Тема: Контрольная работа по социологии личности вариант 24
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 38.87K | Скачано: 256 | Добавлен 19.05.14 в 22:06 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Уфа 2014
Содержание
Введение 3
1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное качество в человеке. Социологическое понятие личности 4
2.Теории развития личности 7
3.Основные факторы формирования личности, ее социализации 13
Заключение 18
Список литературы 19
ВведениеСоциология личности – отрасль социологии, изучающая личность как социальное явления, ее взаимодействие с различными социальными группами и обществом. Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это - взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение "общество-личность" - базовое социологическое отношение. Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создает свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность, - характерная черта современной социологии. С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет ,какое место занимает в мире ,каковы границы его возможностей ,способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследовании. В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.
1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное качество в человеке. Социологическое понятие личности.1. Человек- понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens.
2. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичек» (от лат. Individ –неделимый, конечный).
3. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
4. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (надприродной, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В своем первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актером в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отожествляется с понятием «Я». Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиции в понимании этого феномена, множество различных моделей, образцов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.
Социологическое понятие личности.Человеческая личность находится в центре внимания не только социологии, но и философии и психологии. Философия пытается охватить сущностные черты человека в целом, включая и биологические, и мыслительные, и душевные качества. Личность в философии может трактоваться:
-как объект творения (Богом или Природой);
-как самодостаточный творец (демиург);
-как активный субъект, осуществляющий предметную деятельность.
Психология изучает в первую очередь уникальные свойства человеческой личности, отличающие одного человека от другого. Предметом социальной психологии является исследование отношение в малых группах, коллективных движениях, стимулов и интересов человеческой деятельности.
Представления о человеческой природе также разнятся в различных философских и социологических теориях. Американский социальный философ Дж.Дьюи сгруппировал эти представления следующим образом:
1) Человеческая природа – это видовая биопсихологическая характеристика;
2) Человеческая природа – это то, что определяет извечные и неизменные человеческие стремления;
3)Человеческая природа – это специфический способ восприятия, лишенный врожденных предустановок;
4) человеческая природа проявляется в способности самостоятельного создания культуры.
С точки зрения социологии человеческая природа формируется в ходе социализации. Врожденными являются лишь базовые инстинкты, общие для человека и животного. [2,202]
2.Теории развития личности.Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален – ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими ( в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Сложность и многогранность процесса формирования и развития личности обусловили появление различных теории развития личности. Основные конституциональные подходы к изучению личности:
а) социологический подход (Э. Уилсон, Д . Фридман ) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.
б )
Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности(Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани ).С точки зрения всех этих концепций, личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей - как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.
Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и общества. Во-вторых, парные понятия роль-статус являются удобным аналитическим инструментом Для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смежные категории, как ролевые предписания, ролевые ожидания и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.
С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция зеркального Я, разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его в ос принимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:
представления о том, как его воспринимают другие люди;
представления о том, как они его оценивают;
как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.
Таким образом, в теории зеркального Я личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.
в) При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Сущность же особой личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и общественных отношений данного общества. Это, с одной стороны, продукт исторического развития, а с другой - результат включения индивида в социальную систему, его предметной деятельности, способной изменять общественные отношения.
г)В русле психоаналитического подхода сформировала фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Модель личности, разработанная 3. Фрейдом, включает три компонента:
сферу подсознания ( Ид -Оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные возбуждения;
сферу самосознания (Е g о - Я), которая стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемой для об щества форме;
сферу сверхсознания ( Su рег Е g о- Сверх-Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный <моральный цензор >).
Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием решаются, по Фрейду, с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противоречащие требованиям морального цензора.
Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, - проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и общества, то к осторожно оптимистической позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.
Таким образом, проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития. [4.61]
Социальная типология личности Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.
В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.
В разработку социальной типологии личности большой в клад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер - это ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры>. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму , по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно этому Э. Фромм выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.
В современной социологии получило широк о е распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.
<Традиционалисты> ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации данного типа личности выражены весьма слабо. У <идеалистов>, наоборот, сильно выражены независим ость критическое отношение к традиционным нормам, установки саморазвитие и пренебрежение авторитетами. <Реалисты> сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию - предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства фокусируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.
В то же время социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений или иного типа.
Иллюстрацией этому может служить уже приводимое ранее заключение М. Вебера о том, что именно изменения под влиянием протестантизма ценностных ориентаций личности, ее отношения к труду дали импульс к возникновению <духа> капитализма, стимулировали развитие предпринимательской деятельности. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств, выраженных в социальном характере, может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.[2.165]
3.Основные факторы формирования личности, ее социализации.
Агенты социализации - это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию.
Основные агенты социализации : семья, школа, друзья, сверстники, средства массовой информации и др.
Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:
1.Нравственно – психическим микроклиматом в семье;
2. Материальным и социальным статусом семьи;
3. Степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери – с другой;
4.ролью отца и матери в общении с людьми;
5.структурой и составом семьи и т.д.
Чрезвычайно важен вопрос о включенности человека в жизнь общества, о процессе социализации. Швейцарский психолог Ж. Пиаже сформулировал концепцию когнитивного (умственного) развития как цепь последовательных стадий социализации личности:
1)до 2 лет – вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует;
2) 2–7 лет – ребенок учится различать вещь и символ вещи;
3) 7–11 лет – мысленное оперирование понятиями и развитие воображения;
4) после 12 лет – происходит формирование абстрактных понятий типа добра и зла.
Есть и другие теории социализации, например, такая:
стадия адаптации (ребенок копирует родителей), индивидуализации (подросток противопоставляет себя родителям),
юношеский возраст от 19 до 25 лет (человек осознает себя как личность),
интеграции (он либо органично вписывается в жизнь общества, либо занимает конформистскую позицию, либо идет преступным путем),
стадия трудовая (связана с активной преобразовательной деятельностью)
и послетрудовая (передача накопленных знаний последующим поколениям).
Типология личности в зависимости от ценностных ориентаций в современной социологии выглядит так:
• традиционалисты ориентированы на законопослушание, долг, порядок, у них мало креатива, самостоятельности;
• идеалисты критически относятся к нормам, стремятся к самореализации;
• фрустрированный тип чувствует выброшенным себя из жизни, у него низкая самооценка;
• реалисты развитое чувство долга сочетают с самодисциплиной;
• гедонистические материалисты хотят получить удовольствие мгновенно, удовлетворяя, прежде всего, потребительские желания.
Шкала ценностей человека – стержень его личности. Прежде всего, это этические, религиозные ценности. Ценностей нет у животных, они отсутствуют у младенцев. Они не наследуются биологически, а приобретаются в ходе социализации. Другая сторона личности – самооценка или представление личности о себе самой (Я – образ или Я – концепция). Самоуважение – это осознание себя в качестве личности, у которой индивидуальная шкала ценностей совпадает с мнением общества.
Духовный мир человека состоит из его взглядов на мир, из отношения его к миру. Сколько людей, столько и мировоззрений. Типы мировоззрений бывают разные, есть научное, религиозное, обыденное мировоззрение. За всю историю человечества люди ставили во главу угла разные идеи: был теоцентризм (вера в Бога), природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм.
На формирование духовной личности человека влияет культура, музыка, живопись, литература, фольклор. Сегодня музыкой даже лечат. Недаром в церквях звучит хор, а в костелах – орган. Для человека и нации важен вопрос о менталитете – совокупности всех итогов познания, оценка их с точки зрения предшествующей культуры, практической деятельности, национального сознания. Менталитет – духовный мир человека или целого народа. Для любого человека главным является одобрение его деяний другими людьми, если он совершает добро и столь же большую силу имеет осуждение человека его сородичами за плохие и злые поступки. В связи с этим велика роль личностей в истории человечества. Гении, великие люди – цвет генофонда Земли, их надо беречь и нельзя уничтожать, что, к сожалению, не раз бывало в истории. Сократ был отравлен, Христос – распят, Джордано Бруно, Яна Гуса, Сервета сожгли на костре. Великий химик Лавуазье погиб на эшафоте во время якобинского террора во Франции в период Великой Французской революции. А сколько гениев погибло в ссылках, тюрьмах, от бедности и лишений? Испанская инквизиция привела к умственной и нравственной нищете в этой стране, сталинизм уничтожил самые лучшие умы России, и до сих пор генофонд страны страдает от этого. Гибель самых талантливых и умных людей – ущерб всему человечеству. Видный американский историк А. Шлезингер писал: «Именно вожди способны повернуть ход исторических событий к лучшему или к худшему. Они повинны в самых тяжких преступлениях и самых безответственных авантюрах, опозоривших человечество. Но они и вдохновили человечество идеями свободы личности, социальной справедливости, религиозной и расовой терпимости». Число гениев за всю историю человечества было невелико. Питирим Сорокин в «Общедоступном учебнике социологии» приводит следующие цифровые данные: со времен Перикла до 1850–1870 годов жило на Земле около 46 000 000 000 людей, а лиц, получивших известность, гениев – около 1000 000. Значит, каждый, сколько-нибудь крупный человек приходится на 450000 обыкновенных людей. Несмотря на такую малочисленность, роль этих людей в истории чрезвычайно велика. Им мы обязаны величайшими открытиями в области науки, часто переворачивающими всю нашу жизнь. Пар, электричество, телеграф, телефон – влияние этих изобретений громадно. Великие люди являются главными творцами искусства, они организуют общественные порядки, их услуги человечеству громадны. Они – то здоровое бродило, которое приводит в движение массы рядовых людей и ведет их за собой к лучшему будущему. [1, 73]
Если в течение длительного времени при рассмотрении процессов социализации факторы только назывались, а в лучшем случае моделировалось их влияние на человека, то сейчас чаще говорится о том, что факторы социализации - это развивающая среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным. Она должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. В ней должны быть заложены возможности для самореализации свободы творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.
Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.[5.183]
ЗаключениеСоциализация представляет собой процесс становления
личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее
взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействии, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду. Как видно, социологов интересует социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и влияние биологических, психологических и других свойств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Социология: Учеб.пособие. – М.:ИНФРА-М,2011 под ред. Борцова Ю. С.
2.Социология : учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриенко ЮНИТИ – ДАНА,2004, : Проспект, 2010.
3. Зборовский Г.Е, Орлов Г.П. Социология. М. , Интерпракс, 1995
4. Адорно Т. Введение в социологию. -М.:Праксис,2010.
5. Гидденс Э.Социология .- М. :Эдиториал УРСС,2005.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.