Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по всеобщей истории »

Контрольная работа: Сталинская демократия

Сталинская демократия [07.11.14]

Тема: Сталинская демократия

Раздел: Бесплатные рефераты по всеобщей истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.79K | Скачано: 50 | Добавлен 07.11.14 в 07:47 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение    3

1. Особенности развития политической системы СССР в конце 20-х – начале 30-х гг.    5

2. Характерные черты Конституции СССР 1936 г.    10

Заключение    17

Список литературы    18

 

Введение

Сталинский период в истории нашей страны всегда будет предметом различных споров и дискуссий. Сегодня существуют две абсолютно противоположные точки зрения. Одни оценивают политическое развитие СССР в сталинский период как эпоху жесточайших репрессий и террора, другие считают тот же период как торжество настоящей - народной демократии.

Словарь научного коммунизма трактует термин социалистическая демократия следующим образом: «Демократия социалистическая - форма государства и способ организации всей политической системы социализма, закрепляющие принадлежность власти трудовому народу, равноправие и свободу личности. Освобождение труда от эксплуатации есть основное условие свободы личности, а необходимость для каждого человека трудиться и вытекающее отсюда право получать вознаграждение по труду - основное условие равноправия. Наконец, в социалистической системе организации народного хозяйства, основанного на общественной собственности на средства производства, заключается условие подлинного народовластия. Достижение равенства, свободы личности, народовластия - историческая цель социализма, коммунизма».

Формально в 30- е годы в СССР сложилась именно такая политическая система. Правовой основой «сталинской демократии» стала Конституция СССР 1936 г. В реальности можно говорить о фактической власти партийной и государственной номенклатуры и жёстких карательных мерах в отношении тех же партийных чиновников.

Сталинизм как политическая система складывался не только благодаря субъективным факторам, но и экономическому курсу на ускоренную индустриализацию.

Форсированное экономическое развитие 30-х гг., осуществлявшееся за счет порой катастрофического падения уровня жизни широких народных масс (особенно в годы первой пятилетки), на базе экспансии методов директивного управления народным хозяйством, расширения сферы принудительного и полупринудительного труда в экономике, вело к ужесточению политического режима в стране, к усилению идеологического прессинга.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что данный период истории нашего государства был сопряжён с достаточно большим количеством разнообразных процессов политических, экономических, социальных, духовных результатом которых и явился политический режим сталинская демократия.

Таким образом, целью данной работы является раскрытие сущности понятия «сталинская демократия».

 

1. Особенности развития политической системы СССР в конце 20-х – начале 30-х гг.

Большевистская партия в 1920-е гг. превратилась в особый общественный институт, встроенный в государственный организм, очень многое в развитии советского общества зависело от борьбы в высших эшелонах партийно-государственного руководства и состояния самой партии.

В итоге данной борьбы власть оказалась в руках партийной номенклатуры.

Сам по себе термин «номенклатура» обозначал перечень, а в данном контексте - список наиболее важных постов и должностей, кандидатуры на которые предварительно рассматривались и утверждались партийными комитетами. Освобождение с поста также производилось с согласия партийного комитета. Одновременно термин «номенклатура» распространялся на людей, которые данные посты занимали и тем самым превращались в особую социальную группу со своими интересами, образом жизни, идеологией и т.д. В предшествующей истории образования подобных групп в социальной структуре общества не наблюдалось.

Номенклатура явилась «становым хребтом» партийно-советской государственности.

На протяжении 1920-х гг. наблюдались две тенденции: во-первых, расширение списков номенклатурных должностей, во-вторых, расширение номенклатуры ЦК. Все это привело к тому, что в конце 1928 г . было постановлено пересматривать номенклатурные списки каждые три месяца.

Кадры для номенклатуры и «резерва» черпались в основном за счет выдвиженчества. Поначалу безусловный приоритет отдавался большевикам с дореволюционным стажем, однако таких в рядах РКП(б) было крайне мало (не более 10 тыс.). Основной контингент коммунистов составляли рабочие, крестьяне и служащие, пришедшие в партию в годы гражданской войны. Именно они претендовали в большинстве случаев на «должность» и заполняли приемную Учраспреда, преобразованного позднее в Орграспред ЦК. Постепенно именно им стало отдаваться предпочтение в выдвижении на руководящую работу.

Номенклатура в сущности представляла собой верхний слой партийно-советской бюрократии с тенденцией превращения в связанную как бы круговой порукой замкнутую касту, существование которой было скрыто от глаз рядовых коммунистов и остального общества. Вошедшие в номенклатуру коммунисты переходили с должности на должность, тасовались, подобно колоде карт. Работники, которые «проштрафились», обнаруживали некомпетентность, профессиональную непригодность и т.д., передвигались на другие менее значимые посты. Местом «ссылки» их в те годы становится профсоюзный аппарат, историко-революционные общества, издательства, библиотеки, архивы. В соответствии с должностью определялись преимущества и привилегии для номенклатурных работников. Для поддержания их материально-бытовых условий был установлен некий уровень в пределах партминимума и партмаксимума, который не рекомендовалось нарушать.

Партийные съезды, съезды Советов, профсоюзов и т.п. превращаются в массовые сборища номенклатуры, причем за каждым органом закрепляется своя роль. Главным становится партийный съезд, утверждающий основные установки и директивы, которые другие органы должны претворять в жизнь. Съезды Советов и сессии ЦИК были призваны законодательно подтверждать принятые решения, создавать им видимость народной поддержки. Номенклатура была не способна и не заинтересована в широком обсуждении вопроса, для нее важнее всего были четкие указания и директивы, согласно которым следовало действовать. Всякие дискуссии и рассуждения рассматривались как мешающие делу, пустая болтовня и треп. Разгром «навязанных» партии дискуссий тщательно готовился в недрах аппарата. С этой точки зрения и необходимо рассматривать политическую борьбу на съездах и конференциях 1920-х гг., которая была, по сути, столкновением старой большевистской политической элиты с нарождающимся «новым классом», состоявшим в то время в основном из людей, чей облик сформировался в годы революции и гражданской войны.

Помимо роста влияния номенклатуры и превращения различных дискуссий и выборов в формализм со времени принятия Конституции СССР 1924 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. произошли большие изменения в государственном устройстве СССР. Перемены были нескольких типов и связаны с образованием новых союзных республик, с изменением государственно-правовых форм различных автономных образований и с усилением роли центра, союзных органов власти в результате расширения и укрепления административно-командной системы управления.

С конца 20-х гг. наметилась тенденция к расширению прав союзных органов за счет сужения компетенции республик. Изменилась компетенция высших органов СССР. Съезд Советов постепенно терял свое значение, с 1927 г. он собирался раз в два года вместо прежних ежегодных съездов. Важнейшие решения уже зачастую принимались не на съездах Советов СССР или сессиях ЦИК СССР, а партийными органами. Доклады правительства и наркомов на съездах были отчетными и информационными, а не постановочными. С 1929 г. нарушались сроки созывов съездов, а сами съезды приобретали парадный характер. С начала 30-х гг. на сессиях ЦИК СССР была введена новая процедура, предусматривающая утверждение списком постановлений, принятых Президиумом ЦИК. В январе 1934 г. без обсуждений законов и внесения изменений списочно было принято 34, а в январе 1936 г. уже 66 постановлений. В Президиуме ЦИК Советов (21 человек) сосредоточивалось большое количество полномочий: к исключительной компетенции Президиума относились вопросы частной и общей амнистии, о приеме в гражданство и его лишении. Дальнейшая централизация управления, передача все большего количества функций по управлению в общефедеральные органы власти наряду со сращиванием партийного и государственного аппаратов привели к тому, что Президиум становится все более бюрократическим органом власти с огромным аппаратом. Всего в подчинении ЦИК и Президиума ЦИК находилось более 100 учреждений, несколько газет и журналов, 34 сельскохозяйственные школы, несколько десятков научных и учебных заведений. Во многих вопросах Президиум ЦИК подменял СНК, зачастую дублируя его деятельность. СНК, по-прежнему являясь важным органом исполнительной и законодательной власти, фактически подчинялся Президиуму ЦИК СССР. Законодательные функции СНК сужались.

Наряду с изменением и перераспределением властных полномочий высших органов власти в 20-30-е гг. происходило усиление карательно-репрессивного аппарата и силовых наркоматов. В 1934 г. был ликвидирован РВС, а Наркомат по военно-морским делам реорганизован в Наркомат обороны СССР. Серьезной реорганизации были подвергнуты органы государственной безопасности и общественного порядка. 28 марта 1924 г. ЦИК СССР утвердил "Положение о правах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь", согласно которому принятие постановлений о подобных мерах возлагалось на Особое совещание при ОГПУ в составе трех членов коллегии и Прокурора Верховного Суда СССР. В 1927 г. ОГПУ было предоставлено право рассматривать ряд дел во внесудебном порядке, при этом прокуратуре запрещалось самостоятельно возбуждать дела против работников ОГПУ. В ознаменование заслуг перед государством 14 декабря 1927 г. ОГПУ было награждено орденом Красного Знамени. Циркуляры ОГПУ от 29 октября 1928 г. и 8 апреля 1931 г. закрепляли все судебные права "троек". В состав "троек" включались теперь представители обкомов ВКП(б) и исполкомов. Дальнейшее расширение полномочий ОГПУ-НКВД пришлось на 30-е гг. 24 апреля 1930 г. было образовано Управление лагерями ОГПУ при СНК СССР, в феврале 1931 г. переименованное в Главное управление лагерей ОГПУ (ГУЛАГ). Страна стала покрываться сетью новых строящихся лагерей и колоний.

Расширение прав ОГПУ продолжалось и после образования ГУЛАГа. В конце 1931 г. управление милицией и уголовным розыском окончательно закреплялось за ОГПУ, где была создана Главная инспекция по милиции и уголовному розыску (с 1932 г. Главное управление милиции). В 1932 г. в областях, краях и республиках вводились специальные военные прокуратуры ОГПУ (ликвидированы лишь в 1954 г.). Вместе с тем 25 июня 1932 г. ЦИК СССР вынужден был принять постановление "О революционной законности", где осудил нарушения закона в ходе коллективизации органами ОГПУ.

Изменения в системе госучреждений в 1930-е гг. свидетельствовали о складывании основ тоталитарного строя с мощным карательно-репрессивным аппаратом. При этом большое значение имели кадровые изменения в составе госучреждений СССР. В течение 20-х гг. на важнейшие посты в правительстве и других центральных учреждениях были выдвинуты сторонники Сталина. На протяжении 20-30-х гг. Сталин неуклонно придерживался провозглашенного им принципа "кадры решают все", последовательно формируя аппарат личной власти.

Таким образом, к середине 30 – х годов в политической системе СССР можно выделить следующие характерные черты:

  1. Практически неограниченная личная власть ИВ Сталина;
  2. Формирование партийно-государственной номенклатуры;
  3. Усиление репрессивного аппарата;
  4. Тотальная централизация высших органов власти СССР.

Апогеем  развития политической системы СССР в данный период стала Конституция 1936 года, которая закрепила основы «сталинской демократии».

 

2.Характерные черты Конституции СССР 1936 г.

К середине 30-х годов в стране произошли существенные экономические, социальные и политические изменения. Ликвидированы были многоукладность экономики, остатки эксплуататорских клас­сов; социально трансформировалось крестьянство, сформировались новая интеллигенция и новый правящий слой. 1 февраля 1935 г. пле­нум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой о необходимости внесения «некоторых изменений» в существующую Конституцию. Но в процес­се работы выяснилось, что одними уточнениями и поправками текста Основного Закона страны обойтись не удается. В результате к маю 1936-го появился новый целостный его проект.

Некоторые исследователи считают, что некоторые положения буржуазной демократии Сталин намеревался ввести в новую Конституцию СССР и в закон об альтернативных выборах, которые составляла его группа. Главной целью было - заменить существенную часть партократов специалистами, а потом постепенно ограничить всевластность партии, чтобы власть на деле перешла к народу. А следом Сталин намеревался принять новые Программу и Устав партии, оставив на её попечение только два дела: агитацию и пропаганду, и участие в подборе кадров.

Доказательством этому намерению Сталина считается тот факт, что в тексте Конституции, приятой в 1936 году и до сего дня слывущей "сталинской", партия упомянута один раз в 125-й статье об общественных организациях, где говорится, что партия является ядром общественных организаций. На самом деле вряд ли данный факт является серьезным аргументом в пользу демократических намерений вождя народов.

Текст проекта Конституции, в основном одобренный в начале июня 1936 г. пленумом ЦК партии и Президиумом ЦИК СССР, 12 июня опубликован для всенародного обсуждения. Оно продолжалось почти полгода. Президиум ЦИК зарегистрировал около 170 тыс. предложений по изменению и дополнению текста, поступивших в конституци­онную комиссию. Конечно, подавляющее большинство из них не по­лучили отражения в Конституции, но некоторые были все же учтены. В ноябре, после публичного обсуждения проекта, он подвергся на Чрезвычайном VIII съезде Советов (25 ноября - 5 декабря 1936) до­полнительному редактированию. 5 декабря съезд утвердил проект Кон­ституции.

Новый Основной Закон провозглашал победу социализма в стра­не. Экономической основой государства объявлялась социалистичес­кая собственность, существовавшая в двух формах - государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хо­зяйства закон допускал мелкое индивидуальное хозяйство, основан­ное на личном труде.

Наиболее существенное отличие новой Конституции СССР зак­лючалось в том, что она, в отличие от прежней, уже не содержала «Декларацию об образовании СССР» - самую идеологизированную часть Основного Закона. В ней подчеркивалась исключительность по­литического строя страны, а ее изолированность объяснялась нескры­ваемой устремленностью к мировой революции и объединению тру­дящихся всех стран в мифическую «Мировую Социалистическую Со­ветскую Республику».

Статья 2 новой Конституции декларировала: «Политическую ос­нову СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоеваний диктатуры пролетариата». При этом вместо всесоюзных, республиканских и областных съездов Советов закреплялась система, включавшая районные, городские, республиканские Советы. Верши­ной пирамиды государственной власти становился Верховный Совет СССР, образованный вместо прежнего ЦИК, как высший орган вла­сти в СССР, избираемый всеобщим прямым и тайным голосованием и состоящий из двух равноправных палат.

Одна из палат, Совет Союза, избиралась по округам при норме: один депутат на 300 тыс. жителей. Другая - Совет Национальностей - по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депу­татов от каждой автономной области, I депутат от каждого нацио­нального округа. (На практике выборы проводились на безальтерна­тивной основе: в бюллетени для голосования вносился лишь один кандидат «блока коммунистов и беспартийных», утверждавшийся в соответствующих партийных инстанциях.)

Впервые в Конституции законодательно определялись место и роль Компартии в политической системе. ВКП(б) объявлялась «передовым отрядом трудящихся», представляющим собой «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Статья 126, содержащая эту запись, в действительности понималась как конституционное закрепление руководящего положения, моно­полии партии на политическую власть. Партийным комитетам учреж­дений, предприятий, МТС и колхозов, как следовало из Устава ВКП(б), принятого на ее первом съезде после вступления в силу но­вой Конституции, предоставлялось право контроля за деятельностью администрации.

Реальная власть в стране фактически сосредоточилась в руках уз­кой группы лиц, входящих в Политбюро ЦК. А всю управленческую систему государственных и общественных организаций полностью контролировал ЦК ВКП (б). В аппарате ЦК действовало Управление кадров, в котором было 45 отделов по всем отраслям государствен­ной, хозяйственной и общественно-политической жизни. Оно не только формировало руководство, назначая высших руководителей (эвфемиз­мами назначения были рекомендации избрать или утвердить имярек в должности), но и осуществляло повседневный контроль за номенкла­турными работниками.

В статье 126 Конституции фактически определялась структура по­литической системы общества, перечислялись все ее элементы. Поми­мо ВКП(б) назывались «профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные орга­низации, культурные, технические и научные общества». Обращает на себя внимание отсутствие в этом, имеющем исчерпывающий ха­рактер, перечне общественно-политических организаций. Это значи­ло, что только названные элементы системы рассматривались как за­конные. Иные организации, партии или движения, которые могли возникнуть, должны были рассматриваться как неформальные, неза­конные.

В новой Конституции, по сравнению с предыдущей, усиливалась централизация экономической и политической жизни. Возросло чис­ло объединенных народных комиссариатов в Центре, особенно пред­назначенных для руководства экономикой. Основной Закон содержал перечень союзных, союзно-республиканских и республиканских нар­коматов. К первым относились наркоматы: обороны, иностранных дел; внешней торговли, путей сообщения; связи; водного транспорта; тя­желой промышленности, оборонной промышленности. Ко вторым — наркоматы пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих колхозов, финансов, внутренней тор­говли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения. Ряд отраслей го­сударственного управления находился только в ведении союзных рес­публик: просвещение, местная промышленность; коммунальное хо­зяйство, социальное обеспечение.

Конституция декларировала широкий круг гражданских и личных прав, включая право на труд, отдых, образование, материальное обес­печение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспо­собности. Непреложными законами объявлялись равноправие всех граж­дан независимо от их национальности и расы во всех областях хозяй­ственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, а также равноправие мужчин и женщин. Например Законом гарантировалось:

а) свобода слова;

б) свобода печати;

в) свобода собраний и митингов;

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Основной закон гласил: эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР была отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами (ст. 124 Конституции).

Таким образом «де юре» гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Однако принцип равноправия граждан во многом остался лишь на бумаге. Например, он не действовал в отношении представителей на­ций и национальных меньшинств, народов, создавших свою нацио­нальную государственность и не имеющих таковой. Не был доведен до конца этот принцип и в вопросе о правовом равенстве городского и сельского населения. Большинство сельских жителей, в отличие от горожан, не имели паспортов и были фактически прикреплены к кол­хозам; на них не распространялись пенсионное законодательство и другие социальные гарантии.

Конституция впервые говорила о неприкосновенности личности, жилища и охране тайны переписки (ст. 127, 128). Это должно было гарантироваться тем, что аресты, обыски, выемки корреспонденции могли производиться лишь с санкции прокурора или по решению суда. Однако эти гарантии повсеместно нарушались при массовых реп­рессиях.

Конституция 1936 г. провозглашала отмену ограничений демокра­тии, свойственных переходному периоду. Устанавливались всеобщие прямые (вместо многоступенчатых), равные (вместо пропорциональ­ных), тайные (вместо открытых) выборы в Советы всех уровней. Было отменено исключение из политической жизни каких-либо категорий населения, кроме осужденных судом и умалишенных. Лишение изби­рательных прав резко расширилось в период «великого перелома». Во время избирательной кампании 1928-1929 гг. в СССР в списки ли­шенцев были внесены 3,7 млн человек, или 4,9% взрослого населения (4,1% жителей сельской местности и 8,5 - горожан). В 1930 г. катего­рия лишенцев пополнилась бывшими «нэпманами». Теперь в ней зна­чились «бывшие»: землевладельцы, торговцы, кулаки, дворяне, по­лицейские, царские чиновники, владельцы частных предприятий, члены оппозиционных политических партий, белые офицеры, а так­же служители культа, монахи. В 1932 г. «лишенцы» вместе с семьями насчитывали 7 млн человек не имеющих прав - избирательных, на жилье, медицинское обслуживание и даже продуктовые карточки.

На основе новой Конституции СССР были разработаны и приня­ты конституции союзных республик, в частности - РСФСР (21 янва­ря 1937). Она закрепила новые системы органов власти, управления и выборов; изменившееся административно-территориальное деление, вызванное резко усилившейся централизацией управления при пере­ходе к форсированной индустриализации и коллективизации сельс­кого хозяйства.

Система органов власти и управления в союзных республиках стро­илась по аналогии с центральными. Конституции союзных республик должны были соответствовать Основному Закону СССР. В случае рас­хождения союзного и республиканского вариантов действовал союз­ный закон.

Конституция СССР от 5 декабря 1936г. усилила противоречие между формальной и реальной властью. Возвестив о переходе от диктатуры к социалистической демократии, она действительно расширила социальную основу власти, предоставив всем трудящимся избирательные права; значительно демократизировала избирательную систему. Впервые отдельная глава X Основного Закона была посвящена правам и обязанностям граждан, которые объявлялись равноправными в своем конституционном статусе. Одновременно конституционное законодательство конца 30—40-х годов последовательно упрочивало тоталитарный характер власти по отношению к личности. По-прежнему был узаконен режим подавления политических оппонентов; на конституционном уровне этому соответствовал институт «врага народа» (ч. 2 ст. 131 главы X), использовались лишение гражданства, лишение прав по суду. Для борьбы с внутриклассовым врагом на уровень Конституции выносился институт измены Родине, которая расценивалась как тягчайшее злодеяние. Такая норма уже не уголовное право и не право вообще, а голая политика.

Однако, как отмечают исследователи, для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным Конституцией 1936 г. - в рамках именно того типа общества, каким был СССР.

Таким образом, сталинская демократия формально выражалась в крайне демократичном основном законе. В реальности вся политическая власть в стране была сосредоточена в руках партийной номенклатуры и лично И.В. Сталина.

 

Заключение

В заключении отметим основные положения работы.

Политический режим, сложившийся в СССР в конце 20-х – 30 – е годы носил черты ярко выраженного тоталитарного характера. Это выражалась в концентрации власти в руках партийно – государственной верхушки СССР. Кроме того в самой партии не допускались какие – либо разногласия и фракционность. Сформировался слой советской бюрократии – номенклатуры, всецело зависящий от И.В. Сталина.

Данные процессы, а также выбранная модель экономического развития – форсированная индустриализация способствовали формированию культа самого Сталина.

 

Список литературы

  1. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древнейших времен до конца XX века. в 3-х книгах Книга IIIИстория России. XX век. / Под ред. Фортунатова В.В.- СПб., 2012. - 464 с.
  2. Жуков Юрий. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. М.: Вагриус, 2003.
  3. История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева – 1998. – 405 с.
  4. История России. 1917-2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. - М.: Аспект Пресс, 2005.-816 с.
  5. Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции [Электронный ресурс].- Режим доступа:// http://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum118/print244.html
  6. Конституция 1936 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: constitution.garant.ru›history/ussr-rsfsr/1936/
  7. Курицын В.М. О разработке проекта Конституции СССР 1936 г. // Право и жизнь. - 1996. - № 10.
  8. Лоскутов ВАСущность элитарной демократии // Вопросы управления.- 2013.- № 1.- С. 15-18
  9. Научный коммунизм. Словарь. Под редакцией академика А. М. Румянцева Издание четвертое, дополненное Москва, Издательство политической литературы, 1983
  10. Ратьковский И. С., Ходяков М. В.История Советской России - СПб.: Издательство Лань, 2001. - 416 с.
  11. Чистяков О.И. История государства и права России. Учебное пособие. – М.: Проспект. – 1998. – 346 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 24.79K
Скачано: 50
Скачать бесплатно
07.11.14 в 07:47 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Помощь в написании работ