Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России »

Контрольная работа: Потенциал социально-экономического развития современной России

Потенциал социально-экономического развития современной России [31.03.14]

Тема: Потенциал социально-экономического развития современной России

Раздел: Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России

Тип: Контрольная работа | Размер: 40.52K | Скачано: 86 | Добавлен 31.03.14 в 23:44 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Социально- экономическая политика современной России 4

2. «Экономический потенциал» страны, его структура 7

3. Совокупный экономический потенциал и его элементы 12

Заключение 19

Список использованной литературы 20

 

Введение

Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось широкомасштабными радикальными преобразованиями, которые в корне изменили основы социально-экономического уклада России. Как субъект собственности и хозяйствования государство было вытеснено из экономики. Механизм народнохозяйственного и отраслевого управления пришел в упадок. Национальная экономика утратила общую управляемость и погрузилась в глубокий кризис.

Выход из создавшегося положения видится в обобщении и использовании применительно к российским условиям мирового опыта по выводу страны из системного кризиса. Везде этот опыт имеет нечто общее: уважение к национальным традициям и ценностям; прагматизм и осторожность при дозировании скорости и масштабов преобразований; учет реальной экономической обстановки; активная роль государства в регулировании экономики, направлении трансформационных процессов в русле национальных интересов данных стран, в поддержке отечественного предпринимательства, в активной социальной политике.

Очевидно, что и в России одним из результатов системной трансформации, должно стать формирование российской модели национальной экономики, главными чертами которой явятся эффективность, конкурентоспособность, способность к динамичному экономическому прогрессу в русле самых современных тенденций.

Единый народнохозяйственный организм, определяющий существо национальной экономики – взаимосвязанная система комплексов и потенциалов, которая включает совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы, выявляющий современные уровни ее эффективности и конкурентоспособности. Поэтому для национальной развивающейся рыночной экономики изучение сущности и содержания социально-экономического потенциала России является особенно актуальным.

 

1.Социально-экономическая политика современной России

Сущность социально - экономической политики исходит из общественных и экономических отношений индивидуумов, в поддержании их между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Надо отметить, что социально- экономическая политика государства тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Социально-экономическая политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную и экономическую сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. При определённом влиянии государства на социальную политику, эти действия будут влиять и на экономику страны. И, наоборот, при влиянии государства на экономику страны эти влияния будут отражаться на социальных проявлениях жизни общества.

Сферы жизнедеятельности общества:

Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии;

Социальная-экономическая политика государства охватывает все вышеперечисленные сферы жизни общества, которые как вы знаете взаимосвязаны. Именно поэтому любые изменения, действия в данных сферах общества, влияют на практически каждого индивидуума в отдельности, и на общество в целом.  Для дальнейшего понимания материала скажу, что социальная политика является частью социально-экономического развития данного государства.

Основные цели, которые государство ставит перед собой при проведении   социально-экономической политики является:

  1. Рост экономики, улучшение экономической обстановки в стране;
  2. Уменьшение напряжённости в обществе;
  3. Модернизация государства;

Кроме  этих (основных) целей государство также преследует:

4. Воспроизводство членов общества;

5. Социализация — передача индивидам установленных в данном            обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.;

6.  Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти;

7. Управление и контроль осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

8. Формирование позитивного имиджа страны как на мировой арене, так и внутри неё;

9. Уменьшение дифференциации доходов, и расслоения общества.

10. Повышение конкурентоспособности производимых товаров

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

•        гуманизм, социальная справедливость;

•        системность, непрерывность, преемственность;

•        сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

•        открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие "обратной связи" органов управления с массами);

•        демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

•        действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

•        адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

 

2. «Экономический потенциал» страны, его структура.

Термин «потенциал» возник от латинского слова potentia - сила. В данном случае это означает источники, возможности, сред­ства, запасы, которые могут быть использованы для достижения ка­ких-либо целей. В данном случае имеются в виду задачи государства в достижении высокого материального и культурного уровня жизни народа.

Под экономическим потенциалом понимается совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строитель­ство, перевозить грузы, оказывать услуги населению и т.д.

Основными факторами, определяющими экономический потенциал, являются имеющиеся трудовые ресурсы, производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, развития транспортных сетей страны, социальной инфраструктуры, достижения научно-технического прогресса. В экономической науке для оценки экономического потенциала используются следующие показатели: численность трудовых ресурсов, основные производственные и непроизводственные фонды, валовой национальный продукт, национальный доход, объем производительных сил, объем выпуска промышленной продукции, объем сельскохозяйственного производства, абсолютные приросты об­щественного продукта и национального дохода, промышленной и сель­скохозяйственной продукции, объемы энергетических, водных, минерально-сырьевых и других ресурсов, а также ряд других показателей.

Структура экономического потенциала. Экономический потенциал страны характеризуется взаимоувязан­ными потенциями: научно-технической, производственной, сельскохозяйственной и социальной, каждая из которых может быть определена совокупностью отраслей народного хозяйства, производящих промышлен­ную, сельскохозяйственную, строительную продукцию.

Экономический потенциал зависит от абсолютных производствен­ных возможностей отраслей экономики и степени их использования. Высокий уровень экономического потенциала имеют крупные страны с развитыми производительными силами, большим национальным богат­ством.

I. Под научно-техническим потенциалом понимается совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов сферы науки и научного обслуживания, накоплен­ных знаний в области общественных естественных, технических наук, а также производственного опыта, которым располагает страна и ко­торый она может использовать в процессе практической реализации достижений научно-технического прогресса.

Весьма существенное значение в научно-техническом потенциале занимает информационный потенциал, который определяет сферу деятельности, связанную со сбором, переработкой и выдачей информации, необходимой для функционирования народного хозяйства, управления экономическими процессами.

Наиболее важной частью научно-технического потенциала является совокупность научно-технических знаний, которы­ми располагает общество, поскольку на их основе можно достигнуть существенных качественных сдвигов в структуре народного хозяйст­ва, ускорения темпов развития экономики. В этой связи движущей силой научно-технического потенциала следует считать научно-ис­следовательские, научно-технические и производственные кадры, которые создают и углубляют знания, систематизируют и совершен­ствуют производственный опыт, материализируют достижения совре­менной научно-технической революции в сфере производства в виде новых средств труда, предметов труда и предметов потребления, а также используют имеющиеся знания и опыт.

II. Промышленно-производственный потенциал представляет совокупность отраслей материаль­ного производства, строительной индустрии, транспорта и связи, трудовых ресурсов, производственных мощностей.

Основу промышленно-производственного потенциала представляют основные фонды и трудовые ресурсы черной и цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, строительства, транспорта, свя­зи и других отраслей народного хозяйства. Промышленно-производственный потенциал необходимо рассматривать в единой связи с по­тенциалом продовольственного комплекса и потенциалом социальной инфраструктуры.

Необходимо иметь в виду, что понятие промышленно-производственного потенциала относится к типу открытых понятий, в связи с чем его составляющие могут быть дополнены, изменены с учетом развития и совершенствования экономики.

III. Потенциал агропромышленного комплекса означает совокуп­ную способность отраслей, входящих в его состав агропромышленного комплекса, обеспечивать производство, переработку, хранение, доставку и реализацию продукции населению и отраслям-потребителям в объемах, удовлетворяющих научно обоснованные потребности.

В состав отраслей агропромышленного комплекса входит сельс­кое хозяйство, рыбная, пищевая, мясная, молочная, микробиологическая, мукомольная и комбикормовая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, пищевые отрасли промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, а также предприятия и организации торговли, заготовок и потребительской кооперации.

Для эффективного использования имевшегося потенциала агропромышленного комплекса необходимы и новые метода управления и планирования смежных отраслей народного хозяйства, производящих, перерабатывающих и доставляющих проекты питания до потребителя. В этой связи агропромышленный комплекс представляет собой самостоятельный объект планирования и управления, что позволяет эффективно реализовать территориальное, отраслевое и программно-целе­вое планирование.

Интенсификация развития агропромышленного комплекса в значительной степени зависит от эффективного использования потенциала земельных угодий, водных и лесных ресурсов. А в этой связи встает крупная задача большой экономической важности - охрана окружающей среды, рациональное использование водных ресурсов и охрана их от загрязнения и истощения. Необходимо широкое использование эконо­мичных и надежных в эксплуатации оросительных систем с механизи­рованным и автоматизированным водораспределением.

IV. Потенциал социального развития представляет собой совокуп­ность отраслей, предприятий, учреждений, относящихся к непроизвод­ственной сфере, различные виды общественной деятельности, здания и сооружения, обеспечивающие жизнедеятельность трудящихся и насе­ления того иди иного административно-экономического объекта.

Развитие отраслей непроизводственной сферы в значительной степени обусловливается уровнем концентрации населения, формами и масштабами селитебных систем, отраслевой структурой хозяйства, социально-экономическими и другими факторами. Потенциал социаль­ного развития определяется уровнем развития социальной инфраструк­туры, обеспечивающей эффективную жизнедеятельность трудящихся, занятых в сфере производства, и населения, занятого в сфере семьи и быта, культуры, общественно-политической жизни.

В состав потенциала социального развития входит потенциал та­ких отраслей, как здравоохранение, культура и искусство, спорт, туризм, общее и профессиональное образование, подготовка кадров, сфера, услуг и др. Одной из характерных черт социальной инфраструк­туры является её значительное влияние на эффективность работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где производятся материальные блага и создается национальный доход страны.

Потенциал социального развития определяется количеством тру­довых и материальных ресурсов, качеством профессиональной подго­товки рабочих кадров, инженерно-технических работников и служащих, а также уровнем благосостояния народа.

 

3.Совокупный экономический потенциал и его элементы

Основным направлением функционирования современной экономики России, ее реформирования является устранение сдерживающих факторов и активизация развития экономики. Главная роль в этом отводится развитию и повышению эффективности использования совокупного экономического потенциала. Это позволит создать оптимальные условия для обеспечения активного и одновременно устойчивого экономического роста. Формирование совокупного экономического потенциала является сложным и многоэтапным процессом.

Потенциал – это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в национальной экономике и могут быть задействованы при необходимости в производстве. Это также и способность государства, общества изменять определенную сферу деятельности. Функционирование и развитие национальной и в целом всей мировой экономики основано на экономических ресурсах и факторах. Экономические ресурсы – это то, что необходимо для производства благ – товаров и услуг. От того, в каком количественном и качественном отношении национальная экономика располагает ими, зависят темпы ее развития.

Соединение экономических факторов и ресурсов составляет понятие потенциала национальной экономики. Он достаточно разнообразен по своему видовому содержанию и характеристикам, но в общем позволяет определить возможности национальной экономики к росту.

Совокупный экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:

  1. человеческие ресурсы, а именно их количество и качество;
  2. объем и структура производственного потенциала промышленности;
  3. объем и структура потенциала сельского хозяйства;
  4. протяженность, качество и структура транспортной системы страны;
  5. научно-технический потенциал страны;
  6. степень развития непроизводственной сферы экономики;
  7. количество, качество и степень рациональности использования полезных ископаемых.

Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.

Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей – производственного потенциала.

Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне экономической независимости национальной экономики, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим элементом совокупного экономического потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профессиональная и квалификационная структура. В большинстве своем определяющее значение для него имеет уровень развития промышленности.

Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики

Совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики, от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По своей характеристике он неоднороден и существует в нескольких основных видах.

Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие.

1. Ресурсный природный потенциал – это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

Этот показатель неоднороден по своему составу и постоянно изменяется в процессе функционирования национальной экономики в зависимости от конкретных экономических причин, например формы, масштаба и ориентации хозяйственной деятельности.

По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и энергия солнца) и не возобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой ресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей.

Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

  1. сельскохозяйственные. Это все те ресурсы, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе земля, климатические условия;
  2. непроизводственные. Это совокупность ресурсов, которые не используются напрямую в хозяйственной деятельности, но они необходимы для нормальной жизнедеятельности населения, например природоохранные зоны, парки, скверы, городские зеленые насаждения;
  3. промышленные. Это совокупность ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, например минеральные ресурсы, химические.

В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности. Нецелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения – обеспечения нормальных условий жизни. К ним относятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения. Все больше акцент смещается в сторону пользования нецелевыми ресурсами по причине их ограниченности – либо для хозяйственной деятельности, либо для обеспечения условий нормальной жизнедеятельности населения. Сегодня идет активный поиск равновесия в их использовании.

Обеспеченность ресурсным природным потенциалом России оценивается специалистами как достаточно высокая и достаточная для обеспечения высоких темпов экономического роста. Россия находится на первом месте в мире по запасам сырьевых ресурсов – угля, марганцевой и железных руд, калийных и фосфоритных солей. Сравнительно велика и ее доля в мировых запасах природного газа, химического сырья и цветных металлов, нефти и водных ресурсов.

Особенности размещения ресурсного природного потенциала состоят в:

  1. крайней неравномерности его размещения на территории страны;
  2. несовпадении структуры географического расположения населения и его размещения;
  3. высокой степени концентрации на небольших территориях.

Высокая степень концентрации проявляется, например, в том, что более половины всех запасов природного газа сосредоточено менее чем на шести месторождениях. Концентрация сельскохозяйственного ресурса проявляется в том, что большая часть пригодных для использовании земель находятся менее чем на 20% территории страны. Только на 14% территорий совмещаются необходимые климатические условия для ведения сельского хозяйства.

2. Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин – 63 года, у женщин – 74. Снижение коэффициента рождаемости привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г. – 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является размещение производства. Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу. Население России по своему культурному и национальному составу неоднообразно – на территории страны проживает более чем 100 национальностей. Но большую часть населения составляют русские – 81,5%.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось качество жизни населения, что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

3. Производственный потенциал – это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.

Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Наблюдаются высокие темпы автоматизации и механизации производственного процесса, что существенным образом изменяет структуру производственного потенциала.  Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результате инновационных научных и технологических разработок. Все виды совокупного экономического потенциала – ресурсный природный, человеческий и производственный, – составляют его сущность. Отличительной их особенностью является взаимодействие между собой (например, развитие производственного потенциала невозможно без человеческого).

 

Заключение

Россия располагает многими объективными предпосылками для того, чтобы стать одним из наиболее развитых государств мира, обеспечивающих своему народу достойное существование и гармоничное развитие в мировом сообществе.

Своеобразие России прежде всего в том, что она – крупнейшее государство мира, имеющее древнюю историю и разнообразную многонациональную культуру, обладающее богатейшими природными, интеллектуальными и духовными ресурсами.

Очевидно, что современное социально-экономическое положение России в мировой экономике не соответствует ее интеллектуальному и духовному потенциалу.

Анализ положения России в последнее десятилетие показал, что спад производства и сокращение валового внутреннего в России в 90-х годах, связанные с трансформационным переходом к рыночной экономике, привели к тому, что Россия на сегодняшний день находится лишь в группе стран со средним уровнем социально-экономического потенциала.

 

Список использованной литературы:

1. . Андрианов В. В. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М.:2009.

2. Градов А. П. Национальная экономика. СПб: Спец литература, 2008.

3.Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008

4.Потрубач, Н.Н. Экономическая политика государства на современном этапе / Н.Н. Потрубач// Социально-гуманитарные знания. – 2005

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 40.52K
Скачано: 86
Скачать бесплатно
31.03.14 в 23:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Помощь в написании работ