Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Структурная политика государства и её основные направления

Структурная политика государства и её основные направления [20.02.14]

Тема: Структурная политика государства и её основные направления

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.26K | Скачано: 213 | Добавлен 20.02.14 в 17:22 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет


Содержание:

Теоретический вопрос………………………………………………………….3

Эссе……………………………………………………………………………….7

Контрольные тестовые задания………………………………………………10

Список используемой литературы…………………………………………….11

 

Теоретический вопрос. Структурная политика государства и её основные направления.

Ответ:  Ещё в 17-18 веке человечеством была осознана необходимость государственного регулирования структурной адаптации экономики к меняющимся под влиянием многообразных факторов условиям.

События последних лет, связанных с мировым финансовым кризисом, еще раз убедительно доказали, что без активного государственного вмешательства оптимизировать пропорции в экономике невозможно. Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функциони­рование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структур­ной политики государства.

 В настоящее время практически во всех теоретических и реальных моделях государственного регулирования рыночной экономики присутствует структурная политика как элемент экономической политики государства.

Под структурной политикой понимается обоснование целей и характера структурных преобразований, определение комплекса мероприятий по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решают актуальные проблемы.

 Выделяют два  вида структурной политики                                                                            

Заключается в том, что государство создает правовую базу, для свободного перелива капитала и труда из одних отраслей в другие, но без непосредственного вмешательства в эти процессы. Структура изменяется только, в последствие изменений в нормах прибыли. Например, если в определенной отрасли спрос превышает  предложение, то тогда норма прибыли возрастает.

Заключается в том, что государство с помощью системы мер и средств, влияет на ускорение прогрессивных структурных сдвигов. Данный вид политики предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий, включающих:

-стимулирование перелива капитала в приоритетные отрасли,

-стимулирование развития отраслей, ускоряющих внедрение достижений НТП,

 

Пассивная Активная

Капитал из отраслей изымается и вкладывается в отрасли с повышенной нормой прибыли. Производство в этой отрасли увеличивается, и предложение на данный товар начинает превышать спрос. Но норма прибыли начинает снижается к средней величине, а уже потом становится меньше средней. Собственники начинают изымать свои капиталы из этих отраслей и вкладывают в другие, с более высокой нормой прибыли. Рыночное саморегулирование обеспечивает структуру экономики

 

-защищает и предоставляет финансовую помощь отраслям, находящимся в упадке,

-свертывает часть производств, в депрессивных отраслях,

-разрабатывает на государственном уровне долгосрочные планы, программы проектов для решения актуальных проблем структурной перестройки, а также программы подготовки и переподготовки рабочей силы, создание новых рабочих мест и тому подобное.

 

   Для того, чтобы определить модель структурной политики и обосновать мероприятия по изменению структурных элементов применяются три варианта решений:
- стратегия ограниченного роста. Характеризуется  установление целей «от достигнутого» уровня.

- стратегия неограниченного роста. Реализуется через превышение уровня кратко- и долгосрочных целей развития над уровнем фактического состояния базового периода;

- стратегия сокращения. Цели на будущее устанавливаются на уровне, низшем в сравнении с фактическим состоянием базового периода.
   К основным направлениям государственной структурной политики следует отнести:

- развитие конкуренции через реструктуризацию и диверсификацию (расширение) производства.

- развитие производства товаров, конкурентоспособных на мировом рынке.

- развитие производства сырья, полуфабрикатов и комплектующих для замены импортируемых.

- обеспечение роста производства в отраслях, способных  на внутреннем рынке заменить импортную продукцию.

- обеспечение роста производства в отраслях, способных  повысить научно-технический уровень развития и качество продукции.

- обеспечение роста производства в отраслях, обеспечивающих  значительную часть экспорта готовой продукции.

- поддержка производств, использующих  ресурсосберегающие технологии.

Особо эффективным способом регулирования государством структуры экономики считается воздействие на, выбранные в качестве приоритетов, элементы экономической системы, которые ссылаясь на государственную поддержку, становятся авангардом, двигателем, синергетиком для остальной части экономики.  В истории нашего государства  было проведено несколько структурных реформ, проведенных на основе выявления приоритетов  и содействия на их развитие:

  1. Реформа П.А. Столыпина. В приоритете данной реформе выступало земледелие. За непродолжительный пятилетний период России удалось достичь высоких результатов.
  2. Реформа индустриализации. Благодаря этой реформе Россия превратилась в одну из ведущих промышленных державмира. Построенные в тот период промышленные гиганты – «Апатит», «Магнитка», «Норильский никель» - до сих пор составляют основу отечественной экономики.

  Первыми документами, провозгласившими новую структурную политику российского государства, в постсоветский период стали:

- принятый в 1999 г. федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
- концепция среднесрочной программы «Структурная перестройка и экономический рост» на 1997-2000 гг.;

- «Основные направления социально-экономического развития РФ на период до 2012 г.», где предусматривалось в 2007 г. осуществить переход к инновационному росту.

- Концепция долгосрочного развития на период до 2020г. В документе формируется стратегия  создания в России конкурентоспособной экономики на основе использования инновационных факторов. В последующем аналогичные задачи содержались в ежегодно принимаемых трехлетних программах федерального правительства.

К основным задачам структурной перестройки экономики относится:

-повышение конкурентоспособности отечественной производственной продукции и увеличение экспортного потенциала конечного продукта.

-формирование инновационных моделей развития экономики.

-формирование эффективных региональных структур экономики.

-создание целостного и емкого национального рынка.

-реструктуризация предприятий и технологическое обновление производства. 

 -усиление социальной ориентации экономики.

В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на внешних  мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

 

 Эссе на тему: «Структурные изменения в российской экономике с 1990 – х гг., по настоящее время, их причины и последствия для дальнейшего развития страны».

Количество задач в структурной политике российской экономики безгранично. Это может быть обусловлено некоторыми факторами.

Первый из них, это переход от централизованной экономической системы к рыночной, оказывающий  решающее влияние на экономику. Каждая система требует своей структурной политики ( возможно имеются и общие производственно – технические  основы).

Второй фактор относится к распаду прежнего экономического комплекса СССР, который привел к дисбалансу во множестве хозяйственных связей между отраслями и видами производства. Он же привел к прекращению сложившегося межотраслевого разделения труда, из-за чего в России вынужденно были созданы некоторые из них заново или же необходимая  продукция импортировалась из других стран.

На всю макроэкономику нашей страны отрицательно повлиял кризис 90-х гг., который представлял собой разрыв производственных связей и единого хозяйственного комплекса в странах СССР, ошибки в приватизации и аграрных преобразованиях, оставшуюся России в наследство устаревшую морально и изношенную физически материально- технической базу, непомерные налоги, резкое повышение цен, дефицит товаров первой необходимости. Поэтому, я считаю, для России необходимо грамотное поведение в направлении структурной политики.

В экономике России уже заложены рыночные основы, которые выражаются в разгосударствлении крупных предприятий, в поддержании ( пусть и в недостаточном количестве) малого и среднего бизнеса, создании налоговой базы, принятии антимонопольных мер. Основываясь на этом, можно было предпринимать определенные шаги в области структурной политики государства.

Рассмотрим, какая ситуация складывается в России на сегодняшний день.

 Экономика России вступила в 2013 год на фоне двух противоречивых тенденций.

С одной стороны, интенсивный рост потребления на внутреннем рынке страны, который формировал почти 50% российского ВВП в 2013 г. , продолжал стимулировать экономический рост.

С другой, продолжающаяся рецессия (замедленный темп экономического роста)  в странах Еврозоны, а также возобновившееся сокращение экономик США и Японии, выступали в роли тормозящего фактора поскольку цены на нефть начали снижаться из-за снижающегося спроса, и экспорт товаров России в эти регионы также продолжал сокращаться.

Глава Минэкономразвития России Андрей Белоусов сообщил об ускорении роста ВВП во II квартале, однако отметил, что темпы роста ниже чем были в 2005-2008 годах, хотя и выше чем в Евросоюзе. Поэтому в макроэкономическом плане 2013 год стал знаменателен тем, что по паритету покупательской способности объём экономики России опередил ВВП Германии, выйдя таким образом на 5-е место в мире по итогам 2012 года и поднявшись за пять лет на три позиции вверх.

Но, не нужно забывать, что мировая экономика имеет цикличный характер, поэтому надо быть готовыми, что в исследуемый период как минимум два раза придется пережить либо спад, либо существенное замедление роста мировой экономики.

К примеру, после мирового экономического кризиса 2008-2009 годов Россия показала рост в 4,5% в 2010 году, затем последовательно сбавляла темпы: 4,3% в 2011 году, 3,4% в 2012 году. Прогноз показателя роста в этом году самый низкий с 1999 года, за исключением 2009 года, когда он составил минус 7,8%.

Что касаемо большинства видов продукции, производимой в России, то характерно отставание уровней интенсивности выпуска от докризисного, хотя общий уровень интенсивности производства промышленной продукции превышает его. Это свидетельствует о том, что последствия кризиса для структуры промышленного производства продолжают оставаться достаточно ощутимыми.

 Огорчает то, что у нас на сегодняшний день однозначная тенденция к замедлению экономического роста, переходящему в рецессию. Такой можно поставить диагноз российской экономике. Последние июньские статистические показатели по динамике инвестиций в основной капитал в годовом выражении — минус 3,7%, по строительству в июне в годовом выражении — минус 7,9%. Другие показатели подтверждают именно такую оценку состояния российской экономики. 

  Ничего хорошего не сулит и другой важный индикатор состояния дел в экономике – объемы погрузки на железнодорожный транспорт. По последним данным пресс-службы ОАО "РЖД", по итогам января - августа по железной дороге перевезено 819,7 млн т грузов, что на 3,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.

  Еще больше усугубляет ситуацию снижение поступлений по части главной статьи российских доходов – экспорта нефти. По данным ГП "ЦДУ ТЭК", снижение объемов нефтяного экспорта продолжается на протяжении девяти месяцев. За январь - август текущего года в страны дальнего зарубежья было поставлено 136,8 млн т нефти, что на 3% меньше, чем за тот же период 2012 года.

Самая большая проблема в том, что в бюджете страны доходы, получаемые от нефти и газа, превысили 50%, что означает, что не осуществлен уход от зависимой от природных ресурсов экономической модели.

   Избежать дефицита бюджета в этих условиях невозможно, а в случае резкого падения мировых цен на сырье влияние будет колоссальным.

Либеральное течение в правительстве настаивает на наращивании промышленности путем снижения налогов для предприятий, борьбы с коррупцией, улучшения инвестиционной среды. Однако на деле увеличивается влияние националистически настроенных силовиков, выходцев из органов общественной безопасности и секретных служб, нет никаких признаков запуска существенных реформ правительством.

Самым простым способом урезание проблем, которым наверняка будет руководствоваться, является ослабление рубля, на которое придется-таки решиться финансовым властям. Однако и это приведет лишь к временному улучшению ситуации, причем преимущественно для экспортеров. Населению же, подсаженному на потребление импортных товаров - от продуктов до лекарств - не светит в этом случае ничего, кроме снижения уровня жизни.

 

Контрольные тестовые задания.

  1. Структурная политика – это:

а) меры государства, стимулирующиерост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областямиих применения, а также рост эффективности использования факторов производства;

б) восстановление и поддержание объема производства на уровне полной занятости факторов при стабильных ценах;

в) меры государства, стимулирующие рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения;

г) совокупность мер, воздействующих на экономическую жизнь и положение отраслей и предприятий.

Ответ: а)

Структурная политика - система мер направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций. Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния.

 

  1. Структурная политика определяет:

а) долгосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупное предложение;

б) краткосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупное предложение;

в) долгосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупный спрос;

г) краткосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупный спрос.

Ответ: а)

Структурная политика – предполагает воздействие государства на совокупное предложение (государственная поддержка конкуренции, приватизация, проведение налоговой реформы, пересмотр льгот и дотаций субъектам экономики).

 

Список используемой литературы:

 Учебные пособия:

  1. Под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессораГ.Н. Власова и кандидата экономических наук, доцентаА.М. Желтова. -

Электронные ресурсы:

  1. Бюджетная система Российской Федерации. Глава 3. - http://www.budgetrf.ru
  2. Студенческий научный форум, 5 http://www.rae.ru
  3. Электронная онлайн библиотека. Раздел: государственное регулирование экономики. Тема: 6.3 суть и механизм структурной политики государства. - http://banauka.ru
  4. Обозреватель экономический новостей. Раздел: фондовые новости. Статья: http://quote.rbc.ru
  5. Ежедневная электронная газета «Утро». Раздел: экономика. - http://www.utro.ru
  6. Портал «УралИнформБюро». Раздел: аналитика, экономика». - http://www.uralinform.ru
  7. Сайт «Правительство России». Раздел: новости. Статья: Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. - http://government.ru

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 22.26K
Скачано: 213
Скачать бесплатно
20.02.14 в 17:22 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе