Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по микроэкономике »

Поведение олигополии на рынке

Поведение олигополии на рынке [14.10.14]

Тема: Поведение олигополии на рынке

Раздел: Бесплатные рефераты по микроэкономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.21K | Скачано: 231 | Добавлен 14.10.14 в 12:36 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет


Вариант 16

План работы

Стр.

Контрольный теоретический вопрос ........................................................

3

Контрольные тестовые задания .................................................................

6

Разбор условной экономической ситуации...............................................

9

Список литературы .....................................................................................

10

 

Контрольный теоретический вопрос

Поведение олигополии на рынке.

Олигополией называют тип рыночной структуры, где на несколько крупных фирм приходится основной объем продаж рынка.

Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок.

Вступление в отрасль может быть существенно ограниченно за счет выдачи лицензии. Патентование изобретений служит также определенным барьером для конкурентов.

Важная особенность рыночного поведения олигополий - взаимозависимость решений фирм по объему производства и ценам. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов. Таким образом, действия фирм-конкурентов становятся для олигополии дополнительным условием при определении оптимальных объема производства и цен.

Фирмы в рыночной структуре олигополии боятся потерять часть потребителей не только в случае изменения цены фирмой-конкурентом, но и в случае проведения конкурентом успешной рекламной компанией.

При олигополии, как и для чистой монополии, возможна нечестная конкуренция, когда фирмы, входящие олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами ( например, силовым давлением).

Существует ряд моделей, описывающих поведение олигополий на рынке.

1) Модель тайного сговора

Первая модель рыночного поведения олигополии описывает ситуацию, складывающуюся в результате тайного сговора по поводу определения цены и объема производства.

Тайный сговор возможен при условии, что фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса и издержек на свою продукцию. В этом случае фиксированная цена никому из участников соглашения не даст конкурентных преимуществ. В результате тайных согласований выбирается оптимальный для олигополии объем производства и цена.

2) Модель «Ломанной кривой спроса»

Второй моделью типичного поведения олигополии служит модель «Ломаной кривой спроса», которая описывает поведение фирмы, не проводящей стратегию тайного сговора с конкурентами.

При изменении цены одним из конкурентов другие могут выбрать одно из двух возможных решений:

1. конкуренты будут выравнивать цены и подстраиваться под новую цену;

2. конкуренты не станут реагировать на изменение цены одним из конкурентов.

Типичное поведение олигополии – это понижать цену вслед за понижением цены конкурента и не реагировать на увеличение цен конкурента.

3) Модель лидерства в ценах

Третьей моделью поведения олигополии является модель лидерства в ценах. Она описывает ситуацию, когда какая-либо фирма доминирует на рынке и ее цена охватывает большую долю рынка. При такой ситуации именно ее цена становиться рыночной. Поэтому обычно, когда крупнейшая из олигополии фирма изменяет цену, другие фирмы подстраиваются под нее.

4) Модель «издержки плюс»

Четвертая модель ценообразования строится по принципу «издержки плюс». Ее суть заключается в том, что фирма определяет уровень издержек на единицу продукции, а затем прибавляет к издержкам плановый уровень прибыли. Принцип «издержки плюс» используются там, где продукция олигополии дифференцирована, т.е. по-своему уникальна. Модель показывает, что фирма не подстраивает свои издержки под рыночную цену, а, наоборот, в цену, которую она выставляет, закладывает имеющиеся издержки. Подобное поведение фирмы возможно при отсутствии ощутимого давления конкуренции.

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:          /

1. Полное использование всех ресурсов общества показывает в модели:

А) Сдвиг кривой производственных возможностей вправо;

Б) Точка, расположенная за кривой производственных возможностей;

В) Точка, лежащая на кривой производственных возможностей;

Г) Сдвиг кривой производственных возможностей влево.

Обоснование ответа:

Полное использование всех ресурсов общества показывает в модели точка, лежащая на кривой производственных возможностей, так как кривая модели изображает некую границу возможностей производства в обществе. Все сочетания выпуска товаров на кривой представляют их максимальное количество, которое может быть получено при полном использовании имеющихся ресурсов на данном технологическом уровне - это и показывает точка, лежащая на кривой производственных возможностей.

 

2. Микроэкономика использует понятия «эффект дохода» и «эффект замещения» для описания:

А) Поведения потребителя;

Б) Ситуации на факторном рынке труда

В) Поведения производителя;

Г) Ситуации на факторных рынках земли и капитала;

Д) Верны ответы А и Б.

Обоснование ответа:

Микроэкономика использует понятия «эффект дохода» и «эффект замещения» для описания поведения потребителя и ситуации на факторном рынке труда.

Эффект дохода проявляется в изменении реального дохода в результате изменения цен. Эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для приобретения дополнительных единиц данного или другого товара. Эффект замещения проявляется в изменении состава набора благ, приобретенных потребителем, в результате изменения цен. Согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше продукции, цена которой относительно снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Это факторы характеризует поведение потребителя.

Рынок труда – это сфера контактов продавцов и покупателей услуг труда. Индивидуальное предложение труда связано с действием эффекта дохода и эффекта замещения. При увеличении ставки заработной платы альтернативная стоимость каждого часа досуга возрастает. Это стимулирует индивида к замещению досуга работой. Эффект замещения – это увеличение индивидуального предложения труда при росте ставки заработной платы. Однако при высоких заработках, при достижении высокого уровня материального благосостояния, мотивация человека меняется. Он начинает больше ценить свободное время – досуг и сокращает индивидуальное предложение труда. Разумеется, индивид не может диктовать предпринимателю, фирме новый график работы – это невозможно даже по причинам технологии, иным параметрам. Человек может перейти на неполный рабочий день, получать дополнительные выходные, отпуска, например, «за свой счет». Эффект дохода – это сокращение предложения труда при росте ставок заработной платы и совокупного дохода. Повышение заработной платы данной категории работников будет увеличивать приток рабочей силы в данную область деятельности из других отраслей. Спрос на труд со стороны отдельной фирмы, отрасли и экономики в целом будет определяться предельной доходностью труда. Эти факторы и характеризуют ситуацию на факторном рынке труда.

 

Разбор условной экономической ситуации

Предположим, что величина спроса увеличилась на 20%, потому, что цена на товар снизилась с 5000 до 4000 рублей. Определите коэффициент эластичности спроса.

Решение:

ЕD=(Q2-Q1):Q1  /  (P2-P1):P1

ЕD - коэффициент эластичности спроса

P1 -  цена до изменения

P2 - цена после изменения

(Q2-Q1):Q1=20% - увеличение спроса

P1=5000

P2=4000

ЕD=(Q2-Q1):Q/  (P2-P1):P1 = 20 / (4000-5000):5000 = 20/20=1

Ответ: ЕD=1

 

Список литературы

1. Микроэкономика : учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова, Е.В. Иванова и др.; под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 263 с. – Серия : Бакалавр.

2. Гальперин, В. и др. Микроэкономика : учебник. – СПб.,1994

3. Станковская, И. К., Стрелец, И.А. Экономическая теория : учебник. – М. : Эксмо, 2007.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 17.21K
Скачано: 231
Скачать бесплатно
14.10.14 в 12:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе