Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по избирательным системам и технологиям »
Тема: Особенности избирательной системы Германии
Раздел: Бесплатные рефераты по избирательным системам и технологиям
Тип: Контрольная работа | Размер: 46.79K | Скачано: 319 | Добавлен 01.12.13 в 14:04 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение 3
1. Виды избирательных систем 4
2. Особенности избирательной системы Германии 7
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Введение
Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.
Актуальность темы вызвана тем, что выбор избирательной (электоральной) системы – это не техническое решение, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияние на всю политическую систему.
Задачами данной работы являются рассмотрение видов существующих избирательных систем, их сравнительный анализ. Целью работы является изучение особенностей избирательной системы ФРГ.
Виды избирательных систем
Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением общепартийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.
Мажоритарная система
От фр. Majoritee — большинство. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства(избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, то есть 50 % + 1 голос) и относительного большинства(победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов; для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %). В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. В соответствии с п. 3 ст. 76 указанного закона, избранным Президентом РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Округ, по которому проходят выборы по мажоритарной системе называется мажоритарным или одномандатным избирательным округом.
При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 5 %.[3] Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при выборах в Израиле, Италии и др. Система В Украине пропорциональная система действовала на выборах в Верховный совет Украины в 2006 и 2007 годах. Округ, по которому проходят выборы по пропорциональной системе, называется многомандатным избирательным округом.
Смешанная система
Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 2002 г. С 2006 г. на Украине действовала пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят закон, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.
2. Особенности избирательной системы Германии
Германия – одно из крупнейших и развитых государств мира, которое занимает ведущее место по основным жизненным показателям не только в Европе, но и в мире; играет активную роль в интеграции современной Европы и международном сотрудничестве в рамках ООН, НАТО, других международных организациях.
Регулирование избирательного процесса в Германии происходит на основании федеральных правовых актов (Основной закон (Конституция) ФРГ 1949 года, Федеральный закон о выборах 1993 года) и правовых актов земель, которые в основном повторяют федеральные правовые акты.
В Германии проводятся выборы трех уровней: федеральные (Бундестаг, Европейский парламент); региональные (парламенты земель (ландтаги), гражданские собрания земель-городов); местные (уездные, земские, общинные советы, бургомистры городов).
Согласно статье 39 Основного закона ФРГ, новые выборы проводятся не ранее чем через 45 и не позднее чем через 47 месяцев после начала легислатуры. Для того чтобы участвовать в распределении мандатов, партии необходимо получить не менее 5 процентов голосов за партийный список по ФРГ в целом либо провести не менее трех депутатов по одномандатным округам по всей стране.
Выборы назначает Президент ФРГ. Установленное время голосования: с 8.00 до 18.00 часов, то есть продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов. Выборы могут проводиться в воскресенье, либо в установленный законом нерабочий день.
ФРГ поделена на 299 избирательных округов, от каждого из которых в Бундестаг избирается по одному депутату. Голосование по партийным спискам проходит в 16 многомандатных округах. Каждая федеральная земля представляет собой отдельный многомандатный округ, от которого избирается определенное число депутатов в соответствии с населением федеральной земли. В каждом многомандатном округе партии представляют отдельные партийные списки. Другими словами, партия представляет 16 партийных списков – по одному в каждом округе (= федеральной земле).
Каждый гражданин, достигший 18 лет, имеет право голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы государственной власти (стандартные ограничения – ценз оседлости для иммигрантов, нахождение под опекой, наличие психических заболеваний и т.п.). Действует всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Голосование является добровольным. Порог явки отсутствует.
Немцы традиционно дисциплинировано ходят на выборы. Так, участие избирателей в выборах составило 89,1% в 1983 и 84,3% в 1987 в ФРГ, 77,8% в объединенной Германии в 1990, 79% в 1994, 82,3% в 1998, 77,65% в 2005. Явка избирателей на выборах 2009 оказалась самой низкой за послевоенную историю Германии и составила 70,8%.
Хотя немецкую избирательную систему часто называют смешанной (исходя из того, что половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина по партийным спискам), в действительности это не так: при выборах в Бундестаг действует пропорциональная система, роль «первых» голосов сводится к тому, что избиратели могут непосредственно определить личный состав половины парламента.
Более корректно назвать немецкую избирательную систему «персонализированной пропорциональной» (personalisiertes Verhältniswahlrecht). Принципиальный смысл ее состоит в следующем: все 598 депутатов Бундестага избираются на пропорциональной основе по партийным спискам, но личный состав половины из них (299 депутатов) определяют сами избиратели. Для этого каждый избиратель на выборах отдает два голоса: «второй» (Zweitstimme) за партийный список и «первый» (Erststimme) за депутата в своем одномандатном округе. В целом состав бундестага отражает соотношение сил между партиями в национальном масштабе, определяемый по итогам голосования по партийным спискам. Cчитается, что наличие «двух голосов» у одного избирателя вносит в избирательную систему фактор личности и укрепляет связь между избирателями и депутатами. Кроме того, такой механизм формирования бундестага обеспечивает лидерам крупнейших политических партий депутатский мандат даже в случае их поражения по территориальным избирательным округам
На выборах в Европейский парламент применяется пропорциональная система; формируются общенациональные и земельные списки. Заградительный барьер – 5 процентов. ФРГ имеет наибольшее представительство в Европарламенте – 99 депутатов. Последние выборы прошли 7 июня 2009 года. Явка составила 43,3 процента (в целом по Европе – 43 %).
На региональном уровне применяются и иные избирательные системы (кумулятивное голосование). Избирательное законодательство регионов во многих деталях отличается от общефедерального.
Используются технические средства голосования, однако в последнее время возникли опасения по поводу обеспечения избирательных прав, в том числе тайны голосования при проведении электронного голосования и использовании технических средств голосования и подсчета голосов избирателей. На ближайших выборах в Бундестаг электронные средства голосования применяться не будут. Применяется голосование по почте.
Заключение
Избирательная система существенно влияет на всю деятельность представительных и законодательных органов власти. В странах, где традиционно применяется мажоритарная избирательная система, тем не менее, наблюдается тенденция к её объединению с пропорциональной.
Выборы в Германии по своим организационно-правовым основам схожи с выборами в России. Однако их отличает высокая степень организации, отсутствие коррупционных схем и скандалов, незначительное применение форм черного пиара.
С точки зрения политической составляющей выборы в Германии перестают быть идеологизированными. Как и в России, избирателям все труднее становится найти принципиальные отличия в программах партий, а основные темы еще в большей степени схожи и отражают общую негативную ситуацию в социально-экономическом и политическом развитии Германии. Появляются первые тенденции абсентеизма и недоверия партиям, что сказывается на избирательной явке.
По-видимому, система выборов, принципы которой заимствованы из практики проведения выборов в Германии, была полезна для России. Но прямое копирование опыта Германии, как и любой другой страны, было бы для России нежелательным: конкретная избирательная система в каждой стране отрабатывается десятилетиями и использует именно её особенности, которые в России могут быть иными.
Список использованной литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.