Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по геополитике »

Контрольная по Геополитике Вариант №4

Контрольная по Геополитике Вариант №4 [06.04.14]

Тема: Контрольная по Геополитике Вариант №4

Раздел: Бесплатные рефераты по геополитике

Тип: Контрольная работа | Размер: 233.83K | Скачано: 214 | Добавлен 06.04.14 в 14:11 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Челябинск 2012


Содержание

1. Геополитика как наука. Идеология. Связь геополитики и идеологии. 3

2. Цивилизация. Цивилизационная парадигма в геополитике 7

3. Практическое задание.

Геополитический вес Белоруссии в региональном пространстве. 17

Список используемой литературы 22

 

1. Геополитика как наука. Идеология.

Связь геополитики и идеологии.

Геополитика как наука возникла на рубеже XIX–XX вв. Ее появление было обусловлено в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. В это время крупнейшие капиталистические государства, в том числе и Россия, вступили в эпоху империализма.

Империализм (от лат. imperium – власть, господство) в его позднейшем значении понимается как историческая ситуация раздела сфер власти на Земле между большими империями или как характеристика политики больших империй, направленной на захват власти над всей Землей.

Для того чтобы геополитика могла появиться на свет, должна была наступить эпоха империализма, в которой как в области политики, так и в области экономики господствует стремление к пространству.

Возникновение геополитических идей и самой геополитики как самостоятельной области исследования международных отношений и мирового сообщества именно на рубеже XIX–XX вв. было вызвано также целым комплексом других факторов. Отметим лишь некоторые из них. Во-первых, наметившиеся к тому времени тенденции к постепенному формированию глобального рынка и “закрытию” мирового пространства, заселенного человеком. Во-вторых, замедление (не в малой степени в силу этого закрытия) европейской, чисто пространственно-территориальной экспансии вследствие завершения фактического передела мира и ужесточение борьбы за передел уже поделенного мира. В-третьих, перенесение в результате этих процессов неустойчивого баланса между европейскими державами на другие континенты “закрывшегося” мира. В-четвертых, история уже перестала быть историей одной только Европы или Запада, она превращалась в действительно всемирную историю. В-пятых, в силу только что названных факторов именно тогда начали разрабатываться теоретические основы силовой политики на международной арене, послужившие в дальнейшем краеугольным камнем научной школы политического реализма.

Возникновение геополитики было обусловлено также логикой развития научного знания. Геополитические идеи возникли и развивались в общем русле эволюции научной мысли того периода. В целом геополитика представляла собой не что иное, как перенесение на сферу международных отношений господствовавших в то время как в естественных, так и социальных и гуманитарных науках идей и концепций, а именно детерминизма (в его географическом варианте), строгих естественно-исторических законов, социал-дарвинизма, органицизма и т.д.

Как правило, введение в научный оборот самого термина “геополитика” связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена (1846–1922). Он предпринял попытку проанализировать анатомию силы и ее географические основы. Челлен говорил о необходимости органического сочетания пяти связанных между собой элементов политики, понимаемой в самом широком смысле этого слова: экономополитики, демополитики, социополитики, кратополитики и геополитики. При этом он характеризовал геополитику как науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве.

Ведущий немецкий геополитический журнал “Zeitschrift f?r Geopolitik” (“Журнал геополитики”), основанный К. Хаусхофером, дал следующее определение, которое чаще всего цитируется в работах по геополитике: “Геополитика есть наука об отношениях земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащими инструкциями политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно – искусством руководства практической политикой. Геополитика – это географический разум государства”.

Геополитическая мысль в современной России находится в зачаточном состоянии. Действительно геополитические, научно обоснованные концепции и идеи только начинают появляться. В своих исследованиях российские ученые представляют свою позицию по этой проблеме, дают собственную оценку геополитике. В частности, считают, что “геополитику можно определить как отрасль знания, изучающую закономерности взаимодействия политики с системой неполитических факторов, формирующих географическую среду (характер расположения, рельеф, климат, ландшафт, полезные ископаемые, экономика, экология, демография, социальная стратификация, военная мощь)”.

Подводя итог, можно сформулировать самое общее определение: геополитика – наука, изучающая взаимосвязь внешней политики государств с их географическим положением, климатом, природными ресурсами. При этом следует иметь в виду, что в теории международных отношений внешняя политика понимается, как продолжение внутренней политики государства, ее распространение на отношения с другими государствами с помощью различных средств и методов.

Геополитика рассматривает пространство с точки зрения государственной политики. Она более динамична по сравнению с политической географией. В сферу же практической геополитики входит все, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские.

В то же время опасность восприятия геополитики только как идеологию пространственного расширения столь же велика, как и опасность ее игнорирования.

Идеология - это любая система идей, которая используется для того, чтобы оправдать перед другими достижение или осуществление власти. Идеология всегда ориентирована на группу людей, она должна объяснить обществу, почему эта группа берет на себя инициативу и действует именно так, а не иначе. Первостепенная задача идеологии состоит в том, чтобы оправдывать общественно значимые действия тех или иных групп людей. Для выполнения этой задачи создатели соответствующей системы оправданий - идеологи - должны обращаться к высшим ценностям, разделяемым всем обществом, в котором та или иная группа собирается действовать.

Однако идеология только использует различные системы ценности, но никогда не совпадает с ними.

Отдельные геополитики заявляют, что "геополитика в своей основе антиидеологична", но как мы рассмотрели выше геополитика имеет свои корни в империализме. И поэтому стоит задаться вопросом, к какой же разновидности идеологии относится геополитика. Циничная активность империй может быть возведена к особой идеологии — империализму, понимаемому как позиция людей, созидающих империи и вкладывающих свои жизненные силы в их существование и развитие. Согласно положениям этой идеологии, безразличный к человеку естественный порядок заставляет человека бороться за обретение земных благ. Однако риск проиграть в этой борьбе слишком велик, чтобы посвящать этому свою жизнь. Поэтому, если человек хочет избежать поражения в борьбе за земные блага, он должен принадлежать к группе людей, чьи организованные усилия постоянно направлены на их захват и эффективно противостоят аналогичным усилиям соперников. Если такая группа существует, человек должен стремиться примкнуть к ней; если такой группы нет, он должен стремиться создать ее. Сохранение и укрепление единства империи может быть обеспечено либо родством входящих в нее людей, либо общим смыслом существования, требующим такого единства. Поэтому империи чаще всего складываются, во-первых, на основе наций, а во-вторых, на основе исповедания единой веры, из которой следуют объединяющие социальные выводы. Отношения между империями складываются, не только на основе реального соотношения сил, но также на основе специфики господствующих в них идей.

Примером опасности восприятия геополитики как пространственного расширения является геополитика и идеология гитлеровской германии. В действительности, политика Гитлера была подчинена идеологическим навязчивым идеям: освободить Европу от евреев, уничтожить советский большевизм, поработить славянских "недочеловеков", обеспечить на тысячу лет господство арийских "суперменов".

 Эти навязчивые идеи вступили в противоречие с геополитическими соображениями. Так, во время оккупации Советского Союза в 1941-1944 годах крайняя жестокость, продиктованная расовой теорией, и связанные с ней репрессии и массовое уничтожение населения сделали невозможной рациональную эксплуатацию восточных ресурсов.

 

2. Цивилизация. Цивилизационная парадигма в геополитике.

Глобальные мировые процессы, политические, экономические, культурные и этнические конфликты на макроуровне, настоятельно требуют разработки и применения новых объяснительных схем. Путь в этом направлении очень сложен. Здесь требуется прочное методологическое основание, способное обобщить и практически переработать теоретическое наследие различных методологических подходов. Важное место в этой связи принадлежит цивилизационной парадигме, как одной из первых попыток выявления общих закономерностей развития политической жизни общества.

В отличие от линейно-стадиальной схемы, теории социально-экономических формаций, теория цивилизаций позволяет сочетать линейно-стадиальные и локально-региональные подходы, перейти от одномерного материалистического понимания геополитики, к плюралистическому, которое, позволяет учитывать все многообразие факторов, обусловливающих человеческую деятельность, от экологических, экономических и политических до культурных и духовно-религиозных. Задача данного параграфа состоит в определении понятия, места и роли цивилизационной парадигмы в геополитических теориях.

По мнению многих специалистов, в цивилизационном ключе, уже в ближайшее десятилетие, будут активно развиваться наиболее опасные противоборства, способные изменить весь геополитический облик планеты. Слово «цивилизация» вошло в языковой оборот во Франции. Первоначально им обозначились «ум и манеры людей, достойных войти в просвещенные парижские салоны XVIII в.». В научную литературу понятие «цивилизация», по мнению ряда специалистов, было введено шотландским историком и философом А. Фергюсоном. Позже этот термин в методологическом ключе трансформировался из категории геополитического анализа в методологию.

По мнению ряда современных исследователей, геополитика как область знания возникла на стыке трех научных подходов: цивилизационной концепции исторического процесса, военно-стратегических исследований и многочисленных теорий географического детерминизма. Эти концепции и теории продолжают оказывать воздействие на геополитику, питая ее идеями и понятиями. Мы предполагаем, что основоположником цивилизационной парадигмы в науке как части научного знания о мировых политических процессах, является итальянский философ XVII века Дж. Вико. Согласно его теории, главными действующими лицами на арене мировой истории являются не государства или отдельные нации, а огромные культурно-религиозные общности, или «культурные организмы». В современной геополитике, именно такие общности обозначаются термином «цивилизация». Цивилизационная же парадигма при таком подходе выступает как совокупность знаний по истории развития и взаимодействия культурных организмов.

Продолжили интерпретацию цивилизационной парадигмы в контексте науки о мировых политических процессах П.Ф. Лилиенфельд-Тоаль, Л.И. Мечников, Я.А. Новиков. Согласно их концепциям, каждая цивилизация обладает особым типом культурной организации, который в свою очередь влияет на характер меж цивилизационных политических отношений. Анализируя с этой точки зрения международные отношения конца XVIII, середины XIX века, ученые обосновали фундаментальную отчужденность Европы от Восточных цивилизаций и обозначили возможные направления конфликтов этих двух крупных культур. Такое понимание цивилизационной парадигмы подразумевает приведения внешней политики в соответствие с объективными задачами развития и укрепления собственной территории влияния цивилизации.

Впоследствии в геополитике зона влияния определенной цивилизации получила наименование культурно-историческое пространство. Эту тематику в рамках цивилизационной теории разрабатывали Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер, П.Н. Савицкий, Л.Н. Гумилев. Указанные исследователи характеризовали цивилизационную парадигму как методологический инструментарий, включающий в себя знания о понятии «цивилизации», о геополитическом статусе «цивилизации», о культурных источниках, питающих цивилизационную динамику. Исходя из этого, цивилизационная парадигма в геополитических концепциях ученых понимается как один из важнейших объяснительных принципов общественно-политического развития.

Акцент на объяснительную роль цивилизационной парадигмы делает и английский цивилизационщик Г. Бокль. Он писал многотомную историю цивилизации, развивая тезис, что геополитическая история любого народа соответствует географическим условиям страны. Наибольшее же распространение идеи влияния географической среды на историю получили в Германии. Известный немецкий философ И. Гердер, отвергая крайности цивилизационной парадигмы как объяснительной системы знаний, считал, что на развитие геополитики государств, оказывают воздействие как внутренние, так и внешние факторы их цивилизационной жизни. К таким факторам он относил климат, почву и географическое положение. Другой немецкий мыслитель А. фон Гумбольдт полагал, что именно география должна стать основой цивилизационной теории и науки о мировых политических процессах.

Самым последовательным представителем этого направления в объяснении сущности цивилизационной парадигмы был известный географ К. Риттер. Он попытался представить всестороннюю географико-цивилизационную интерпретацию мировой политики (геополитики). Тем самым, эта группа ученых включила в понимание цивилизационной теории ее географические параметры. С несколько иных позиций определяет цивилизационную парадигму американский геополитик А.Т. Мэхэн. Он разработал цивилизационную концепцию глобального могущества и дал ей оригинальное определение. Ученый ввел в научный оборот понятие «прибрежные нации», которое затем в том или ином виде встречается практически во всех геополитических теориях макроуровня. Ученый писал, что «политика изменялась как с духом века, так и с характером и проницательностью правителей; но история прибрежных наций определялась не столько ловкостью и предусмотрительностью правительств, сколько условиями положения, протяженности и очертания береговой линии, численностью и характером народа, т.е. вообще тем, что называется естественными условиями».

В структуре мирового пространства А. Мэхэн выделял особую зону между 30-й н 40-й параллелями – «зону конфликта», в которой неизбежно, вне зависимости от воли конкретных политиков, сталкиваются интересы «морской империи», контролирующей океанские просторы и «сухопутной державы», опирающейся на континентальное ядро Евразии (то есть Англии и России в соответствии с реальностями того времени). Для того, чтобы победить в таком противостоянии, морская империя, согласно А. Мэхэну, должна отбросить континентальную державу как можно дальше вглубь Евразии, завоевав контроль над «прибрежными нациями» и окружив своего геополитического противника кольцом военно-морских баз вдоль побережья евразийского континента.

Таким образом, военно-стратегическая теория ученого, привнесла в цивилизационную парадигму ряд ключевых пунктов, позволяющих говорить о ней как о части геополитической теории. А именно, фактор цивилизационной силы, понятие цивилизационного могущества и лидерства, типологию цивилизаций на военно-развитые и догоняющие. Обращаясь же к более поздней традиции исследований цивилизационной парадигмы в ее геополитическом ключе, нельзя не отметить, что большинство работ, затрагивающих эту тематику, не имеют специального характера. Как правило, это обобщающие труды по истории философии и истории социологии, гораздо реже — труды по историографии. Среди них надо выделить книги Р. Флинта, Э. Фютера, Р. Арона, Ж. Лефевра, Р.Ю. Виппера.

В концепциях этих ученых предметом размышлений служит не столько схема, которой придерживается тот или иной мыслитель, сколько общественные потребности, которым удовлетворяла эта схема, духовная среда, без которой эта схема не могла бы ни сформироваться, ни существовать, ее место в преемственности исторической мысли, новые перспективы, которые ее появление открывало для исторической науки. Однако необходимо указать, что в полной мере все эти тенденции не были прослежены ни у одного из указанных авторов. Обычно историки философии уделяли наибольшее внимание преемственности и разрывам в развитии идей. Как следствие, цивилизационная парадигма в их концепциях понималась как набор идей о геополитическом способе организации мирового пространства.

В работах современных ученых по актуальным проблемам геополитики, также присутствуют различные трактовки цивилизационной парадигмы. Одна из самых известных и распространенных моделей понимания цивилизационной концепции в ее геополитическом ключе − «биполярная». Согласно ее содержанию, в современном мире существуют два геополитических центра силы, объективно находящихся в состоянии неизбежной и постоянной конфронтации. Классический пример – концепция противостояния западной и исламской цивилизаций, разработанная С. Хантингтоном. Исследуя Межцивилизационные конфликты, американский ученый предполагает, что макро культурная парадигма является объяснительным инструментарием для большинства мировых политических процессов, т.к. в современном мире цивилизационные противоречия занимают ведущую роль в межгосударственных отношениях.

С другого ракурса геополитической науки дают определение цивилизационной парадигмы Ф. Моро-Дефарж и А.Г. Дугин. Эти ученые сконструировали «периферийную модель» цивилизационной парадигмы. Вслед за Н. Спайкменом, они помещают географическую ось истории в периферийную зону соприкосновения морских и континентальных держав. В результате, основой межцивилизационных конфликтов становится стремление контролировать эту ключевую, с точки зрения мировой политики, зону. Сама же цивилизационная парадигма характеризуется как «ось» мировой политической истории. Тем самым, изучая цивилизационную парадигму, согласно теории Ф. Моро-Дефаржа и А.Г. Дугина, можно понять причины мировых политических процессов. В качестве примера эффективности данного направления цивилизационного исследования геополитических проблем можно привести русско-английские противоречия ХVIII-XIX века на Балтике и Черном море, в Персии и Афганистане, советско-американское противостояние последних пятидесяти лет по всей периферии Евразийского материка, грузино-югоосетинский конфликт.

Еще одна модель современного понимания цивилизационной парадигмы в контексте геополитической науки связана с именами Д. Фейргрива и Г. Киссинджера. Эти ученые помещают ключевой геополитический регион, за который обречены бороться центры мировой силы, в зону умеренных и субтропических поясов Северного полушария. Соответственно, граница противостояния противоборствующих цивилизационных сил проходит по линии разделения Север-Юг. В реальности, такая модель практически полностью повторяет предыдущую, поскольку евразийская периферия по большей части совпадает с «зоной конфликтов». Данная модель интерпретации цивилизационной парадигмы получила название «зональная». Она предполагает определение ведущего, для мирового геополитического процесса, цивилизационного района, вокруг которого будут происходить основные макро культурные столкновения.

В геополитических концепциях Ф. Моро-Дефаржа, А.Г. Дугина, Д. Фейргрива и Г. Киссинджера, цивилизационная парадигма интерпретируется преимущественно с географических и внешнеполитических позиций. В теории известного ученого Ф. Фукуямы, она определяется в идеологическом ключе. Согласно его взглядам, цивилизационная парадигма предполагает деление всех макро культур на три основных типа. Во-первых, господствующий цивилизационный и географический центр «высокоорганизованного пространства» (страны «Западного мира»). Во-вторых, «технологическую зону» сырьевых придатков и экологически вредных производств, обеспечивающую потребности «золотого миллиарда», проживающего на Западе (бывший СССР, большая часть Восточной Европы, Ближний и Средний Восток, часть Юго-Восточной Азии и Южной Америки). В-третьих, периферию, «бесполезную» с точки зрения обеспечения интересов Запада. Мы считаем, что такое понимание цивилизационной парадигмы, основывается в политической сфере на концепции эффективного демократического развития, к которому в конечном итоге придет большинство мировых макро культур. В экономической области на «рыночных ценностях» и механизмах глобального регулирования.

В данном контексте необходимо подчеркнуть, что данная модель цивилизационной парадигмы ориентирована на высокий уровень геополитической динамики. Ее научной противоположностью, является многополярная концепция геополитического объяснения цивилизационной парадигмы. Она предлагает рассматривать мир многополюсным. Центры силы в таком мире смещаются с течением времени: периферия нынешнего века становится ядром следующего. Предлагающий эту геополитическую модель американский ученый С.Коэн, видит идеал мирового цивилизационного порядка как «динамическое равновесие». По мнению ученого, «динамическое равновесие» возможно сохранить, если диспропорции в развитии ядра и периферии, в качестве которых выступают цивилизации с большей и меньшей степенью экономического развития, не создают напряженность между собой, и не выступают источником межцивилизационных конфликтов. Только в этом случае, отмечет автор, структура геополитической реальности будет стабильной.

В результате проведенного в параграфе исследования мы пришли к определенным обобщениям и выводам. Большинство ученых, так или иначе использующих цивилизационную парадигму в своих исследованиях, указывают на то, что роль макрокультурной теории в геополитической системе знаний, является ведущей. Мы выявили, что в концепциях геополитиков, все глобальные политические процессы связаны с взаимодействиями и соперничеством крупных цивилизаций. При этом цивилизационная парадигма интерпретируется учеными в качестве инструментария исследования этих процессов. В его содержание вкладываются cоциокультурные факторы, географические особенности макро культур, экономические и идеологические характеристики.

Также мы пришли к выводу, что цивилизация в контексте геополитической парадигмы исследуется как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Данный подход особенно важен применительно к цивилизационному исследованию регионального геополитического конфликта Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Широкая трактовка понятия цивилизация позволяет рассматривать Грузию, Абхазию и Южную Осетию в качестве самостоятельных культурных общностей, с которыми ассоциирует себя населения проживающее в данных регионах. Кроме того, такое понимание цивилизации дает возможность исследовать геополитические противоречия на Кавказе с помощью цивилизационный парадигмы.

Исследуя различные интерпретации цивилизационной парадигмы, как инструментария геополитических исследований, мы выявили ее важнейшие особенности. Во-первых, она предполагает включение в исследовательскую систему компонентов, входящих в самые различные сферы деятельности социума, имеющие достаточно отдаленные связи с геополитикой, но позволяющие делать выводы о развитии последней. Во-вторых, цивилизационная парадигма позволяет задействовать и систематизировать объемную и разрозненную информацию, накопленную о различных обществах. В-третьих, выделять причинно-следственные закономерности в геополитических системах. В-четвертых, моделировать как геополитический процесс в целом, так и его отдельные этапы. В-пятых, выявлять особенности геополитических трансформаций и выделять культурные источники этих трансформаций, основанные на внутрисистемных свойствах цивилизационных организмов. В-шестых, дает возможность выявлять глубинные причины межцивилизационных конфликтов и противоречий, которые другие геополитические теории не изучают.

 

3. Геополитический вес Белоруссии в региональном пространстве.

Американец Альфред Мэхэн разработал теорию «Морского могущества, согласно которой мощь государства зависит от способа использования ею моря и флота. Он предложил 6 критериев для оценки мощи государств. В последствии теория Мэхэна была рассмотрена Н. Спикменом и количество критериев возросло до 10. Они таковы:

1) Поверхность территории

2) Природа границ

3) Объем населения

4) Наличие или отсутствие полезных ископаемых

5) Экономическое и технологическое развитие

6) Финансовая мощь

7) Этническая однородность

8) Уровень социальной интеграции

9) Политическая стабильность

10) Национальный дух

Использую данную шкалу, оценим геополитический вес Белоруссии в региональном пространстве.

1)   Поверхность территории территория составляет 207,6 тыс. кв. км.;

На западе граничит с Польшей, на северо-западе - с Литвой и Латвией, на севере и востоке - с Россией, на юге-с Украиной;

В административном отношении делится на 6 областей: Минская, Могилевская, Гомельская, Брестская, Гродненская, Витебская;

2) Природа границ: Белоруссия лишена выхода к морю и все её границы сухопутные.

3)   Объём населения: Республика относится к странам, обеспеченным трудовыми ресурсами, и осуществляет вывоз рабочей силы. В Беларуси проживает 10,2 млн. человек;

Средняя плотность населения составляет 49 человек на 1 км2. По этому показателю Республика занимает 36-е место в Европе;

В настоящее время 70% населения проживает в городах и 30% на селе.

4)   Наличие или отсутствие полезных ископаемых.

Белоруссия богата запасами: калийные и каменные соли. Мело-мергелевые месторождения — одни из крупнейших в Европе.

Имеются: бурый уголь, нефть, железная руда, торф, пресные подземные воды.

5)   Экономическое и технологическое развитие

Беларусь имеет хорошо развитый промышленный сектор, на долю которого приходится около 31,7% от ВВП страны (2011).  Некоторые из его основных отраслей промышленности: машиностроение (тракторы и машины, включая самосвалы и тягачи), химикалии, мотоциклов (например, Минский мото), текстиль, лесоматериалы, радиоэлектроника

В каждом регионе Беларуси есть свободные экономические зоны.

Телефонная сеть: телефон системы в Беларуси находится в ведении государственной организации Белтелеком

Интерфейсы: подключение по всему миру обеспечена 3 волоконно-оптических сегментов.  Мобильные сети быстро растут в Беларуси.

Интернет: более трети людей в Беларуси будут подключены к Интернету, и этот показатель растет.  Количество веб-сайтов Беларуси значительно возросло в последние годы.

 Транспортные связи в Беларуси

Географически стратегическое положение страны между Европой и Россией очень хорошие, наличие автомобильных и железных дорог.

По оценкам ООН, Беларусь имеет неплохой научно-технический потенциал. Например, такой показатель, как доля высоко- и среднетехнологических товаров в общем экспорте, в Беларуси равен 46,5% (выше, чем в Австралии (16,2%), Новой Зеландии (15,4%), Израиле (45%), Гонконге (33,6%), Греции (17,6%), Португалии (40,7%), а также в Норвегии, Польше, Бельгии и ряде стран Восточной Европы). Однако высокотехнологического экспорта в Беларуси только 5% (по этому показателю мы отстаем от Литвы (7%), Латвии (6%), Эстонии (17%)). По расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Беларусь (1,1% от ВВП) опережает такие страны, как Новая Зеландия, Испания, Греция, Португалия, Словакия, Венгрия, Польша, Россия и ряд других стран.

Однако в научно-технической сфере перед Республикой Беларусь стоят следующие угрозы: сброс в республику технологий "второго сорта", "технологическая инфляция", выезд из страны высококвалифицированных специалистов.

6)   Финансовая мощь

Экономическое положение Белоруссии в XXI веке было осложнено как последствиями мирового экономического кризиса 2008—2009 годов, так и валютного кризиса 2011 года. Оно остаётся сложным, хотя есть надежды на переход в ближайшем будущем к его более сбалансированному развитию при сохранении основных социальных векторов.

7)   Этническая однородность.

По данным переписи населения 2009 года, на территории Белоруссии проживали представители более 130 наций и национальностей. Среди них наиболее представлены белорусы (7 957 252 или 83,7 %), русские (785 084 или 8,3 %), поляки (294 549 или 3,1 %), украинцы (158 723 или 1,7 %), евреи (12 926), армяне (8 512), татары (7 316), цыгане (7 079), азербайджанцы (5 567), литовцы (5 087). В Белоруссии также проживает от 1 до 3,5 тысяч молдаван, туркмен, немцев, грузин, китайцев, узбеков, латышей, казахов, арабов и чувашей.

8)   Уровень социальной интеграции.

Поскольку население страны однородно по этническому и религиозному составу. Это даёт основу для создания благоприятной, в плане социальной интеграции, обстановки.

9)   Политическая стабильность. По докладу Всемирного Банка\World Bank "Вопросы Управления – Республика Беларусь имеет оценку политической стабильности 0,01. При минимуме -2 и максимуме 2. Такая оценка весьма высока по сравнению с её соседями и другими бывшими советскими республиками. Для сравнения Азербайджан - минус 1.22, Армения - минус 0.22, Грузия - минус 0.80, Казахстан - 0.03, Россия - минус 1.07, Украина - минус 0.39, Узбекистан - минус 1.91, США - 0.06, Франция - 0.33, Китай - минус 0.18.

10) Национальный дух белорусов характерен высокой степенью патриотичности.

Таким образом, геополитические положение, в частности географическое положение и природные условия, а также  условия в плане внешней политике создают трудности для развития Белоруссии и набора геополитической мощи. Факт лишенности выхода к морю значительно осложняет коммуникацию Белоруссии с миром. С точки зрения Мэхена такое положение подобно приговору для страны. Природные условия, дождливое нежаркое лето ограничивает номенклатуру сельскохозяйственных культур.  

 

Список используемой литературы:

  1. Василенко И.А. Геополитика современного мира. ­– М.: Гардарики, 2007
  2. Мухаев Р.Т. Геополитика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007;
  3. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. - М.: Логос, 2004.
  4. Геополитика. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2007;
  5. Страны мира: Информационно-аналитический справочник ЦРУ. Екатеринбург: У-Фактория, 2001. С. 163.
  6. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек? М.: Инфра, 2005. С. 23.
  7. Стратегия Всемирного банка для Беларуси // . 24.12.2003.
  8. Национальный отчет ООН о прогрессе в области устойчивого развития Республики Беларусь. Мн.: ПРООН, 2002. С. 175.
  9. Евелькин Г.М. Социальные аспекты гражданственности в контексте национальной безопасности // Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь: актуальные вопросы: Сб. докладов и тезисов выступлений. Материалы республиканской научной конференции. Мн.: Право и экономика, 2003. С. 42—44.
  10. Большинство белорусов читают российские СМИ // РИА Новости. . 23.01.2003.
  11. Парламентские выборы в Беларуси: электоральный ландшафт // НИСЭПИ. 17.04.2004.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 233.83K
Скачано: 214
Скачать бесплатно
06.04.14 в 14:11 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе