Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Значение ВТО для экономики России

Значение ВТО для экономики России [29.01.14]

Тема: Значение ВТО для экономики России

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Реферат | Размер: 185.11K | Скачано: 259 | Добавлен 29.01.14 в 21:26 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение стр.3

Глава 1 Условия вступления в ВТО РФ стр.5

Глава 2 Оценка экономики России и др. стран при вступлении в ВТО стр.9

Глава 3 Обязательства Россия при вступлении в ВТО стр.14

Глава 4 Оценка прямых потерь России при вступлении в ВТО стр.21

Заключение стр.23

Список литературы стр.28

 

Введение

Всемирная Торговая Организация (ВТО) - "World Trade Organization" начала действовать с 1-го января 1995 года. Ее создание - результат сложных и многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств. Переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, получили название Уругвайский раунд (переговоры были открыты в городе Пунта-дель-Эсте, Уругвай, в сентябре 1986 года, почему и получили это название).

Всемирная Торговая Организация - это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.

ВТО, штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейцария), является на сегодняшний день единственной глобальной международной организацией, занимающейся нормами осуществления торговли между странами.

Моделью, на основе которой создавалась ВТО, является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948 - 1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО. Секретариат ГАТТ стал именоваться "Секретариат ВТО", а Генеральный директор ГАТТ - Генеральным директором ВТО.

ВТО во многом - более жесткое по характеру создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное рядом обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС).

Но одно направление уже определилось - правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет те правовые условия, на основе которых мировая торговля товарами и услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые "правила движения" на мировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой системы и не смогут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.

Как сообщалось, 23 июля правительство РФ уведомило секретариат ВТО о завершении Россией всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО, включая ратификацию подписанного в Женеве 16 декабря 2011 года протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года. Россия с 22 августа официально стала 156-й страной-членом ВТО - вступил в силу протокол о присоединении РФ к этой организации, подведший черту под 18-летним марафоном переговорного процесса.

Цель настоящей работы - изучить вопрос о международном учреждении - ВТО, познакомиться с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности, а также раскрыть ее значение и роль для экономики России.

 

Глава 1

Процесс вступления Российской Федерации в ВТО тянулся 18 лет, начиная от заявки на присоединение к ГАТТ в 1993 г. Как известно, для вступления в ВТО необходимо согласие всех 153 ее членов. И если сначала, когда переговоры были многосторонними, переговорный процесс шел довольно-таки активно, то в двусторонних переговорах выявилось немало трудностей. Наиболее сложными оказались переговоры с ЕС, Китаем и США, а в последние годы – и с Грузией.

К началу 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и через Секретариат ВТО уведомила страны-члены ВТО о готовности приступить к переговорам о доступе на рынок. По соответствующим запросам стран-членов Рабочей группы тарифные предложения России были переданы примерно тридцати странам, включая ЕС, США, Канаду и Японию. Первый раунд обсуждения был завершен к 2000 г. Далее переговоры приняли полномасштабный характер, то есть стали охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО: тарифную политику, доступ на рынки товаров и услуг, сельское хозяйство.

К 2004 г., после подписания Россией Киотского протокола, удалось согласовать почти все вопросы, вызывавшие озабоченность ЕС. Российские политики с оптимизмом смотрели на ситуацию: ожидалось, что не позднее 2007 года все формальности будут завершены и Россия вступит в ВТО. Однако все последующие годы ушли на поиск компромиссов в двусторонних переговорах с США (по вопросам открытия рынков продовольствия, обеспечения в России защиты прав интеллектуальной собственности и открытия финансовых рынков) и Грузией (политические вопросы).

Только в ноябре 2006 г. США согласились на вступление России в ВТО. Впрочем, сейчас, когда все необходимые условия российской стороной выполнены, Россия и США договорились «не применять положения ВТО в двусторонней торговле», так что ранее достигнутое соглашение было всего лишь формальностью.

Грузия после прихода к власти М. Саакашвили резко ужесточила свои позиции в переговорном процессе и привязала согласие на вступление к решению политических проблем, связанных с Южной Осетией и Абхазией. После конфликта августа 2008 г. и запретов России на импорт грузинской минеральной воды и вина, Грузия объявила о прекращении любых переговоров и блокировании вступления России в ВТО.

С мертвой точки процесс удалось сдвинуть только после громких заявлений США и посредничества Швейцарии. Таким образом, 16 декабря 2011 г. Россия была официально принята во Всемирную торговую организацию. Теперь дело за малым ратификацией соглашения законодательной властью РФ.

В процессе переговоров Россия уже снизила импортные ставки

За последние 10 лет средние импортные ставки были снижены на 30%. По тарифным позициям, облагаемым пошлинами в размере 30%, ставки были снижены до уровня 20%; в 6 раз сократилось число тарифных позиций, подпадающих под ставку пошлины 25%.

В 2005 году Правительство России обнулило пошлины на ввоз в страну 1200 видов высокотехнологичного оборудования (с первоначального уровня 5-15%).

Новые таможенные тарифы уже привели к неблагоприятным последствиям:

• общему ослаблению защищенности российской экономики. Изначально снижение ставок обосновывалось эффектом от девальвации рубля, однако к моменту перехода к новым тарифам этот эффект полностью себя исчерпал;

• негативным социальным последствиям (поскольку таможенные ставки снизились в первую очередь для дорогих и престижных товаров и практически не изменились для большинства товаров первой необходимости);

• сужению возможностей для осуществления дифференцированной промышленной политики (вследствие общего курса на выравнивание тарифных ставок).

В результате Россия вступает в ВТО совсем не на тех условиях, которые были 10 лет назад.

Переговорный процесс оказался крайне непрозрачным для бизнеса.

Процесс присоединения к ВТО оказался закрытым для представителей многих отраслей экономики. Эта закрытость имела двойственный характер:

• во-первых, не публиковалось сведений о конкретных условиях вступления и обязательствах России в разрезе отдельных отраслей (ставки, квоты и т. п.). В прессе широко освещались только ход и результаты переговоров, а не собственно их предмет;

• во-вторых, не были учтены интересы некоторых ключевых секторов экономики. Одни лоббирующие группы достигли огромного успеха, так как переговорщики жестко отстояли их требования, другие оказались поставлены перед фактом неожиданных уступок.

Еще в 2002 г. крупный бизнес и государство обозначили три «проблемные» области: сельское хозяйство, авиационная и автомобильная промышленность1. В дальнейшем подробно сообщалось о ходе переговоров именно по этим позициям. Кроме того, освещались специфические проблемы в противостоянии с США и ЕС: энергетическая политика России на европейском и внутреннем рынке, защита прав собственности, вводимые ограничения на импорт продовольствия и др. Остальная детальная информация была недоступна широкой общественности. В результате большинство представителей российской экономики не знают условий вступления в ВТО и не информированы о его последствиях.

Даже металлурги, которые, по всем прогнозам, выигрывали от вступления в ВТО, признавали, что до 80% российских компаний слабо представляют нормы и правила ВТО. Российская экономика буквально «проспала» процесс вступления в ВТО, потеряв к нему интерес после первых раундов 2000-2003 гг.

Исследование мнений, бытующих в бизнес-среде, осуществленное в 2011 г. группой INSIDERS и компанией «АЭРгрупп», показало, что 37% опрошенных бизнесменов не имеют четкой позиции относительно необходимости вступления в ВТО для России и последствий для национальной экономики; оптимисты, в основном, представлены малым и средним бизнесом (возможно – из-за поверхностных представлений по сути вопроса).

 

Глава 2

Российская Федерация не была единственным государством, которое вступало во Всемирную торговую организацию в последнем пятилетии прошлого века, после преобразования ГАТТ в ВТО. Среди этих государств, вынужденных пройти процесс согласований со всеми странами-участниками, и Китай, и страны бывшего СССР. Китай традиционно считался наиболее подготовленным к вступлению в ВТО; Украина рассматривалась как страна, наиболее близкая к России по структуре экономики.

Россия вступает в ВТО на условиях лучших, чем у развитых стран, но более плохих, чем у развивающихся.

Российская экономика вступает во Всемирную торговую организацию с более высоким уровнем защиты своей экономики, чем у развитых стран, но уступающим большинству стран развивающихся. Для России ставки при вступлении будут иметь приемлемые значения, однако по завершении переходного этапа наша страна будет иметь сравнительно низкий уровень тарифной защиты.

Чем более высокий тариф получает страна, тем комфортнее условия для национальных производителей. В отраслях, ориентированных на внутренний рынок и не способных к осуществлению поставок за рубеж, тарифы должны быть выше, чем для производителей, активно конкурирующих на внешнем рынке, где импортная пошлина вводится в качестве ответной меры на соответствующие шаги других государств.

Опыт Китая: Значительный выигрыш от членства в ВТО, но в экономической ситуации, совершенно иной по сравнению с Россией

Китай – пример страны, хорошо подготовившейся к вступлению в ВТО и получившей максимальный выигрыш от членства в этой организации. Процедура переговоров, как и в случае с Россией, заняла значительное время. Полтора десятилетия прошли в дискуссиях об открытии китайских рынков сельского хозяйства, финансовых услуг и телекоммуникаций. Пекин последовательно добивался от партнеров по переговорам значительных уступок, продолжая в то же время активно развивать собственную промышленность.

Китай вступил в ВТО в 2001 г. со средним уровнем импортных пошлин, почти на 25% более высоким, чем у России. К моменту открытия внутренних рынков перерабатывающие отрасли китайской промышленности были весьма конкурентоспособны благодаря:

дешевизне юаня, что обеспечивалось мерами жесткой монетарной политики: курс юаня в момент вступления в ВТО был недооценен по сравнению с долларом США на 53% (для сравнения: рубль к доллару сейчас недооценен примерно на треть). Правительство Китая смогло удержать низкий курс национальной валюты, несмотря на расширение внешней торговли и приток иностранных инвестиций;

низкой стоимости рабочей силы: среднемесячная зарплата в Китае составляла примерно 110 долл. США, то есть была более чем в 30 раз меньше, чем в США (по этому показателю Россия сейчас отстает от США в пять раз);

значительной доле в экспорте продукции перерабатывающих отраслей: на момент вступления в ВТО Китай не экспортировал сырьевых ресурсов, доля продукции перерабатывающих отраслей составляла более 40%;

доступности кредитов: при стабильной валюте стоимость кредита для национальных производителей была на уровне около 6% годовых. Дешевые факторы производства и дешевая валюта позволили Китаю выиграть от снятия торговых барьеров, но России эти инструменты сейчас недоступны.

Сегодня как российские банки, так и отрасли реальной экономики зависят от внешних кредитов – общий внешний долг России составляет 538 млрд. долл., при всего лишь 36 млрд. долл. собственно госдолга. Это значит, что современная Россия не сможет воспользоваться девальвацией рубля для защиты отечественного производства, иначе кредиты окажутся слишком дорогими для экономики.

При вступлении Китай выторговал себе высокий уровень тарифов – в среднем более 10%, а в дальнейшем фактически «на грани фола» вел весьма искусную игру по стимулированию национальной экономики, что периодически становилось предметом заявлений США и ЕС о нарушении китайскими властями обязательств, принятых в рамках членства в ВТО. В итоге на фоне стабильной отраслевой структуры Китай сумел в 6 раз увеличить объемы торговли, поддерживая небольшой положительный баланс между экспортом и импортом. Китайская экономика выиграла от вступления в ВТО: за счет притока иностранных инвестиций были созданы новые рабочие места, национальные производства в полной мере использовали преимущества дешевизны ресурсов для продолжения индустриализации, переноса в страну производств из других стран мира. ВВП на душу населения вырос почти в три раза.

Тем не менее, отдельные отрасли экономики Китая пострадали. Первоначальный эффект для сельского хозяйства был шоковым: масса разорившихся крестьянских хозяйств, слабая конкурентоспособность по сравнению с производителями сельхозпродукции в других странах. Однако постепенно крестьяне, лишившиеся источников дохода, нашли заработок в быстро развивающихся промышленных производствах. Рост безработицы в аграрном секторе в целом соответствовал общему курсу страны на урбанизацию и индустриализацию.

При всех благоприятных внешних и внутренних факторах, способствовавших успешному использованию Китаем выгод взаимодействия с ВТО, нельзя недооценивать роль китайского правительства: взрывной рост внешнеторговых операций Китая – результат вдумчивого управления притоком иностранных инвестиций и поддержания стабильно низкого курса юаня, обеспечивавшего несомненную конкурентоспособность китайских товаров.

 

Глава 3

Обязательства, которые взяла на себя Россия в связи с вступлением в ВТО, можно разделить на 4 группы:

1. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот. Согласно отчету Рабочей Группы по вступлению России в ВТО средневзвешенная импортная ставка сократится с 10% до 7.8%. При этом по данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2%), а средневзвешенной ставки – 4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1%). В любом случае оно составит около 30% и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно- энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.

2. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Количественные ограничения на импорт такие, как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО и не проводятся под ее провизией, должны быть исключены без возможности введения повторно. Кроме этого, Россия принимает на себя обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 секторов услуг.

3. Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0%.

4. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие нормам организации. Тем не менее, некоторые обязательства еще не полностью выполнены, в частности – в сфере реформирования системы государственных закупок, прозрачности нормативно-правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных фирм и т. д.

Наибольшие последствия для российской экономики будут иметь первые две группы обязательств (снижение импортных пошлин и снятие административных барьеров), которые значительно облегчат доступ на российский рынок продукции иностранных производителей и приведут к уменьшению на рынке доли продукции отечественных компаний.

 

Неблагоприятные институциональные условия

Само по себе вступление в ВТО не позволяет решить одну из серьезнейших проблем инвестиционного климата России – неразвитость институциональной среды. Данный фактор, наряду со слабой эффективностью финансовой системы, является, на наш взгляд, ключевым для сдерживания инвестиций в российскую экономику.

В рейтинге стран, составленном организацией World Economic Forum, по уровню развития институциональной среды Россия находится на 128-ом месте, при том, что по общему уровню конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) – на 66- ом, а по емкости рынка (включающего доступность экспортных каналов продаж) – на 8-ом.

Согласно проведенному World Economic Forum опросу, среди основных факторов, препятствующих ведению бизнеса России, три из первых четырех мест отданы коррупции, бюрократии и уровню налогов. До тех пор, пока эти проблемы не будут решены, не стоит рассчитывать на масштабные иностранные инвестиции в российскую экономику.

 

Сомнительный компромисс: финансовый сектор в обмен наконкурентоспособность промышленности.

Команда российских переговорщиков отстояла сохранение запрета на деятельность в России филиалов иностранных банков. Отечественный банковский сектор по-прежнему будет защищен от конкуренции. Следовательно, не приходится надеяться на повышение эффективности работы банков под давлением прямой конкуренции с иностранцами и снижение стоимости кредитов для промышленности.

Сейчас стоимость «длинных» кредитов (в рублях) составляет для промышленных предприятий, в среднем, 10,5% в год, а процентные платежи по кредитам промышленных предприятий достигают 2 трлн. руб. в год и формируют около 9% себестоимости продукции промышленного сектора. В такой ситуации сокращение ставки по кредитам лишь на 1 процентный пункт вело бы к снижению себестоимости производства на 1%, т. е. обеспечивало бы 200 млрд. руб. экономии во всей промышленности.

Согласно World Economic Forum, по уровню развития финансового сектора Россия находится на 127-м месте в мире. Эффективность организации труда в российских коммерческих банках в 4 раза ниже, чем, например, в американских. Неоправданно большие затраты компенсируются пока высокими ставками по кредитам и низкими ставками по депозитам и переносятся на плечи населения и предприятий. При этом уровень зарплат в финансовом секторе самый высокий по сравнению с другими отраслями и превышает средний уровень по экономике в 2,4 раза.

Хотя бы частичное открытие сектора за счет допуска филиалов зарубежных банков на российский рынок, помимо конкуренции и более легкого доступа на рынки капитала, позволило бы быстрее осваивать лучшие практики и процессы организации банковской деятельности. Например, филиалы иностранных банков в меньшей степени подпадают под действие регулирования ЦБ (нормативы, резервирование, отчетность) и поэтому могли бы организовать гораздо более эффективную деятельность.

 

У России нет эффективных механизмов для оказания помощиотечественному бизнесу в спорах с конкурентами в рамках ВТО.

Современная мировая торговля построена так, что нередко в конкуренции побеждает не тот, кто производит и предлагает на рынке более качественный продукт, а тот, кто лучше защитил свои права.

Например, на протяжении нескольких последних лет Airbus регулярно получал государственные субсидии, что стало причиной конфликта между США и Евросоюзом в рамках Всемирной торговой организации. По подсчетам Boeing, европейский концерн получил около 18 млрд долл. незаконных субсидий, включая 4 млрд долл. на развитие проекта A380. Airbus обвинения в незаконном получении субсидий отвергал, заявляя, что речь идет не о безвозмездных финансовых вливаниях, а о кредитах, выданных концерну правительствами Франции, Германии, Испании и Великобритании. ВТО провела собственное расследование, согласно результатам которого ставки, по которым предоставлялись кредиты Airbus, были значительно ниже рыночных. Спор разрешился в начале декабря 2011 года, когда ЕС объявил об отмене государственных субсидий концерну Airbus. Но прения в ВТО на этом не закончились — до сих пор рассматривается иск, выдвинутый европейцами против США.

Споры в рамках ВТО дорогостоящи и требуют соответствующей национальной инфраструктуры – мощных юридических служб в органах  государственной власти, в корпорациях и ассоциациях производителей, а также на уровне самих производителей. Становление такой инфраструктуры занимает не один год, и поддержание ее работоспособности дорого обходится участникам споров, которые могут тянуться годами. Поэтому ускорение процесса самоорганизации производителей после присоединения к ВТО – важнейшая задача, не решив которой невозможно обеспечить эффективную защиту как отдельных производителей, так и национальной экономики в целом. Именно поддерживаемые государством ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам.

Создание таких ассоциаций требует соответствующей бизнес- культуры, которая в России крайне слаба и неразвита. Поэтому необходимыми элементами политики, обеспечивающей подготовку страны к полноценному членству в ВТО, должны быть подготовка высококвалифицированных юристов, создание конкурентоспособных юридических фирм, которые будут эффективно защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО. Например, в Китае за то время, что страна готовилась к вступлению в ВТО, было подготовлено более 6000 юристов. У нас же до сих пор предпочитают пользоваться услугами иностранных юридических фирм.

 

Источники роста экспорта в России ограничены.

Рост экспорта в мире происходит, в основном, за счет выхода на зарубежные рынки новых производителей, а не за счет увеличения экспорта существующими компаниями.

В России же неуклонно сокращается количество предприятий обрабатывающей промышленности, которая, по идее, должна стать основой модернизации. В экспорте доминируют природные ресурсы. Сейчас около 70% российского экспорта представлено минеральным сырьем, 13% – металлами и драгоценными камнями и только около 16% – продукцией, которую можно отнести к обрабатывающей промышленности. При этом экспорт машин и оборудования составляет лишь 6% в общем объеме.

Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед малыми и средними компаниями, выходящими на экспортные рынки, связана с практикой возврата НДС и сложностями таможенного оформления. Известны и другие коррупционные барьеры. Это приводит к тому, что среди экспортеров преобладают крупные компании, обладающие ресурсами для преодоления таких ограничений.

Оптимизм ожиданий, связанных с обещанным ростом экспорта при вступлении в ВТО, представляется неоправданным по следующим причинам:

• барьеры для экспорта большинства видов минерального сырья и продукции химической промышленности и до вступления в ВТО либо отсутствовали, либо были минимальны;

• наращивание экспорта продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности, машиностроении, легкой и лесной промышленности связано с решением институциональных проблем, включая НДС и таможенные процедуры;

• продвижение отечественной продукции на зарубежные рынки проблематично в связи с ограничениями по использованию государственных инструментов (в частности, субсидий), наличием препятствий в виде международных технических регламентов и сложной системой отстаивания национальных интересов в международных регулирующих организациях (см. предыдущий раздел);

• возможности по снижению курса рубля для поощрения экспорта ограничены российской денежно-кредитной политикой.

 

Глава 4

Основные результаты: потери экономики страны в 2020 г., обусловленные вступлением в ВТО, составят 3% ВВП и около 19% годового производства в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

При вступлении в ВТО Россия взяла на себя обязательство снизить ставки на значительную часть товарных позиций. В большей степени будут «открываться» перерабатывающие отрасли, где максимальна конкуренция с иностранными производителями. Тарифные барьеры для добывающих отраслей практически не изменятся. Впрочем, ставки там были сравнительно низкие, а конкуренция, по понятным причинам, отсутствовала.

Прямые потери

Оценка прямых потерь, обусловленных открытием национальных рынков, рассчитана как разница между показателями базового сценария (реальный рост экономики на 3% в год в текущих условиях) и показателями сценария, предусматривающего открытие внутреннего рынка. Оценки падения производства и сокращения занятости в отдельных отраслях учитывают:

• влияние, оказываемое на объем производства национальных компаний изменением цен импортной продукции, с учетом уточненных данных по девальвации рубля и динамике объемов производства в 2008-2010 гг.;

• выводы отраслевых институтов и ассоциаций относительно влияния, оказываемого снижением торговых барьеров, на объемы производства и занятость в соответствующих отраслях.

Расчеты показывают, что суммарные прямые потери, обусловленные снижением ставок импортных пошлин, в 2020 г. составят около 3 трлн. руб. или 2,3% совокупного выпуска в экономике. Большая часть эффекта придется на сельское хозяйство и пищевую промышленность (2,3 трлн. рублей), остальное – на машиностроение, легкую промышленность и другие отрасли промышленности. Такое сокращение экономической активности приведет к потере к 2020 г. 1,9 млн. рабочих мест.

К рубежу 2020 г. прямые потери бюджета от снижения импортных и экспортных ставок будут составлять, в среднем, 0,3 трлн. руб. в год. Налоговый эффект и потери вследствие снижения социальных выплат – еще 0,2 трлн. руб. В итоге консолидированный бюджет может недополучить в 2020 г. около 2%, или до 0,5 трлн. руб.

 

Заключение

Планируемая сторонниками немедленного вступления в ВТО последовательность шагов – сначала откроем границы, а экономика сама потом модернизируется – представляется ошибочной. Нужно действовать с точностью «до наоборот»: сначала повысить конкурентоспособность, а потом уже открывать рынки. Ниже сформулированы необходимые условия и мероприятия, которые должны быть выполнены, чтобы ущерб от вступления в ВТО был минимальным, а выигрыш – максимальным.

Повышение конкурентоспособности отдельных отраслей,имеющих стратегическое значение для страны, и экономики в целом:

• Формирование последовательной и четкой государственной политики по развитию ряда отраслей; ясное формулирования государственных целей, задач и определение инструментов их достижения.

 • Подготовка и реализации стратегий развития / модернизации отраслей, включая государственные инвестиции в капиталоемкие производства и инфраструктурные проекты, учитывающие обязательства страны как члена ВТО.

• Реформирование отдельных предприятий и моногородов, не способных конкурировать в новой среде, для сглаживания негативных социальных последствий.

• Форсированное развитие перспективных технологий для приоритетных отраслей в режиме софинансирования НИОКР и фундаментальных исследований.

• Стимулирование импорта технологий без ущерба для спроса на конечную продукцию.

Создание условий для быстрой модернизации экономики и предотвращения (ослабления) негативных эффектов:

• Устранение коррупции и административных барьеров со стороны надзорных и контролирующих органов.

• Повышение мобильности населения и создание общенациональных бирж труда и занятости.

• Обеспечение экономики долгосрочными низкопроцентными кредитами.

• Наращивание вложений в инфраструктуру и образование

• Совершенствование налоговой политики.

Развитие малого и среднего предпринимательства:

• Пропаганда малого предпринимательства и обучение его ведению.

• Создание предприятий-локомотивов в каждом из секторов экономики, которые будут в дальнейшем обеспечивать заказами малый бизнес, в перспективе формируя производственные кластеры.

• Создание институтов для продвижения малых и средних предприятий на зарубежных рынках.

• Упрощение экспортных операций (работа с ФТС и иностранными платежами) для малых и средних предприятий.

Создание и совершенствование необходимых институтов для защиты внутренних производителей в рамках ВТО:

• Создание финансируемых государством комиссий, торговых палат и юридических служб при ВТО для разрешения споров и продвижения отечественной продукции.

• Создание организации для участия в выработке правил и норм ВТО, максимально отвечающих интересам России.

• Поддержка подготовки юристов, экономистов, управленцев по тематике ВТО, а также поддержка формирования рынка соответствующих услуг в России.

Кроме того, есть множество вопросов технического характера, таких как разработка технических регламентов, санитарных норм, адаптация возможных мер поддержки к правилам ВТО, разработка новых инструментов, не противоречащих правилам ВТО, – для этого требуются как определенное время, так и подготовка соответствующих специалистов – управленцев, юристов, чиновников.

Только реализация государством указанных мероприятий может обеспечить относительно безболезненное нахождение России в ВТО. Членство же в ВТО на текущих условиях способно нанести вред экономике России.

Интервью с директором Аналитического центра «ВТО-Информ», Эксперт:

«Ни один официальный прогноз по поводу ВТО не сбылся, а все прогнозы экспертов и отраслевых союзов, ассоциаций сбылись на 100 %», - сообщил Евгений Корчевой, директор Аналитического центра «ВТО-Информ», директор ассоциации «Росагромаш», выступая 23 августа 2013 года на пресс-конференции «Год в ВТО: новые горизонты» в пресс-центре РИА Новости.

Эксперт пояснил, что макроэкономические показатели говорят сами за себя. «Так, если посмотреть задолженность по заработной плате, то в июле 2012 года она составляла 2 млрд. рублей, а в августе 2013 года показатель вырос на 25% и составил 2,5 млрд. рублей. Т.о. у предприятий есть трудности не то что с рентабельностью, а даже с выплатой заработной платы. При этом это показатели частного сектора и здесь практически нет государственных денег», - прокомментировал Корчевой.

«Показатели по безработице следующие: август 2012 года – 5%, летом 2013 года безработица выросла на 8%. В промышленном производстве: 6 месяцев 2012 года – плюс 3,1%, за тот же период 2013 года – 0%. При этом два месяца показали существенное падение и отрицательную динамику промышленного производства (минус 2%).

Официальные источники связывают замедление темпов роста экономики не с ВТО. Давайте посмотрим, что произошло с ценами на нефть. Июль 2012 года – 95$ за баррель, в августе 2013 - 110 $ за баррель. При такой цене на нефть в России все должно быть нормально.

Кроме этого есть еще одна важная цифра. Никто не учитывает, а во сколько денег членство в ВТО обходится для бюджета России? Во сколько обошлось снижение пошлин? Бюджету эта процедура влетело в очень серьезную сумму. АЦ «ВТО-Информ» в прошлом году оценили потери в 300 млрд рублей (ежегодно), Минэкономразвития называло цифру еще больше –  445 млрд. рублей. Поэтому предложения Минфина увеличить расходную часть бюджета за счет отказа от материнского капитала, за счет снижения роста пенсий и т.д, это последствие тех обязательств, которые на себя взяла Россия. Если бы мы не взяли на себя эти обязательства год назад, у нас в бюджете было бы дополнительно 0,5 трлн. рублей! А теперь эту сумму бы будем терять ежегодно», - добавил он.

Что делать? «На лицо неравная конкурентная ситуация. При существующих налогах, при существующих ценах на энергоносители, при существующих кредитных процентных ставках никакой бизнес в России не конкурентоспособен», - уверен эксперт.

«На примере обрабатывающих отраслей мы видим, что те заводы, которые сейчас работают, то производство, которое сейчас работает, включая сельское хозяйство – это суперконкурентное производство, это суперконкурентоспособный менеджмент, который в таких условиях умудряется еще что-то делать, конкурировать и зачастую еще продукцию на экспорт отправлять», - отметил Евгений Корчевой.

Эксперт не сомневается, если создать равные условия, такие, которые есть у наших коллег за рубежом, в США, в странах ЕС, в Китае, в Бразилии, то конечно экономический рост в стране был бы в разы, и никакого вступления в ВТО не потребовалось бы. Сейчас же у нас нет реальной защиты экспорта.

Также источником роста   экономики РФ может быть кардинальная модернизация инфраструктуры, с одной стороны, снизит издержки российской экономики, с другой стороны, обновление инфраструктуры и связанные с этим работы, кардинально повысят спрос на широкий набор товаров и услуг. Соответственно, это приведет к резкой активизации. Появится много новых возможностей для бизнеса. Не говоря о том, что снижение коррупционного давления на экономику и снижение монопольного давления сами по себе являются факторами экономического роста.

Вывод такой: нужно кардинально менять экономическую политику в стране. «А начать следует с чиновников, которые, так или иначе, радели за вступление России в ВТО. Они должны найти смелость признать свою ошибку и покинуть ряды госслужащих, чтобы уйти в бизнес и показать, как надо работать на самом деле, и как можно в условиях ВТО конкурировать», - заключил директор АЦ «ВТО-Информ».

 

Список литературы.

 

  1. Федеральный закон от 14 апреля 1998г.//Справочная правовая система КонсультантПлюс
  2. Федеральный закон от 21 июля 2012г.//Справочная правовая система КонсультантПлюс
  3. Бабкин К.А, Кузнецов А.В. Последствия присоединения России к Всемирно торговой организации, 2012г
  4. РИА Новости -http://ria.ru/trend/Russia_member_WTO_22082012/#ixzz2pq17zt8p
  5. ИНТЕРФАКС - http://www.interfax.ru/business/txt/261593
  6. ВТО - http://wto.ru
  7. ВТО Информ - http://wto-inform.ru
  8. Интерьвью с директором Института проблем глобализации Михаилом Делягиным - http://top.rbc.ru/economics/24/12/2013/896603.shtml

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 185.11K
Скачано: 259
Скачать бесплатно
29.01.14 в 21:26 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе