Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Естественные монополии и необходимость государственного регулирования

Естественные монополии и необходимость государственного регулирования [20.04.14]

Тема: Естественные монополии и необходимость государственного регулирования

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 43.07K | Скачано: 287 | Добавлен 20.04.14 в 08:52 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Пенза 2014


Содержание

Введение 3

1.Сущность естественных монополий 4

1.1 Понятие естественных монополий 4

1.2 Типы естественных монополий 6

2. Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий 7

2.1 Ценовые методы государственного регулирования естественных монополий 8

2.2 Неценовые методы государственного регулирования естественных монополий 10

3.Российская практика регулирования естественных монополий 13

3.1 Особенности регулирования естественных монополий в России 13

3.2Перспективы развития естественных монополий в России, в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию 15

Заключение 19

Список использованных источников 20

 

Введение

Тема данной контрольной работы – «Естественные монополии и необходимость государственного регулирования их деятельности».  Данная тема актуальна для современного общества. Актуальность исследования состоит в том, что антимонопольная политика государства, в условиях рыночной экономики, играет очень важную роль в рыночной системе отношений – предотвращение возникновения монопольной власти. Однако в экономике существуют такие отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна. Государство создает специальную систему регулирования направленную на достижение баланса, обеспечивающего доступность реализуемого товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Цель работы – подробно изучить сущность естественных монополий и модели государственного регулирования их деятельности. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

Информационной базой контрольной работы послужили учебники и учебные пособия, интернет – ресурсы, опубликованные статьи, рассматривающие вопрос о государственном регулировании естественных монополии.

 

Глава 1.Сущность естественных монополий

1.1 Понятие естественных монополий.

Естественная монополия - это вид монополии, который занимает особое, привилегированное положение на рынке, в связи с особенностями производства [9].

Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания виноградников, редкие металлы). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры: военно-промышленный комплекс, железнодорожный транспорт и т. п. Естественные монополии возникают там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные предприятия, например, железную дорогу или газопровод, параллельно уже действующим [1,c.210].

Приведем основные признаки естественной монополии:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связанос существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками.
  2. Высокие барьеры для входа на рынок,это связано с тем, что фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельнойсистемы, выполняющей аналогичные функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) экономически не выгодно.
  3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чемспрос на другие виды товаров (услуг), поскольку их невозможно заменить другой продукцией. Данная продукция удовлетворяет наиболее важные потребности населения или отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если например, рост цен на автомобили заставит многих потребителейотказаться от покупки собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышениетарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее альтернативнымэнергоносителем сложно.
  4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени [2, c.199].

Естественная монополия существуют, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одно предприятие может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки [3,c.15].

 

1.2 Типы естественных монополий.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать компания, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и, которая купила права на земельный участок, где находится это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет, так как закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (но регулирующие вмешательство государства не исключено).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Например, технически почти невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются транспортные и энергетические, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров предприятия ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, конечно, не заинтересовано [1,c.217].

Отметим плюсы  естественных монополий:

Наряду с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. В связи с этим существует необходимость государственного регулирования естественных монополий.

 

Глава 2. Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий

Главная опасность и проблема существования естественных монополий, как и всех других монополий, связана со стремлением фирмы-монополиста использовать свое положение для извлечения сверхприбыли, то есть улучшить свое финансовое положения за счет остальных субьектов экономики. Монопольное поведение и негативные последствия существования монополий могут проявляться по следующим направлениям:

Эти проблемы и являются главными причинами необходимости государственного вмешательства в деятельность естественных монополий.

Существует два метода государственного регулирования естественных монополий: ценовые и неценовые.

2.1 Ценовые методы государственного регулирования естественных монополий

Ценовое регулирование, осуществляется посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий имеет цель - достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Государство учитывает социальные факторы при установлении или изменении тарифов. Согласно ст. 424 ГК РФ оно применяется только в случаях, установленных законом. Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время это Федеральная служба по тарифам).

Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ. Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров и услуг. При этом учитываются издержки реализации услуг, потребность в инвестициях, налоги, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не для определенного вида деятельности.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять соответствующему органу регулирования естественных монополий:

1)текущие отчеты о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены органами регулирования естественных монополий;

2)проекты планов капитальных вложений.

Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:

1)завышение цен, установленных органом регулирования естественных монополий, - в размере до 15 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

2)неисполнение решения, выданного органом регулирования естественных монополий в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, - в размере до 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

3)предоставление органам регулирования естественных монополий недостоверных сведений - в размере 1000 минимальных окладов труда;

4)непредставление органу регулирования естественных монополий уведомления, предусмотренное в п.4 статьи 7 настоящего Федерального закона [(17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008)] - в размере до 600 минимальных окладов труда;

5)непредставления в срок по требованию органа регулирования естественных монополий документов или иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, - в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Если действиями (бездействиями) субъекта естественных монополий, нарушающими настоящий Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены, другому хозяйственному субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством [8].

Приведем пример:

В нашей стране по многим видам перевозок железные дороги относятся к естественной монополии. Поэтому их деятельность должна находиться под контролем государства. Вместе с тем в значительной части этого производственно - хозяйственного комплекса, не осуществляющей непосредственно транспортный процесс и обеспечение безопасности движения поездов, не только возможно, но и необходимо развивать конкуренцию. Однако до настоящего времени отраслевая "Программа демонополизации в сфере федерального железнодорожного транспорта" остается неутвержденной и  неотработанной. Достаточно медленно идет процесс применения и внедрения на железнодорожном транспорте новых форм собственности, а если это и осуществляется, но только в областях, не связанных непосредственно с перевозочной деятельностью. При этом первостепенное внимание уделяется доходности железных дорог за счет повышения тарифов на перевозки. Вопросу же сокращения расходов уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем добиться снижения расходов предприятий отрасли в рыночных условиях можно, лишь создав конкурентную среду на транспортном рынке. Но в настоящее время состояние автомобильных дорог, речного и других видов транспорта пока оставляет желать лучшего. Однако высокие тарифы на железнодорожные перевозки могут заставить часть клиентов обратиться к услугам других перевозчиков [4,c.17].

 

2.2Неценовые методы государственного регулирования естественных монополий.

Ценовые методы не всегда ведут к тому исходу для отрасли, который предусматривает максимальное благосостояние для потребителей продукции естественного монополиста. Поэтому наряду с ценой регулированию подвергаются и другие параметры деятельности предприятия.

1. Снижение барьеров входа в отрасль. В тех случаях, когда наличие естественной монополии подразумевает существенные барьеры входа в отрасль, государство может решить проблему монополизации через снижение или даже устранение входных барьеров.

Стимулирование технического прогресса в отрасли может привести к изменению производственной функции так, что преимущества крупной фирмы постепенно исчезнут, на рынок смогут войти более мелкие фирмы, естественная монополия трансформируется в обычную отрасль.

В тех случаях, когда естественная монополия носит локальный характер, государство может преобразовать отрасль через развитие спроса. Здесь увеличение спроса напрямую приведет к повышению степени конкурентоспособности рынка, к возможности появления нескольких эффективных фирм.

2. Конкуренция за рынок естественной монополии (конкуренция Демсеца). Государство может организовать конкуренцию за исключительное право по обслуживанию рынка естественной монополии. Например, государство объявляет аукцион по продаже прав на железнодорожную деятельность в каком-либо регионе. Для того,  чтобы отрасль была наиболее эффективной, железнодорожные перевозки должна осуществлять одна компания. Многие фирмы – потенциальные перевозчики могут принять участие в аукционе, подав соответствующую заявку.

Аукционы организуются по двум основным принципам. Английский аукцион предусматривает выигрыш за той компанией, которая предложит  наибольшую цену за монопольные права. Здесь стартовой будет самая маленькая цена. Затем цена будет постепенно повышаться и повышаться, до тех пор пока не останется один претендент. При голландском типе аукциона исключительное право получает фирма, предусматривающая самую низкую цену товара или услуги, которые она будет предоставлять после начала производства (при соблюдении определенных стандартов качества). В этом случае начальная цена оказывается наивысшей, а цена победителя – низшей. Движение цены будет идти сверху вниз.

Хотя цена может превышать уровень предельных издержек, дополнительная прибыль поступает государству в виде платы за доступ к рынку монополии. Однако здесь есть опасность сговора между участниками аукционных торгов, в результате чего предполагаемый эффект устранения монопольной прибыли не достигается. В то же время при большом количестве участников и отсутствии сговора в долгосрочном периоде достигается результат Рамсея: цена устанавливается на уровне средних издержек, величина прибыли равна нулю. Роль государства помимо организации конкурентных торгов заключается в установлении минимальных стандартов качества поставляемых услуг, иначе снижение цены будет достигнуто за счет понижения качества товара.

3. Контроль качества товара естественной монополии. Регулируемая естественная монополия может увеличивать средние (и совокупные) издержки производства для обоснования роста регулируемой цены за счет ухудшения качества выпускаемого товара. Кроме того, у такой фирмы нет стимула улучшать качество товара, так как дополнительная прибыль от продажи более качественного товара через корректировки цен пойдет государству, а не самой фирме, а ухудшение качества при отсутствии конкуренции на рынке не отражается на положении фирмы. Поэтому ценовое регулирование поведения естественной монополии должно сопровождаться контролем качества товара фирмы, например, посредством установления минимальных стандартов качества товара или предоставляемых услуг, либо посредством периодических проверок реальных характеристик поставляемой продукции, а также через учет жалоб потребителей на изготовляемые естественной монополией изделия.

4. Реорганизация отрасли. При реорганизации происходит устранение естественной монополии за счет ее разделения на несколько сравнительно небольших фирм. Применение подобного метода требует сопоставления технической неэффективности, возникающей вследствие высоких издержек производства на небольших фирмах по сравнению с одной крупной монополией, и структурной (рыночной) эффективности, связанной с отсутствием монополии и ее последствий для благосостояния экономики. Если новая рыночная цена, опирающаяся на величину новых, несколько более высоких, средних издержек в конкурентной отрасли, оказывается все-таки существенно ниже уровня монопольной цены естественного монополиста, то реорганизация такого рода является эффективной.

Таким образом, негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и отрасль естественной монополии. Можно выделить два основных направления в регулировании деятельности естественных монополий: ценовое и неценовое. Ценовое регулирование предполагает прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня. Неценовые методы включают: снижение барьеров входа в отрасль, конкуренцию на рынке естественной монополии, контроль качества товара, реорганизация отрасли [5,c.22].

 

3.Российская практика регулирования естественных монополий.

3.1 Особенности регулирования естественных монополий  в России.

Естественные монополии в Российской Федерации являются базовым, ключевым, элементом для всей экономики страны. Во-первых, это объясняется географической удаленностью субъектов производства и потребления внутри хозяйственного комплекса. Во-вторых, в структуре промышленного производства РФ доминирует продукция низких степеней переработки, в затратах на производство которой преобладают расходы на услуги естественных монополий.

Формирование российской практики регулирования естественных монополий в целом идет в русле зарубежного опыта.

Кардинальным способом установления прямого контроля над естественной монополией является государственная собственность. Поэтому некоторые отрасли естественной монополии служили первоочередными объектами национализации [10].

Проблема необходимости регулирования естественных монополий была осознана государством лишь к 1994 году, когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики, до этого вопрос не решался на протяжении трех лет.

Федеральный закон «О естественных монополиях» был принят 17 августа 1995 года, который определил отрасли, относящиеся к естественным монополиям, и сферу их регулирования.

По Закону «О естественных монополиях» сфера регулирования включает: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, железнодорожные перевозки,  транспортировку газа по трубопроводам, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, услуги по передаче электрической и тепловой энергии услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи,  услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей [11].

Выделим основные особенности регулирования естественных монополий в России:

1)сложность точного определения реальных издержек производителя услуг

2)создание государственных органов  контроля над естественными монополиями несет в себе угрозу подмены интересов потребителей интересами правящих групп, увеличиваются затраты на содержание чиновников;

Таким образом, регулирование естественных монополий развивается по западному пути, но имеет ряд особенностей.

 

3. 2 Перспективы развития естественных монополий в России, в связи с вступлением в Всемирно торговую организацию

Переговоры о вступлении России в ВТО начались в 1995 году. Затяжной характер переговоров был вызван нежеланием российского крупного бизнеса соглашаться на открытие российского  рынка. Это касалось как ввоза иностранных продуктов, так и доступа иностранным финансовым институтам к кредитному рынку России. Власти понимали, что присоединение к ВТО на требуемых условиях не пойдет на пользу российским корпорациям и станет новым ударом для слабой национальной экономики.

 Повышение мирового спроса на российское сырье в ходе подъема 2002-2008 годов укреплял позиции России на переговорах по ВТО, поскольку росло влияние и доходность российских монополий. Рост российского внутреннего рынка также мешал России пойти на исполнение всех требований и войти в ВТО. Но принимать РФ как весомого члена в ВТО не хотели.

Резкое изменение мировой рыночной конъюнктуры подтолкнуло власти России активизировать сношения по ВТО, предпринимая разные маневры от отказа от переговоров до угрозы войти в ВТО таможенным союзом с соседними странами. Но кризис 2008 года снизил для российских корпораций ценность внутреннего рынка и российские власти согласились с большинством требований: было объявлено, что страна войдет в ВТО.

 Итак, 22 августа 2012 года Российская Федерация вступила во Всемирную Торговую Организацию. Как же это влияет на отечественные естественные монополий? (На примере РАО "Газпром", ОАО «Российские железные дороги»)

Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики  Российской Федерации. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование крупных  компаний – монополистов (РАО "Газпром", «Российские железные дороги»), которые сегодня обладают огромной властью на рынке [6]. Газпром может лишиться государственной поддержки и монополии на газопроводы, монополия на газопроводы и другие виды господдержки оказывались "Газпрому" в обмен на поддержание низких цен на газ для российских потребителей. Ожидается увеличение налоговой нагрузки на крупнейшую российскую монополию.

Сейчас тарифы "Газпрома" на продажу газа внутри страны "устанавливаются ниже экономически обоснованного" уровня. Из-за недостаточного уровня рентабельности внутренних продаж "Газпром" не может получить достаточно средств для вложений в добычу и транспортировку газа для потребителей в России. В 2011 году продажа топлива на внутреннем рынке помогла концерну собрать 63 процента средств для подобных инвестиций, а планируемое повышение НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) в 2,1 раза приведет к снижению этого показателя до 41,3 процента. Рентабельность продаж "Газпрома" снизится с 22 до 11 процентов, а к 2015 году может упасть до 7 процентов.

Ставка НДПИ на газ для "Газпрома" оставалась неизменной в 2006-2010 годах, несмотря на рост мировых цен на топливо. В 2011 году ставка налога выросла сразу на 61 процента, а 2012 году - увеличилась в два раза. В феврале 2012 года в "Газпроме" оценили свои потери от дальнейшего повышения НДПИ на газ в 64 миллиарда рублей из прибыли. В концерне также пытаются компенсировать рост налоговой нагрузки путем повышения цен на топливо.

В "Газпроме" не раз отмечали, что с 2000-го по 2008 годы поставки газа на внутренний рынок из-за устанавливаемых правительством цен являлись для концерна убыточными. Минимальной рентабельности монополии удалось достичь только в 2009 году, однако, как считают в "Газпроме", она все равно является низкой. В итоге с 2006 года российские власти решили постепенно вывести внутренний рынок газа на равнодоходные цены по сравнению с экспортными поставками [12].

После вступления России в ВТО компания "Российские железные дороги" оценила в 28 млрд рублей ежегодные потери от изменения тарифов.

В 2013 году из-за присоединения к ВТО РЖД пришлось выравнять ставки на перевозки через сухопутные пограничные переходы с внутрироссийскими. Разница между этими ставками считается ВТО торговым барьером. РЖД и раньше выравняла ряд тарифов, сейчас наибольшая разница между стоимостью международных и внутрироссийских перевозок установлена для нефтепродуктов, леса и продуктов неорганической химии.

Из-за выравнивания ставок на перевозку нефтяных грузов РЖД будет терять 18 млрд рублей в год. Кроме того, если РЖД придется унифицировать тарифные ставки по всем направлениям, госкомпания лишится еще 7,1 млрд рублей в год.

Ранее руководство РЖД неоднократно выражало поддержку вступлению в ВТО. Так, президент компании Владимир Якунин говорил, что выгоды транспортного сектора от присоединения РФ к торговому клубу превышают риски. Он также выражал мнение, что вступление в ВТО поможет российским производителям подвижного состава укрепить позиции на мировых рынках [13].

Таким образом, вступление в ВТО в большей степени негативно скажется на российских естественных монополиях: после изменения тарифов компании несут огромные финансовые потери, обостряется конкуренция с иностранными компаниями, чтобы повысить свою  конкурентоспособность отечественные компании будут вынуждены улучшать качество своих товаров и услуг, что является положительным для потребителей. Есть вероятность того, что крупнейшие компании будут разделены на более мелкие.

 

Заключение

Тема данной контрольной работы – Естественные монополии и необходимость государственного регулирования их деятельности.

В данной контрольной работе была достигнута цель - подробно изучить сущность естественных монополий и модели государственного регулирования их деятельности. Были  рассмотрены понятие и типы  естественных монополий (природные, технико-экономические), изучены методы государственного регулирования естественных монополий(ценовые и неценовые), проанализированы особенности государственного регулирования естественных монополий в России, определены перспективы развития естественных монополий в России, в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию. В ходе работы ее актуальность была подтверждена.

 

Список использованных источников

1)Экономика отраслевых рынков: учебное пособие / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 253 с. – (Высшее образование).

2)Экономика без тайн. И. В. Липсиц. Книга 4. Москва: Вита-Пресс, 2009 г.  351 стр.

3)Демин М.Б. Государственное регулирование естественного монополизма как направление развития антимонопольных отношений в условиях глобализации.// Проблемы современной экономики, N 4(32), 2009

4)Метелева Ю.А "ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ" // Журнал российского права,2008,№18

5)Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности.// Вестник РГРТУ. – Рязань, 2009, №6.

6) Электронный журнал «Выгодные финансы»

7) Электронный  журнал «Вопросы экономики»

8) Справочная - информационная система «Консультант Плюс»

9) Энциклопедия заработка - http://wiki-work.ru.

10)Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы-  www.fas.gov.ru

11)Официальный Интернет-сайт Федеральной службы по тарифам- www.fstrf.ru

12) ВТО- информ -  http://wto-inform.ru

13) Экономический журнал «Форбс» - www.Forbes.ru

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 43.07K
Скачано: 287
Скачать бесплатно
20.04.14 в 08:52 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе