Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культуре речи и деловому общению »

Психическая структура личности в психоанализе З.Фрейда

Психическая структура личности в психоанализе З.Фрейда [09.12.13]

Тема: Психическая структура личности в психоанализе З.Фрейда

Раздел: Бесплатные рефераты по культуре речи и деловому общению

Тип: Реферат | Размер: 29.86K | Скачано: 345 | Добавлен 09.12.13 в 19:34 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


План:

1. Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты 3-5

2. Роль «коллективное бессознательное» в аналитической психологии К.Г. Юнга 6-10

3. Практическое задание 11-12

4. Список литературы 13

 

Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе З.Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А.Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности.

Человеческая психика, по Фрейду, трехслойна. Самый нижний и самый мощный пласт ее представлен как раз бессознательным, или Оно (Id). Фрейдовское бессознательное живет по принципу или закону удовольствия. Свою энергию оно черпает в основном из двух источников: либидо - сексуального влечения (это здесь главное) и инстинкта агрессии (разрушения, смерти). Говоря символически - из Эроса и Танатоса. На поверхности бессознательного, Оно, покоится сознательное - Я (Ego). Живет оно по принципу реальности, т. е. адекватной ориентации в объективных и субъективных (межличностных) структурах жизненного мира человека. Наконец, третий слой психики человека - «Сверх-Я» (Super-Ego), представленное совестью, различными правилами и запретами, общественными ценностями, нормами и идеалами, вообще культурой. Закон жизни этого слоя - внутренняя цензурность, контроль, репрессия. С помощью «Сверх-Я» ограничивается, социально канализируется спонтанность (свобода) человеческих влечений, настоятельно требующих своего удовлетворения.

Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям Оно, то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, — раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают Я снимать напряжение с помощью разного рода выпускных клапанов, к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты.

Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация. Наиболее значимыми для делового общения являются сублимация, проекция и рационализация. Рассмотрим их вкратце.

Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение.

Проекция, состоящая в наделении других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения Сверх-Я, может найти проявление в контактной фазе делового общения.

Такой механизм психологической защиты, как рационализация (поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия), встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его.

Под вытеснением подразумевается процесс, посредством которого угрожающие и неприятные мысли вытесняются из сознания в область бессознательного. Поскольку процесс происходит на бессознательном уровне, то человек может и не догадываться, что он подавляет какие-то свои желания или чувства.

Подавление является процессом работы сознания. Неприемлемые, невыносимые для человека представления, идеи, аффекты исключаются из сознания и оказываются в области предсознательного, откуда они могут вновь перейти в сознание.

До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.

Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений.

Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы: не ограничиваясь исследованием природных элементов человеческого существа, он направлен и на раскрытие психических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого повеления и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологической реакции. Это в свою очередь предполагало более глубинное изучение структуры личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.

 

Роль «коллективное бессознательное» в аналитической психологии К.Г. Юнга

Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от него отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а психическая энергия как таковая.

Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные душевные побуждения или силы, энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений.

При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.

Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном явилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида.

Что же такое коллективное бессознательное?

Характеризуя его как такую психическую систему, которая имеет коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов, Юнг выделяет такие его особенности:

1) своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;

2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

3) его содержание в основном представлено архетипами — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или образцами инстинктного поведения.

Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как форм без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

По мнению Юнга, активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле, прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида.

Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях (непроизвольных, спонтанных Продуктах бессознательной психики), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.

Следует отметить, что Юнг связывает архетипические образы со спонтанным, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к примеру такого эмоционально-ценностного феномена, как совесть. В своей статье Совесть с психологической точки зрении Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознана. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом.

При этом могут отсутствовать так называемые муки совести, но сам возникающий символический образ может указывать на возможную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка.

Различие между совестью (моральной реакцией) и нравственным кодексом (моральным законом) становится еще очевиднее, когда происходит столкновение долга и совести. Здесь Юнг ставит под сомнение истинность кантовского категорического императива, согласно которому следование долгу придает поступку нравственный характер. Истинная и подлинная совесть, по мнению Юнга, может возвышаться над моральным кодексом и не подчиняться его решениям.

В большинстве же индивидуальных случаев совесть проявляется как моральная реакция на действительное или замышляемое отклонение от нравственного закона. А поскольку эта моральная реакция в лучшем случае лишь частично осознанна, то при всей своей моральности она не может претендовать на этическое значение. Это значение совесть приобретает тогда, когда она рефлексивна, то есть включена в сознательное обсуждение.

Юнг советует при коллизиях долга и совести отдавать большее предпочтение своему внутреннему голосу совести, как первичному, более древнему феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка.

Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации.

У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других. В деловом общении экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности.

Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект, как таковой. Психическая энергия интроверта направлена во внутрь, она рефлексивна. В деловом общении он старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

У экстраверта ведущим является правое полушарие головного мозга, так как оно ориентировано на текущее время и пространство. У интроверта ведущим является левое полушарие, связанное с внешним миром более опосредствованно.

Типология Юнга, включающая интровертированную и экстравертированную установки психики личности, была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышление, эмоции, ощущение, интуиция.

Соответственно в типологии личностей он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов личностей ориентирован в своей деятельности на соответствующие психические функции.

В деловом общении мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.

Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.

Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.

Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.

В психоанализе чаще всего речь идет о смене душевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. американское телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства.

Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки.

 

Практическое задание

Сублимация является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний.

Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются.

В наше время понятие сублимации трактуют шире и понимают под ней не только направление сексуальной энергии в творчество, но и подавление недобрых импульсов. Так, нежелательное социальное поведение можно трансформировать в социально приемлемое – выбрать подходящую профессию. Например, парень со склонностью к криминалу идет работать в полицию, человек с нездоровым интересом к трупам – патологоанатомом.

Сублимацией может быть и хобби — к примеру, коллекционирование марок, значков, иных предметов. Креативное зерно — занятие благотворительностью, меценатством. Нравится находить и поддерживать таланты, переводите часть зарплаты, посылаете игрушки или одежду в детский дом? Значит, вы — творец, совершаете благо. Иными словами, сублимация — это все, что направлено на созидание. Даже на обычной кухне можно стать непревзойденным креатором. Например, в пятницу вечером, когда вся семья ждет вкусного ужина, приготовили салат из креветок и выложили его на тарелку в форме сердца, украсив помидорами черри? Поздравляем, вы трансформировали сублимацию – сексуальную энергию и творчество. В этом кулинарном аспекте оно, кстати, укрепит семью.

Сублимация благоприятствует и карьерному росту. Например, влюбившись, можно сделать ремонт и превратить тесную хрущевку в маленький оазис: с плетеной мебелью из лозы, с вазами, пепельницами в виде экзотических фруктов. А затем познакомиться с профессиональными дизайнерами и убедиться, что есть люди, которые оформляют квартиры лучше.

Таким образом, сублимация выполняет функцию психологической защиты, которая меняет действия и поставленные цели индивида на более достижимые.

 

Список литературы:

1. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

2. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кН. – М.: Академия, 1998.

4. Островский Э. В., Чернышова Л. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э. В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.

5. Ярошевский М. Г. Психология в ХХ столетии. – М.: Политиздат, 1974.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 29.86K
Скачано: 345
Скачать бесплатно
09.12.13 в 19:34 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе