Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Взаимосвязь дисциплины «Деловое общение» и «Социальная психология»

Взаимосвязь дисциплины «Деловое общение» и «Социальная психология» [16.10.14]

Тема: Взаимосвязь дисциплины «Деловое общение» и «Социальная психология»

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 55.56K | Скачано: 330 | Добавлен 16.10.14 в 18:01 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Уфа 2012


План.

Введение 3

1.    Соотнесите предмет науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение» 5

2.    Перечислите и охарактеризуйте основные функции дисциплины «Деловое общение» 11

3.    Практическое задание 13

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Словарь терминов 18

Персоналий 23

 

Ведение.

Данная тема контрольная работы выбрана не случайно, т.к. в настоящее время все больше приобретает актуальность изучение сущности и приемов как делового общения, так и ее подраздела – социальной психологии.

Поступательное развитие экономики требует осмысления накопленного опыта российских и зарубежных специалистов, выявления эволюционных процессов в освоении форм, методов и принципов организации делового общения в различных сферах человеческой деятельности. Знание теоретических закономерностей делового взаимодействия, зарубежного и отечественного опыта, а также психологических и этических норм и правил позволяет эффективно выполнять служебные обязанности всем сотрудникам различных организаций. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе крайне важно в профессиональной деятельности менеджера, бизнесмена, политика и многих других. Изучение принципов делового общения — это необходимое условие формирования современного специалиста-профессионала в различных областях деятельности.

Одной из характерных особенностей сегодняшнего времени является постоянно усиливающийся интерес к тому, как влияет на людей широкое социальное окружение и какие в нем происходят изменения. Бурно развивающиеся в нашей стране экономические и политические процессы затрагивают все стороны жизни населения, что приводит к осознанию значимости общения, взаимодействия и взаимоотношений в регулировании жизни и деятельности людей.

Важнейшей из наук, стремящихся ответить на многие связанные с этими проблемами вопросы, является социальная психология — отрасль современной науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно/психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. С одной стороны, она разрабатывает социально/психологическую теорию, в рамках которой оформляется методологическое и теоретическое отношение к изучаемым явлениям и процессам; с другой стороны, подпитывает сферу общественной практики людей, в интересах которой осуществляется деятельность социальных психологов — ученых и исследователей.

Общественно-психологические феномены являются объектом пристального внимания многих наук – социологии, философии, политологии и других, что и обусловливает различие во взглядах на их сущность и содержание. Однако совершенно очевидно, что представители различных отраслей знаний, по-разному интерпретируя социально-психологические явления, должны обязательно учитывать именно психологические закономерности их формирования и проявления. Только в этом случае можно говорить об адекватном и точном их исследовании и осмыслении.

В контрольной работе будет раскрыто понятие социальной психологии, что она представляет собой и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение. Также будет указано, что общего между этими науками. ели рассматривать социальную психологию как отрасль психологического знания, изучающую закономерности общения и деятельности людей, включенные в разные социальные группы.. Во втором вопросе будут подробно рассмотрены такие функции делового общения как гносеологическая, инструментально-трансляционная, функция социализации, прогностическая и аксиологическая.

 

Соотнесите предмет науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение».

В психологической науке выделяют различные категории, к которым можно отнести такие, как «личность», «поведение», «мышление» и т. д. Однако важнейшей среди них является категория «общение», под которой понимают взаимодействие двух и более личностей, реализующееся с помощью речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достигнуть изменений в мотивационной, эмоциональной, познавательной и поведенческой областях участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими результатами труда, действиями, но и переживаниями, идеями, мыслями и т. д.

В настоящее время изучение общения стало одним из основных направлений исследований в психологии. Однако из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является единство общения и деятельности. Исходя из этого принципа, общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного из регуляторов его социального поведения. Общение оказывает решающее  влияние на формирование  личности,  ее  содержательных и формальных характеристик во всех сферах современного общества, которое характеризуется исключительными масштабами развития производства, широким использованием средств вычислительной техники и коммуникационного оборудования, освоением новых видов транспортных средств и т. д. [С. 4; 1]

Социальная психология — это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н. Макиавелли, Т. Гобс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Толквиль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей. [С. 6; 3]

Как и любая другая область знаний, социальная психология имеет свою структуру: объект, предмет, задачи, теоретические основы, категории и методы исследования, определенные функции, а также составные части — отрасли. [С. 7; 3]

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (личности), а предметом — определенные социально-психологические феномены.

Социальная психология как отрасль научных знаний решает свои конкретные задачи:

1) изучение и всестороннее осмысление сущности, содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов;

2) теоретический и практический анализ источников и условий возникновения и развития, исторического и социального фона функционирования социально/психологических феноменов;

3) поддержание всесторонних связей с представителями других наук в интересах разъяснения (координации) своих позиций и усилий в совместном исследовании социально/психологических явлений и процессов;

4) прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально/психологических закономерностей и механизмов.

Социальная психология выполняет определенные функции:

Для того чтобы продуктивно развиваться, социальная психология должна поддерживать на взаимной основе прочные связи с другими науками.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к осмыслению сущности самих социально-психологических явлений и процессов, их происхождения и роли в жизни и деятельности общества.

Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Исторические науки показывают социальной психологии, как развивалось сознание людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на социальную психику людей в условиях политической жизни и деятельности.

Экономические науки, раскрывая сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают, как они влияют на общественные отношения и сознание людей.

Культурология и этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально/психологических феноменов.

Педагогические науки предоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования общественной психики людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием объективной действительности, экономических и социальных отношений.

Исследуя закономерности формирования и развития социально-психологических явлений и процессов в своеобразных общественно-исторических условиях, социальная психология оказывает определенную помощь и историческим, и экономическим, и политическим наукам.

Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей функционирования социально-психологических особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.

Ядро социально-психологической теории составляют методологические и теоретические основы социальной психологии, которые кратко можно представить в виде следующих исходных положений:

 

Перечислите и охарактеризуйте основные функции дисциплины «Деловое общение».

Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

Важнейшая функция науки «Деловое общение» - гносеологическая функция. Она состоит в том, сто наука «Деловое общение» способствует познанию вербальных и невербальных средств делового общения, его коммуникативных форм и техник, а также социально-психологических механизмов межличностного общения в профессиональной и предпринимательской деятельности.

Особое значение имеет инструментально-трансляционная функция науки «Деловое общение», которая проявляется в разработке различных способов и приемов получения, передачи и интерпретации деловой информации в целях осуществления какого-либо конкретного действия, намерения, решения.

Будучи тесно связанным с предметной деятельностью в сфере производства, бизнеса, предпринимательства, а также в других социально значимых сферах жизни общества, деловое общение может служить средством объединения деловых партнеров. А их совместная деятельность способствует усвоению навыков делового взаимодействия, реализации коммуникативных техник и технологий. Поэтому не случайно одной из основных функций науки «Деловое общение» является функция социализации. Она способствует формированию и развитию у деловых партнеров социально-психологических механизмов взаимопонимания и межличностного познания, системы когнитивных ориентаций и поведенческих стереотипов.

В деловых ситуациях крайне важно не только понимание потребностей, мотивов, установок делового партнера, но и прогнозирование его психических реакций, психологического воздействия и доминирующего поведения. Поэтому науке «Деловое общение» присуща и прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики деловых ситуаций, предсказании эффективности использования в них различных коммуникативных приемов и техник, в оценке результативности возможных форм делового взаимодействия. Прогностическая функция проявляется и в разработке практических рекомендаций для делового взаимодействия и деловой коммуникации. Эти рекомендации, опираясь на теоретический базис, подкрепляются экспериментальными исследованиями.

С реализацией различных «идеологий» делового взаимодействия связана аксиологическая функция науки «Деловое общение». Она проявляется в утверждении в деловых отношениях универсальных этических принципов делового общения, ценностных ориентаций и установок, доминирующего у деловых партнеров профессионально ориентированного делового этикета.

Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях. [С. 53; 4]

 

Укажите, какое из перечисленных определений относится к дисциплине «Социальная психология»:

Правильный ответ: а) Социальная психология – это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Чтобы доказать правильность выбранного ответа, проанализируем трактовки социальной психологии различных ученых:

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса).

Таким образом, выбранное определение принадлежит доктору философских наук, профессору Г.М. Андреевой. Вместе с тем, определения других авторов также подробно отражают сущность термина «Социальная психология».

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

 

Заключение.

Деловое общение есть межличностное общение партнеров. Оно складывается и развивается под влиянием их определенных психических свойств — индивидуальных и таких, которые указывают на их принадлежность к определенным социальным группам (классам, национальным общностям, профессиональным, демографическим группам и т.д.). Указанные психические свойства личности являются предметом изучения общей и социальной психологии.

Данная дисциплина базируется, прежде всего, на таких разделах социальной психологии, как социальная психология личности и межличностных отношений. В то же время многие психические свойства субъектов делового общения могут быть объяснены на основе общей психологии. К тому же порой трудно отличить общую психологию, исследующую личность как субъекта деятельности и общения, и социальную психологию, рассматривающую личность и межличностное общение, по сути, с этих же позиций.

Поскольку психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Наука «Деловое общение» тесно связана с системой психологических наук, с этикой и другими. Она развивается на основе этих наук и сама способствует расширению и обогащению их содержания.

Социальные функции науки «Деловое общение» определяют ее место в системе других наук. Важнейшими социальными функциями науки «Деловое общение» являются: гносеологическая, инструментально-трансляционная, прогностическая, аксиологическая и социализации. Функции науки «Деловое общение» - это социально-ориентированные установки науки «Деловое общение», которые реализуются в различных «идеологиях» и технолог иях делового общения.

 

Список использованной литературы.

  1. Деловое общение: Учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплева; Под ред. П.И. Сидорова. - 2-e изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 384 с.
  2. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с.
  3. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 256 с.
  4. Титова, Л. Г. Деловое общение [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Л. Г. Титова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 271 с.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

  1. Авторитет - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
  2. Апелляция - обращение за поддержкой к общественному мнению; в праве ряда стран - обжалование приговоров и судебных решений, не вступивших в законную силу.
  3. Априори - логико-философское понятие, которое означает знание, умозаключение, вывод, не основывающийся на реальном опыте, а также изначально присущее человеку знание.
  4. Брифинг - короткая, сжатая по времени, инструктивная встреча официальных лиц с журналистами по какому-либо вопросу, посвященная изложению позиций правительства.
  5. Брейнсторминг - «мозговая атака» - методика стимуляции творческой активности и продуктивности.
  6. Вербальный - устный, словесный.
  7. Виртуальный - способный к действию, возможный; (филос.) - не существующий непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии известных условий.
  8. Дайджест - краткое изложение чего-либо.
  9. Дедукция - рассуждение от общего к частному.
  10. Деловая беседа - форма деловой коммуникации, предполагающая обсуждение, дискуссию в целях достижения единого консенсуса между сторонами диалога.
  11. Джентльменское соглашение - принятое в международной практике наименование договора, заключаемого в устной форме и без официальных формальностей, но неукоснительно соблюдаемого.
  12. Дилемма - затруднительный выбор между двумя возможностями.
  13. Закрытая общественность - сотрудники фирмы или компании, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине.
  14. Имидж - целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета, фирмы), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.
  15. Индукция - логический вывод, умозаключение в процессе мышления от частного к общему.
  16. Инициатива - внутреннее побуждение к новым формам деятельности; предприимчивость, руководящая роль в какой-либо деятельности.
  17. Инновация - нововведение.
  18. Интровертный - обращенный внутрь; психологическая характеристика самоуглубленной личности, чья мыслительная деятельность направлена главным образом на собственный внутренний мир переживаний и чувств.
  19. Иррациональный - недоступный пониманию, разуму.
  20. Коммуникация - специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.
  21. Компромисс - соглашение между представителями различных сталкивающихся интересов, мнений и пр. на основе взаимных уступок.
  22. Консенсус - общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу, достигнутое без процедуры голосования.
  23. Конфиденциальный - сугубо личный, доверительный, секретный, не подлежащий огласке.
  24. Конфликт - столкновение позиций, взглядов, интересов, сопровождающееся сильными эмоциональными переживаниями, стрессами в результате преодоления противоречий конфликтующих сторон.
  25. Лейтмотив - доминирующее начало в деятельности человека, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.
  26. Лояльность - верность, приверженность действующим законам, установлениям органов власти; корректное, благожелательное отношение к кому-либо.
  27. Манипуляция - действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий, независимо от их желания.
  28. Маркетинг - «философия производства», используемая для изучения покупательского спроса, организации рекламы, проведения ценовой политики и т.д. на основе изучения рынка и применительно к его требованиям.
  29. Менеджмент - совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночной экономики с целью достижения наивысшей эффективности и увеличения прибыли.
  30. Мозговая атака - методика стимуляции творческой активности и продуктивности людей.
  31. Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявление его соответствия желаемому результату или первоначальным
  32. Невербальная коммуникация - общение, опирающееся не на слова, а на мимику, пантомиму, интонации, паузы, составляющие неречевые коммуникации.
  33. Обратная связь - благодаря установлению этой связи становится возможным получать комплексные сведения о различных реакциях целевых аудиторий на поступившие сигналы с учетом совокупности факторов общего фона социальной обстановки.
  34. Обструкция - действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо (заседания, собрания, переговоров).
  35. Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией общего познавательного или познавательного характера.
  36. Оппонент - противник в споре; лицо, которому поручена публичная оценка диссертации, доклада.
  37. Парадигма - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.
  38. Перцепция - восприятие, представление, отражение.
  39. Презентация - торжественное, публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
  40. Прерогатива - исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.
  41. Пропаганда - распространение научных, политических, философских и других идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности
  42. Регламентация - установление определенных правил, порядка; разработка распоряжений, предписаний.
  43. Резюме - краткое изложение речи, статьи; краткий вывод, заключительный итог.
  44. Толерантность - терпимость, допущение.
  45. Утилитарный - направление, основным критерием которого является материальная выгода м польза; узкопрактический, прикладной.
  46. Фальсификация - злостное, преднамеренное искажение каких-либо данных.
  47. Харизма - божественный дар; бытующее представление об особой одаренности, исключительности, непогрешимости кого-либо.
  48. Церемония - торжественный акт; внешние формы приличия; стеснение, скованность или ломание, жеманство в обращении, поведении.
  49. Честолюбие - выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере общественной жизни.
  50. Эмпатия - способность индивидуума эмоционально откликаться на чувства других людей.

 

Персоналия.

  1. А. Адлер (1870-1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, в семье, в разного рода социальных объединениях и т.д.
  2. Абрахам Маслоу (1908-1970) Его теория во многом базируется на идеях философии экзистенциализма, или философии существования человека. Говорится об уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства, о том, что человека есть "то, чем он делает сам себя", и несет ответственность за свой жизненный выбор.
  3. Алексей Леонтьев (1903-1979) конкретизируя марксистскую идею о сознании как процессе опредмечивания сущностных сил человека в процессе деятельности, он перешел с позиций биодетерминистской категории поведения на позиции социодетерминистской категории деятельности, от схемы: организм - среда, к новой схеме: индивид - деятельность - среда.
  4. Альбер Камю (1913-1960) призывал людей даже в условиях самого тяжкого кризиса поступать так, будто ты совершенно уверен, что справедливость, счастье и мир побудят, если даже тебя на этот счет одолевают самые тяжкие сомнения.
  5. Альберт Бандура (р. 1925) его главная идея - научение через наблюдение. Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды.
  6. Альфред Бине (1857-1911) стремился утвердить объективный метод исследования в психологии. Известен, прежде всего, как составитель первого практического психологического теста для диагностики детей с задержкой умственного развития, называвшегося «шкала умственного развития Бине — Симона» (аналога современного IQ-теста).
  7. Бенедикт Спиноза (1632-1677) подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях - аффектах (любовь, радость, гнев, сострадание и т.д.)
  8. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма - школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения.
  9. Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» он представил весьма подробную картину влияния социальной психики на поведение людей и отношения между ними. Он рассматривал коллектив как «собрание отдельных, связанных между собой теми или иными интересами личностей», он приходит к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает «в виде одной коллективной или собирательной личности». Поэтому «законы проявления деятельности коллектива суть те же, что и законы проявления деятельности отдельной личности.
  10. Вильгельм Вундт (1832-1920) "Душа народа всегда состоит из единичных душ" и представляет собой "совокупное содержание душевных переживаний" людей, принадлежащих к тому или иному народу и связанных между собой постоянным "взаимодействием и взаимоотношением". При этом формирующийся "общий дух" народа есть "нечто неизмеримо большее, чем сумма индивидов", через сознание которых он проявляется.
  11. Вильгельм Райх (1897-1957) обращал внимание, в частности, на проявления мазохизма и садизма в отношениях между людьми: мазохизм проявляется "в доставляющем наслаждении подчинении разного рода авторитетам", а садизм - в стремлении превратить человека в "беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится".
  12. Вильфредо Парето (1848-1923) анализировал психические факторы деятельности и общения людей. Социальные действия людей он делил на логические и нелогические. В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей Парето видит "источник социальной жизни".
  13. Владимир Бехтерев (1857-1927) исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей. Он представил подробную картину влияния "социальной психики" на поведение людей и отношение между ними, показал роль внушения в общественной жизни.
  14. Вольфганг Кёллер (1887-1967) указывает на спонтанное "схватывание" отношений, осознание их характера в целом. Он объясняет этот психический, протекающий во многом на уровне подсознания процесс как "внезапное постижение".
  15. Выготский Лев Семенович (1896-1934) разработал культурно-историческую теорию развития психики. Он считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения.
  16. Г. Маркузе (1898-1979) развивает идеи о виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к счастью и наслаждению жизнью. Он говорит о революции потребностей, в результате которой станет развиваться новая культура, основанная полностью на принципах гуманизма, служащая благу людей. Ее он называет контркультурой, т.е. открыто противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и исключающей какое-либо приспособление к ней.
  17. Габриель Тард (1843-1904) рассматривает подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Подражание представлено как непосредственное проявление межличностного общения. В итоге имеет место "коллективное мышление без коллективного мозга".
  18. Гальтон Фрэнсис (1822-1911) разработал на основе экспериментальных и математических методов учение о существовании индивидуально-психологических различий между людьми - дифференциальную психологию.
  19. Ганс Селье (1907-1982) разработал общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстримальных факторов.
  20. Ганс Юрген Айзенк (1916-1997) создал тест, который позволяет оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также определить уровень эмоциональной нестабильности личности.
  21. Гордон Олпорт (1897-1967) выдвигает идею функциональной автономии мотивов, согласно которой, появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия.
  22. Густав Лебон (1841-1931) в своем фундаментальном труде "Психология народов и масс" обстоятельно характеризует сознание "толпы", ее многочисленные психологические свойства. Он пишет, что "эра толпы" наступает "в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, когда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утверждаются элементы другой".
  23. Джордж Келли (1905-1967) разработал психологию личностных конструктов. Это один из вариантов когнитивного подхода к изучению поведения. Ее исходная предпосылка заключается в том, что разные люди по-разному осознают и оценивают явления действительности и принимают в связи с этим неодинаковые, как правило, альтернативные решения, позволяющие им выполнить их насущные задачи. Такой подход характеризуется Келли как конструктивный альтернативизм.
  24. Джулиан Роттер (р. 1916) в своей теории социального научения исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношение с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознания и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.
  25. Евгений Валентинович Де-Роберти (1843-1915) указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается «в познании законов психического взаимодействия».
  26. Зигмунд Фрейд (1856-1939) известен как основатель психоанализа. Исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они "дают о себе знать", продолжают действовать без ведома человека. Впечатления детства, полученные, прежде всего в семье, оказывают решающее влияние на формирование характера человека, его психологического склада и во многом определяют его поведение в последующие годы. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»).
  27. Иоганн-Гаспар Лафатер (1741-1801) доказал взаимосвязь между " движением души", психическими процессами и эмоциями, выраженными мимикой.
  28. К. Хорни (1885-1952) пыталась обосновать влияние на поведение человека его социальных связей и отношений, а также материальной и духовной культуры.
  29. К. Юнг (1875-1961) развивал концепцию о "коллективном бессознательном", воздействующем на отношения социальных групп.
  30. Кареев Николай Иванович (1850-1931) обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека – его ум, чувства и волю. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни, специфическую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это делают рационалисты, эмпирики и волюнтаристы.
  31. Карл Роджерс (1902-1987) утверждал, что человек по своей сути добр и стремится реализовать себя в обществе. Каждая личность обладает "концепцией собственного Я". Ее представления о том, как она сможет реализовать себя в обществе, в общении с другими людьми, составляет ее "реальное Я".
  32. Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития.
  33. Курт Левин (1890-1947) создал "теорию поля", которая по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а так же в отношениях людей друг к другу.
  34. Ленин Владимир Ильич (1870-1924) В его трудах содержится всесторонний анализ проблем социальной психологии, в том числе влияния психического склада людей на поведение общественных классов и других социальных групп, а также отдельных личностей. Он обозначил различные проявления коллективной и индивидуальной психики людей в контексте их классового и национального самосознания. Ленин глубоко обосновал влияние социальных чувств, инстинктов, настроений на содержание и направленность деятельности людей, их общественных отношений и межличностного общения.
  35. Лестер Уорд (1841-1913) пытался раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей. Он исходил из того, что «социальные силы – суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества». По его мнению, изначальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания.
  36. Макс Вертгеймер (1880-1943) утверждал, что "имеются целостности, чье поведение не детерминируется поведением индивидуальных элементов, из которых они состоят, но где сами частные процессы детерминируются внутренней природой целого".
  37. Николай Константинович Михайловский (1842-1904) разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшей механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию. Он считает, что психологическое воздействие личности зависит от восприятия массы, и в принципе любой человек, а не обязательно выдающаяся личность, оказавшись случайно впереди толпы, может сыграть важную роль в определенных событиях.
  38. Петр Лаврович Лавров (1823-1900) считал важным понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития.
  39. Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) указывал на материальные предпосылки формирования психического склада различных социальных групп, каковыми, по его мнению, являются, прежде всего «структура общества» и социально-экономические отношения между людьми. Их психический склад проявляется в их привычках, нравах, чувствах, стремлениях, идеалах, выражающих их образ жизни и в конечном счете их положение в обществе.
  40. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) глубоко проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. В его работах мышление общественного человека предстает как процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация).
  41. Сеченов Иван Михайлович (1829 - 1905) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения, выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны.
  42. Сигеле С. (1868-1913) обратил внимание на необходимость разработки коллективной психологии как психологии различных масс людей. Коллективная психология - это также психология толпы, "душа" которой формируется путем подражания людей друг другу.
  43. Уильям Мак-Даугалл (1871-1938) исходил из того, что "психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов". Она должна быть "положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявления". Изначальной причиной и побудительной силой социального поведения людей он считал их врожденные инстинкты.
  44. Унадзе Дмитрий Николаевич (1886/87-1950) характеризует установку как направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность. Для возникновения установки «достаточно двух элементарных условий – какой-нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. Унадзе отмечает , что они появляются под воздействием не только действительности, но слова, речи, вербальных средств общения между людьми.
  45. Уотсон Джон Бродес (1878-1958) пишет, что «наиболее плодотворная отправная точка для психологии – это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа». Таким путем мы сможем объяснить и наше собственное поведение.
  46. Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942) исследовал доминанту как «фактор поведения», далее говорит о ней как «определителе поведения». «Доминанта есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников»
  47. Франклин Генри Гиддингс (1855-1931) характеризует общество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознание рода.
  48. Э. Фромм (1900-1980) раскрывая влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей, показал противоречивую роль в этом таких социальных явлений, как свобода, собственность, мораль, которая может быть гуманистической и авторитарной, и т.д.
  49. Эдуард Торндайк (1874-1949) По его мнению, "все поведение человека слагается из безусловных реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условные связи, которые даны в личном опыте".
  50. Эрнст Кречмер (1888-1964) создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения. Он сделал предположение, что те же особенности темперамента, которые являются ведущими при психических расстройствах, могут быть обнаружены, лишь при меньшей их выраженности, и у здоровых индивидов. Различие между болезнью и здоровьем, по Кречмеру, лишь количественное: любому типу темперамента свойственны психотический, психопатический и здоровый варианты психического склада. Каждому из основных психотических заболеваний соответствует определённая форма психопатии, а также определённый темперамент здорового человека.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 55.56K
Скачано: 330
Скачать бесплатно
16.10.14 в 18:01 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе