Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »

Чувственное познание: ощущение и восприятие

Чувственное познание: ощущение и восприятие [29.03.14]

Тема: Чувственное познание: ощущение и восприятие

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.43K | Скачано: 290 | Добавлен 29.03.14 в 10:21 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение. 3

1. Что такое  ощущение?. 4

2.Сущность виды и свойства восприятия. 8

3. Задание. 12

Заключение. 13

Список литературы.. 14

 

Введение

Чувственное познание является первым доступным человеку, и именно оно формирует объемное представление о мире нас окружающем. В настоящей работе будет рассмотрен вопрос о ощущении и восприятии, первичных этапах человеческого познания.

Актуальность данного вопроса невозможно переоценить, поскольку все что мы знаем о том, что нас окружает приходит к нам именно через ощущение и дальнейшее восприятие. Важным моментом здесь является то, что осознанный нами окружающий мир не всегда соответствует миру реальному, что вызвано ошибками восприятия и ощущения. С целью разобрать в методике формирования образа предмета и мира в целом следует обратится к основным понятиям и свойствам рассматриваемых здесь предметов.

Целью работы является рассмотрение сущности понятий ощущение и восприятие, для ее раскрытия поставлены следующие задачи: установление классификации понятий, выявление их свойств, установление закономерностей их проявления, рассмотрение основных принципов действия.

Одним из заданий работы является тест, направленный на закрепление знаний полученных в процессе работы на контрольной, а также проверка на сколько хорошо был усвоен материал.

 

1. Что такое  ощущение?

В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания.

Познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое, постоянно обновляющееся знание о мире. Познание имеет две главные ступени – чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное - это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение (лат. sensus - восприятие) - это психический познавательный (сенсорный) процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, т.е. на уровне отдельных свойств предметов и явлений.

Отражение не дает индивиду целостной картины отражаемого мира, оно является субъективным знанием об объективном мире, основанном на информации, полученной от различных раздражителей внешнего мира. [1. стр. 7-9.]

Как правило, выделяют следующие виды ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус тактильные ощущения, боль, температурные ощущения, вибрационные ощущения, кинестетические ощущения, чувствительность внутренних органов, вестибулярная чувствительность.

В основе классификации ощущений могут лежать разные основания:

По контакту с раздражителями ощущения бывают:

По расположению рецептора:

По уровню осознания ощущения подразделяют на:

В основе возникновения ощущений лежит работа сенсорной системы человека, состоящей из совокупности анализаторов (каналов по которым человек получает сведенья о мире)

Началу ощущения дает процесс раздражение, возникающий при воздействии внешних или внутренних факторов на рецепторы (специфические нейроны, осуществляющие прием и кодировку сигналов). Рецепторы кодируют полученную информацию и передают ее к мозгу, в котором при получение сигнала начинается процесс переживания ощущения. Результатом переживания является возбуждение, передающееся на периферию организма.

Ощущение не ограничивается простым отражением действительности в мозгу человека. Обязательным элементом ощущения является ответная реакция организма. Эта реакция может иметь форму движения или внутреннего процесса. [1. стр. 12-14]

При всем множестве различий, ощущения имеют ряд общих свойств, к которым можно отнести:

Важными свойствами ощущения являются количественные характеристики ощущений, т.е. способность измерить соотношение параметров раздражителя и вызываемых им ощущений. Ключевыми характеристиками здесь выступает порог и чувствительность.

  Порог подразделяют на:

Чувствительность, т.е. способность организма ощущать, различать и реагировать на раздражители. Различают абсолютную и относительную (разностную) чувствительность. [1. стр. 18-22]

Ощущение, являясь лишь первым этапом чувственного восприятия, формирует совокупность разрозненных образов предмета, следующим, более сложным этапом чувственного познания выступает процесс восприятия.

 

2.Сущность виды и свойства восприятия.

Восприятие, являясь вторым этапом чувственного познания, также как и ощущения основано на работе анализаторов, но при этом процессу восприятия присуща сложная аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.

Если ощущение может представлять сумму разрозненных отражений или впечатлений, то восприятие создает целостную картину мира, но картину не рациональную, а чувственную. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Благодаря включению в него отдельных ощущений, а затем сведению их воедино, восприятие приобретает качество субъективного образа объективного мира.

Таким образом, восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность создания образа предмета.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий: поиск объекта, выделение наиболее характерных его признаков, опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной группе вещей или явлений. Эти действия, как правило, сопровождаются активным участием памяти и мышления человека. [1. стр. 58-60]

К свойствам восприятия психологи относят:

На процесс формирования восприятия влияют множество факторов, в связи с чем существует классификация видов восприятия. восприятие классифицируют: по ведущему анализатору, по форме существования материи, по степени использования волевых усилий, по индивидуальным различиям в отражении объектов.

по ведущему анализатору – данный тип восприятия основан на том, что каждый человек имеет ведущий способ восприятия, который развит сильнее остальных. По этому критерию выделяют: визуалистов, аудиалистов или кинестетиков.

по использованию волевых усилий – восприятие может иметь вид произвольного и непроизвольного. При произвольном, человеком устанавливается определенная цель, непроизвольное восприятие обусловлено внешними обстоятельствами.

по индивидуальным различиям -  основано на индивидуальных особенностях человека, а также ситуацией в которой происходит восприятие и потребностно-целевыми требованиями к воспринимаемой информации.

по форме существования материи – в данной классификации ключевыми понятиями является пространство, время, и движение.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.

Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:

- врожденная способность человека избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию и длину;

- законы выделения фигуры на фоне описанные гештальт-психологами;

- жизненный опыт человека, получаемы за счет движения рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и его тела в пространстве.

Восприятие величины зависит от параметров изображения на сетчатке глаза, также участвуют мышцы глаза и рук и др. частей тела. Движение мышц глаза влияет и на восприятие глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствует аккомодация (изменение кривизны хрусталика при настройке глаз на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей) и конвергенция (сближение или расхождение осей глаз, происходящее при восприятии приближающихся или удаляющихся объектов) глаз.

При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.

Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.

восприятие времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» - определенной последовательностью и продолжительностью биологических процессов происходящих в организме человека.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.

 

3. Задание

Установите соответствие психических процессов и их характеристик:

       а) Ощущение

       б) Восприятие

  1. в результате возникаетобраз предмета;
  2. в итоге возникает дифференцированное чувство;
  3. связано с комплексной работой анализаторов;
  4. связано с работой отдельных анализаторов.

1

2

3

4

б

а

б

а

1. Образ предмета образует лишь совокупность его характеристик, т.е. восприятие.

2. Дифференцированное  чувство может возникнуть при отражении отдельных свойств предмета, следовательно, верный ответ – ощущение.

3. Комплексная работа анализаторов позволяет сформировать образ предмета, который и является результатом восприятия.

4. Отдельные анализаторы могут предоставить характеристику лишь отдельного свойства предмета, это является результатом процесса ощущение.

 

Заключение

В данной работе раскрыт вопрос, касающийся чувственного познания, а именно ощущений и восприятия. Оба эти понятия имеет важное значение в жизни человека, ведь начиная с рождения мы начинаем получать информацию как о внешнем мире, так и о внутреннем, и от того насколько правильно мы сможем интерпретировать ее, настолько будет зависеть наше состояние.

Ощущение, являясь наиболее простой формой психической деятельности  направленно на создание образов отдельных свойств предмета, оно является субъективным, или идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет его воздействие через призму человеческого сознания.

Восприятие это уже совокупность ощущений, которые в свою очередь формируют не отдельные образы а целостную куртину предмета. На восприятие человека влияет множество факторов, определяющих не только качества результативной информации но и степень восприимчивости.

Для человека все начинается с ощущений и восприятий, и ими же и заканчивается, поскольку в итоге человек формирует собственное представление о мире, на основании чего у него складывается ощущение самого себя.

 

Список литературы

  1. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. - 368 с.
  2. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. - 400 с. - (Высшее образование).
  3. Электронный ресурс: http://repository.vzfei.ru
  4. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.43K
Скачано: 290
Скачать бесплатно
29.03.14 в 10:21 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе