Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по прогнозированию и планированию в условиях рынка »

Мировой опыт и формирование системы индикативного планирования

Мировой опыт и формирование системы индикативного планирования [24.01.14]

Тема: Мировой опыт и формирование системы индикативного планирования

Раздел: Бесплатные рефераты по прогнозированию и планированию в условиях рынка

Тип: Контрольная работа | Размер: 31.24K | Скачано: 275 | Добавлен 24.01.14 в 01:44 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: не указан


Содержание:

Введение 3

Мировой опыт и формирование системы индикативного планирования в России 4

Заключение 11

Список использованной литературы 12

 

Введение

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись безпрогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений.

Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. Социально-экономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития социально-экономических процессов на основе специализированных осуществляется с первой половины 50-х годов, хотя некоторые методики прогнозирования были известны и ранее. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос мнения специалистов и ученых. Особую роль в современном менеджменте играет прогнозирование как предвидение результатов развития хозяйственной структуры и перспективное планирование в качестве системы мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров. Органической частью планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития хозяйственной структуры, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой. Вся как плановая, так и практическая работа в организации связана с необходимостью прогнозирования.[2]

 

Мировой опыт и формирование системы индикативного планирования в России.

Использование опыта других стран при формировании системы индикативного планирования в России должно быть творческим, тщательно учитывающим специфику современных политических и социально-экономических условий нашей страны.

Однако до сих пор, к сожалению, индикативное планирование в России сталкивается с большими трудностями и противоречиями. Его использованию противодействуют многие политики, его «дискредитируют» целые научно-теоретические школы, которые весьма своеобразно трактуют принципы либерально-рыночного хозяйствования. Противники индикативного планирования игнорируют реальную общемировую практику и создают нередко красочные мифы, не имеющие ничего общего с действительностью. Остановимся на наиболее распространенных из них.

Миф Первый.

Индикативное планирование не отличается от директивного. Утверждение федеральным законом индикативного плана невозможно, так как рыночной экономике не свойственно директивное планирование.

На самом деле индикативное планирование, как уже отмечалось выше, служит достижению долгосрочных целей экономического развития страны методами косвенного воздействия на предприятия и не имеет ничего общего с директивным планированием, когда спускаемые сверху планы без альтернативы и приравниваются к приказу. Индикативный план, не сковывая инициативы частного бизнеса, помогает определять общий курс управления предприятиями, информируя руководство и плановые подразделения о потенциальном спросе, положении дел в смежных областях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без такого плана сложно обосновать направления и размеры инвестиций. В процессе составления плана под эгидой специально создаваемых правительством или Президентом управляющих органов вовлекаются многие предприятия, другие независимые субъекты, региональные и местные власти, общественные организации.

Применительно к индикативным планам неуместно говорить, насколько они выполнены или не выполнены, но необходимо оценивать, достигнуты или не достигнуты цели, поставленные в них. Плановые показатели выступают в качестве экономических индикаторов – носителей информации относительно ожидаемой экономической конъектуры. Обычно создаются соответствующие подразделения, в функции которых входят постоянный мониторинг динамики фактических показателей  и их сравнение с индикативными показателями. При отклонении фактических результатов от намечавшихся проводится анализ причин этого и при необходимости принимаются меры для корректировки планов. Ядром анализа, прогнозирования и планирования являются модели «затраты-выпуск» или межотраслевые балансы производства и распределения продукции.

Миф второй.

Индикативное планирование противоречит бюджетному законодательству РФ. На самом деле индикативное планирование ни в какой степени не противоречит бюджетному законодательству, поскольку функции индикативного планирования шире задач обслуживания бюджетного процесса. В промышленно развитых странах индикативный план либо разрабатывается совместно с бюджетом, либо предшествует ему. В российской же практике процесс разработки годового бюджета на основе трехлетнего прогноза развития экономики был до сих пор основным и единственным инструментом регулирования экономических процессов.

Реализация программно-целевого подхода (прогнозирование – программирование – бюджетирование) предполагает более четкое целеполагание для проводимой экономической политики, ориентированное на достижение конкретных экономических результатов с точки зрения как темпов экономической динамики, так и её структурного наполнения и качества. При таком подходе экономические реформы должны рассматриваться не как самоцель, а как инструмент достижения вполне конкретных результатов экономического прогресса. Важно ориентироваться на принцип движения от общего к частному – от общенациональных приоритетов экономического развития и стратегических целей деятельности правительства к целям и задачам субъектов бюджетного планирования и реализуемым ими целевым федеральным и ведомственным бюджетным программам на среднесрочную перспективу.

Миф третий.

Экономические индикаторы как основные составляющие индикативных планов являются только вспомогательные инструменты для разработки прогноза экономического развития.

Напротив, прогноз, как более ранняя фаза, разрабатывается для обоснования обобщающих показателей индикативных планов. Индикатор является центральным понятием системы индикативного планирования. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться в направлении реализации общенациональной цели (например, применительно к настоящему периоду – задачи удвоения ВВП за десятилетие). Индикатор в рамках индикативного плана векторный, направленный характер. Индикаторы могут иметь предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни. При этом особое место занимает определение и использование пороговых значений, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии его развития.

В настоящее время начата разработка проекта федерального закона о государственном прогнозировании, стратегическом планировании и программировании социально-экономического развития в РФ. Необходимо предусмотреть в нем решение всех вопросов. Мешающих широкому развитию в стране стратегического и индикативного планирования. Изложим кратко ключевые требования к индикативному планированию, которые, на взгляд авторов, целесообразно отобразить в новом законе.

Индикативные планы разрабатываются на краткосрочный (год) и среднесрочный (3-4 года) период и имеют целью обеспечить реализацию стратегических планов, национальных программ и проектов и их сбалансированную увязку с темпами и пропорциями социально – эконмического развития в целом по стране. Они охватывают как программную (приоритеты стратегического плана, национальные проекты и программы), так и непрограммную часть, развивающуюся на основе корпоративно – стратегических и текущих планов программ проектов.

Индикативный план реализует задачи стратегического плана, национальных программ и проектов на текущий и среднесрочный период, детализирует их с учетом конъектуры внутреннего и внешнего рынков, социально – политических условий данного периода и обеспечивает сбалансированность с тенденциями развития экономики и общества в целом.

Индикативные планы должны разрабатываться уполномоченным органом исполнительной власти (Минэкономического развития) ежегодно на предстоящий год и три (четыре)  года, рассматриваться Правительством РФ и представляться в Государственную думу одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий период (финансовым планом). После обсуждения и принятия Государственной думой и одобрения Советом Федерации оба документа представляются на подпись Президента РФ и приобретают, таким образом, статус федерального закона. В связи с введением индикативного планирования отпадает необходимость в ныне предусмотренном Бюджетным кодексом представлении правительством в Государственную думу плана развития государственного и муниципального секторов экономики (он  будет включен в состав индикативного плана) и меняется роль прогноза на годичный и трехлетний период: он выполняет роль обоснования индикаторов и балансов индикативного плана на соответствующий период. Вместе с тем повышается ответственность правительства за обоснованность и выполнение индикаторов плана и осуществляетсяувязка финансового плана с планом социально – экономического развития.

Примерная структура индикативного плана может включать следующие разделы:

1.    Оценка исходного состояния, выполнение действующих индикативных планов, проблемы, которые необходимо решить в предстоящий период.

2.    Свободные макропоказатели (индикаторы): объем и темпы прироста ВВП, инвестиции в основной капитал, рост реальных доходов населения и розничного товарооборота, уровень инфляции, объем экспорта и импорта.

3.    Социальное развитие -  прогноз уровня рождаемости, смертности, естественного прироста, миграции; трудовые ресурсы, их распределение по воспроизводимым секторам и отраслям; уровень квалификации работников; развитие здравоохранения, образования, культуры;

4.    Наука и инновационно – технологическое развитие: объем затрат на науку и инновации, развитие высокотехнологичных отраслей, реализация национальных и инновационных программ и проектов, повышение конкурентоспособности продукции.  

5.    Производство и реализация товаров и услуг – развитие основных отраслей производства, народнохозяйственных комплексов и воспроизводственных секторов, сдвиги в структуре производства; задания по развитию государственного и муниципального секторов экономики;

6.    Природно – экологическая динамика – повышение обеспеченности производства и населения природными ресурсами; задачи по приросту разведанных запасов основных видов полезных ископаемых, энергообеспечению, лесовосстановлению, использованию земель; меры по улучшению охраны окружающей среды, уменьшению вредных выбросов, экомониторингу;

7.    Институционные  преобразования, развитие рыночной инфраструктуры, финансов и цен, повышение эффективности многоукладной экономики, поддержка малого и среднего бизнеса; развитие финансово – кредитной сферы; темпы роста цен и инфляции и меры по их сдерживанию; повышение эффективности банковской системы;

8.    Территориальное развитие – индикаторы по развитию макрорегионов (федеральных округов), сближение уровней регионального развития, преодоление депрессивности отдельных регионов;

9.    Оборона, правопорядок и управление – основные показатели оборонно – промышленного комплекса, укрепления обороноспособности, развития и повышения оснащенности Вооруженных сил, укрепления органов правопорядка, совершенствования судебной системы, системы государственного и муниципального управления;

10.     Внешние связи – объем и динамики структуры экспорта и импорта товаров и услуг, развитие интегральных связей с заинтересованными странами СНГ, иностранные инвестиции, внешняя задолженность государства и экономики; развитие международного туризма, культурных и образовательных связей.

Индикативный план должен быть сбалансирован, опираться на отчетные и прогнозные балансы по основным видам ресурсов:

-    Баланс трудовых ресурсов – их численность, возвратного состава,уровня квалификации, распределения по категориям, видам деятельности, отраслям, народнохозяйственным комплексам, воспроизводственным секторам, макрорегионам;

-  Топливно – энергетический баланс – обеспеченность развитиядоступными запасами минерального топлива, теплом и электроэнергией;

-    Балансы других видов природных и материальных ресурсов – черных и цветных металлов, проката и лесных ресурсов, пресной воды и земельных ресурсов.

-    Финансовые балансы – бюджет, платежный баланс, баланс денежных доходов и расходов предприятия и населения.

Внедрение системы индикативного планирования социально – экономического развития страны предполагает изменение технологии формирования государственного бюджета, который должен в полной мере соответствовать стратегии развития национальной экономики. В основу разработки бюджета должны быть положены законодательно установленные нормативы, определяющие уровень бюджетных расходов по определенным направлениям социальной и экономической политики, а также программно – целевой подход к планированию и осуществлению расходов. В этом случае в качестве приоритетных должны рассматриваться расходы на проведение научных исследований и стимулирование НТП на образование, а также на обеспечение национальной безопасности, что составляет основу устойчивости будущего развития экономики.

В отличии от плановых директив, практиковавшихся в условиях административно – командной экономики, индикативные планы в условиях смешанной экономики не могут содержать обязательных для выполнения заданий хозяйствующим субъектам и должны разрабатываться с участием и учетом предложений деловых кругов и специалистов. Другими словами, индикативный план должен быть результатом широкого общественного обсуждения путем развития национальной экономики и общества в целом. Целью его разработки является формирование общенационального консенсуса в отношении определения приоритетов социально – экономического развития страны. Индикативный план субъектов и выполняет для них функцию ориентира, указывающего перспективные направления социально – экономического развития.

Особую роль индикативный план играет по отношению к предприятиям государственного сектора экономики. Причем в зависимости от формы собственности к ним могут применяться различные технологии планирования.

По отношению к казенным предприятиям, по обязательствам которых государство несет полную ответственность, необходимо применять жесткие процедуры директивного управления в соответствии с установленными государством целями их развития.

Для предприятий, за деятельность которых государство несет ограниченную ответственность, целесообразно применение менее жестких процедур планирования, то есть главным образом принятие стратегических решений в управлении инвестиционной политикой и активами.

Важнейшим элементом индикативного планирования следует считать развитие договорного взаимодействия федеральных органов управления с органами управления субъектов Федерации, финансово – промышленными группами и крупнейшими предприятиями страны. Это позволит сформировать согласованную с регионами и промышленниками систему индикаторов, включающую индикаторы важнейших межотраслевых и межрегиональных поставок продукции и услуг.

Необходимо изучать и распространять опыт  тех регионов в России, где уже найдены хорошие решения по целенаправленному осуществлению индикативного планирования. Например, действенная система индикативного управления экономикой создана в Республике Татарстан. Для этого разработан и сформирован необходимый модельный аппарат, создана система информационных потоков. Ежегодно правительством Татарстана утверждается система индикаторов, ориентирующая хозяйствующие субъекты на решение актуальных для республики социально – экономических проблем.

В соответствии с действующей международной практикой (например, по аналогии с Комиссариатом по планированию при правительстве Федерации) целесообразно создать специальный орган по стратегическому планированию при Правительстве РФ, возложив на него координацию деятельности по разработке долгосрочных прогнозов, стратегических и индикативных планов и мониторинг их реализации, а так же совет по прогнозированию и стратегическому планированию инновационно – технологического, социально – экономического и территориального развития из представителей бизнеса, науки, федеральных, региональных и местных властей.[1]

 

Заключение

1.    Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений овозможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

2.    Прогнозирование по своему составу шире планирования, так как включает не только показатели деятельности хозяйствующего субъекта, но и в большей степени учитывает изменяющиеся параметры внешней среды. В тоже время прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования - прежде всего создать научные предпосылки для их осуществления.

3.    Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов. [3]

 

Список использованной литературы

1.    Прогнозирование, стратегическое планирование национальное программирование: Учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2008. – 572 с. – (Высшее образование)

2.    Басовский Л.Е., Прогнозирование и планирование в условиях рынка. –М.: ИНФРА-М, 2006г, 259 с.

3.    Кандаурова Г.А, Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики –М.: Современная школа, 2005г. - 480с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 31.24K
Скачано: 275
Скачать бесплатно
24.01.14 в 01:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе