Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »
Тема: Соотнесение понятий «коммуникация» и «общение»
Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике
Тип: Контрольная работа | Размер: 207.55K | Скачано: 304 | Добавлен 02.03.14 в 16:40 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
План работы
Список литературы 14
Управленческое общение – это общение с целью руководить людьми, т.е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении.
Руководитель вступает в управленческое общение с подчиненными, чтобы:
Выделяют шесть стадий общения.
Первая стадия — ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия — пространственная ориентировка.
Вторая стадия — привлечение внимания собеседников.
Третья стадия— поиск совместимости собеседников по объему общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения.
На четвертой стадии идет обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон темы общения. Идет демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.
На пятой стадии могут возникнуть проблемная ситуация, конфликт, столкновение мнений. Это творческое взаимодействие, поиск нового решения, не предложенного ни одним из собеседников.
На шестой стадии собеседники принимают решение на основе выработанного на пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, собеседники выходят из контакта [5, с.216].
В структуре управленческого общения, можно выделить три составляющие — коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная составляющая общения — это обмен информацией, ее понимание. Коммуникативное взаимодействие можно классифицировать по разным основаниям:
1. С точки зрения особенностей психического отражения (интеллектуальное, эмоциональное, образное, ассоциативное);
2. С точки зрения сосредоточения интересов сторон (противоборство, компромисс, сотрудничество, уход, нейтралитет);
3. По числу, характеру и степени вовлеченности субъектов в процесс взаимодействия (монолог, диалог);
4. По организационным формам коммуникативного воздействия (деловая беседа, совещание, прием по личным вопросам, пресс-конференция).
5. По средствам коммуникации общение бывает двух видов: речевое и неречевое (невербальное).
Коммуникации - это передача информации от одного человека к другому, способ доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей [9, с.168].
Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы:
- сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;
- противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;
- уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;
- однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;
- однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;
- контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому;
- компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.
За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект — осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников.
Перцепция – процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя.
Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению.
Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.
Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении.
К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения.
К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними [1, с.119].
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры.
Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;
2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
3) социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Коммуникативные барьеры
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).
Коммуникативные барьеры делятся на:
- Социально-культурные барьеры;
- Психологические барьеры;
- Барьеры понимания.
Рассмотрим барьеры, разделив их на следующие три группы:
Барьер «авторитет»
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.
Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:
1. Социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе.
2. Привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);
3. Доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.) [6, с.217].
2. Барьер «избегание»
Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).
3. Барьер «непонимание»
Выделяют четыре барьера непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический.
1) Фонетический барьер.
Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях:
- когда говорят на иностранном языке;
- когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:
- внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;
- наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.
2) Семантический барьер
Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:
- любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
- «смысловые» поля у разных людей разные;
- зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы.
Для преодоления семантического барьера необходимо:
- говорить максимально просто;
- заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.
3) Стилистический барьер
Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре.
4) Логический барьер
Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики.
Межличностная перцепция - процесс взаимопознания субъектами общения друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона управленческого общения включает в себя определенные механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнера [4, с.206].
В управленческом общении анализ взаимного понимания как процесса, требует рассмотрения явлений, благодаря которым он осуществляется. В основе понимания человека человеком лежит целый ряд механизмов, совокупным результатом действия которых и является определенная степень понимания партнера. В случае нарушений (сбоев) в работе отдельных механизмов страдают полнота и адекватность понимания. Поэтому для руководителей очень важно знать работу каждого конкретного механизма и систему механизмов понимания в целом.
В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе.
Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Термин "идентификация", буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.
Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.
Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
Рефлексия — это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека.
Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других.
Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.
Конформизм (лат. conformis - подобный, сообразный) – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам поведения, стереотипом массового сознания, традициям, авторитетам, принципам.
Есть две разновидности конформизма [2, с.326].
Уступчивость. Иногда мы делаем что-то, с чем внутренне не согласны, чего не хотим делать. Ведем себя так, как принято, хотя в душе не согласны с этим. Это неискренний, внешний конформизм. Причиной уступчивости служит желание заслужить поощрение или избежать наказания.
Одобрение. Когда мы делаем что-то, что делает кто-либо, при этом чувствуем внутреннее согласие. В этом случае мы согласны, искренне верим в то, что вынуждают нас делать другие. Это искренний, внутренний конформизм.
Уровень конформизма зависит от ситуации. Больший конформизм будет проявляться в сложных ситуациях, когда мы чувствуем свою некомпетентность, когда мы не уверенны в своих взглядах. Напротив, чем легче будет ситуация, чем более уверенными мы будем, тем меньше будем ориентироваться на мнение других.
Кроме этого, влияние будет сильнее, если оно оказывается сплоченной группой, обладающей высоким статусом. Четко и уверенно аргументирующие свою точку зрения сотрудники, с большей вероятностью повлияют на убеждения менее осведомленного коллеги.
Также мы склонны принять чужое мнение, когда должны высказаться публично и если свою точку зрения не высказывали ранее. Страх перед публичным выступлением способствует принятию мнения других. Если же точка зрения была высказана ранее, то, выступая публично, мы не изменим ее, чтобы не выглядеть нерешительными, колеблющимися.
Уровень конформизма зависит не только от ситуации, но и от личности. Существуют факторы, определяющие уровень конформизма человека:
Гендер (женственность и мужественность).
Проведенные исследователями эксперименты показали, что женщины в среднем чуть более конформны, чем мужчины.
Но не следует полагать, что женщины «конформистки». Если слово «конформизм» звучит негативно, то только потому, что ярлык «конформист» не просто описывает, но и оценивает поведение. Можно назвать данную характеристику «открытостью» или «ориентированностью на других», тогда она будет вызывать позитивные ассоциации.
Женщины несколько более эмпатичны и социально восприимчивы, чуть более гибки, чем мужчины, больше заботятся о межличностных отношениях и проявляют больше ответственности и открытости по отношению к социальным обстоятельствам.
Такое определение носит совершенно иной смысл утверждения о женском конформизме.
К тому же, различие между мужчинами и женщинами по степени конформизма могут быть результатом различия их социальных ролей и статуса. Мужчина всегда стремиться занять более высокое положение в обществе, получить широкие полномочия. Поэтому чаще можно наблюдать, как мужчина оказывает влияние, а женщина подчиняется.
Личность.
Индивидуальные особенности человека ярче проявляются в ситуациях, в которых социальное влияние не перекрывает личностного, и могут совсем не проявляться при сильном воздействии социума.
1. Островский Э.В. Психология управления: Уч. Пособие. – М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2008. – 249 с.
2. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002. - 460 с.
3. Лукичева Л.И. Управление персоналом.- М.: МИЭТ, 2000.- 265 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект-пресс, 2004.-366 с.
5. Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. - Благовещенск, 2000. – 234 с.
6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000. – 227 с.
7. Карташева Л.В., Никонова Т.В. Соломадина Т.О. Поведение в организации. М., 1999. – 279 с.
8. Управление персоналом., под ред. Т.Н. Базарова, Б.Л. Еремина – М., 1998. -369 с.
9. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 2008. – 411 с.
10. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006. – 386 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.