Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории мировых цивилизаций »

Контрольная по Истории мировых цивилизаций Вариант №6

Контрольная по Истории мировых цивилизаций Вариант №6 [01.12.13]

Тема: Контрольная по Истории мировых цивилизаций Вариант №6

Раздел: Бесплатные рефераты по истории мировых цивилизаций

Тип: Контрольная работа | Размер: 41.62K | Скачано: 311 | Добавлен 01.12.13 в 23:56 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Брянск 2013


Задание 1.  Раскройте предмет курса «История мировых цивилизаций», охарактеризуйте его основные задачи и основные проблемы.

Цель дисциплины «История мировых цивилизаций» – сформировать у студентов общее представление о закономерностях исторических процессов и их специфических особенностях в контексте разных цивилизаций и в разные исторические эпохи. Являясь общеобразовательной дисциплиной, он призван расширить кругозор студентов, помочь систематизировать новые и полученные в школе знания.

При изучении материала используется сравнительно-исторический подход к явлениям и процессам разных эпох и цивилизаций, а также историко-хронологический принцип подачи информации.

Прошлое и настоящее взаимосвязаны друг с другом. Опыт предыдущих веков, стран и народов проявляется в культурном базисе цивилизаций, их традициях, в современных явлениях политической, социальной, экономической, культурной жизни. Поэтому в курсе уделено внимание не просто характеристикам отдельных цивилизаций, но изучению их развития, динамике различных процессов в разных цивилизациях и в различные периоды времени, причинам и следствиям этих изменений, сочетанию традиций и новаций. В историческом процессе необходимо уметь раскрывать его внутренние закономерности и особенности, пытаться объяснить взлеты и падения, понять внутренний диалог цивилизаций через время и пространства, осознать возможные влияния и заимствования.

Такой подход должен помочь осознать студентам историю как единый непрекращающийся процесс, научить сопоставлять отдельные явления в общей картине мира и анализировать их, понимать общую логику исторического развития и особенности исторического развития отдельных народов и цивилизаций.

Набор изучаемых в курсе цивилизаций, во-первых, продиктован необходимостью знания истории тех цивилизаций, без которых невозможно понять логику мировой истории; во-вторых, определяется возможной региональной специализацией студентов и изучаемыми ими восточными и европейскими языками; в-третьих, упором на древность и средневековье как время зарождения религиозных, культурных, этнических основ цивилизаций; в-четвертых, небольшим количеством часов на дисциплину при необходимости дать не просто статичные характеристики, а показать динамику, а, следовательно, причинно-следственные связи развития цивилизаций и их взаимодействия.

 Задачи:         

 

Задание 2. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, факторы, повлиявшие на развитие восточных цивилизаций в эпоху Древности. Обоснуйте свой выбор.

Главным фактором развития восточных цивилизаций в эпоху Древности был климатический фактор.

История Древнего Востока начинается с IV тыс. до н. э., когда развитие и усложнение общества и закономерная инерция развивавшихся в нем процессов приводит к превращению властной верхушки в господствующий класс, живущий за счет эксплуатации, и, одновременно, к небывалому сосредоточению власти в его руках. Тем самым древние общества приобретают классовый характер и вырабатывают развитый государственный строй. Завершается история древнего Ближнего Востока в IV в. до н. э., походами Александра, в то время как древность Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии имеет большую протяженность — до третьей четверти — середины I тыс. н. э.

Характерные черты развития древневосточных цивилизаций:

В развитии древних цивилизаций немало общих моментов, которые позволили специалистам говорить о восточном типе цивилизационного развития. Лучше всего изучена история ряда государств Древнего Востока: Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец 3-го тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. – 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.). Для того чтобы понятие «восточный тип цивилизационного развития» было воспринято конкретно исторически, обратимся к кратким характеристикам древневосточных обществ. [Фортунатов стр. 6-7]

Концепция извечно отсталого, "застойного" Востока и передового Запада была после долгого перерыва возрождена в Европе в XVIII — XIX вв., когда страны Востока, пережившие во второй четверти II тыс. н. э. неизмеримую геополитическую и социальную катастрофу, действительно стали отставать от стран Западной Европы (впрочем, это отставание наметилось лишь в XVI в., а определилось в XVII). Теоретически этот взгляд (призванный, помимо всего, оправдывать и колониальную экспансию европейских держав в "нецивилизованном" мире) был обоснован в историко-философской схеме Гегеля, различавшего так называемые исторические народы, поочередно оказывающиеся вместилищем мирового духа (сюда Гегель относил греков, римлян и христианские народы Европы, завершая этот ряд Пруссией), и неисторические, способные служить лишь фоном и пассивными объектами исторического развития, куда он относил население Востока. Однако блестящие археологические открытия середины — второй половины XIX в., расшифровка письменных памятников древнего Востока, активное изучение его истории и культуры окончательно разрушили представление об отсталом, диком и неспособном к развитию Востоке, только оттеняющем своим варварством передовой и культурный Запад. В современной мировой и отечественной историографии понятие "Древний Восток", как и понятие "Восток" вообще, употребляется для обозначения конкретного исторического процесса в образующей определенное историческое и типологическое единство зоне существования древних и современных обществ, народы которых так же обогащали сокровищницу мировой цивилизации, как и народы западного мира [1].

 

Задание 3. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, культурные достижения западной цивилизации в Новое время. Аргументируйте свой ответ.

Новое время - эпоха, охватывающая в европейской истории время с конца XVI в. по начало XX в. - период интенсивного социального и культурного развития европейского общества, время становления индустриального общества и господства буржуазной культуры. Новое время стало эпохой буржуазных революций: Нидерландская революция (1566 - 1609), протекавшая в форме национально-освободительной войны с Испанией - главной твердыней феодального абсолютизма и католицизма; Английская революция (1640-1688) и Великая французская революция (1789-1794). Эти события определялись вовлечением широких народных масс, углублением материальной культуры, открытиями и достижениями науки. Развивающееся капиталистическое производство рождало потребность в научных исследованиях прикладного характера; лидером естествознания становится механика как наука о движении тел; важную методологическую роль сыграли успехи в математике.

Основные черты культуры Нового времени:

 

Задание 4.  Перечислите те процессы и явления в истории средневековой Руси, которые, с вашей точки зрения, оказали наибольшее влияние на социально-экономическое и политическое развитие российской цивилизации. Обоснуйте свой выбор.

В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография. Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь», роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV–XV в. и др.

В истории средневековой Руси прослеживаются три периода: I – древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.; II – вторая половина XIII-XV в.; III – начало XVI-XVII в.

Историю Древнерусского государства можно разделить на три этапа. Первый из них – это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х годов IX в. почти до конца Х в. Второй этап – это время существования относительно единого Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени князя Владимира I до 20-х годов XIII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества. И, наконец, третий этап – господство феодальной раздробленности – от 20-х годов XII в. до монгольских нашествий 30-40-х годов XIII в.

Объединение восточнославянских земель было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Славянская в своей основе Киевская Русь вобрала балтские, финно-угорские племена, причем объединение Севера и Юга было ускорено участием в этом процессе варяжских дружин.

В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы – феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.

Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII – начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие. В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап – XV в.– характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города. К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии – Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси.

Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.

В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось само название страны.

Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России – из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI–первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории – подготовки страны к эпохе реформ Петра I [3].

 

Задание 5. Решите тест. Установите соответствие:

1. Изобретение бумаги- 3

1. США

2. Изобретение кинематографа

2. Франция

3. Изобретение телефона

3. Китай

4. Изобретение телеграфа

4. Япония

5. Изобретение атомного оружия

5. Индия

Ответ:

1. Изобретение бумаги – Китай

2. Изобретение кинематографа – Франция

3. Изобретение телефона – США

4. Изобретение телеграфа – США

5. Изобретение атомного оружия – США

 

Список литературы

  1. Гвоздева И. А. – История Древних Цивилизаций – Учебное пособие для студентов Литературного института им. А. М. Горького
  2. Фортунатов В.В. – История мировых цивилизаций»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 г.
  3. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И., Власова А.М., Дружба О.В., Новиков А.Ю., Рамих В.А., Ушкалов В.А. – История и культурология – Учебное пособие для студентов вузов: 2000 г.
  4. ://moodle.vzfei.ru/resources/KOPR110/03_firefox.htm – КОПР по дисциплине «История мировых цивилизаций»
  5. ://web-local.rudn.ru/web-local/disc/?id=818&rasd_id=47209&v=741

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 41.62K
Скачано: 311
Скачать бесплатно
01.12.13 в 23:56 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе