Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Финансовые отношения и финансовая система

Финансовые отношения и финансовая система [14.04.14]

Тема: Финансовые отношения и финансовая система

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 12.26K | Скачано: 226 | Добавлен 14.04.14 в 17:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 2

Теоритический вопрос 3

Эссе 7

Контрольные тестовые задания 10

Заключение 11

Список используемой литературы 12

 

Введение

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

 В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы, а также раскрытие сущности налогов и особенностей фискальной политики РФ на сегодняшний день.

 

Теоретический вопрос

Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. Сущность, виды и функции налогов.

Финансовые отношения – это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.

При созданий, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса. Финансовые отношения возникают в определённых социально-экономических условиях, формирующихся в результате развития общества. Сущность финансовых отношений – формирование, распределение и использование денежных доходов.

Финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению совокупного общественного продукта.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений накапливаются различные фонды денежных доходов.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

- централизованные (публичные) финансы - система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы, централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации – это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти;

- децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов. Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.

Также финансовая система подразделяется на четыре подсистемы:

1) финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности);

2) финансы домашних хозяйств;

3) государственные финансы;

4) муниципальные финансы.

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторе две – к сфере централизованных (публичных) финансов.

Налог – это обязательный платёж, поступающий в бюджетный фонд в определённых законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определённые принципы, образуют налоговую систему страны.

Все налоги подразделяются на несколько видов:

1) Прямые, т.е. налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства, например налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные;

2) Косвенные, т.е. налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления, например налог на добавленную стоимость;

3) Аккордные – налоги, которые устанавливает государство вне зависимости от уровня дохода экономического агента;

4) Подоходные – налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода, данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога – просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода;

5) Прогрессивные – налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода, и падает с уменьшение дохода;

6) Регрессивные – налоги, чья средняя ставка снижается при увеличении уровня дохода, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

7) Пропорциональные – налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Функции налогов:

- фискальная – изъятие части доходов в бюджет для использования в определённых целях, благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. ;

- стимулирующая – при помощи налоговых льгот и санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных;

- регулирующая – регулирование отношений между бюджетами и внутри-бюджетной системой;

- распределительная и перераспределительная – при помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход, перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные;

- социальная – за счёт налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц;

- контрольная – при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли.

Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемые законодательными органами власти.

 

Эссе на тему

Особенности фискальной политики в России на современном этапе. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государ­ственный бюджет России.

Важная особенность российской налоговой политики — очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого — отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов.

По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35—40%  прошедших государственную регистрацию) проверками вы являются нарушения налогового законодательства. И только 10—15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.

Налоговые службы РФ так определяют основные причины уклонения предприятий от налогообложения (в порядке убывания приоритетности): тяжелое налоговое бремя, сложное финансовое состояние предприятий, недостаточно знание налогового законодательства, преступный умысел предпринимателей, нежелание выполнять свои обязанности перед государством, причем последнее отнесено к области российского менталитета.

Таким образом, можно утверждать, что в экономическом плане система российских налогов выполняет свои функции неудовлетворительно.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

 1) отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

2) огромная нагрузка на фонд оплаты труда (она несколько снизилась после введения единого социального налога);

3) отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;

4) неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.

На микроуровне можно выделить следующие недостатки:

 1) расхождения между стандартами бухгалтерского учета и налоговым учетом, приводящие к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налогооблагаемой прибыли;

2) ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;

 3) исключительная множественность налогов;

4) противоречивость и запутанность много численных инструкций и разъяснений Федеральной налоговой службы и Министерства финансов РФ, арбитражной практики.

Налоговая политика изначально формировалась с акцентом на фискальные цели. Позиция бизнеса никого не интересовала. Определяя сферу, в которой законодательство в наибольшей мере несовершенно, более 90% руководителей отмечают налоги и обязательные платежи. Большинство руководителей в качестве недостатков налоговой системы, затрудняющих работу предприятий, отмечают большое число налогов (более 60%), нечеткость документов и частые изменения в налогообложении (примерно 50—55%), а также чрезмерную величину совокупных налоговых выплат (примерно 45—48%).

Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно.

Таким образом, налоговая система и налоговая политика Российской Федерации далеки от совершенства. Необходима рационализация налогообложения.

В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.

 

Контрольные тестовые задания

1. Под налогом как экономической категорией понимают:

а) постоянно существующие экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

б) постоянно существующие экономические отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обя­зательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

в) отношения между государством, с одной стороны, и физиче­скими и юридическими лицами – с другой, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обя­зательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

г) постоянно существующие экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой.

Ответ: а)

 

2. Налоговая система представляет собой:

а) совокупность налогов, установленных законом, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законода­тельства;

б) совокупность налогов, установленных законом, а также прин­ципов, форм и методов их установления, изменения и отмены;

в) совокупность налогов, установленных законом;

г) совокупность налогов, установленных законом, а также систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

Ответ: а)

 

Заключение

Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах. Показатели финансовой системы являются надежным индикатором состояния национальной экономики в целом. Здесь прямо или косвенно отражаются все наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности: структура производства, межотраслевые и территориальные пропорции, эффективность деятельности отдельных отраслей. Финансовая политика обеспечивает баланс финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе и от бюджетной системы к отраслям национальной экономики. Финансовая политика охватывает целый комплекс инструментов, позволяющих осуществлять эффективное государственное регулирование. Содержание и цели финансовой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.  Для успешного решения всех этих задач необходимы средства, которые поступают в государственный бюджет в виде налогов. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.

 

Список используемой литературы:

1) http://repozitory.vzfei.ru/

2) http://wikipedia.org/

3) Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. 

4) http://www.nalog.ru/

5) Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М., 2008.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 12.26K
Скачано: 226
Скачать бесплатно
14.04.14 в 17:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе