Studrb.ru банк рефератов

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по инновационному менеджменту »

Контрольная работа: Инновационный фактор в развитии экономики

Инновационный фактор в развитии экономики [16.01.14]

Тема: Инновационный фактор в развитии экономики

Раздел: Бесплатные рефераты по инновационному менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.08K | Скачано: 105 | Добавлен 16.01.14 в 16:00 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Уфа 2013


Содержание

Введение 3

1. Инновации как фактор экономического развития  4

2. Инновации как стратегический фактор развития региона 5

3. Практическое задание 13

Заключение 17

Список литературы 18

 

Введение

Инновационная деятельность – это стержень всего процесса расширенного воспроизводства и быстрая ликвидация многих проблем в развитии народного хозяйства. В последнее время все больше внимания уделяется вопросам формирования инновационной экономики, что совершенно справедливо, так как это позволяет уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов. Особенно актуальными вопросы инновационного развития стали в виду нового экономического кризиса. Во многих развитых странах наблюдается переход к инновационной экономике, который базируется на знаниях и эффективной системе разработки и внедрения технологических решений в различные сферы деятельности. В обеспечении динамически устойчивого развития национальной экономики первостепенная роль принадлежит новациям, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынке товаров и услуг.

Цель данной работы: рассмотреть инновационный фактор в развитии экономики

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть инновации как фактор экономического развития

2. Рассмотреть инновации как стратегический фактор развития региона

3. Решить задачу

 

1. Инновации как фактор экономического развития.

Термин «инновации» был предложен австрийским экономистом Джозефом Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на [1, с. 123]:

Другими словами, согласно данному определению, инновации – это изменения, которые происходят не только на уровне технологии (Шумпетер называет их изобретением), но и когда в них участвует бизнес. Инновации определяются также исходя из чисто технологического подхода как конечный результат инновационного процесса, получившего воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции или технологии. 

Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными странами. Поэтому на рынке появляется специфический товар – технологии, международное перемещение которого сглаживает технологические различия между странами.

В основе международного передвижения инноваций, как и других факторов производства, лежит исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение инновационных технологий в отдельных странах, являющееся результатом различий в уровне развития научно-технического прогресса и в значительной степени следствием разной обеспеченности рабочей силой, капиталом, ресурсами знаний, то есть суммой научно-технической информации, сосредоточенной в научных учреждениях, банках данных и т.д. [1, с. 124].

К концу ХХ века стало очевидно, что уровень развития инновационной сферы – науки, наукоемких отраслей и компаний, мировых рынков технологий – создает основу для динамичного экономического роста, является важнейшим фактором формирования центров силы, определяет границы между богатыми и бедными странами. Сегодня мир разделен уже не столько экономически, сколько технологически. Меньшая часть планеты, в которой проживает приблизительно 15% населения, обеспечивает практически весь остальной мир технологическими инновациями. Большая часть, включая приблизительно половину населения планеты, способно внедрять эти инновации в свою систему производства и потребления. И оставшаяся часть, которую населяет приблизительно треть жителей планеты, является технологически оторванной – она как сама не производит инновации, так и не внедряет иностранные инновации.

Современная модель инновационного развития предполагает системную интеграцию научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития общества. Подобная интеграция означает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферой устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции [2, с. 88]. 

 

2. Инновации как стратегический фактор развития региона

В настоящее время цели инновационного развития и научно-технического прогресса стали доминировать и подчиняют себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связанны с физической способностью экономики к росту. Перечислим их: 1) количество и качество природных ресурсов; 2) количество и качество трудовых ресурсов; 3) объем основного капитала; 4) технология [2, с. 91].

Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличить производство реального продукта. В данном аспекте, ввиду ограниченности ресурсов, развитие технологии и технологического потенциала начинает занимать приоритетное место среди всех факторов экономического роста.

Особенно актуально применение инноваций как стратегического фактора экономического роста для регионов России, обладающих достаточно высокими интеллектуальными и промышленными потенциалами. Их развитие связано не только с использованием передовых технологий, но и с возможностью их создания и освоения.

Исследование особенностей инновационной деятельности регионов требует, прежде всего, изучения таких основных понятий, как инновация и их классификация, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность.

Понятию инновация присущи следующие свойства: комплексность; последовательность; новизна; эффективность [2, с. 92].

Таким образом, наиболее полным и всеобъемлющим представляется следующее определение:

Инновация - это комплексная деятельность, с участием различных взаимосвязанных друг с другом субъектов, конечным результатом которой является практическое внедрение новшества, научных исследований, новой техники, технологии с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [2, с. 92].

Инновации можно классифицировать по следующим признакам:

1) по уровню новизны - базисные, улучшающие, псевдоинновации;

2) по характеру - продуктовые, технологические, организационно-управленческие;

3) по результативности - высоко средне -, низкорезультативные;

4) по степени риска - высоко -, средне низкорисковые;

5) масштаб внедрения - трансконтинентальные, транснациональные региональные, местные, отраслевые, новые для предприятия;

6) по области внедрения - в сфере науки, образования, социальной сфере, в производстве;

7) вид получаемого эффекта - научно-технический, социальный, экономический, комплексный [3, с. 154].

С понятием инновации тесно связаны категории инновационной деятельности и инновационного процесса.

Сущность инновационного процесса, заключается в том, что его следует рассматривать как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, либо удовлетворяет потребности человека.

Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены следующим образом [3, с. 155]:

На первом этапе проводятся фундаментальные исследования (в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета, так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большей долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, поэтому инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Развивая на своей территории инновационную деятельность и всемерно содействуя в масштабах имеющихся сил и средств ее осуществлению, регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным параметрам и техническим потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существовавших прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т.е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода [3, с. 159].

Следовательно, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально- экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

Для развития региона на инновационной основе развития необходимы четыре исходных условия [4, с. 108]:

– технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;

– постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;

– институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;

– востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц, национальной инновационной системы в целом.

К перечисленным условиям можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития: кадровое обеспечение; социальные и экологические проблемы инноваций; формирование инновационной инфраструктуры; преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства; социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности; защита интеллектуальной собственности; влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность и т.д. [4, с. 109].

Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и с избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества. В период подъема экономики берет вверх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. Как отмечают большинство современных исследователей в области инновационного развития, рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку, тем самым, указывая необходимость государственного регулирования инноваций.

Принципиальные особенности государственного стимулирования коммерциализации в высокотехнологичной сфере [4, с. 111]:

1. Поддержка инновационной деятельности должна осуществляется на всех ее стадиях (от выполнения научно-исследовательской работы до реализации технологической продукции (услуг)). Государством должен предлагаться целый спектр программ в зависимости от стадии развития технологии.

2. Многокомпонентная поддержка инновационной деятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. Каждая из стадий развития и преобразования знаний нуждается в финансовой, консультационной, информационной и других видах поддержки.

3. Большое внимание необходимо уделять программам, переводящим результаты исследований и разработок в стадию коммерческого приложения, а также комплексным программам поддержки начинающих технологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, а компенсирует «провалы рынка».

4. Государству необходимо активно поддерживать развитие связей науки с промышленностью через финансирование кооперативных НИОКР на доконкурентных стадиях. При этом сотрудничество выгодно как научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на исследования и разработки, созданные за счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.

5. При создании инновационной инфраструктуры важно строить не только те элементы, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства. «Внешняя» инфраструктура - состояние дорог, аэропортов, других коммуникаций - должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, а не служить препятствием инновационному развитию.

Основная роль по взвешенному регулированию инновационных процессов должна лечь на региональные органы управления. В этой связи, основная задача региональной политики – обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Поэтому, в рамках административно-правового обеспечения научно-технического и инновационного развития региона, главным является формирование институциональных и законодательных условий поддержки и стимулирования инвесторов, инновационных предприятий, в осуществлении институциональных преобразований. В данном случае инструментами реализации региональной политики должны выступать: административно-управленческие; средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах; пространственное распределение экономической деятельности государства; финансовое стимулирование компаний (в виде дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.); организация физических инфраструктур и «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок) [5, с. 279].

Важным  элементом в обеспечении устойчивого развития инновационной среды является формирование разветвленной инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность всех систем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих различные услуги субъектам инновационной деятельности.

Обычно выделяются следующие виды инновационной инфраструктуры [5, с. 280]:

– финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

– производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, иннованионно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;

– информационная - собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

– кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

– экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Важной частью формирующейся национальной инновационной системы должен стать сектор малого инновационного предпринимательства, выполняющий ведущую роль в апробации и освоении новейших и наиболее рисковых технологий. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает этот сектор более конкурентоспособным. Сектор малого инновационного предпринимательства является движущей силой инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности [5, с. 281].

 

3. Практическое задание

Определите чистый дисконтированный доход, индекс доходности и срок окупаемости капитальных вложений:

 без учета дисконтирования;

 с учетом дисконтирования при норме дисконта, равной 0,2.

Исходные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные

Показатель

Год

1-й

2-й

3-й

4-й

1. Объем капиталовложений, тыс.руб.

5000

1000

-

-

2. Объем реализации продукции (без НДС), тыс.руб.

4000

8000

10000

10000

3. Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

3000

5500

6000

6000

4. В том числе амортизация, тыс.руб.

300

400

400

400

5. Налоги и прочие отчисления из прибыли, тыс.руб.

200

400

500

500

Решение:

1 . Общий объем капиталовложений, тыс. руб.:

• без дисконтирования — 5000 + 1000 = 6000;

• с учетом дисконтирования — 5000 : (1 + 0,2) + 1000 : (1 + 0,2)2=4861.

2.Валовая прибыль (реализация - себестоимость), тыс. руб.:

1-й год 4000 - 3000= 1000;

2-й год 8000 - 5500 = 2500;

3-й год 10 000 - 6000 = 4000;

4-й год 10 000 - 6000 = 4000.

3.Чистая прибыль (валовая прибыль — налоги), тыс. руб.:

1-й год 1000 - 200 = 800;

2-й год 2500 - 400 = 2100;

3-й год 4000 - 500 = 3500;

4-й год 4000 - 500 = 3500.

4.Эффект по годам расчета (чистая прибыль + амортизация),

тыс. руб.:

1-й год 800 + 300 = 1100;

2-й год 2100 + 400 = 2500;

3-й год 3500 + 400 = 3900;

4-й год 3500 + 400 = 3900

5.Сумма приведенных эффектов, тыс. руб.:

1-й год 1100 : (1 + 0,2) = 917:

2-й год 2500 : (1 – 0,2)2=1736;

3-й год 3900 : (1 – 0,2)3= 2257;

4-й год 3900 : (1 - 0,2)4= 1880,

Итого:  6790

6.Чистый дисконтированный доход, тыс. руб.:

ЧДД = 6790 - 4861 = 1929.

Чистый дисконтированный доход – текущая стоимость будущих доходов (разности поступлений и затрат) за минусом затрат текущего периода.

7.Индекс доходности, доли единицы:

ИД = 6790 : 4861=1,40.

Индекс доходности представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений

8. Срок окупаемости капиталовложений:

а) без учета дисконтирования:

за первый год окупается 1100 тыс. руб.;

за два года окупается 1100 + 2500 = 3600 тыс. руб.;

за третий год необходимо окупить 6000 — 3600 = 2400 тыс. руб.

Эта сумма окупится за 2400 : 3600 = 0,67 года

Итого срок окупаемости: 2 + 0,67 = 2,67 года;

б) с учетом дисконтирования:

за первый год окупается 917 тыс. руб.;

за два года окупается 917 + 1736 = 2653 тыс. руб.;

за третий год необходимо окупить 4861 — 2653 = 2208 тыс. руб.

Эта сумма окупится за 2208 : 2257 = 0,98 года

Итого срок окупаемости: 2 + 0,98 = 2,98 года =3 года.

Сроком окупаемости (простым сроком окупаемости) называют про­должительность периода от начального момента до момента окупаемо­сти. Начальный момент учитывают в задании на проектирование (обыч­но это начало нулевого шага или начало текущей деятельности).

Моментом окупаемости называют тот наиболее ранний момент вре­мени в расчетном периоде, после которого чистый доход (ЧД) становится - и в дальнейшем остается - неотрицательным.

Срок окупаемости проекта без учета дисконтирования наступит через 2,67 года. С учетом дисконтирования через 3 года.

 

Заключение

В результате выполнения контрольной работы была достигнута следующая цель: рассмотрение инновационного фактора в развитии экономики

Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:

1. Инновации – это изменения, которые происходят не только на уровне технологии (Шумпетер называет их изобретением), но и когда в них участвует бизнес. Инновации определяются также исходя из чисто технологического подхода как конечный результат инновационного процесса, получившего воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции или технологии. 

Современная модель инновационного развития предполагает системную интеграцию научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития общества. Подобная интеграция означает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферой устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции. 

2. Инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально- экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

Сектор малого инновационного предпринимательства является движущей силой инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

3. ЧДД=1929 тыс.руб.

ИД=1,40

Срок окупаемости проекта без учета дисконтирования наступит через 2,67 года. С учетом дисконтирования через 3 года.

 

Список использованной литературы

1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2011. - 224 с.

2. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2008 – 288с.

3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 238 с.

4. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. профессора В.Я. Горфинкеля, профессора Б.Н. Чернышева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник, 2010.

5. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2009. - 518 с.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

+3
Размер: 19.08K
Скачано: 105
Скачать бесплатно
16.01.14 в 16:00 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы