Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловым коммуникациям »
Тема: Контрольная по Деловым коммуникациям Вариант №9
Раздел: Бесплатные рефераты по деловым коммуникациям
Тип: Контрольная работа | Размер: 33.80K | Скачано: 382 | Добавлен 01.06.14 в 11:59 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Северный (Арктический) федеральный университет
Год и город: Архангельск 2014
Содержание
Введение 3
1. Перцептивная фаза деловой коммуникации 4
2. Информационно-коммуникативная фаза деловой коммуникации 9
3. Составьте таблицу основных типов взаимодействия в деловом общении и выделите те из них, которые используются вами наиболее часто.
Объясните их значение и смысл 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Введение
В последнее время наблюдается возрастание количества учебной и популярной литературы по проблемам делового общения, делового этикета. И это не случайно. Современный человек проводит на работе большую часть своей жизни. Изучение правил делового общения дает будущему специалисту обширный материал для понимания процессов, происходящих в деловом мире, открывает возможности для самосовершенствования с учетом знания психологических аспектов. Знание и умение использовать правила делового этикета, позволяет лучше ориентироваться в мире бизнеса. Кроме того, изучение психологии делового общения в значительной мере способствует лучшему пониманию не только других, но и самого себя, своих целей и интересов в деловом мире.
1.Перцептивная фаза деловой коммуникации
Будучи необходимой фазой делового общения, межличностная перцепция связана с созданием целостного образа делового партнера, фиксированием его внешних (соматических), психологических и профессиональных характеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большего влияния оказывают накопленные ими предшествующий познавательный опыт, синтезированные профессиональные знания, а так же склонности, интересы, потребности, мотивы, эмоциональные состояния.
Воздействие этих факторов создает характерную для каждого из деловых партнеров апперцепцию, которая обуславливает их значительные расхождения в создании целостных образов друг друга и в восприятии самой деловой ситуации. Межличностная апперцепция - формирование у деловых партнеров целостных образов друг друга на основе их предшествующего познавательного опыта и личностных особенностей психики.
Таким образом, перцептивная фаза делового общения наиболее тесно связана с процессом межличностной апперцепции. Сам же этот процесс опосредуется формирующимся вокруг каждого из партнеров своеобразным психологическим пространством, включает в себя ценностные установки, убеждения деловых партнеров, их эмоционально-чувствительные состояния, доминирующие в перцептивной фазе.
Среди ценностных установок особое место занимает самооценка, которая может быть завышенной, заниженной или адекватной. Именно самооценка зачастую выполняет регулирующую функцию в деловом общении и управляет поведенческими актами и действиями делового партнера.
В перцептивной фазе делового общения каждый из деловых партнеров пытается «приоткрыть» психологическое пространство друг друга, выявить одни особенности и тем самым сконструировать целостный образ партнера, наиболее соответствующий адекватному, реальному.
Однако корреляция психологических пространств деловых партнеров сопровождается возникновением перцептивных барьеров, которые мешают прочтению образа партнера. Можно выделить несколько таких перцептивных барьеров: превосходства, привлекательности, ореола, предрасположенности, снисходительности, первого впечатления, стереотипизации. Рассмотрим каждый из них:
Важно отметить и особенности восприятия деловыми партнерами пространственно-временных характеристик конкретной ситуации делового общения. Восприятие времени делового общения (когда происходит и сколько длится деловое общение) есть отражение деловыми партнерами объективной длительности, скорости и последовательности протекания межличностных деловых отношений. При этом в дифференцировании времени общения ведущая роль принадлежит кинестетическим и аудиальным ощущениям деловых партнеров. Но у каждого из них формируется свое собственное субъективное восприятие времени делового общения, обусловленное их эмоциональным состоянием и характером переживаний, которыми были заполнены этапы и фазы делового общения.
В целом специфику перцептивной фазы делового общения можно свести к трем моментам: она формируется на основе процесса межличностной апперцепции и корреляции психологических пространств деловых партнеров; ее сопровождает возникновение перцептивных барьеров; она способствует формированию у деловых партнеров целостных образов друг друга и выделению в этих образах социально значимых психологических характеристик. Динамика формирования перцептивного образа в деловом общении связана с особым типом восприятия — преднамеренным восприятием. В отличие от непреднамеренного, формирующегося спонтанно и крайне редко в деловом общении, преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью, систематичностью и планомерностью. И потому это одновременно и возникновение нового уровня развития социально-психологических процессов делового общения, который связан со сменой перцептивной фазы делового общения когнитивной (7).
2. Информационно-коммуникативная фаза деловой коммуникации
Деловое общение – это процесс взаимодействия коммуникантов, при котором происходит обмен информацией.
Информационно-коммуникативная фаза делового общения заключается в том, что на данной стадии партнер информирует собеседника о цели встречи, разговора, беседы. В целом, коммуникативный акт – это совокупность речевых актов, совершаемых коммуникантами навстречу друг другу. Коммуникативный акт – обмен речевыми действиями (т.е. шире, чем речевые акты).
Искажение информации может происходить на каждой стадии делового общения, это происходит из-за того, что собеседник неправильно выражает свою мысль вербально, использует много высказываний, не относящихся к делу, не слушает собеседника, то есть не владеет речевым поведением (2).
Речевое поведение – совокупность конвенциональных и неконвенциональных речевых поступков, совершаемых индивидом или группой индивидов.
Коммуникативный акт возможен только при соблюдении фактора готовности (с обеих сторон).
1. Готовность – люди, идущие на это общение должны очень хорошо знать человека, оппонирующего им: его социальную роль, компетентность в данной проблеме, насколько он коммуникабелен.
2. Люди должны быть доброжелательно настроены друг к другу.
3. С самого начала коммуникативного акта необходимо следить за соотнесенностью стратегии с целевой установкой: 1 – что обсуждаем? 2 – с кем обсуждаем? 3 – зачем обсуждаем?
4. Оценка речевой ситуации, выбора места и времени (своевременность и уместность обсуждения проблемы).
5. Знания речевой модели партнера: его речевой/коммуникационной компетентности и языкового уровня.
6. Проявление доверия с 2-х сторон и следование ритуалу и конвенциональности (есть ритуальные и установившиеся нормы общения и поведения в той или иной ситуации) (1).
Любое общение по любой тематике влечет за собой определенное событие. Фреймы – сценарии (мы приходим по определенным поводам, но ведем себя по определенным конвенциональным правилам).
Изучение языка по «топикам» = изучение по фреймам.
Фрейм – устойчивый и достаточно стереотипно воспроизводящийся жанр речевого взаимодействия (=ритуал, =топик).
В теме переговоров присутствуют следующие фреймы: договориться; просто информировать; гарантировать; рекомендовать; объяснять; предупреждать; приглашать…позиция инициации: кто 1-й должен начать переговоры.
Инициация – маленький шажок к выигрышу.
Задача адресанта: понять, зачем и куда его ведут. Это определяет долю его активного участия в переговорах.
Речевая компетенция – совокупность общего языкового уровня и общих речевых навыков.
Коммуникативная стратегия – вопрос о формах и доле участия адресата в речевой ситуации. Можно выделить несколько позиций: неучастие; как собеседник (не владеет инициативой до конца переговоров); на равных (6).
Существуют пять основных групп вопросов, задаваемых в процессе деловой коммуникации:
- к закрытым вопросам относятся вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет». Эти вопросы уместны в тех случаях, когда необходимо быстро получить информацию.
- к открытым вопросам относят вопросы, ответы на которые подразумеваются в развернутом виде. Сюда обычно относят вопросы “что?”, “кто?”, “как?”, “сколько?”, “почему?”. Основанием для таких вопросов является позитивная или нейтральная позиция собеседника по отношению к нам.
- риторические вопросы – это вопросы, которые не требуют прямого ответа, их целью является провоцирование новых вопросов.
- переломные вопросы – это вопросы, которые задаются в том случае, когда уже имеется информация о проблеме разговора. Уместное использование данного приема позволяет избежать опасности нарушении равновесия между нами и нашими собеседниками.
- вопросы для обдумывания – это вопросы, которые заставляют партнера по общению размышлять, обдумывать и комментировать то, что было сказано. Эти вопросы созданы для создания атмосферы взаимопонимания (5).
Следующая важная составляющая – языковые средства (инструмент, при помощи которого адресант может переворачивать ситуацию в свою пользу).
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Невербальная коммуникация включает:
Таким образом, содержание коммуникативных актов обусловлено соответствующими событиями – ритуальными речевыми ситуациями, задающими фон, т.е. свой фрейм и предполагающие ожидание определенной модели речевого поведения (признание в любви, обида, обещание). Успешность коммуникации зависит далеко не только от общих знаний типов фреймов и моделей речевых ситуаций, а от мастерства, знания и умения, применяя соответствующие стратегии и тактики, вести переговоры без страха, инициативно и импровизируя, рассчитывать только на свои способности и уметь импровизировать. Цель: научиться, как себя раскрывать и понять свои скрытые способности как воспользоваться ими: здесь и сейчас; смело брать на себя ответственность и принимать решения в соответствии с нашим видением, т.е. самоактуализация (3).
3. Составьте таблицу основных типов взаимодействия в деловом общении и выделите те из них, которые используются Вами наиболее часто. Объясните их значение и смысл.
Тип взаимодействия |
Содержание |
прямое
|
прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга |
косвенное |
косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду |
сотруднический |
характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок |
диалог
|
равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. |
соглашение |
договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата |
опека |
забота одной стороны о другой |
подавление |
тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать. |
конфронтация
|
скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. |
индифферентность
|
равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. |
Заключение
Будучи необходимой фазой делового общения, межличностная перцепция связана с созданием целостного образа делового партнера, фиксированием его внешних, психологических и профессиональных характеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большое влияние оказывают накопленный ими познавательный опыт, профессиональные знания, а также их склонности, интересы, потребности, мотивы, эмоциональные состояния. Воздействие этих факторов создает характерную для каждого из деловых партнеров апперцепцию, которая обусловливает их значительные расхождения в создании целостных образов друг друга и в восприятии самой деловой ситуации.
Взаимное психологическое влияние, которое возникает на информационно - коммуникативной фазе делового общения, может привести к изменению психоэмоционального состояния деловых партнеров и их конативной (поведенческой) установки. На основе этой установки происходит организация совместной деятельности деловых партнеров в интерактивной фазе делового общения.
Список используемой литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.