Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »
Тема: Познавательные процессы
Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.45K | Скачано: 294 | Добавлен 02.12.13 в 00:01 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Вариант № 10
Введение 3
Вопрос 1.
Охарактеризуйте понятие "ощущение" 4
Вопрос 2.
Проанализируйте сущность, виды и свойства восприятия 7
Задание 3.
Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их признаки 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании в форме представления о какой-то конкретной вещи или в форме абстрактной идеи.
Все знания самого высокого порядка, например знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрытых от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране,
а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно [4].
Ответ. Психика начинается с ощущений. Ощущения — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. На этом этапе еще отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызывает ощущение.
Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств: зрение, слух и др. К этому следует добавить, что ощущения отражают и состояния организма, например в виде болевых ощущений.
Ощущения человека чрезвычайно разнообразны. Долгое время говорили только о пяти чувствах: зрении, слухе, обонянии, осязании и вкусе. Позднее к этим ощущениям прибавились еще и ощущения равновесия, мышечно-суставные и др.
Зрение является для человека основным источником информации.
С помощью зрительных ощущений человек может различать множество цветов и оттенков. Эти ощущения появляются под воздействием электромагнитных волн, излучаемых физическими телами на зрительный анализатор.
С помощью слуха индивид получает передаваемую с помощью звуковых колебаний информацию о поведении удаленных объектов. Основными характеристиками воспринимаемых человеком звуков являются их громкость и высота, а также их качество, например степень их упорядоченности или беспорядочности. Исследования показали, что человек может воспринимать звуки лишь в пределах определенного диапазона по их силе и высоте.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в жизни животных. Так, исследования показывают, что чувствительность к запаху у собак больше, чем у нас, примерно, в тысячу раз [3, стр. 94-97].
Основной функцией вкусовой чувствительности является обеспечение индивида информацией о возможности употребления в пищу того или иного продукта. Основные вкусовые качества пищевых продуктов: соленость, сладость, кислость и горечь. Все другие вкусовые ощущения являются результатом сочетания этих четырех основных вкусовых качеств. Химическая основа вкусовых ощущений пока недостаточно изучена. Поэтому производителям продовольственных товаров приходится зачастую прибегать к методу проб и ошибок, используя услуги опытных дегустаторов.
С помощью осязательных ощущений индивид отражает такие качественные особенности предметов, как их гладкость, плотность и т.п. Этот вид чувствительности информирует индивида о характере предмета, который касается его тела. Это может быть не только предмет, но и та или другая среда: водная или воздушная. Наибольшей чувствительностью обладают язык, губы, кончики пальцев. Исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности: ощущения тепла, холода, давления и боли. Болевая чувствительность имеет крайне важное биологическое значение, сигнализируя о возможной физической опасности. Легко представить, что бы произошло, если бы мы прикоснулись к горячему утюгу, не имей мы защиты в виде кожной чувствительности, которая заставляет нас в подобной ситуации немедленно отдернуть руку.
Ощущения равновесия — информируют индивида о его положении
в пространстве. Эта информация поступает из структур внутреннего уха. Одна из задач этих сигналов — обеспечить устойчивую основу для зрительных наблюдений. За счет постоянной работы механизма равновесия наблюдаемая нами картина мира обретает черты устойчивости, стабильности.
Способность к ощущению есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения имеются только у тех живых организмов, у которых есть головной мозг с высокоразвитой корой.
Ощущения как психические образы формируются в результате деятельности сенсорной системы, представляющей собой часть нервной системы, которая воспринимает внешнюю для мозга информацию и передает ее в мозг для последующего анализа.
Сенсорные системы формируются на основе деятельности соответствующих органов чувств. Каждый из них характеризуется своей модальностью, т.е. качественной характеристикой ощущений [4, стр.103].
Традиционно считается, что через зрение человек получает примерно 80% информации о внешнем мире, через слух — 15%, а на долю остальных модальностей приходятся оставшиеся 5%. Приведенные процентные соотношения нисколько не умаляют роль остальных модальностей в нашей жизни. Все ощущения жизненно необходимы. Но даже при повреждении или потере какого-либо анализатора его функции берут на себя другие модальности, причем успешность их работы повышается. Например, у человека, потерявшего зрение, обостряется чувство осязания и слух. Здесь проявляется так называемый эффект компенсации [1, стр. 80- 92].
Ответ. Восприятие (от лат. perceptio – перцепция) – это отражение
предметов или явлений в целом, формирующее целостную картину мира.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства объекта, восприятие отражает объект в целом, в совокупности его свойств, как единый образ. Если ощущения как бы привязаны к определенным органам чувств, то восприятие создается в результате общей, скоординированной работы всей сенсорной системы.
В отличие от мышления, которое является опосредованным отражением связей между предметами, восприятие есть отражение самих предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Это сложный процесс приема и преобразования информации. Он включает в себя обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информационного содержания, соответствующего поставленной цели действия.
Вместе с тем восприятие есть процесс осмысления возникшего возбуждения сенсорных рецепторов, сосредоточения на этом сигнале, создания осмысленного представления об окружающем мире.
Эту общую характеристику сущности восприятий следует дополнить рядом его важнейших свойств:
1. Системность восприятий проявляется в том, что, выражая целостность предмета, оно вместе с тем схватывает не только обобщенные знания о нем, но улавливает одновременно и те структурные части, из которых это единство состоит. Можно сказать, что восприятие подобно музыкальной мелодии, которая складывается из отдельных нот.
2. Константность или устойчивость образа предмета — это сохранение устойчиво сложившегося образа предмета даже при изменении условий его восприятия, например при удалении предмета на значительное расстояние от наблюдателя. Эффект устойчивости образа воспринимаемых предметов проявляется и тогда, когда мы надеваем очки, как известно, искажающие предметы. Тем не менее мы постепенно приучаемся корректировать эти искажения и через некоторое время перестаем их замечать. Устойчивость восприятий помогает человеку успешно ориентироваться в постоянно изменяющемся мире.
3. Осмысленность восприятия означает, что чувственные образы предметов представляют собой не простую сумму ощущений, а содержат в себе еще и определенное смысловое значение. Восприятие, таким образом, тесно связано с мышлением и речью. Воспринимая предмет, мы непроизвольно сразу же подыскиваем соответствующее слово для его обозначения, а иногда и произносим это слово вслух.
Воспринять предмет — значит не только определить его цвет, запах, форму, но и отнести его к определенной группе предметов и обозначить его в слове.
Это свойство восприятия иногда называют категоризацией, т.е. отнесением воспринятого к определенному классу объектов. Особенно очевидной эта связь восприятия с мышлением становится тогда, когда оказывается необходимым для определения принадлежности предмета к тому или иному классу последовательно выдвигать ряд гипотез.
4. Апперцепция — свойство восприятий включать в себя не только информацию, являющуюся результатом непосредственного восприятия, но и данные, полученные из прошлого опыта, из памяти. Образ, складывающийся в результате непосредственного чувственного восприятия, постоянно корректируется на основе информации, сохранившейся в памяти путем сравнения полученного восприятия с ранее сложившимся эталоном.
Характер восприятия, таким образом, зависит не только от раздражения рецепторов, но и от самого воспринимающего субъекта, конкретного человека, от его потребностей и чувств в момент восприятия, т.е. восприятие тесно связано с накопленным опытом, содержанием всей психической жизни человека.
Психологическая наука долгое время занималась преимущественно рассмотренным выше чувственным восприятием. Были достигнуты большие успехи в понимании его механизмов и законов.
Однако со временем было выяснено, что кроме чувственного восприятия существует еще одна его форма: сверхчувственное восприятие, которое стали также называть экстрасенсорным восприятием.
Этот вывод основывался на том установленном в ходе исследований психофизиков (Г. Фехнер и др.) факте, что на нашу психику воздействуют не только раздражители, воспринимаемые органами чувств, но и другие очень слабые импульсы, находящиеся ниже порога восприятия нашими рецепторами. Возник вопрос о судьбе этих импульсов, характере их воздействия на психику.
Была выдвинута гипотеза, что эти сигналы, недоступные нашим органам чувств и сознанию, из-за своей слабости все же воспринимаются и обрабатываются нашей психикой, но только на уровне подсознания.
Такая гипотеза, по мнению некоторых психологов, позволит найти объяснение многим спорным явлениям, таким как экстрасенсорное, сверхчувственной восприятие.
К экстрасенсорному восприятию относят феномены трех типов: ясновидение, или способность «угадывать» факты, недоступные для органов чувств; телепатия, или способность передавать информацию и воспринимать информацию другого человека на расстоянии, вне прямого контакта с ним; предвидение, или знания, предвосхищающие будущие события.
Люди, обладающие экстрасенсорными способностями, сами объяснить их не могут.
Современные психологи дают разные объяснения этим феноменам.
Одни утверждают, что речь идет не о каких-то уникальных способностях, а скорее об особом развитии обычных возможностей, скрытых в каждом из нас.
Другие ученые считают, что кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наши мозг и органы чувств могут воспринимать раздражения, исходящие от других людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важнее всего, из неведомого нам сверхчувственного мира.
Исследования сознания в трансперсональной психологии, о чем речь шла выше, показали, что человеческая психика соразмерна всей Вселенной и всему существующему.
Большой интерес представляет объяснение коммуникации человека с другими индивидами и явлениями окружающей среды на основе концепции биосферы великого русского естествоиспытателя, академика В.И. Вернадского (1863–1945). Согласно его теории, биосфера как единый природный организм обладает своего рода «сенсорно-мозговой» деятельностью и соответствующей «памятью». Живые системы обладают биосенсорами, которые обеспечивают естественные процессы переработки информации: они воспринимают еле уловимые стимулы и преобразуют их в электромагнитные импульсы или оптические сигналы. Электромагнитные волны и химические вещества переносят эту информацию о мире в закодированном виде в рамках самой биосферы. Закодированные образы окружающего мира циркулируют в пространстве и могут воспроизводиться в измененных состояниях сознания человека — в трансперсональных переживаниях, гипнотическом трансе, экстазе, а также давать возможность человеку в определенных условиях «считывать» эту информацию, что и позволяет объяснить феномен экстрасенсорного восприятия.
Наличие многих объяснений экстрасенсорного восприятия свидетельствует о трудностях познания этих психических процессов.
Помимо экстрасенсорного восприятия психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные знания (логические схемы мышления, интуиция и т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы.
Есть многочисленные свидетельства того, что значительная часть содержания образов, формируемых в процессе восприятия, напрямую с действительностью не связана. Поэтому актуальной задачей психологической науки является создание такой теории восприятия, которая бы удовлетворительно объяснила множество имеющихся фактов.
а) деятельность;
б) внимание;
в) ощущение;
г) восприятие;
Ответ.
1) г
2) а
3) а
4) а
5) в
6) б
7) г
Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой [2, стр. 146, 148].
Ощущение – это отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.
Константность – это относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.
Активность – это деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.
Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Мотив – это побуждение к действию.
Анализатор – это разложение, расчленение – термин, введенный И. П. Павловым, для обозначения целостного нервного механизма,
осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности.
Непроизвольность – свойственна большинству детей 6-летнего возраста и является одной из важнейших причин трудностей обучения
Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
Создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов. Элементарным познавательным психическим процессом является ощущение. Каждый вид ощущения представляет собой специфический субъективный образ какого-то свойства объекта, с которым организм приходит в соприкосновение. Предметные психические образы создаются восприятием, в процессе которого в субъективном пространстве воспроизводятся не только качественные характеристики объектов, но и форма и местоположение предмета в точном соответствии с формой и местоположением объекта. Воспроизведение формы и местоположения объекта является новой по сравнению с ощущением характеристикой психической деятельности. Психическая деятельность на уровне восприятия позволяет создавать субъективные предметные образы объектов мира, но не может обеспечить вычленения и обобщения отношений между объектами в чистом виде. Вычленение и обобщение этих отношений становится возможным на уровне мышления за счет использованием знаковых систем — языка. Знак становится той «вещью», чувственно воспринимаемым объектом, с которым более или менее однозначно связывается данный тип вычлененных отношений или системы отношений. Благодаря знаку становится возможным формирование понятий как систем отвлеченных отношений между объектами. Понятийное мышление беспредельно раздвигает границы человеческого познания, но в то же время вследствие искусственности зафиксированных в понятиях систем отношений оно может приводить и к заблуждениям. Осуществление познавательной психической деятельности невозможно без процессов памяти. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.