Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Природные основы общественной жизни

Природные основы общественной жизни [30.11.13]

Тема: Природные основы общественной жизни

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 35.33K | Скачано: 268 | Добавлен 30.11.13 в 18:22 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Барнаул 2013


Содержание
Введение 3
Исторические этапы взаимодействия природы и общества и его осмысление в истории философской мысли 4
Природа как естественная основа жизнедеятельности общества 7
Раскройте содержание понятия «ноосфера» 10
Заключение 14
Cписок использованной литературы 15

Введение

Вопросы , которые ставит перед собой и старается решить философия, касаются вечных проблем. Одна из них, немаловажная, а сегодня приобретшая особенно острое звучание, - проблема отношений между человеком и природой.

С развитием общества, с одной стороны, стремительно усиливается господство человека над природой, ослабевает его зависимость от неблагоприятного воздействия ближайшего природного окружения, но с другой стороны – как следствия бесцеремонного вмешательства человека в природную среду возрастает зависимость человека от результатов собственной деятельности в природном окружении.

Ввиду того, что силы человека сравнимы с силами природы, а порой и превосходят их, относительно ослабевает зависимость процесса взаимодействия природы и общества от собственно природных факторов, с одной стороны, и усиливается его зависимость от сферы собственно социальных явлений - с другой.

При этом человечество, несмотря на всю сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью природы. Человек вышел из природы и ей он обязан своим существованием как социальное существо.

Целью данной работы является изучение проблемы взаимоотношения человека и природы. Задача ставится в понимании различных аспекты данной темы и умение разбираться в её нюансах.

Исторические этапы взаимодействия природы и общества и его осмысление в истории философской мысли

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество».

Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т. е. «очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как природа в ее символическом значении.

Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя — это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа «отношение человека к природе» и режет ухо высказывание типа «отношение человека к материи». Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи используется ныне весьма редко.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.

Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.[3]

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам.

Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоизма, считая Космос живым (гиле — жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала философии. Впоследствии лозунг «Назад к природе» будет приобретать популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение «зеленых») и другим основаниям.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней.

Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы, французских философов Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В. И. Вернадского. Ноосфера — это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили детальную разработку в особой науке — экологии.

Наша краткая историческая справка показывает, что человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология. Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними.

Природа как естественная основа жизнедеятельности общества

Человек — дитя природы, земля — колыбель человечества. Эта расхожая и, казалось бы, понятная фраза может быть истолкована с различных и даже противоположных позиций. Что следует понимать под природой? Религия учит, что природа — это естество, все вещественное, Вселенная, мироздание в целом, включая наш мир, Землю со всем сотворенным на ней Создателем. Все земное, плотское, телесное, вещественное противоположно духовному, сверхприродному. Воскресая, человек покидает свою телесную оболочку. Следовательно, бессмертная душа — это создание Бога, а не телесного мира.

Философы-пантеисты, как правило, отождествляли природу с Богом, и это было отходом от традиционного религиозного учения, поскольку Бог у них превращался в синоним вечной и бесконечной природы. Например, Дж. Бруно считал, что «природа … есть не что иное, как Бог в вещах».

Существует житейское, бытовое понимание термина «природа» как естественной основы, прирожденного качества, врожденного свойства чего-то конкретного. Оценивая, например, человеческую личность, говорят, что она умна, зла, добра, глупа и т.п. от природы. Подобное понимание природы лежит в основе оценки таких свойств человека, как природный ум, женская хитрость, врожденный музыкальный слух и т.п.

С точки зрения материализма «природа» и «материя» — однопорядковые категории, обладающие широким объемом. Это вечная, никем не созданная, бесконечная субстанция, основа всего сущего. Сознание нематериально, но оно не может существовать без материального субстрата. Сознание — особое свойство высокоорганизованной материи — мозга.[5]

В узком смысле под природой понимают естественную среду возникновения и существования человека и всего живого. Австрийский геолог Э. Зюсс в конце XIX в. ввел в научный оборот термин «биосфера», обозначающий как совокупность всех живых организмов, так и среду их обитания — воды, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры.

Биосфера наполнена так называемой живой материей — совокупностью организмов, отличающихся от неживых систем способностью к обмену веществ, размножением, развитием на основе передачи наследственной информации и естественного отбора. Живая материя настолько тесно связана с неживой, что не может существовать в отрыве от нее. Таким образом, биосфера представляет собой единство двух компонентов: живых организмов и среды их обитания, образующих целостную динамическую систему, находящуюся в непрерывном развитии.

Среда обитания живой материи входит в географическую среду — земную природу, пригодную для жизнедеятельности том числе и человека.

В географическую среду входит земная кора, нижняя часть атмосферы, околоземное космическое пространство, воды, почвенный покров, растительный и животный мир, одним словом совокупность предметов и явлений природы, необходимых для существования и развития общества.

Связь человечества и космоса многие века оценивалась философами в лучшем случае чисто умозрительно, на уровне научных гипотез и догадок. Эти рассуждения носили, как правило, гуманистический характер типа: «Человек — сын Земли, дитя Космоса» и т.п. Изучение вопроса о единстве космоса и всех его составляющих, включая окружающую среду и человечество, в XX в. переместилось из сферы астрономии и астрологии в философию, а также в практическую космонавтику и астронавтику.

Ученые давно обратили внимание на своеобразные следы активности Солнца (пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность, как показали исследования, в свою очередь оказалась связанной с электромагнитными и другими колебаниями мирового пространства. Выше было сказано, что русский ученый A.T. Чижевский, проведя многочисленные научные исследования по астрономии и истории, пришел к выводу о существенном влиянии Солнца и его активности на биологические и социальные процессы на Земле (подробнее об этом смотри главу «Русский кос-мизм»). Отсюда можно сделать выводы о существующем реальном взаимовлиянии сил космоса и общества.Во взаимоотношениях природы и общества неизбежны противоречия. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества, и особенно его производительных сил, постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, одновременно постоянно растет уровень противоречий, дисгармония отношений между человеком и природой.

Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие своих составных частей, есть единое целое. В силу данного обстоятельства направленное воздействие общества на отдельные части природы, даже независимо от воли людей, оказывает одновременное воздействие и на другие его участки. Игнорирование человеком целостного, диалектического характера природы часто приводит к отрицательным последствиям как для природы, так в конечном счете и для общества. Об этом еще в середине XIX в. прозорливо писал Ф. Энгельс:

Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают последствия первых.

Еще не так давно целые поколения бравировали тем, что диалектику они «учили не по Гегелю». Низкий уровень обшей культуры (и философской в частности), игнорирование людьми в своей практической деятельности закономерностей мира, в том числе его диалектической взаимосвязи, — к сожалению, печальная реальность. Горьким свидетельством того, что человечество не желает учиться на собственных ошибках, могут служить наши обмелевшие после вырубки лесов реки, засоленные в результате неграмотного орошения и не пригодные для земледелия поля, высохшие моря, исчезнувшие виды флоры и фауны и т.п.

Особенно отрицательными как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия этого вмешательства из-за высокого уровня развития производительных сил весьма существенны, а зачастую просто непредсказуемы.[4]

Раскройте содержание понятия «ноосфера»

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Термин и понятие «ноосфера» были введены в науку французскими учеными — математиком Э. Леруа, философом П. Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским.

Термин ноосфера впервые появился в 1926-1927 гг. в статьях французского математика и философа Э. Jlepya, который ввел это понятие для характеристики современной геологической стадии развития биосферы. Его позицию разделял крупнейший французский геолог Я. Тейяр де Шарден. Однако следует отметить, что термин ноосфера появился в трудах французских ученых лишь после того, как они в начале 1920-х годов прослушали в Сорбоне курс лекций В.И. Вернадского по проблемам геохимии и биогеохимии.

Свою интерпретацию концепции ноосферы дал на основе учения о биосфере В.И. Вернадский. За год до смерти он написал статью «Несколько слов о ноосфере», в которой приводятся доказательства, что разумная деятельность человека является не только его «внутренним» делом. Биосфера переходит в новую стадию — ноосферу (буквально мыслящая оболочка, сфера разума), для которой характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

Ноосфера у В.И. Вернадского — не отвлеченное царство разума, а исторически неизбежная стадия развития биосферы. Как живое вещество преображает косную материю, являющуюся основой его развития, так человек неизбежно обладает обратным влиянием на породившую его природу. Как живое вещество и косная материя, объединенные цепью прямых и обратных связей, образуют единую систему, — биосферу, так человечество и природная среда образуют единую систему — ноосферу.

Еще в 1926 г. в статье «Мысли о современном знании истории знаний» он писал о том, что созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под воздействием научной мысли человечества. По замечанию академика А.Л. Яншина, именно эту биосферу Земли, измененную научной мыслью и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества, ученый и назвал впоследствии «ноосферой».

Развивая концепцию ноосферы, В.И. Вернадский рассмотрел то, как на основе единства предшествующей стадии взаимодействия живой и косной материи на следующей стадии взаимодействия природы и человека может быть достигнута гармония. Ноосфера — «такого рода состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая сила».

В.И. Вернадский развил концепцию ноосферы как растущего глобального осознания усиливающего вторжение человека в естественные биогеохимические циклы, ведущего, в свою очередь, ко все более взвешенному и целенаправленному контролю человека над глобальной системой.

В контексте ноосферного учения геохимические функции человечества характеризуются не его массой, а его производственной деятельностью. Темп, направление, характер использования биогео- химической энергии должны определяться не потребностями, а Разумом человека.

Ноосфера — не просто общество, существующее в определенной среде, и не просто природная среда, подвергающаяся сильному воздействию общества, а нечто целое, в котором сливаются развивающееся общество и изменяемая природа (природная среда). Возникает совершенно новый объект, в котором переплетаются законы живой и неживой природы, общества и мышления.

Переход к ноосфере — непростой и небыстрый процесс выработки принципов согласованных действий, нового поведения людей, смена стандартов, перестройка всего бытия. Для осуществления коэволюции человечество уже сейчас должно приступить к разумному регулированию своей численности и существенно снизить негативное давление на природу, а в последующем — разработать глубоко обоснованные технологии построения ноосферы на базе сохранения биосферы — обязательного условия жизни.

Таким образом, ноосфера — высшая стадия развития биосферы, характеризующаяся сохранением всех естественных закономерностей, присущих биосфере (при высоком уровне развития производительных сил у научной организации воздействия общества на Природу), максимальными возможностями общества удовлетворять материальные и культурные потребности Человека.

К сожалению, В.И. Вернадский не закончил работу, связанную с развитием идеи ноосферы.[6]

Заключение

Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

Список использованной литературы

  1. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии.- М.: РГТУ, 1998
  2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М.: Логос, 2004
  3. Природа — естественная основа общества. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bobych.ru/lection/filosofia2/29.htmlЗаголовок с экрана (дата обращения: 16.10.13)
  4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://socfil.narod.ru/ Заголовок с экрана (дата обращения: 16.10.13)
  5. Учение Вернадского о ноосфере. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/noosfera-vernadskogo.html Заголовок с экрана (дата обращения: 16.10.13)

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 35.33K
Скачано: 268
Скачать бесплатно
30.11.13 в 18:22 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе