Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Философия Иммануила Канта
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 27.87K | Скачано: 360 | Добавлен 30.03.14 в 11:17 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Орел 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1) ВВЕДЕНИЕ 3
2) Теория познания И. Канта 4
3) Этическая концепция И. Канта 8
4) Различия «докритического» и «критического» периодов 12
5) ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
6) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
ВВЕДЕНИЕ
Иммануил Кант - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Он был новатором и в области науки, и в области философии.
Объектом исследования является – философия И.Канта. Предметом исследования – философия «докритического» и «критического» периодов. В центре внимания философского творчества И. Канта – человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, но что я могу надеяться?» - так формулирует философскую триаду в познании человека сам Кант. Вначале в творчестве этого мыслителя преобладали философские проблемы естествознания, что являлось новацией для немецкой философии XVIII в., а в последующем на первый план выдвинулись вопросы гносеологии и этики.
Однако заслуга И. Канта состояла не столько в признании материальности мира, сколько в обосновании мысли, что космос не есть нечто раз и навсегда данное, неизменное и вечное, а представляет собой бесконечный процесс естественного становления и развития. Солнечная система, считал Кант, как и бесконечное множество других миров, существующих во Вселенной, образовалась из «первоначальной туманности», из огромного облака мельчайших частиц вещества под воздействием сил притяжения и отталкивания. Таким образом, Кант в объяснении сущности мира выступил как материалист и диалектик.[6, 93с.]
Теория познания И. Канта.
Наиболее важной книгой Канта является «Критика чистого разума» (1-е изд. в 1781 году, 2-е изд. в 1787 году). Цель этой работы состоит в том, чтобы доказать, что хотя никакое наше знание не может выйти за пределы опыта, тем не менее оно частично априорно и не выводится индуктивно из опыта. Априорная часть нашего знания охватывает, согласно Канту, не только логику, но многое такое, что не может быть включено в логику или выведено из неё. Он выделяет два различения, которые у Лейбница смешаны. С одной стороны, существует различие между «аналитическими» и «синтетическими» суждениями, с другой стороны – различие между «априорными» и «эмпирическими суждениями. [2, 823-824с.]
Выражение «критика чистого разума» означает критику всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. Познание, по Канту, имеет два источника: «эмпирический» и «априорный».
Априорная основа также имеет двойственный характер. К ним относятся «интеллектуальные синтезы», или категории, и время и пространство как априорные формы чувственности, которые объединяют чувственные данные в едином чувственном созерцании. Главную роль при преобразовании чувственного опыта в «эмпирический опыт» играет рассуждение. [3, 473с.]
Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».
Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений, то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания.
В результате абстрагирования чувственно воспринимаемый мир разделялся, из него исчезало всё, кроме двух чистых фирм чувственного созерцания как принципы априорного знания пространство и время. Кант производил два истолкования взглядов на пространство и время. Суть первого, «метафизического»: «пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний», а «время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». Суть второго, «трансцендентального»: «пространство – это только форма всех явлений внешних чувств», а время есть «непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и тем самым косвенно также условие внешних явлений».
Знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Кант определяет чувственность как способность души созерцать предметы, способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок.
Чувственность, или живое созерцание, имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, не являются объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов. Математика, по Канту, возможна потому, что в её основе лежат пространство и время как априорные формы нашей чувственности. Безусловная всеобщность и необходимость истин в математике относятся не к самим вещам, они имеют значимость только для нашего ума. [4, 8с.]
Чувственность есть восприимчивость субъекта, при помощи которой возможно, что на состояние представления самого субъекта определенным образом действует присутствие какого-либо объекта. Рассудочность есть способность субъекта, при помощи которой он в состоянии представлять себе то, что по своей природе недоступно чувствам. Предмет чувственности – чувственно воспринимаемое; то, что не содержит в себе ничего, кроме познаваемого рассудком, есть умопостигаемое. [5, 252с.]
Возведение стены между чувственным познанием и познанием рассудка приводит Канта к мысли, что все знания об объектах внешнего мира существуют как образы (явления) в нашем сознании, а потому теоретический разум сам должен отличать эти объекты от их проявления в нашем сознании. В последующем, развивая эту мысль, он введет такие понятия, как «вещь в себе» (предмет познания), «вещь, существующая сама по себе» (объект реальности такой, какой он существует сам по себе), и «явление» (образ «вещи в себе», существующий в нашем сознании). Причем «вещь в себе» в принципе непознаваема ни с помощью чувств, ни с помощью рассудка. Такая гносеологическая установка есть позиция скептицизма и агностицизма.
«Вещь в себе» — это нечто, сущность и смысл которого известны только умопостигающему, вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны приходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг.
Кант объясняет «антиномию» как противоречие, в которое теоретический разум впадает сам с собою или собственно с рассудком, когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, непостижимых для нашего рассудка.
Этическая концепция И. Канта
Этика, или учение о морали, - вторая основная часть философии Канта. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума» (1788), «Основах метафизики нравственности» (1785) и «Метафизике нравов» (1797). Главная задача философа состоит в обосновании свободы, ценности и автономии личности. Но вместе с тем эта индивидуальная свобода предполагает у него равную меру свободы других людей.
По мнению Канта, в основе всех предыдущих этических учений лежат не самодостаточные принципы морали, а «случайные основания».
Теологические принципы морали свободны от «случайных оснований», но они нечто внешнее по отношению к внутреннему миру человека. Поэтому если эмпирическая этика не могла создать концептуальную модель общезначимой морали, то теологическая этика была далека от объяснения внутриличностной укорененности нравственных задатков человека. Цель Канта – создать модель морали, лишенной этих недостатков. Он строит свою этику как теорию нравственных понятий, как учение об априорных основаниях морали. Его этика основополагается на независимости и «автономности» морали. Мораль уже сама по себе является, по мысли Канта, абсолютным нравственным законом, выражающим обязательства разумного существа.
Согласно взглядам Канта, мораль автономна, независима от религии. Однако при этом он не отказывается от веры в Бога в вопросе морали. С одной стороны, философ провозглашает тезис об автономности морали и независимости от её догматов религиозной нравственности, с другой – он, напротив, обосновывает необходимость веры в Бога. Правда, вера в Бога необходима ему не для обоснования сущностных основ морали, а для обоснования существования морального порядка в мире. Бог поэтому не источник нравственного закона, не законодатель нравственности, а только причина нравственного порядка в мире. [5, 344с.]
В «Критике практического разума» И. Кант выделяет три постулата практического разума: свобода, бессмертие души и бытие Бога. Он называет понятие свободы «ключом к объяснению автономии воли», «свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, - это одно и то же».
Поведение человека согласно нравственному закону мотивируется тем, что другие, относительно которых он действует, проявляют такую же автономию, как и он, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средствами для деятельности кого-то другого. Поэтому формула категорического императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: «…поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство». Согласно более патетичной, но менее точной формуле из «Критики практического разума», нравственный закон предписывает неприкосновенность другого человека («другой человек должен быть для тебя святым»).
Следующая формулировка предписывает форму нравственного поведения : «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом». Эта формулировка важны тем, что помогает исключить случаи нежелательного поведения. Если есть сомнения относительно того, не находится ли поведение на основе определенного намерения в противоречии с нравственным законом, то достаточно произвести обобщение нашего намерения в эту общую формулу. Если наше намерение не сможет быть возведено в «закон», то мы должны от соответствующего поведения отказаться.
Этика Канта содержит рассуждения о свободе, свобода человека проявляется также в способности деятельности относительно природы. В природе все происходит согласно закону причинности, а поэтому и наше поведение, поскольку оно воздействует на природу, должно быть подчинено этому закону. В то же время вся моральная теория Канта основана на свободе человека. В заключении к «Основаниям метафизики нравов» Кант решает эту антиномию таким образом, что применяет к ней различие между «вещами в себе» и «явлениями». С одной стороны, наше Я как «вещь в себе» принадлежит к «интеллигибельному» миру, к миру, который открывается нам нравственным поведением. С другой стороны, мы, как «представители чувственного мира», принадлежим к миру явлений. [3, 488c.]
Кант полагает, что свобода и необходимость находятся в разных отношениях и нигде и никогда не пересекаются. Свобода человека исключает его причинную обусловленность, и, напротив, причинная обусловленность человека исключает его свободу. Философ вводит различие между теоретическим и практическим разумом. Различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический, разум «определяет» предмет мысли, то практический разум призван «осуществлять», то есть производить нравственный предмет и его понятие. Сфера деятельности практического разума – сфера морали.
Мораль, по Канту, сама обыденная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая его к определенным поступкам. Однако нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по какой-либо причине, а по совести. То же самое можно сказать и долге. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный поступок, и уклоняясь от какого-то действия.
В отличие от теоретического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности.
Постулаты бытия Бога и бессмертия души были включены в кантовскую этическую концепцию лишь в процессе написания «Критики практического разума» в целях удовлетворения требований религиозного сознания, стремившегося обрести райское блаженство как награду на нравственную жизнь на земле. В связи с этим Кант писал, что «христианский принцип морали» делает «познание Бога и его воли… основанием достижения высшего блага» при условии соблюдения нравственных законов.
В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический» и «критический». Объясните, каково различие между ними.
В философии Иммануила Канта можно выделить два основных этапа: «докритический» период (1746-1781); «критический» период (1781-1804).
В творческой деятельности Канта докритического периода важное место занимают его сочинения, посвященные вопросам естествознания и философии природы. В этот период Кант не обращается к критике каких-либо идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала. Но творческая самостоятельность, присущая Канту на всем протяжении его деятельности, не могла не иметь своим следствием критического отношения к всевозможным авторитетам, если их утверждения не имеют убедительного доказательства.[1, 13с.]
Главным произведение этого периода является «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Как видно из названия, работа посвящена проблемам устройства мира, космоса. В ней Кант выступает как философ-материалист. Мир, космос для него материален. Первоосновой космоса является «первичное вещество», «мельчайшие частицы первичной материи».
Однако заслуга И. Канта состояла не столько в признании материальности мира, сколько в обосновании мысли, что космос не есть нечто раз и навсегда данное, неизменное и вечное, а представляет собой бесконечный процесс естественного становления и развития. Солнечная система, считал Кант, как и бесконечное множество других миров, существующих во Вселенной, образовалась из «первоначальной туманности», из огромного облака мельчайших частиц вещества под воздействием сил притяжения и отталкивания. Таким образом, философ в объяснении сущности мира выступил как материалист и диалектик.
В течение этого периода И. Кант пишет большое число работ, посвященных различным вопросам, в том числе «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика» (1766), в которой с позиций рационализма критикует шведского философа-иррационалиста Э.Сведенборга. К этому же периоду относятся: работа о лиссабонском землетрясении (1765), «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного (1764), три диссертации, защищенные И.Кантом (первая посвящена проблеме огня, вторая называлась «О принципах метафизического познания», а третья, профессорская, «О физической монадологии»).
В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего радо прологом для его основных работ «критического периода».
Замысел системы «критической» философии сложился у Канта в начале 1772 г., когда в письме к рецензенту диссертации он сообщил о намерении обстоятельно разработать её принципы в отношении природы «и теоретического и практического познания», осветив это в сочинении под примерным названием «Границы чувственности и разума».
Философия согласно взглядам Канта, должна отвечать на следующие вопросы: 1) что я могу знать? 2) что я должен знать? 3) на что я могу надеяться?
Ответ на первый вопрос содержится в «Критике чистого разума», на второй вопрос – в «Критике практического разума», на третий – в «Критике способности суждения». Это и есть три основные работы Канта «критического» периода.
В системе кантовской философии не только критически ниспровергаются те или иные концепции, но и создаются взамен концепции новые, представляемые как надежно обоснованные. Созидательные результаты «Критик», не менее значительны, нежели разрушительные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иммануил Кант стал яркой фигурой в немецкой классической философии. В «докритический период» Кант занимался проблемами математики и физики. Кант впервые поставил вопрос о том, что же изучает наука. Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно. Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Он увидел уникальность человека в его исключительной познавательной активности, стремлении к свободе. Как уникальное порождение природы, одна из её величайших тайн, человек никогда не может рассматриваться как средство для достижения какой бы то ни было цели, находящейся вне его, пусть это даже будет общественное благо.[6, 98с.]
Этику канта называют этикой долга. Идея подчинения этики личного счастья этике долга – одна их основных идей этики Канта. Кантовский долг не предполагает внешнего принуждения. Этот долг характеризуется чистотой нравственного мотива и твердостью нравственных убеждений. Через долг утверждаются моральные ценности, присущие каждому человеку с достаточным уровнем нравственной культуры. Этика Канта - это этика личностной автономии, доброй воли индивидуальной свободы и ответственности. Она одна из первых моделей философской концептуализации морали, целиком замыкающая её на человеке как на субъекте нравственных отношений. Постулат о нравственном достоинстве как основном личностно-образующем признаке человека был воспринят немецкой просветительской мыслью и обогатил не только философскую этику, но и всю западноевропейскую культуру.
Философия И. Канта оказала глубокое воздействие на всё последующее развитие философии и культуры, особенно на теорию познания и философскую антропологию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.