Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории России »

Предмет и задачи курса «История России»

Предмет и задачи курса «История России» [22.01.14]

Тема: Предмет и задачи курса «История России»

Раздел: Бесплатные рефераты по истории России

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.28K | Скачано: 230 | Добавлен 22.01.14 в 20:12 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание работы:

  1. Предмет и задачи курса «История России» 3
  2. Контрольные тестовые задания 10
  3. Контрольное аналитическое задание 11
  4. Список используемой литературы 12

 

1. Предмет и задачи курса «История России».

Предмет, задачи, функции, свойства и составляющие исторической науки. Исторический научный комплекс и место дисциплины «История России» в его структуре. Принципы, методы и специфика исторического познания.

Предмет, задачи, функции, свойства и составляющие исторической науки.

Слово история пришло к нам из греческого языка. Первоначально оно означало «повествование о прошедшем, об узнанном» и в этом смысле перешло из греческого в латинский язык, откуда и было широко заимствовано. В Россию термин пришел в петровское время. Тогда и вплоть до XIX в. В русском языке сохранилось звучание исчезнувшей впоследствии первой буквы греческого слова – «гиштория».

В наши дни понятие истории развилось из простого повествования о случившемся до представления об исторической науке, а взгляд на историю как простую совокупность фактов прошлого – до понятия исторического процесса. Сегодня, говоря об истории, имеют в виду: 1) рассказ о прошлом;

2) само последовательное развитие действительности;

3) науку, изучающее прошлое. [3.C.3]

 В целом, история – наука о прошлом. Она состоит из всемирной истории и отечественной истории отдельных стран и народов.

Современное определение истории:

История – есть временная последовательность мировых событий, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим. Это не только рассказ о прошлом, но и комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности.

История – наставница жизни. Она нужна для познания современного общества.

Отрасли истории:

- экономическая история;

- военная история;

- социально-политическая история;

- история государства и права;

- гражданская история;

- история религии;

- история культуры. [2.C.2]

Основополагающим принципом изучения истории является принцип историзма. Он предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. [3.C.6]

Принципы исторического сознания:

- принцип историзма;

- принцип объективности;

- социальный подход. [2.C.3]

Задача истории:

Главная задача истории состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История должна отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

Связи между прошлым и настоящим вскрываются таким образом, чтобы современное состояние оказалось результатом исторической картины, составленной с помощью фактов прошедшего. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. [3.C.8]

«Первая задача истории – воздерживаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности» (М.Т. Цицерон) [2.C.2]

Немецкий историк К. Брейзинг уподобил историю канату, сотканному из тысячи нитей, отдельные нити длиной в столетие, тысячелетие, а большая часть их является короткими отрезками в пряже времени. Задача всякого исторического исследования – распутать эту ткань. [3.C.8]

Функции истории:

Познавательная функция, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Практически-политическая функция. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Мировоззренческая функция. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.

Воспитательная функция. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. [2.C.4]

Специфика истории:

Ретроспективность

Оценочность

Связь с современностью

Инерционность

Конкретность

Изучая прошлое, ученые используют данные различных исторических дисциплин. [2.C.5]

Вспомогательные исторические дисциплины:

  1. Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов.
  2. Дипломатика - исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач — отличать подложные акты от настоящих.
  3. Источниковедение - вспомогательная историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и историю исторических источников, а также методику их изучения.
  4. Палеография - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.
  5. Краеведение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.
  6. Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.
  7. Геральдика - вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.
  8. Историография -совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе.
  9. Сфрагистика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
  10. Эпиграфика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.).
  11. Генеалогия -систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях вообще.
  12. Топонимика - наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Историческая наука - комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. [1]

Исторический научный комплекс и место дисциплины «История России» в его структуре.

Своеобразие российской истории заключается в характере соединения двух центров силы, благодаря которому существует новое неповторимое единство, называемое Россией. Российскую цивилизацию противопоставляют западноевропейской и азиатской как срединную евразийскую. В социально-политическом плане она держится на неустойчивом равновесии центростремительных и центробежных сил, фундамент которого составляет мощное централизованное государство. В духовном плане срединное сообщество народов и его главный представитель – русский народ – призваны осуществить миссию арбитра в вечном споре Востока с Западом. Ещё П.Я. Чаадаев высказал мысль о том, что русские «как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру». Наше прошлое отличает катастрофизм темпа и ритма национального развития, заметная прерывность исторического процесса. На протяжении непродолжительных отрезков времени здесь не единожды могут произойти смена типа цивилизации, резкая ломка духовных ценностей. При каждом новом поворотном витке исторического развития имеет устойчивое нарушение преемственности традиций. Лишь само ниспровергательство остается постоянным фактором социальной динамики. Оно выражает себя не только огульным отрицанием ценностей предшествующего периода, но проявляется также в длительных периодах безвластия, обрамляющих кризисные эпохи, обнаруживает себя в роковой неспособности  власти и общества к конструктивному согласию.

Российский тип исторического развития тесно связан со строем национального сознания. Русский образ жизни и мысли характеризуется широтой ландшафта как пространственного, так и ценностного. В нем отразилась сама необъятность Русской равнины. Из этого коренного свойства вытекают все прочие: устремлённость к абсолютному и забвение конкретного, максимализм, способность «усваивать черти любого национального типа», отталкивание от стяжательства и индивидуализма на массовом уровне. В силу этого все формы бытия в России оказываются относительными, явления зачастую не совпадают с их общественным восприятием. Человек здесь, как нигде, действует непредсказуемо и даже вопреки своим интересам. В душе русского человека уживаются и покорность властям и неистовое ниспровергательство всякого закона и порядка. Принимая заимствования, Россия всегда отвергала понятие развития «как преимущественно научно-технического, материального, постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего  настоящую гонку потребления, «жадность к вещам» (О.А. Платонов). [3.C.9]

Принципы, методы и специфика исторического познания.

Принципами исторической науки, познания и исследования признаются следующие требования:

 — принцип истины — высшей целью и ценностью исторического познания признается истина;

 — принцип конкретности — любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учётом неповторимости его содержания, определённости места и времени развития;

 — принцип историзма — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться в развитии;

 — принцип объективности — историк-исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности, преодолению субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины;

 — принцип всесторонности — историческое познание должно стремится всесторонне познать предмет своего исследования;

 — принцип системности — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях;

 — принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать из источников исторической информации (исторических источников);

 — принцип историографической традиции — изучение всякого предмета исторического исследования должно осуществляться с учётом результатов его предшествующего научного изучения. [1]

Методы исторического исследования.

К традиционным специальным историческим методам исследования относятся:

Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа.

К нетрадиционным специальным историческим методам относят:

Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук. [1]

 

Контрольные тестовые задания.

 

1. Принцип историзма состоит в том, что следует:

1. Опираться только на достоверные факты прошлого.

2. Учитывать в оценке прошлого интересы различных социальных групп.

3. Раскрывать исторические явления в их развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности и связи с порождающими их условиями.

Вариант ответа: 3

 

2. Главным препятствием в познании истории является:

1. Отдаленность событий во времени.

2. Разноречивость оценок и свидетельств современников событий.

3. Плохая сохранность материала.

4. Недостоверность исторических фактов.

5. Оценка прошлого исключительно с позиций господствующих

в современном обществе представлений.

Вариант ответа: 5

 

3. Особенности исторического познания выражаются в том, что:

1. Оно движется от обобщений к фактам.

2. Исторические оценки фокусируются более объективно лишь

для отдаленных во времени явлений и событий.

3. Историческое познание отталкивается от задач настоящего.

4. История выступает для каждого поколения людей в качестве

«наставницы жизни».

Вариант ответа: 2

 

Контрольное аналитическое задание.

Озаглавьте мысль К. Ясперса:

Человек как историческое существо.

 «Наше подлинное отношение к истории – это борьба с ней. Почему вообще существует история? Потому что человек – существо конечное и несовершенное; превращения, происходящие в нем благодаря времени, приобщают его к вечному, постичь которое он может таким путем. Несовершенство человека и его историчность – это одно и то же».

 

Список используемой литературы:

  1. Википедия: свободная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki  (дата обращения 22.02.2013)
  2. КОПР по дисциплине «Отечественная история». – М.: ВЗФЭИ, 2010
  3. Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России: учебное пособие для вузов.– М.:ЮНИТИ_ДАНА, 2002.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 13.28K
Скачано: 230
Скачать бесплатно
22.01.14 в 20:12 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе