Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Реферат: Английский парламент

Английский парламент [18.03.14]

Тема: Английский парламент

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Реферат | Размер: 44.13K | Скачано: 82 | Добавлен 18.03.14 в 22:25 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание

Введение  3

Возникновение и становление английского парламента  4

Структура парламента в Англии  7

Функции парламента в Англии  11

Заключение  14

Список источников и литературы   16

 

Введение

Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет большое значение для российского студента-юриста. Ведь многие страны перенимают опыт других народов в своем развитии. И наша страна не является исключением.

Англия прошла интереснейший путь исторического развития от раннефеодальных государств Англов, Саксов, Ютов и Фризов до одной из наиболее развитых стран Мира.

Одной из интересных и важных вех в истории Англии является период деятельности парламента, который длится до сих пор.

Этот вопрос актуален, потому что современная Великобритания сохранила историческую форму правления – парламентскую монархию. А также эта страна считается родиной современной парламентской демократии.

Цели:

  1. Изучение истории английского парламента;
  2. Рассмотрение структуры парламента;
  3. Изложение основных функций парламента.

Задачи:

  1. Изучение литературы по теме;
  2. Сбор и обобщение материалов;
  3. Постановка выводов.

 

Возникновение и становление английского парламента

Английский парламент прошел интересную и поучительную историю: будучи в настоящее время главным органом политической жизни Англии и образцом для конституционных учреждений Европы, он в прошлом постепенно развился из условий, которые имели мало общего с порядками современной политической свободы.

В начале устройство Англии имело скорее черты сходства со строем соседних варварских государств, но постепенно общие западноевропейские учреждения получают на острове своеобразную постановку, среди которой и слагаются зародыши парламентского устройства. Уже в англосаксонский период можно указать кое-какие подготовительные факты. По описанию германских племен у Тацита, верховная власть принадлежит не королю, а народу, и это народное верховенство осуществляется в деятельности двух учреждений — веча и совета племенных начальников. У англосаксов, в эпоху разделения их на мелкие королевства, имеются оба указанные учреждения: племенное собрание — фолькмот — и совет мудрейших витенагемот.

Когда мелкие королевства слились в одно, племенные собрания обратились в областные, по графствам; общего веча англов не образовалось, но на витенагемот при короле перешли отчасти права прежнего веча. Витенагемот стал как бы двухсторонним учреждением: с одной стороны он действовал как королевская дума и пополнялся в значительной степени по воле короля, из его дружинников и чиновников; с другой стороны, он ограничивал власть короля. В точности отношение между двумя властями определено не было.

Норманны, завоевав Англию в 1066 г., сохранили древние областные учреждения, а также и витенагемот. Первые норманнские короли созывали обыкновенно три торжественных сессии совета, для отправления важнейших дел. Одним из внешних признаков таких торжественных заседаний было то, что король надевал корону. Норманнское завоевание было, однако, для Англии началом нового, феодального периода, и под влиянием феодализма формы и сущность совещаний изменились.

Вместо слабо организованного "племени" и более или менее подчиненных советников, короли очутились лицом к лицу с могущественной феодальной аристократией, которая признавала их лишь первыми среди равных. Вследствие разделения феодальных государств на множество почти самостоятельных сеньёрий и церковных владений, проведение какого-либо постановления, обязательного для всех этих частей, требовало и участия их всех.

Везде в Западной Европе этого времени возникают сеймы или съезды феодалов, которые решают вопросы о международных отношениях, о мерах внутренней администрации, о законодательных постановлениях, об обложении. Съезды эти составляются, по аналогии сеньериальных курий, из вассалов короля.

К таким съездам обращаются и английские короли для утверждения общих постановлений и получения субсидий; но авторитет английских съездов усиливается тем обстоятельством, что они являются как бы продолжением древнего витенагемота. Когда феодалы смыкаются в сословие и вступают в систематическую борьбу с королями, одно из их главных требований касается созыва съездов для разрешения чрезвычайных субсидий (законными поводами к взысканию субсидий с вассалов считались 4 случая: когда сеньор выдавал дочь замуж, когда он делал сына рыцарем, когда его приходилось выкупать из плена, когда он отправлялся в крестовый поход).

В Великую хартию вольностей, данную в 1215 г. Иоанном Безземельным, был внесен параграф, по которому в таких случаях созывается Commune consilium королевства. При утверждении Великой хартии Генрихом III статья эта была опущена, но общий взгляд, что феодалов нельзя облагать чрезвычайными субсидиями без их согласия, коренился в самих основах феодального строя, и королю приходилось с ним считаться. Нельзя сказать, чтобы короли охотно подчинялись феодальным теориям или принимали бы их всецело. При дворе сложились воззрения, находившиеся в резком противоречии с феодализмом — воззрения, по которым король являлся источником всякой власти в стране и не обязан был сообразоваться с желаниями и советами подданных. Во все время царствования Генриха III идет борьба между указанными взглядами и представляющими их общественными силами.

В 1264 г. бароны нанесли королю поражение при Льюисе и главный их вождь, Симон де Монфор, организовал совет из 9 членов, который фактически взял короля под опеку и присвоил себе высшее руководство государственными делами. В подспорье этому совету Монфор в начале 1265 г. созвал Парламент, который по своему составу отличался от прежних феодальных съездов: вызваны были бароны, епископы и аббаты, поддерживавшие партию Монфора, и кроме того по два рыцаря от каждого графства и по 2 депутата от важнейших городов. Бывали и прежде случаи, что короли обращались с просьбой о деньгах к депутатам рыцарства или городов, но Монфор впервые соединил все перечисленные группы в общий совет королевства или парламент. Противник и победитель Монфора, Эдуард I, постоянно занятый войнами во Франции, Шотландии и Валлисе, принужден был вернуться к той же системе, чтобы обеспечить себе достаточные субсидии. Начиная с 1295 г. он стал созывать Парламент по образцу 1265 г.

 

Структура парламента в Англии

С середины XIV  в.  парламент  стал  делиться  на  две палаты: верхнюю — палату лордов (House of Lords),  где  заседали  прелаты  и бароны, и нижнюю — палату общин (House of Commons), где  заседали  рыцари  и представители  городов.  То,  что  горожане  и рыцари  заседали  совместно, отличало  английский  парламент  от  сословно-представительных  собраний   в других странах, их прочный союз обеспечил палате  общин  большое  влияние  в политической жизни Англии. Духовенство не было особо выделено  в английском парламенте.

Палата лордов включала представителей светской и церковной аристократии, входивших в Большой королевский совет. Им рассылались именные приглашения за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната, но в действительности случаи, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к XV в. редкостью. Сложившееся в Англии система прецедентного права давала лорду, однажды получившему такое приглашение, основание считать себя постоянным членом верхней палаты. Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные собирались на сессию, а такого в XIV-XV вв. почти никогда не случалось, оно редко достигало 100 человек.

Заседания палаты лордов проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины XIV в. Название нижней палаты происходит от понятия «Commons» (общины). В XIV в. оно обозначало особую социальную группу, некое «среднее» сословие, включавшее рыцарство и верхушку горожан. То есть «общинами» стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и «добрым» именем. В права этого «среднего» сословия постепенно входило право избираться и быть избранным в нижнюю палату парламента. Осознание своей значимости, активно формировавшееся в течение XIV-XV вв., подчас определяло позицию палаты общин по отношению к лордам и даже королю.

К концу XIV в. возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату, отнюдь не возглавляя ее, на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для нижней палаты, которая была прежде всего собранием, т. е. коллективной организацией. 
Депутаты нижней палаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента де Монфора: по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 представителя от наиболее значимых городов. Число таких городов с течением времени менялось, соответственно менялось и число членов палаты общин. В среднем оно составляло в середине XIV в. 200 человек. 
Члены нижней палаты в отличие от лордов получали денежное довольствие: рыцари графств по 4 шиллинга, горожане – по 2 шиллинга за каждый день сессии. К началу XV в. эти выплаты стали традиционными.

Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. 

Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до ее открытия, и начиналась с писем - приказов, которые рассылались из королевской канцелярии шерифам графств. После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов.

В XIV-XV вв. в обществе складывается представление о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Она вошла в практику к началу XV в. и подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста, но только на время сессии.

За выборы отвечал шериф, а проводились они в собраниях графств.

Эти организации, имевшие более давнюю историю, чем парламент, входили в структуру местного самоуправления. Ее объектами были городские и сельские общины, приходы и монастыри, объединявшиеся в более крупные корпорации: общины сотен и, наконец, общины графств.

Собрания сотен и графств, восходившие к древним народным собраниям родоплеменного общества, регулярно созывались еще с донормандских времен. После завоевания они приняли на себя административные функции - судебные и фискальные - и были поставлены под контроль центральной власти. Однако частично их самостоятельность была сохранена.

Средневековая Англия, таким образом, имела прочную систему органов местного управления и самоуправления (по всей территории, а не только в городах).

Если в собраниях сотен могли участвовать и лично зависимые крестьяне - вилланы, то в собраниях графств - только свободные, начиная с фригольдеров и, кончая магнатами, которые, впрочем, предпочитали посылать вместо себя заместителя. Таким образом, большинство в собраниях графств составляли средние и мелкие феодалы и зажиточные крестьянство, т.е. те средние слои, которые и определялись термином общины.

Главная роль на выборах принадлежала шерифам. Они обладали значительными полномочиями и, соответственно, большими возможностями для злоупотреблений, количество которых росло с усилением давлением знати. Чаще всего нарушения заключались в фальсификации итогов выборов: в возвращаемый текст королевских предписаний вносились нужные имена, а законно избранные депутаты не попадали в парламент.

Палата общин последовательно, хотя не очень успешно, боролось с этим злом. Она инициировала принятие статутов, направленных против нарушений избирательных норм. Меры предлагались довольно жестокие. Так, по статуту 1445г. шериф должен был платить за каждое нарушение крупный штраф: сто фунтов в казну и столько же - пострадавшему, т.е. человеку, чье имя не было включено в список избранных. Для сравнения, годовой доход с недвижимости, дававший допуск в рыцарское сословие, составлял всего сорок фунтов. Однако неоднократные предложения палаты общин положить предел злоупотреблениям шерифов не встречали поддержки монархов.

По данным исследователей, все английские города, имевшее право на парламентское представительство, можно условно разделить на четыре группы - в зависимости от их положения в графстве.

К низшей категории принадлежали небольшие города, не выбиравшие собственных депутатов, а посылавшие делегатов на собрание графств. Лондон обладал комплексом административных, судебных, торговых и прочих привилегий и посылал в парламент четырех депутатов.

О том, что город имеет статус парламентского, говорило королевское предписание шерифу о выборах депутатов на очередную сессию. Город мог получить избирательное предписание, даже если приходил в упадок. В первые десятилетия существования парламента нередки были и случаи отказа городов посылать своих представителей - из-за необходимости собирать деньги на жалованье депутатам, отрывать их от важных дел и т.д.

Участие представителей города в парламенте требовало от муниципальной казны хотя и небольших, но реальных расходов.

Однако большинство городов в 14в. изменили свое отношение к участию в парламентской деятельности. Она становилась в глазах горожан все более привлекательной. Если в конце 13в. в парламенте было представлено около 60 городов, то в середине 15в. - уже более ста. В 1377г. в 70 городах Англии проживало около 130 тыс. избирателей, т.е. на порядок больше чем в графствах. Число депутатов от городов также могло значительно превышать число рыцарей графств.

В отличие от других сословно-представительных учреждений Западной Европы, в английском парламенте представители городов не составляли отдельной палаты. В парламентских документах депутаты палаты общин обозначались как "рыцари графств и горожане сити и бургов".

В то же время представители графств в парламенте находились в гораздо более выигрышном положении, чем горожане. Выборы в городах крайне редко находят отражение в статутах королевства.

 

Функции парламента в Англии

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут «о неразрешенности налогов». В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Особое значение имела деятельность парламента, точнее – его нижней палаты, связанная с налогообложением. Отметим, что налоги на движимое и недвижимое имущество (как и другие) в Англии платили все, а не только «третье сословие». С 1297 г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое имущество. С 20-х гг. XIV в. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права и в отношении таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал с согласия нижней палаты, выступавшей от имени тех, кому предстояло эти налоги платить. Сильные позиции палаты общин в таком важном для короля деле, как финансы, позволяли ей расширять свое участие и в других областях парламентской деятельности.

Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине XIV в. в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы – ордонансы. Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты – билля. Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. Подписанный королем, такой билль становился статутом. Иногда и королевские ордонансы основывались на предложениях палаты общин. Уже в XV в. ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения палаты общин.

Парламент стремился влиять на назначение и отставку высших чиновников королевства. В XIV в. складывается практика «импичмента» должностных лиц, обвиненных в серьезном нарушении законодательства, злоупотреблениях и других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридического права отстранять от власти неугодных ему чиновников, но под влиянием его выступлений король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией.

Парламент выступал в качестве органа, легитимизирующего смену королей на английском престоле. Так, низложение Эдуарда II (1327 г.), Ричарда II (1399 г.) и последующая коронация Генриха IV Ланкастеара были санкционированы парламентом.

Судебные функции парламента были весьма значительны. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу XIV в. она приобрела полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавших наиболее тяжкие политические и уголовные преступления аристократии, а также апелляции. Палата общин могла представлять лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной практики.

Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам, как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т. д. Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была школа политического и правового воспитания, как для парламентариев, так и для тех, кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получала информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы, затронутые в частных и коллективных петициях, находили отражение в законодательных проектах палаты общин, а затем и в статутах.

 

Заключение

Возникновение сословного представительства имело большое значение в процессе роста централизованного государства.

С возникновением парламента в Англии родилась новая форма феодального государства — сословно-представительная, или сословная, монархия, являющаяся важнейшим и закономерным этапом политического развития страны, развития феодального государства.

Возникновение парламента и сословной монархии отразило успехи политической централизации Англии и, в частности, факт складывания в стране общегосударственных сословных групп - баронов, рыцарства и горожан. В свою очередь, парламент своим возникновением способствовал дальнейшему укреплению феодального государства. Являясь орудием господствующего класса, парламент все же играл в Англии XIII-XIV вв. прогрессивную роль, поскольку он ограничивал политические притязания наиболее реакционного слоя феодалов - баронства - и направлял политику короля в интересах более передовых слоев общества того времени - рыцарства и верхушки горожан. Допущение в парламент городских представителей означало официальное признание определенных прав и возросшего значения городского сословия.

За  первые  столетия  существования  парламента  система  выборов  в палату общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях.  Усилия парламентских законодателей в этой области были  направлены  в  основном  на борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и  города,  а также  на  то,  чтобы  не  допустить  к  выборам   людей   слишком низкого имущественного и социального положения.

Таким образом, благодаря созданию парламента, в Англии раньше всего в Средневековом мире сложились предпосылки для формирования правового государства (т.е. государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан и их защита) и гражданского общества (т.е. общества, состоящего из свободных, самостоятельных и равноправных людей).

Развитие государственно-политического строя Великобритании в  18-19вв.  в итоге сформировало наиболее классический  образец  системы  парламентаризма. Этот  парламентаризм  обеспечил  Англии  стабильное  реформирование   разных областей  социальной   и   политической   жизни,   решение   многих   острых экономических  и  политических,  в  том числе внешнеполитических,   проблем   в интересах социального мира.  К  началу  20в.  Англия  представляла  наиболее свободную  в  политическом  и  правовом  смысле  страну,   наиболее   мощное государство всего  западного  мира,  центр  огромной  колониальной  империи, существование  которой  также  обеспечивало  политическую   стабильность   в стране.

 

Список источников и литературы

  1. Всеобщая история государства и права/ под ред. проф. К.И. Батыра. – М.: Юристъ, 2009.
  2. А. А. Васильев. История древнего мира/Р. Ю. Виппер. История средних веков/ – М.: Республика, 2008.– 511 с.: ил.
  3. П.Н. Галанза История государства и права зарубежных стран. Москва 2010г., 552с
  4. А. С. Гольденвейзер Социальные течения и реформы XIX столетия в Англии. - Киев, типография С. В. Кульженко, 2008 г.
  5. А. В. Дайси Основы государственного права Англии: Пер. с англ. / Под ред. П. Г. Виноградова. — СПб., 2009., 710с.
  6. В. Ф. Дерюжинский Из истории политической свободы в Англии и Франции. - С.-Петербург, типография М. М. Стасюлевича, 2009 г.
  7. О. В.Дмитриева, Парламент и парламентская культура в Англии в XVI - начале XVII вв. Программа спецкурса / О. В. Дмитриева. - М. : Едиториал УРСС, 2001. - 12 с
  8. Н. А.Крашенинникова История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2-х тт. — М.: Норма, 2007. — Т. 2. — 816 с
  9. Д. Петрушевский Великая хартия вольностей. С приложением перевода текста Великой хартии (издание 3-е). - С.-Петербург,
  10. В.А. Томсинов (Составитель). Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).. – М., 2010.
  11. М. Черниловский. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2007.
  12. Э. Фишель Государственный строй Англии /. – СПб : Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1862. – 542. http://lib.mgppu.ru
  13. В.В. Караев, История средних веков/[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://society.polbu.ru/kareva_midhistory/ch21_ii.html
  14. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона /[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/77384/Парламент
  15. Официальный сайт Парламента Великобритании/[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://www.parliament.uk

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 44.13K
Скачано: 82
Скачать бесплатно
18.03.14 в 22:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Помощь в написании работ