Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по избирательным системам и технологиям »

Институт выборов и его роль в реализации принципов народовластия

Институт выборов и его роль в реализации принципов народовластия [01.12.13]

Тема: Институт выборов и его роль в реализации принципов народовластия

Раздел: Бесплатные рефераты по избирательным системам и технологиям

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.52K | Скачано: 295 | Добавлен 01.12.13 в 16:30 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет


Содержание

Введение 3

1. Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов 5

2. Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях России: основные параметры 13

3. Определите, какие выборы проводятся в каждом из перечисленных случаев 16

Заключение 17

Список литературы 18

 

Введение

Говоря о содержании и предназначении избирательного права, нельзя обойти вопрос о понятии и видах выборов в Российской Федерации, так как именно регулирование отношений, связанных с их подготовкой и проведением, составляет главный смысл образующих данную подотрасль конституционного права норм. Отправным моментом в уяснении сущности и политико-правовой природы выборов служат положения Конституции РФ. В соответствии с ними выборы представляют собой:

Легальное определение выборов содержится в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ей выборы являются формой прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Федерации, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Для уяснения понятия выборов важна правовая позиция Конституционного Суда РФ. сформулированная в постановлении от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Содержащаяся в данном постановлении трактовка выборов характеризует их как способ выявления воли народа и формирования соответствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления, от его имени осуществляющих публичную власть. Для достижения указанных целей выборы должны быть основаны на приоритете воли большинства избирателей, принявших участие в голосовании.

Цель написания данной контрольной работы – рассмотрение сущности института выборов и его роли в реализации принципов народовластия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

провести сравнительный анализ выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России.

 

1. Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России

Выборы непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной компании, в конечном счете, выражения воли народа, которая, отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы . институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств. Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов. В демократических государствах законодательно закрепляются (с фиксированной) периодичностью  выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм., определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях.

Выделяют следующие функции выборов:

 1. Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.

2.  Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.

3. Включение граждан в в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.

4. Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.

4. Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.

6. контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованны демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство. Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверия выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса. Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет важное значение. Однако определение оптимального срока дело не простое. Приходится учитывать множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Различают:

  1. Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние ли единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и другие должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избирательные ими лица -выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верние палаты парлментов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др.
  2. Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призванны учавствовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся,когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за дострочного выбытия отдельных депутатов.
  3. Очередные и внеочередные выборы. Обычно такое деление относится к парламентсикм выборам. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Полиархия опирается на семь основных институтов:

1) выборы должностного лица. Контроль за правительственными решениями закреплен за избранными должностными лицами;

2) свободные и честные выборы. Выборные должностные лица избираются на выборах, в ходе которых принуждение случается сравнительно редко;

3) всеобщее голосование. Практически все взрослое население имеет право голосовать на выборах;

4) право претендовать на выборную должность. Это право также предоставляется достаточно широкому кругу граждан, хотя возрастные ограничения в этом случае могут быть более жесткими;

5) свобода слова. Граждане имеют право выражать свое мнение без угрозы серьезного наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, режима и т.д.;

6) альтернативная информация. Граждане имеют доступ к источникам альтернативной информации, которые защищены законом;

7) независимость самоорганизации. Для обеспечения своих многообразных прав граждане имеют право на создание и присоединение к независимым ассоциациям, в том числе политическим партиям и группам интересов.

Неизбежность представительной системы в современном обществе стала политической аксиомой. Важнейшим же механизмом ее реализации являются выборы.

Все многообразие выборов может быть классифицировано по различным основаниям.

По уровню проведения выборов они разделяются на:

В России на национальном (федеральном) уровне избираются Государственная Дума и Президент; на региональном уровне — законодательные органы государственной власти субъектов Федерации; на муниципальном уровне — представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

Учитывая также и горизонтальное структурирование власти в государстве (и, соответственно, разновидности избираемых институтов власти), можно выделить следующие их разновидности в России:

Таблица 1

Избираемые институты власти в России

Ветви

власти

Уровни

выборов

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть

Федеральный

Президент РФ

Государственная Дума

-

Региональный

-

Законодательные органы власти субъектов РФ

-

Муниципальный

Главы муниципальных образований

Представительные органы власти муниципальных образований

-

По видам выборов выделяют очередные и внеочередные, всеобщие и частичные, первичные и повторные. В национальном избирательном законодательстве существуют собственные нюансы трактовки различных видов выборов. В избирательном законодательстве России закреплены следующие виды выборов:

Место и роль института выборов определяется теми функциями, которые ни выполняют в политической системе общества.

Функции института выборов:

Чтобы быть «подлинными» (термин Всеобщей декларации прав человека), выборы в части их организации и проведения должны соответствовать ряду основных принципов.

1. Принцип обязательности и периодичности выборов — означает, что выборы являются единственным в полной мере легитимным способом формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Предполагается, что деятельность выборных институтов власти должна быть регламентирована по времени и их воспроизводство осуществляется регулярно через процедуру выборов.

Обязательное и периодическое проведение выборов через разумные промежутки времени зафиксировано и в новом Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.

Сроки полномочий Президента (6 лет) и депутатов Государственной Думы (4 года)  установлены ст. 81 и 96 Конституции РФ. Сроки полномочий выборных органов власти на региональном и местном уровнях — также, как правило, четыре года.

Что касается Президента России, время его пребывания на этом посту ограничено двумя сроками.

2. Принцип открытости и гласности выборов — предполагает обеспечение доступа избирателей к информации о кандидатах, партиях, избирательных органах, законодательстве, самом процессе выборов. Информирование избирателей должно базироваться на принципах достоверности и беспристрастности, т.е. равного подхода ко всем участникам избирательной кампании.

В России органы государственной власти и местного самоуправления не могут распространять информацию о кандидатах и избирательных объединениях. Эта обязанность, а также освещение хода выборов, порядка совершения избирательных действий, избирательного законодательства возложены на избирательные комиссии.

3. Принцип свободы выборов — предполагает наличие у избирателей права на свободу мнений, права на свободу слова, права на свободу информации, права на свободу собраний и ассоциаций, права на тайное голосование. Гражданин должен сам решать, участвовать ли ему в выборах и в какой форме. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо препятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Принцип альтернативности выборов — предполагает конкурентный характер организации и проведения выборов. Избиратель в этом случае имеет возможность действительного выбора как минимум из двух кандидатов или списков кандидатов. Здесь важны не только абстрактное число, но и реальный политический плюрализм. Граждане должны иметь право выбора между различными политическими ценностями, идеями, программами.

5. Принцип справедливости выборов — предполагает меры по защите процесса выборов от необъективности и фальсификаций:

Итак, демократия предполагает регулярное проведение свободных выборов при честном соревновании альтернативных политических сил.

 

2.      Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях России: основные параметры

Проведем сравнительный анализ выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровне. Все данные сведем в таблицу 2

Таблица 2

Сходства и различия выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровне

Параметры

Федеральные выборы

Региональные выборы

1.

Избирательные цензы

Необходимо  достичь возраста 21 года на день голосования, кандидату в президенты – 35 лет

Необходимо  достичь возраста 21 года на день голосования, кандидату в губернаторы – 30 лет

2.

Назначение выборов

Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок (четырехлетний), на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», срок полномочий – 4 года, день голосования – 2-е воскресенье марта или октября

3.

Образование избирательных округов

Ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется избирательной комиссией, организующей выборы, на основании данных о численности избирателей не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в которой должны быть назначены выборы. Представительный орган соответствующего уровня утверждает схему не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Для проведения выборов депутатов избирательные округа на основании представленных в Центральную избирательную комиссию данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории, данные предоставляются не позднее чем в течение пяти дней после назначения дня голосования.

4.

Выдвижение и регистрация кандидатов

После выдвижения кандидата (списка кандидатов) создается избирательный фонд, и избирательное объединение либо сам кандидат в случае самовыдвижения собирают и представляют в избирательную комиссию подписи избирателей . Избирательная комиссия в установленные сроки (обычно за 35-45 дней до дня голосования) проверяет документы по выдвижению, сведения о кандидате, представленные подписи и иные документы и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в вышестоящую комиссию или в суд, факт регистрации - только в судебном порядке. Основанием регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть:

  • подписи избирателей в поддержку выдвижения,1-2 процента от численности избирателей
  • выдвижение кандидата (списка кандидатов) политической партией, допущенной к распределению мандатов по итогам последних выборов в ГД.

Выдвижение кандидатов осуществляется путем самовыдвижения. Для регистрации кандидат представляет в избирательную комиссию документы:

  • подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
  • протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Центральной избирательной комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

 

5.

Финансирование избирательной кампании

Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» устанавливает общие положения системы финансирования избирательной кампании для федеральных органов. Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль за использованием средств избирательной кампании. Финансирование за счет средств избирательного фонда (открывается спец счет в ЦБ, куда перечисляются собственные средства партии и средства, пожертвованные ФЛ и ЮЛ)

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации уполномочены распределять предусмотренные федеральным бюджетом средства на подготовку и проведение выборов и осуществлять контроль за использованием этих средств.  Финансирование за счет средств избирательного фонда (открывается спец счет в ЦБ, куда перечисляются собственные средства партии и средства, пожертвованные ФЛ и ЮЛ), средства регионального бюджета.

6.

Предвыборная агитация

Согласно статье 28 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» кандидатам предоставляется право создавать собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной агитации.  Период агитации в средствах массовой информации в России начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования.

В России запрещена предвыборная агитация в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования. Такие ограничения введены с тем, чтобы дать избирателю сделать осознанный выбор, не под влиянием агитации.

7.

Определение результатов выборов

Процедура установления общих итогов голосования соответствующей вышестоящей избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования,. Общие результаты выборов устанавливаются путем сложения содержащихся в протоколах данных о результатах выборов. Протокол и сводная таблица составляются в 3 экземплярах и подписываются членами данной избирательной комиссии с правом решающего голоса. На основании общих результатов выборов избирательная комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о признании избранным кандидата, набравшего необходимое количество голосов; 2) о проведении повторного голосования; 3) о проведении дополнительных выборов; 4) о признании выборов несостоявшимися; 5) о признании выборов недействительными.

 

3. Определите, какие выборы проводятся в России в каждом из нижеперечисленных случаев:

а) если глава муниципального образования отозван избирателями;

б) если только один список кандидатов может принять участие в распределении мандатов;

в) если депутат, избранный по одномандатному округу, перешел на другую государственную должность;

г) если выборное лицо регионального уровня власти отозвано избирателями;

д) если полномочия Президента РФ досрочно прекращены.

Ответ:

Если глава муниципального образования отозван избирателями проводятся досрочные выборы.

Если только один список кандидатов может принять участие в распределении мандатов, то выборы в этом случае выборы признаются несостоявшимися.

Если депутат, избранный по одномандатному округу перешел на другую государственную должность, то назначаются дополнительные повторные выборы.

Если выборное лицо регионального уровня власти отозвано избирателями, например, в результате систематических нарушений депутатом правовых актов, проводятся дополнительные выборы.

Если полномочия Президента РФ досрочно прекращены, тогда проводятся досрочные выборы.

 

Заключение

Неизбежность представительной системы в современном обществе стала политической аксиомой. Важнейшим же механизмом ее реализации являются выборы.

Выборы — это способ формирования системы представительной власти, осуществляемый посредством голосования.

В России на национальном (федеральном) уровне избираются Государственная Дума и Президент; на региональном уровне — законодательные органы государственной власти субъектов Федерации; на муниципальном уровне — представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

По видам выборов выделяют очередные и внеочередные, всеобщие и частичные, первичные и повторные. В национальном избирательном законодательстве существуют собственные нюансы трактовки различных видов выборов.

Итак, демократия предполагает регулярное проведение свободных выборов при честном соревновании альтернативных политических сил.

По итогам написания контрольной работы можно сделать вывод, что цель, поставленная во введении, достигнута, задачи выполнены.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 10.10.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
  2. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 22.10.2013) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
  4. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2013.
  5. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2011.
  6. Избирательные системы и технологии: Учеб. пособие / Ж.Б. Скрипкина; ВЗФЭИ. - М.: Вуз. учебник, 2010. - 174 с.
  7. Прудников, А. С. Избирательное право [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / А. С. Прудников и др.; под ред. К. К. Гасанова, А. С. Прудникова, В. А. Виноградова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 655 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.52K
Скачано: 295
Скачать бесплатно
01.12.13 в 16:30 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе