Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политические концепции европейских мыслителей первой половины XIX века

Политические концепции европейских мыслителей первой половины XIX века [01.12.13]

Тема: Политические концепции европейских мыслителей первой половины XIX века

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 188.56K | Скачано: 239 | Добавлен 01.12.13 в 08:18 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Уфа 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Политический утилитаризм И. Бентама 4

2. Концепция либеральной демократии А. Токвиля 9

3. Практическое задание 13

И. Бентам считал, что цель государства – удовлетворение разнообразных интересов личности. «Интересы отдельных лиц суть единственно реальные интересы, - писал он. – Не притесняйте их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества».

Дайте аргументированный ответ, согласны ли вы с таким утверждением И. Бентама.

Заключение 14

Список литературы 16

 

ВВЕДЕНИЕ.

Политическая жизнь общества – это пространство, в котором действуют многообразные интересы различных классов и социальных групп. Это обстоятельство определяет и многообразие политических течений, каждое из которых идеологически выражает интересы различных социальных субъектов. Идеологические воззрения этих течений определяют их идеалы и ценности. Они должны показать широким массам, как и в чьих интересах, будет использоваться государственная власть в случае, если данная идеология станет господствующей в обществе [1; с. 24]. Большой вклад в развитие идей либерализма внесли такие выдающиеся европейские мыслители первой половины XIX века, как И. Бентам, А. Токвиль и др. 

Актуальность темы обусловлена тем, что перенимая чужой опыт, необходимо использовать его во имя утверждения своей уникальности, самобытности и величия. Любой инородный опыт хорош лишь тогда, когда он служит во благо нации, национальной культуры и укрепления духовных сил общества.

 В первой главе контрольной работы будет рассмотрен политический утилитаризм Иеремия Бентама, который в своих трудах основывался на этическом гедонизме, учении о том, что благо – это счастье и целью этического поведения является достижение наибольшего возможного счастья для наибольшего количества людей.

Во второй главе рассмотрим концепцию либеральной демократии Алексиса Токвиля. Настоящая демократия – это когда гражданские и политические права и свободы обеспечиваются законом и деятельностью государства, считал Токвиль.

 В практической части контрольной работы будет аргументирован отрывок из работы английского социолога И. Бентама.

 

1) Политический утилитаризм И. Бентама.

В европейской политической мысли XVIII – начала XIX века получили дальнейшее развитие уже сложившиеся к этому времени направления и традиции, а также появились и новые направления, отразившие политические реалии своего времени.

Иеремия Бентам (15.02.1748 – 6.06.1832)  – английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии – утилитаризма, и в частности политического утилитаризма [5].

Его основные труды:

  1. «Введение в принципы морали и законодательства»,
  2. «Принципы законодательства»,
  3. «О тактике законодательных собраний».

Взгляды Бентама получили наименование утилитаризма, хотя сам он предпочитал говорить не об утилитарности, а о «принципе наибольшего счастья» [2; с. 253].

Утилитаризм Бентама, сформулированный, в частности, в его известном труде  «Введение в принципы морали и законодательства», основывался на этическом гедонизме, учении о том, что благо – это счастье и целью этического поведения является достижение наибольшего возможного счастья для наибольшего количества людей. Чтобы правильно понять это утверждение, следует иметь в виду, что для Бентама удовольствие и счастье были синонимами и имели самый широкий смысл – включая интеллектуальные, социальные, моральные и альтруистические удовольствия, а также менее значимые физические удовольствия. «Удовольствие» – это все, что представляет ценность для человека, независимо от своей природы или причин, по которым человек рассматривает что-либо в качестве ценности. Несмотря на практические трудности, возникающие при подсчете количества блага, Бентам был убежден, что благо можно оценить по интенсивности, длительности и другим параметрам. Теоретически можно построить исчисление, способное определить, какого рода поступок является наилучшим при тех или иных обстоятельствах (т.н. «исчисление счастья»). И тогда становится ясной цель законодательства: увеличить количество счастья всех людей и во всех возможных направлениях. Наказание же и сопутствующие ему страдание и зло следует применять только в тех случаях, когда оно препятствует появлению еще большего зла. Следуя этим принципам, Бентам и его последователи выступили инициаторами системы здравоохранения и страхования, законов о бедности, реформы тюрем, использования наказания в целях предупреждения преступлений и перевоспитания преступников, распространения демократии и самоуправления на все сферы общественной жизни. Бентам не ограничивался обсуждением внутренних проблем и доказывал необходимость международного права, создания Лиги наций и отмены колониальной системы [3; с. 275].

Главные усилия Бентам направил на создание кодексов, сводов законов – простых, непротиворечивых и доступных для понимания. Написанные им кодексы были (полностью или частично) использованы в законодательствах Франции, Германии, Греции, Испании, Португалии, Индии, Австралии, Канады, других стран Европы и Южной Америки, а также нескольких американских штатов.

Главным предметом заботы законодательства Бентам называет частную собственность: «Собственность и закон родились вместе и умрут вместе. До закона не было собственности; устраните закон, и собственность перестанет существовать». Обеспечение безопасности, считал Бентам, в известной мере противоречит равенству и свободе. Пытаясь найти ответ на вопрос о пределах законодательного регулирования, Бентам анализирует «нравственные обязанности», которые делит на две группы [3; с. 284]. 

В первую группу попадают нравственные обязанности по отношению к себе, которые составляют правила благоразумия. Поскольку причинить вред самому себе можно только случайно, страх возможных последствий этой ошибки является достаточным и единственным стимулом, предупреждающим такой вред. Поэтому законодатель не должен регулировать те действия и отношения, где люди могут вредить только сами себе. Бентам приводит в пример попытку законодательным путем искоренить пьянство, разврат, расточительство, которое принесет больше вреда, чем пользы, ибо приведет к усложнению законодательства, мелочной регламентации частной жизни, введению чрезмерно суровых наказаний, развитию шпионства и всеобщей подозрительности [3; с. 286]. 

Во вторую группу попадают «обязанности по отношению к общему благу», где законодательство определяет налоги и некоторые другие обязанности лиц. Поэтому, исходя из теории Бентама, законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими – стороны сами, руководствуясь «моральной арифметикой», определяют условия договора, исходя из «собственной пользы». Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, продиктованные капиталистом наемному рабочему, и отвергала попытки законодателя взять последнего под свою защиту. В данном  случае необходимо помнить, что в то время рабочий класс еще не имел собственных организаций для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем социальной защиты личности [4; с. 381].

Известную эволюцию претерпели взгляды Бентама на наилучшую форму правления. Вначале он одобрял конституционную монархию в Англии, высказывался за долгосрочное избрание представительства. Однако под влиянием буржуазных радикалов, ставивших вопрос об упразднении ряда феодальных пережитков в государственном строе Англии, Бентам меняет свои взгляды. Известную роль в этом сыграло и упрямое нежелание правительства внять его призыву о реформе права. Потом он начинает выступать с острой критикой монархии и утверждает, что учредительная власть (право учреждать основные законы государства) принадлежит народу.

В вопросах организации государственной власти Бентам (особенно во второй половине своей жизни) уже настаивал на республиканском устройстве государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Однако Бентам не соглашался с тем, чтобы эти ветви власти вообще существовали каждая сама по себе и действовали независимо друг от друга.

Труды Бентама значительно повлияли на развитие буржуазной политико-правовой идеологии. Его даже называли Ньютоном законодательства. Теория утилитаризма была далее развита его последователем Дж. Ст. Миллем [4; с. 396].

Идеи философа были исключительно популярны в его время. Бентам понимал, что для того, чтобы демократия была действенной, а индивидуальные усилия приносили результаты в сфере личной и общественной жизни, следует обеспечить широкое распространение образования и информации. Бентам был одним из учредителей журнала «Вестминстер ревью» («Westminster Review»). Он принимал участие в учреждении Лондонского университета и совершенствовании системы школьного образования. Бентам также много сделал для введения системы государственной службы, процедур принятия правительственных решений, совершенствования судопроизводства, а также принял участие в учреждении института полиции и других важнейших общественных реформах. Его либеральные взгляды нашли отражение в написанном в 1809 труде «Катехизис парламентской реформы» [4; с. 402].

Бентам был сторонником демократии, отстаивал принцип парламентаризма. Он считал, что парламент должен выражать интересы народа, быть простым по структуре, составу депутатов, а также по процедуре обсуждения и принятия законодательных актов. Он решительно выступал за установление возможно большего контроля со стороны народа за деятельностью парламента, за широкую гласность в освещении его работы. И. Бентам не поддерживает идею деления парламента на две палаты, считая, что это усложнит его работу. Он считал невозможным совмещение деятельности в качестве депутата и чиновника исполнительной власти. Бентам выступал за обновление состава парламента путем периодических выборов, за установление всеобщего избирательного права. Глава парламента («президент собрания», по Бентаму) должен избираться парламентом, сменяться им, подчиняться ему [4; с. 410].

Таким образом, Бентам внес большой вклад в теорию и практику парламентаризма, многие его мысли о работе законодательной власти не потеряли своей актуальности и сегодня.

 

2)  Концепция либеральной демократии А. Токвиля.

Существенный вклад в развитие политической науки начала XIX внес французский ученый Алексис Токвиль (29.07.1805 – 16.04.1859) социолог, историк и политический деятель либеральной демократии [5].

Обладая с детства живым умом, будущий французский мыслитель очень рано обнаружил интерес к познанию окружающего мира. Он получил хорошее гуманитарное образование и некоторое время работал юристом. В своих письмах он, однако, не раз выражал опасение, что продолжительные теоретические занятия правом могут убить в нем душу и превратить его в бездушного исполнителя, способного лишь бездумно следовать букве закона. Поэтому вскоре Токвиль отошел от подобного рода деятельности и переключил свое внимание на вопросы общественно-политического устройства [1; с. 254].

В центре его внимания прежде всего оказалась Франция – его родное отечество, раздираемое противоречиями и за свою историю успевшее пройти как через монархическую, так и республиканскую форму правления. Опираясь на ретроспективный анализ политического развития общества, Токвиль пришел к выводу о неизбежности наступления демократии во всем мире. Интересно то, какое содержание получает понятие государства в работах французского мыслителя. Для него это, прежде всего социальное устройство общества, характер общественных взаимоотношений, над которыми выстраивается адекватная им форма политического устройства. Первым государством, которому в полной мере удалось воплотить принципы демократического устройства общества, были, по Токвилю, Соединенные Штаты [2; с. 197].

Под предлогом изучения пенитенциарной системы Соединенных Штатов, Токвиль в 1831 году отправляется в заокеанское путешествие. Интересно, что у него не было представления об идеальном демократическом устройстве. Французский мыслитель говорит не о том, как должно быть, а о том, как это было. Таким образом, эталоном демократически устроенного общества становятся сами Соединенные Штаты на том уровне развития, на котором они находились к моменту прибытия туда Токвиля. Путешествие длилось около года и по возвращении Токвиль издал книгу под названием «Демократия в Америке». Это произведение наряду со «Старым порядком во Франции», стало одним из главных трудов французского мыслителя. Путешествуя по Соединенным Штатам и собирая материал для своей будущей книги, Токвиль пользовался так называемым методом интервьюирования, широко практикуемом в современной социологической науке. Другой характерной особенностью его исторического метода было то, что он всегда старался идти от фактов к теоретическим обобщениям, так что можно сказать, что он находился у истоков позитивизма [2; с. 230].

Основные достоинства американской демократии Токвиль видел в решении проблем равенства и свободы граждан. Настоящая демократия, по Токвилю, это когда гражданские и политические права и свободы обеспечиваются законом и деятельностью государства. Обоснование роли закона в регулировании политических, экономических и других отношений между людьми выражает идеи правового государства. Демократия реализует принцип верховной власти народа, и эта власть должна быть сильной, воплощаться в деятельности сильного государства, которое защищает общие интересы нации и создает условия для осуществления интересов различных социальных слоев и отдельных граждан. Он высоко оценивал роль протестантской религии в становлении свободы и демократии в Америке.                                                  

Особо останавливается Токвиль на анализе проблемы разделения властей. Он высоко оценивал механизм осуществления этого принципа в США, выделяя при этом роль судебной власти. Высокое место в государственной иерархии США занимает Верховный суд. Токвиль считал это важным для реального обеспечения принципов демократии [3; с. 359].

Стоит отметить, что взгляд Алексиса Токвиля на демократию в Америке несколько идеализирован. Он, в частности, пишет о том, что «поскольку в Соединенных Штатах нет общего центра, в котором все должно неизбежно сводиться воедино, то здесь не возникает ни огромных столичных городов, ни громадных состояний, ни глубокой нищеты, ни внезапных революций». Если следовать логике французского мыслителя, то американское государство в определенной степени было застраховано от подобных потрясений. В 1831 г., когда Токвиль посетил Америку, так действительно могло показаться. Однако в процессе своего исторического развития Соединенным Штатам было суждено пройти и через ужасы Гражданской войны 1861—1865 гг., и в полной мере ощутить последствия громадной пропасти, отделяющей наиболее зажиточных представителей так называемых WASP’ов (White Anglo-Saxon Protestant) от рядовых обитателей Гарлема, и пережить ряд социальных потрясений (достаточно упомянуть серию «сытых» бунтов, начало которым в 1960-х гг. положили хиппи). С другой стороны, остается только удивляться прозорливости Токвиля, его способности видеть историческую перспективу, подтверждением чему, в частности, служит такое его суждение: «Никто не способен больше меня оценить все преимущества системы федеративного устройства государства. Я вижу в ней самый верный залог процветания и свободы человечества. Я завидую судьбе тех стран, которые смогли ввести у себя эту систему. Но в то же время я отказываюсь верить в то, что живущие в федерации народы смогли бы длительное время вести борьбу, при условии равных сил с обеих сторон, против государства, правительственная власть которого централизована» [7].

Это лишний раз свидетельствует о том, что Токвиль – прежде всего реалист, практик, строящий свои гипотезы на основе богатого исторического материала и фактов современной действительности. И именно это его качество в сочетании с глубоким и всесторонним анализом исследуемых явлений принесли ему мировое признание.

 Его основные работы «О демократии в Америке» и «Старый порядок и революция» появились как итог изучения им опыта французской политической истории и развития государственности США.

 

3) Практическое задание.

И. Бентам считал, что цель государства – удовлетворение разнообразных интересов личности. «Интересы отдельных лиц суть единственно реальные интересы, - писал он. – Не притесняйте их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества».

Дайте аргументированный ответ, согласны ли вы с таким утверждением И. Бентама.

Ответ: Я считаю, что удовлетворение разнообразных интересов личности, это, скорее всего, идеализированное государство. В реальной жизни такого никогда не будет. Ну или будет, но в малой доле. И непонятно, каких отдельных лиц имеет в виду И. Бентам. Если же это относится к интересам глав правительства, то возможно и соглашусь с его утверждением. Потому что так было и, скорее всего, так будет, что верхушки власти всегда свои интересы ставят выше интересов общества в целом. Это сугубо моя точка зрения на данное высказывание И. Бентама.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В контрольной работе была рассмотрена концепция утилитаризма И.Бентама. Суть его теории можно выразить в четырех постулатах: 1) получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности; 2) полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений; 3) нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей; 4) максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества [6].

В этом отношении интересна его правовая точка зрения, где Бентам настоятельно рекомендует ограничить законодательное регулирование в отношении «нравственных обязанностях» человека, которые заключаются в обязанностях по отношению к себе и составляют правила благоразумия. Бентам считает, что человек нарушая нравственные обязанности по отношению к себе, сам наносит себе вред. И поэтому попытка законодательным путем искоренить пьянство, разврат и расточительство ни к чему хорошему не приведет, как только к усложнению законодательства, мелочной регламентации частной жизни, введению чрезмерно суровых наказаний, развитию шпионства и всеобщей подозрительности [4; с. 408]. 

Хоть Бентам входил в один ряд с английскими либералистами XIX в., однако его концепция заметно отличалась от существующих. Если другие либералисты говорили о свободе и самоутверждении индивида, автономии личности, то в центре внимания Бентама были интересы и безопасность личности. И.Бентам считал, что человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь [4; с. 412]. 

Еще одним политическим мыслителем в Европе первой половины XIX века был Алексис Токвиль – крупнейший теоретик демократического общества и государства, лидер консервативной Партии порядка. Наиболее важные работы он посвятил вопросам демократии – «Демократия в Америке» (1835-1840), «Старый порядок и революция» (1856). На основе анализа Великой французской революции Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития – «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства», согласно которому ускоренный переход к демократической системе и стремление к быстрой реализации идей свободы и всеобщего равенства неминуемо приводят к тирании большинства (охлократии), а затем – тирании единоличной (диктатуре). Реализация идеи демократии, по мнению Токвиля, должна, прежде всего, опираться на ее принятие в качестве основной политической ценности большинством населения страны, а изменения в политической организации общества должны носить исключительно эволюционный характер [3; с. 265].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало,
  2. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.
  3. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М.:
  4. Политология. Хрестоматия. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2000. – 843 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 188.56K
Скачано: 239
Скачать бесплатно
01.12.13 в 08:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе