном чехле.
К началу нашей эры было значительно пополнено количество письменных знаков. Если в перечне Ли Сы (III в. до н. э.) было 3300 знаков, то в словаре «Шовэнь» (I — II вв. н.э.) их насчитывалось около 10 500, в словаре «Гуян я»(начало III в. н.э.) — более 18 тыс. Вследствие иероглифического характера китайской письменности и отсутствия в ней алфавита перед составителями словарей встала проблема расположения иероглифов в каком-то определенном порядке, дающем возможность быстрого отыскания нужного иероглифа. Это привело к разработке различных систем словарей.
Широкое использование волосяной кисти и туши, изобретение бумаги и применение графита повлекли за собой дальнейшее усовершенствование письменных знаков. К концу Младшей династии Хань китайские иероглифы приобрели законченную форму, которая сохранилась почти в неизменном виде до настоящего времени.
Изобретение бумаги привело к появлению книгопечатания. Задолго до этого было распространено переписывание манускриптов на шелке и бумаге. Специальные деревянные печатные формы с вырезанным на них зеркальным изображением знаков, иногда состоящие из сотни иероглифов, несомненно, были первым шагом к изобретению книгопечатания, так же как и получение чернильных отпечатков текстов, вырезанных на камне или бронзе, с помощью надавливания на бумагу.
Книгопечатание получало все большее распространение. В 1907г. АурельСтейн обнаружил в одном из монастырей Дуньхуана то, что и поныне считается первой полной печатной книгой - пятиметровый свиток «Алмазной Сутры». Ее колофон сообщает, что она «благоговейно . . . выпущена в свет для всеобщего распространения» 15 дня, 4 месяца 868 года .
Ханьский период был временем расцвета литературы. В это время выдвинулась плеяда блестящих прозаиков и поэтов. Многие ханьские императоры покровительствовали литературе и искусству. В правление У-ди при императорском дворе была создана обширная библиотека. При дворе ханьских императоров жили выдающиеся поэты, писатели, ученые. Среди крупнейших ханьских поэтов следует отметить Лу Цзя, Цзя И, МэйШэна и особенно самого блестящего из них — СымаСян-жу. Большим мастерством отмечены произведения поэта Ян Сюна, придворных поэтесс Бан-цзоЮй и Бань Чжао.
Особенно высокого уровня достигла в этот период проза. Среди прозаиков выделяются мастерством историки СымаЦянь и Бань Гу, Дун Фан-шо, ЛюСян и многие другие. Получает значительное распространение литература фантастического характера, создаются легенды, книги чудес, пишутся сказки.
Заключение.
Цивилизация Древнего Китая без сомнений обогатила мировую культуру. Достижения Поднебесной позволили получить новые и пополнить имеющиеся знания Древнего мира.
Цивилизация Древнего Китая во многом определила ментальность современного жителя Поднебесной. Разность подходов к одним и тем же жизненным ценностям, делают непонятными для европейцев мотивацию поступков китайцев. В современном мире для европейца важнее свобода выбора и самовыражение, тогда как для китайца – верность традициям. Китай ни когда не будет развиваться по сценарию Европы или Америки, но при этом, взаимодействие культур способствует прогрессивному формированию человечества.
Культура Древнего Китая заложила основательный фундамент в становлении Китая как одной из великих держав мира.
3. Тест
Выделите из перечисленных ниже изобретений и открытий сделаны в Древнем Китае?
1. Создание небесного глобуса
2. Введение понятия отрицательных чисел
3. Описание солнечных пятен
4. Изобретение компаса
5. Создание насоса
6. Изобретение пороха
7. Изобретение сейсмографа
8. Изобретение фарфора
9. Изобретение солнечных и водяных часов.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.