Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России »

Понятие реальный сектор экономики

Понятие реальный сектор экономики [28.01.14]

Тема: Понятие реальный сектор экономики

Раздел: Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России

Тип: Контрольная работа | Размер: 221.61K | Скачано: 332 | Добавлен 28.01.14 в 11:10 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Тула 2013


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ «РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ» В РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1. Понятие «реальный сектор экономики» и его структура 4

1.2. Правовые основы государственной политики в сфере «реального сектора экономики» 6

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ» РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020-ГО ГОДА

2.1. Переход к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития 15

2.2. Приоритетные отрасли «реального сектора экономики» 16

ГЛОССАРИЙ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

ВВЕДЕНИЕ

В реальном мире часто используется понятие «реальный сектор экономики». Однако информация о нем не отражается широко в работах отечественных и зарубежных авторов. Термин «реальная экономика» появился только во второй половине ХХ в. – вероятно, как ответ на развивающийся быстрыми темпами финансовый сектор экономики.

Реальный сектор является основой российской экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В России реальный сектор является основой национальной экономики.

Изучение и развитие «реального сектора» является актуальной темой на сегодняшний день.

Целью данной работы является:

Данная работа построена на таком информационном источнике как Распоряжение Правительства РФ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г., №1662-р.

 

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ «РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ» В РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1 Понятие «реальный сектор экономики»и его структура

Сегодня все чаще используется понятие «реальный сектор экономики». Однако информация о нем не отражается широко в работах отечественных и зарубежных авторов. Термин «реальная экономика» появился только во второй половине ХХ в. – вероятно, как ответ на развивающийся быстрыми темпами финансовый сектор экономики.

Нами был проведен анализ условий, в которых функционирует реальный сектор экономики. Они представляют собой совокупность сфер, секторов и отраслей макроэкономики, взаимодействующих между собой. Мы выделяем производственную и непроизводственную сферу реального сектора, каждые из которых делятся на предоставление услуг (материальных и нематериальных соответственно), а также на создание продукции (изготовление материальных предметов, вещей, вещественных ценностей и изготовление интеллектуального продукта соответственно). Материальные услуги включают в себя перевозку грузов, стирку и пошив одежды, установку оборудования; нематериальные услуги – консультации специалистов (бухгалтер, юрист, адвокат), услуги туристических компаний.

Таким образом, реальный сектор экономики представляет собой подразделение национального хозяйства, в котором создаются материальные и нематериальные товары и услуги, способные удовлетворить потребности населения; реальный сектор экономики является экономической базой, в которой создается прибавочный продукт, обеспечивающий функционирование финансового сектора.

В области регулирования реального сектора экономики необходимо проведение государственной политики по двум направлениям: промышленному и структурному. Промышленная политика – это совокупность долгосрочных мер государства, направленных на рост производства, разработку и освоение научно-технических достижений, улучшение отраслевой структуры и развитие экспорта готовой продукции [1, с.21-30]. Следует заметить, что промышленной деятельностью занимаются отрасли, занятые в сфере материального производства, за исключением сельскохозяйственного производства и строительства. Следовательно, промышленная политика относится не ко всему реальному сектору экономики.

Структурная политика представляет собой процесс соучастия государства в адаптации экономики к изменяющимся условиям долгосрочного характера. Задача государства – оказывать поддержку определенным структурным элементам экономики (отрасли и секторы, субъекты, процессы, направления деятельности, экономические пространства) и сглаживать возникающие издержки.

Считаем необходимым определить инструменты каждого из направлений экономической политики (см. табл.):

 

 

 

 

 

   Многообразие инструментов государственной политики

 

 

 

                          Таблица 1

 

Структурная политика

 

Промышленная политика

1.

Субсидии  на  стартовом этапе  формирования бизнеса

1.

Налогово-тарифные льготы

 

 

 

2.

Помощь  частному  сектору  в  осуществлении научных

исследований

2.

Прямое  государственное  финансирование из бюджета

 

 

3.

Поддержка спроса на продукцию ряда отраслей

3.

Поддержка  смежных с  приоритетными  отраслями

направлений деятельности

 

 

 

4.

Воздействие на цены ряда отраслей

4.

Институциональные инструменты

Комментарием к данной таблице может послужить утверждение о том, что первые два пункта структурной политики относятся к адаптации национальной экономики к требованиям рынка и осуществляются с помощью ускорения структурных перемен. В свою очередь, последние инструменты структурной политики направлены на сглаживание издержек, связанных с негативными последствиями структурных сдвигов в экономике. Реализуются они с помощью замедления структурных изменений в отсталых регионах.

Для изучения нынешней структуры реального сектора экономики мы использовали новый подход. Он заключается в рассмотрении реального сектора экономики через предложение товаров и услуг на нем. В качестве результата исследования опишем лидирующие отрасли реального сектора по количеству предприятий.

По состоянию на 2012 год: во-первых, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного потребления (37 %). Это очевидный факт, который мы наблюдаем на улицах городов по всей России – большое количество магазинов, рынков, супермаркетов. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (19 %) также стали широко распространенными видами услуг, предоставляемыми различными предприятиями. Причиной служит более рациональное поведение россиян по сравнению с предыдущим опытом, имеющим место во время перестройки (начало 1990-х гг.). В то время люди не доверяли государству, забирали деньги из банков и старались как можно скорее придать им натуральную форму. Такие действия могут привести к бартерным отношениям, что впоследствии существенно подрывает экономику страны. Современный россиянин, в отличие от человека советского и постсоветского периода, имеет более высокий уровень доверия к власти, что не мешает ему самому принимать решения о том, чем заниматься и как содержать семью. Поэтому сегодняшней реакцией на кризис 2008 г. стал, во-первых, поиск более надежных банков для сохранения своих средств, а во-вторых, вклад денег в недвижимость.

Доля предприятий, занятых в строительстве, составляет 9 %. Следующая группа компаний, доля которых в реальном секторе экономики составила 8,3 %, занята в обрабатывающей промышленности. За ней следует отрасль предоставления коммунальных и прочих услуг – 6 %, а также сельское и лесное хозяйство – 4 % в общей доле предприятий реального сектора.

Кроме того, наблюдается расширение доли финансового сектора (4 %). Однако по сравнению с предприятиями реального сектора экономики их доля мала. Этот факт доказывает, что производственная деятельность по-прежнему остается основой хозяйственной деятельности России. Плюс ко всему в реальном секторе экономики доля предоставляемых материальных и нематериальных услуг составляет около 30 % (третичный сектор), что означает благоприятные тенденции в развитии национальной экономики [4,с.53-57].   

Существует ряд факторов, которые влияют на модернизацию реального сектора экономики и его конкурентоспособность.

  1. Инновационная деятельность. Считается, что прогнозировать развитие инновационного бизнеса очень сложно, поскольку неясны механизмы его роста. Прежде всего деятельность компаний оценивается по экономической эффективности как соотношению полученной выгоды и затраченных ресурсов. Важнейшими показателями выгодной деятельности являются доходность и рост бизнеса.
  2. Деловой и инвестиционный климат в стране. По данным аналитического доклада «Ведение бизнеса в 2012 году», опубликованного Всемирным банком (World Bank), Россия занимает 123-е место из существующих 183. Так, например, самой проблематичной для бизнеса в России остается строительная сфера. По сложности процедуры получения строительных разрешений Россия – неизменный аутсайдер рейтинга (182-е место), хуже нее – только Эритрея, где на практике получить разрешение невозможно. Сейчас для получения России строительных согласований необходимо потратить 540 дней и пройти 53 процедуры (годом ранее 704 дня и 54 процедуры, но уровень затрат при этом увеличился).
    1. Высокий удельный вес управленческого состава. Из-за большого количества «горизонтов» стабильность компании становится под угрозу. Выходом нам представляется создание национального промышленного совета согласно вышеупомянутому законопроекту. Дефицит высококвалифицированных кадров и географическое размещение предприятий. Отрасли реального сектора требуют привлечения разного уровня специалистов. Географическое размещение предприятий реального сектора должно характеризоваться близостью к небольшим по размерам населенным пунктам, где требуется обеспечить населению рабочие места. В Краснодарском крае такие предприятия, как Tetra Pack, производители кисломолочной продукции («Коровка из Кореновки», «Кубанская буренка»), обеспечивают жителей населенных пунктов работой, а также помогают развитию экономики региона и страны в целом.
    2. Инфраструктура. Для реального сектора экономики самой важной является производственная инфраструктура, включающая в себя дороги, каналы, порты, склады, системы связи и т. д. А компонентом, оказывающим наибольшее влияние, является энергетика – отрасль хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование и использование энергии различных видов.

Однако нельзя не заметить, что экономика России набирает темпы. Результаты мы видим в таких отраслях экономики, как автомобилестроение, фармацевтика, пищевая отрасль. Например, проектируемый российский гибридный автомобиль «Е» положил начало производству экологически чистых автомобилей.

По нашему мнению, для дальнейшего развития реального сектора экономики РФ необходимо, во-первых, «учиться» у других стран и закупать у них небольшие партии технологий. Полученные знания лягут в основу собственных разработок. Именно таким путем пошла Япония в 40–50-е гг. прошлого столетия, что привело к высокому экономическому росту и появлению японского «экономического чуда».

В рамках политики поддержки внутреннего производства безусловный приоритет должен быть отдан жилищному строительству и обрабатывающим отраслям, обслуживающим потребительский комплекс: легкой, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, а также отраслям машиностроительного производства, связанным с выпуском товаров длительного пользования.

Особое внимание следует также уделить состоянию производственного оборудования (основного капитала). Износ основных фондов за 2012 г. составил 47,1 %. Несмотря на условность этих показателей, они имеют определенное аналитическое значение. Принято считать, что коэффициент износа более чем 50 % является неблагоприятным для развития экономики. Очевидно, что этот показатель в России приближается к критическому.

Необходимо формировать у сырьевых корпораций сильную мотивацию к диверсификации и переливу капитала в высокотехнологичные сферы: перерабатывающие и машиностроительные. С учетом инертности и политического «веса» сырьевого сектора – задача непростая, но решаемая. Для ее выполнения необходимо разрабатывать применительно к национальной экономике в целом перспективные (на 5–10 лет) приоритетные направления развития техники, технологии и НИОКР [6, с.248].

Таковы возможные пути развития реального сектора экономики. Подытоживая, хочется сказать, что реальный сектор действительно является ключевым звеном макроэкономики России. Мы надеемся, что в недалеком будущем его развитие позволит удовлетворять внутренний спрос и населения отечественными товарами и услугами.

 

1.2 Правовые основы государственной политики в сфере «реального сектора экономики»

В ходе рассмотрения данной темы был использован такой нормативно-правовой акт как, «Распоряжение Правительства РФ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. от 17.11.2008 г. №1662-р».

Мною были изучены  и проанализированы такие разделы и главы как:

Введение

Глава 1. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития

Глава 4. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности

  1. Формирование институциональной среды инновационного развития
  2. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики

Глава 5. Повышение национальной конкурентоспособности

  1. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий
  2. Развитие высокотехнологичных отраслей
  3. Развитие базовых отраслей промышленности
  4. Реформирование естественных монополий
  5. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре
  6. Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики
  7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования
  8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов

Глава 6. Внешнеэкономическая политика

  1. Цель и принципы внешнеэкономической политики
  2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики
  3. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России

Глава 7. Региональное развитие

  1. Основные принципы государственной политики регионального развития
  2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития
  3. Центры регионального развития
  4. Совершенствование системы государственного регионального управления

Глава 8.Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года

Приложение N 2. СТРУКТУРА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ ПО ОСНОВНЫМ СЕКТОРАМ ЭКОНОМИКИ (В ЦЕНАХ 2007 ГОДА)

Приложение N 4. СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПО КОМПЛЕКСАМ ОТРАСЛЕЙ

 

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020-ГО ГОДА

Реальный сектор является основой российской экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. На внешний рынок ориентированы ТЭК, металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса, ОПК и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт), остальные отрасли ориентированы на внутренний рынок.

Как и в остальных странах мира, в России реальный сектор является основой национальной экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем занято населения и производится примерно такая же часть ВВП.

Реальный сектор представлен широким набором отраслей. Однако в нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. С одной стороны, это следствие природных ресурсов, особенно минеральных, что позволяет России активно использовать ее естественное конкурентное преимущество. С другой стороны, это результат деиндустриализации России: сохранение или небольшое сокращение сырьевых отраслей в последние два десятилетия сопровождалось, в отличие от советских времен, не ростом остальных (несырьевых) отраслей, а их сильным падением.

 

2.1. Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития

Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.

Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.[1]

 

2.2. Приоритетные отрасли «реального сектора» экономики

Развитие высокотехнологичных отраслей: в настоящее время сформировались высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), в которых Россия обладает серьезными конкурентными преимуществами или претендует на их создание в среднесрочной перспективе. На развитие этих секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ и комплексов мер, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.

Указанные сектора являются участниками жесткой глобальной конкуренции. Их модернизация невозможна без привлечения иностранных стратегических партнеров, иностранных технологий и компетенций, и в то же время в этих секторах Россия претендует на создание самостоятельных национальных компаний, которые могли бы играть активную роль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Авиационная промышленность и двигателестроение. Целью государственной политики в области развития авиационной промышленности и двигателестроения является создание высококонкурентной авиационной промышленности, возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объему гражданской продукции, достижение 10 - 15-процентного уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020 - 2025 годах.

Ракетно-космическая промышленность. Целью государственной политики в ракетно-космической промышленности является создание экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности увеличился в 2010 году в 1,32 раза по сравнению с 2007 годом, а в 2015 году увеличится - в 1,8 раза. Доля присутствия продукции ракетно-космической продукции на мировом космическом рынке увеличится с 8 до 15 процентов.

Судостроительная промышленность. Целью государственной политики в сфере судостроения является создание новой конкурентоспособной судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.

Объем производства продукции судостроительной промышленности увеличился в 2010 году в 1,36 раза по сравнению с 2007 годом, в 2015 году увеличиться - в 2 раза и в 2020 году - в 3,6 раза, производительность труда повысится в 4 - 5 раз. Россия вновь займет место среди государств - лидеров по производству гражданской судостроительной продукции. В сфере экспорта вооружения и военной техники будет обеспечено сохранение второго места (не менее 20 процентов мирового экспорта, увеличение экспортных поставок в 1,5 - 2 раза), объем экспортных поставок гражданской продукции увеличится более чем в 5 раз.

Радиоэлектронная промышленность. Целью государственной политики в сфере радиоэлектронной промышленности является повышение уровня технологического развития российской радиоэлектронной промышленности до мирового уровня и конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта.

Объем продаж продукции радиоэлектронной промышленности в 2011 году возрасло в 2,2 раза по сравнению с 2008 годом, в 2015 году возрастет - в 5,2 раза. В 2011 году в серийном производстве достигнут технологический уровень изделий микроэлектроники 0,13 - 0,09 мкм, в 2015 году достигнет - 0,045 мкм [1].

Атомный энергопромышленный комплекс. Целью государственной политики в области атомной энергетики является развитие российского атомного энергопромышленного комплекса, обеспечивающего потребности российского рынка конкурентной высокотехнологичной продукцией, и достижение лидирующих позиций на мировых рынках сбыта в области энергетики, ядерных технологий, материалов и услуг при соблюдении стандартов гарантированной безопасности и режима нераспространения.

Показателями, характеризующими достижение данной цели, являются следующие:

достижение установленной мощности объектов атомной энергетики до 28 - 36 ГВт в 2012 - 2015 годах и до 50 - 53 ГВт - в 2020 году;

создание энергоблоков малой и средней мощности для расширения предложений действующих атомных электростанций;

экспорт оборудования и технологий в 2020 году на сумму не менее 8 - 14 млрд. долларов США в год (в ценах 2006 года).

Информационно-коммуникационные технологии. Целями государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий [1].

Целью государственной политики в области развития базовых отраслей промышленности является повышение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса.

С целью обеспечения диверсификации и комплексного развития российской экономики интенсивное развитие высокотехнологичных отраслей, энергетической и транспортной инфраструктуры будет осуществляться за счет преимущественного использования продукции российского машиностроения и металлургии. Реализация данного принципа создаст условия для системного и пропорционального развития российской экономики и обеспечения технологической безопасности страны.

Приоритетными направлениями развития базовых отраслей промышленности являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской промышленной продукции.

Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре. Целью государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая:

развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны;

повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;

повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны;

повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Основными показателями достижения данных целей в долгосрочной перспективе являются:

сокращение транспортоемкости валового внутреннего продукта (без трубопроводного транспорта) в 2015 году на 20 процентов и в 2020 году - на 30 процентов по сравнению с 2007 годом;

увеличение экспорта транспортных услуг (без трубопроводного транспорта) до 23,4 млрд. долларов США в 2015 году и до 41 млрд. долларов США в 2020 году по сравнению с 10,3 млрд. долларов США в 2007 году;

сокращение доли протяженности участков железнодорожных линий, на которых имеется ограничение пропускной и провозной способности, до 0,5 процента в 2015 году, значительное увеличение объема строительства новых железнодорожных линий, создание до 2020 года опорной сети скоростного пассажирского движения со скоростью 160 - 200 км/ч, строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, обеспечивающих движение со скоростью до 350 км/час;

увеличение доли протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, до 48,6 процента в 2015 году и 52,5 процента в 2020 году, увеличение строительства автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения в 2020 году в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год) по сравнению с 2007 годом;

увеличение переработки грузов в морских портах с 451 млн. тонн в 2007 году до 774 млн. тонн в 2015 году и до 885 млн. тонн в 2020 году;

повышение пропускной способности воздушного пространства Российской Федерации в 1,8 раза до 2015 года.

Развитие электроэнергетики. В результате реформирования электроэнергетики из считавшейся ранее монопольной отрасли выделены конкурентные - производство и сбыт электрической энергии, а также естественно-монопольные - передача электрической энергии и оперативное диспетчерское управление в электроэнергетике.

Развитие экономики в долгосрочной перспективе характеризуется ростом потребления электроэнергии с 2007 по 2015 годы в среднем на 3,8 - 4 процента в год со снижением до 3,6 - 3,7 процента в 2016 - 2020 годы за счет структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению [1].

Развитие нефтегазового комплекса. Целями государственной политики в нефтегазовом комплексе являются развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса.

В результате достижения указанных целей добыча нефти к 2020 году возрастет до 500 - 545 млн. тонн, экспорт нефти - до 255 - 265 млн. тонн и переработка нефти - до 235 - 280 млн. тонн. Добыча газа увеличится к 2020 году до 815 - 900 млрд. куб. м, а экспорт газа возрастет до 280 - 330 млрд. куб. м. Полезное использование попутного газа в 2012 году составило 95 процентов объема его извлечения.

Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования. Основной целью в сфере природопользования для России, обладающей уникальным природным потенциалом, является реализация конкурентных преимуществ за счет сохранения качества, повышения эффективности использования природных ресурсов и сокращения негативного воздействия на окружающую среду.

Российская Федерация обладает уникальной минерально-сырьевой базой, которая в условиях нарастающего дефицита природных ресурсов в мире является важным фактором конкурентоспособности государства. Так, по показателям добычи и потребления газа на душу населения Россия опережает многие развитые государства. По добыче нефти и угля на душу населения Россия опережает США соответственно в 3 и 1,5 раза. При этом в долгосрочной перспективе развитие минерально-сырьевой базы столкнется со следующими основными вызовами:

многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых вступили в стадию падающей добычи и добыча ряда полезных ископаемых не компенсируется приростом запасов;

при значительных запасах относительно низкокачественных и сложных для обогащения руд некоторые полезные ископаемые добываются в ограниченных масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается в основном импортом (свинец, тантал, ниобий, вольфрам, барит, хром, марганец и т.д.).

Выделяются следующие приоритетные направления развития минерально-сырьевой базы:

разработка нефтегазовых месторождений юга Сибирской платформы и континентального шельфа Российской Федерации, что является основой для развития новейших промышленных технологий, а также в целом социально-экономического положения ее прибрежных регионов (доли добычи нефти и газа на континентальном шельфе с учетом шельфа острова Сахалин в общем объеме их добычи в Российской Федерации к 2020 году могут составить соответственно до 7 и 15 процентов);

проведение в целях укрепления ресурсной базы твердого топлива поисковых, оценочных и разведочных работ с целью добычи угля в угольных бассейнах и на месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также создание новых сырьевых баз на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Кроме того, важное значение имеет реализация работ по интенсивному освоению и наращиванию производства угля в Кузнецком и Канско-Ачинском угольных бассейнах, а также по освоению новых угольных месторождений в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в частности Эльгинского угольного месторождения.

Предполагается обеспечить прирост добычи угля с 313,8 млн. тонн в 2007 году до 330 млн. тонн к 2009 году, 340 - 370 млн. тонн к 2012 году и до 430 - 480 млн. тонн к 2020 году, а также достичь высокой степени корреляции между уровнем развития угольной промышленности и планами развития транспортной инфраструктуры, электроэнергетики и металлургической промышленности. Прирост запасов дефицитных коксующихся углей ожидается в Кузнецком, Печорском и Южно-Якутском бассейнах.

С целью обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы ядерной энергетики необходимо разработать технико-экономическое обоснование для ввода новых производств на базе месторождений урана Эльконского и Забайкальского районов. Выявление новых районов с месторождениями богатых и комплексных ураносодержащих руд позволило бы к 2020 году создать новые центры по производству урана.

В целях укрепления ресурсной базы черной и цветной металлургии предполагается проведение поисковых, оценочных и разведочных работ с целью добычи соответствующих руд в перспективных с геологической точки зрения районах (Южный Урал, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Красноярский край, Хабаровский край и др.).

Достижение целевых показателей по развитию минерально-сырьевой базы требует значительного усиления мотиваций недропользователей к долгосрочному освоению и разведке месторождений, стимулирования формирования слоя пионерных компаний по разведке и подготовке месторождений, а также восстановления государственных институтов геологоразведки перспективных территорий.

Лесные ресурсы. Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. куб. м (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. куб. м и используется только на 23 процента. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса (на одну тыс. кв. км леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6 процентов от мирового объема лесозаготовки.

Водные ресурсы. Российская Федерация располагает значительными запасами пресных природных вод, роль которых по мере нарастания дефицита пресной воды в мире значительно повышается. По объему речного стока, составляющему в средний по водности год 4,3 тыс. куб. км, Российская Федерация занимает 2 место в мире. Водные ресурсы распределены по территории крайне неравномерно - свыше 90 процентов объема речного стока приходится на малонаселенные районы Севера Европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока.

Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов. Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации в долгосрочной перспективе является обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.

Достижение указанных целей в долгосрочной перспективе будет основываться на формировании адекватной государственной политики, обеспечивающей российскому агропромышленному и рыбохозяйственному комплексам равные конкурентные условия с развитыми странами.

В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза.

Валовой сбор зерновых культур к 2020 году может достичь не менее 120 - 125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 году до не менее 26 - 28 ц/га в 2020 году и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит Российской Федерации превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом рынке зерна.

К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса и молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока - на 27 процентов. Доля импорта мясных ресурсов снизится с 34 процентов в 2007 году до 13 процентов в 2020 году, доля импорта молока - с 17 процентов до 12 процентов соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.

В 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных биологических ресурсов увеличится в 1,8 раза. Среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью - с 51 до 82 процентов, а доля российской рыбной продукции в структуре потребления - с 67 до 85 процентов [1].

     Таблица 2

 

2007 год

2010 год

2015 год

2020 год

Обрабатывающий сектор

11,9

11,3

12

11,3

В том числе машиностроительный комплекс

2,6

2,8

3,6

4

связь

4,4

4,7

5

5,5

Транспортный комплекс

17,5

17,2

15,6

16,1

Энергетический сектор

7,4

7,3

5,6

3,4

Аграрно-промышленный комплекс

7,6

7,5

7,6

7,7

Добывающий сектор

15,2

13,2

12,2

11,2

Недвижимость

17,3

19,1

19,7

21

Социальный комплекс

7,6

8,7

9,7

10,7

Прочее

11,1

11

12,6

13,1

 

ГЛОССАРИЙ

  1.   (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.   
  2. Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала, прежде всего иностранного. Инвестиционный климат определяется прежде всего экономическими условиями для капитала, но важное значение имеют социальные и политические условия, в которых действует инвестор (забастовки, социальные волнения, угроза войны и т.д.).
  3. , нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
  4. (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы
  5. Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.
  6.   (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий: субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета, субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние реального сектора экономики и его соотношение с другими сферами хозяйствования определяют общий характер развития экономики, ее жизнеспособность и успешность. Однако актуальной проблемой, не получившей в экономической науке теоретических решений, остается отсутствие ясности в отношении определения сущности реального сектора экономики, его субъектов и состава. Выявление субъектов реального сектора экономики и их последующее разграничение являются одними из важнейших основ определения прогнозов экономического развития реального сектора экономики, что позволяет эффективно использовать ресурсный потенциал и другие возможности эффективной организации воспроизводственного процесса.

Обзор экономической литературы свидетельствует о том, что наиболее часто под реальным сектором экономики понимаются промышленность, сельское хозяйство, строительство и транспорт. Так, некоторые включают в реальный сектор экономики, помимо материального производства, торговлю и сферу нематериальных услуг на основании того, что система национальных счетов оперирует понятием, так называемого экономического производства, включающего все виды экономической деятельности по производству товаров и услуг, учитываемые в ВВП. Так же рассматривают реальный сектор экономики как в широком, так и узком смысле. При этом реальный сектор в широком понимании представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, основной деятельностью которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг на рыночной и нерыночной основе. В узком понимании реальный сектор экономики представлен совокупностью хозяйствующих субъектов отраслей материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, в части обслуживания движения материального продукта, а так же материально-техническое обеспечение), в которых создается материально-вещественный продукт, и осуществляются связанные с его движением функции и операции.    

Таким образом, обобщение различных точек зрения по вопросу сущности понятия "реальный сектор экономики" позволяет сделать следующий вывод. Реальный сектор экономики представляет собой совокупность отраслей производственной и непроизводственной сфер деятельности, производящих материальные и нематериальные товары и оказывающих нефинансовые услуги.

Можно прийти к выводу о том, что в современных условиях субъекты реального сектора экономики относятся к отраслям материального и нематериального производства. Хозяйствующие субъекты, функционирующие в реальном секторе экономики, изготавливают продукцию, производят работы и оказывают услуги, которые носят производственно-хозяйственный характер.

Поэтому определим субъекты реального сектора экономики как субъекты хозяйствования производственной и непроизводственной сфер деятельности, производящие материальные и нематериальные товары и оказывающие нефинансовые услуги.

Как видим, субъекты реального сектора экономики непосредственно или опосредованно принимают участие в производстве товаров, и тем самым влияют на формирование макроэкономических показателей, таких, как валовой внутренний продукт, национальный доход и многие другие, что способствует улучшению благосостояния экономики страны, поэтому существует объективная необходимость в финансовой результативности их деятельности.

Подытоживая, хочется сказать, что реальный сектор действительно является ключевым звеном макроэкономики России. Мы надеемся, что в недалеком будущем его развитие позволит удовлетворять внутренний спрос и населения отечественными товарами и услугами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Распоряжение Правительства РФ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. от 17.11.2008 г. №1662-р,
  2. Белоусов А.В. Глобальный кризис и переход к новой социально-экономической модели развития // Пробле-мы современной экономики. 2009. № 1. С. 21–30.
  3. Вукович Г.Г. Диалектика закономерностей эволюции природной системы и экономической цикличности развития социума // Экономика устойчивого развития. 2011. № 7. С. 27–32.
  4. Вукович Г.Г., Марусенко И.А. Совершенствование модели управления процессом экономической диагно-стики // Экономика устойчивого развития. 2012. № 9. С. 53–57.
  5. Соколинский В.М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учеб. пособие / коллкектив авторов ; под ред. В.М. Соколинского. М., 2010. 248 с.
  6. Официальный сайт Росстата: www.gks.ru
  7. Справочная правовая система КонсультантПлюс: www.consultant.ru
  8. Справочная система: www.wikipedia.ru

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 221.61K
Скачано: 332
Скачать бесплатно
28.01.14 в 11:10 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе