Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по всеобщей истории »

Цивилизация инков

Цивилизация инков [17.11.13]

Тема: Цивилизация инков

Раздел: Бесплатные рефераты по всеобщей истории

Тип: Реферат | Размер: 33.99K | Скачано: 258 | Добавлен 17.11.13 в 14:42 | Рейтинг: +2 | Еще Рефераты


Содержание

Введение 3

Глава 1. Государственное устройство цивилизации инков

1.1. Возникновение цивилизации инков 4

1.2. Основные черты государственного устройства 5

1.3. Правители – Инки 6

1.4. Испанское завоевание 17

Глава 2. Основные достижения инкской цивилизации

2.1. Религия 19

2.2. Виды хозяйственной деятельности инков 20

2.3. Основные культурные достижения 22

Заключение 25

Список использованной литературы 26

 

ВВЕДЕНИЕ

Инки – это южноамериканское малочисленное племя, которое сумело подняться на высшую ступень власти и образовать могущественную и известную во всем мире цивилизацию, империю, под властью которой находилось множество народов. Империю, поражавшую своими грандиозными сооружениями, достижениями и завоеваниями. Огромную империю XI—XVI веков.

Актуальность данной темы заключается в том, что инкская является одной из самых древних цивилизаций, наравне с ацтекской и майя. И в ней, как и в двух других есть много своих загадок и интересных, значимых для современного общества, результатов.

Цель данной работы – изучение цивилизации инков, с акцентом на ее государственное устройство и основные достижения.

Задачей данного реферата является рассмотрение особенностей государственного устройства цивилизации инков, ее культурной и хозяйственной деятельности.

При подготовке данной работы нами были использованы источники литературы такие как издание М.С.Альперовича и Л.Ю.Слёзкина «История  Латинской Америки с Древних времён до начала XXв». Доступное для использования и дающее исчерпывающую информацию о существовавших цивилизациях мира, конкретно о цивилизации инков.

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ЦИВИЛИЗАЦИИ ИНКОВ

1.1 Возникновение цивилизации Инков

Цивилизация инков  одна из древнейших в Южной Америке. Инки – индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII вв. Термин инки, а вернее инка, имеет разнообразие значения. Во-первых, это название всего господствующего слоя в государстве Перу. Во-вторых, это  титул правителя. В-третьих, название народа в целом. Господствовали они на территории, называемой ныне Перу, в течение длительного времени. Свою страну инки называли «Тауантинсуйу»,  что означает “четыре соединенные стороны света”. Так как из столицы – Куско, выходили в разных направлениях четыре дороги, и каждая, независимо от своей длины, носила название той части империи, куда она вела. В период, когда территория империи достигла наибольших размеров, она включала в себя часть Южной Америки и простиралась почти на миллион квадратных километров. Помимо нынешнего Перу, в империю входили большая часть нынешних Колумбии и Эквадора почти вся Боливия, северные районы республики Чили и северо-западная часть Аргентины.

Создание государства приписывается легендарному Инке – Манко Капаку, он же основал столицу (г. Куско). Как повествует предание, Манко Капак, сын Солнца и Луны, выполняя волю своего отца Солнца, вышел из вод озера Титикака, чтобы обратить на путь цивилизации дикарей, населявших окрестные земли, научить их земледелию и ремёслам и создать великую империю. По указанию своего отца, Неподалеку от селения Пакари-Тамбо, лежащего у подножия холма Уанакаури, он воткнул в землю золотой жезл и, когда тот был поглощен землей (знак того, что именно там должна была быть основана столица будущей империи), основал в этом месте город. Манко Капак был первым (мифическим) правителем обширного инкского государства Тауантинсуйу.

 

1.2 Основные черты государственного устройства

Социальная и соответственно экономическая организация инкского общества была основана  на десятичной административно-иерархической системе. Провинция делилась на несколько частей с некоторым числом домохозяйств. Домохозяйства имели своего, так сказать, “бригадира”, сотню домохозяйств возглавлял пача-курака, тысячу – мальку (управляющий большой деревней), десять тысяч – губернатор провинции, а десять провинций составляли “четверть” империи и управлялись апо.

Отношения между общинами регулировались местными правителями. Только они могли вынести смертный приговор. Чтобы получить признание, прибегали к пыткам. Приговор приводился в исполнение разными способами, в зависимости от преступления: повешение, обезглавливание, четвертование, сожжение и сбрасывание в пропасть.

Основной ячейкой общества в инкском государстве была соседская община, айлью. У нее было свое имя, это могло быть название птицы, животного, горы, небесного тела и т. д. На  территории каждой общины были земли, которые назывались «огородом, собственной землей». Этот участок состоял из двора, дома, амбара, сарая, огорода. Возделываемая членами айлью земля  делилась на три части: «земля Солнца» - жрецов, поля инки и поля общины. Каждая семья имела свою долю земли, хотя вся она обрабатывалась сообща всей деревней, и члены общины работали совместно под руководством старшин. Обработав один участок поля, переходили на поля инки, затем на поля жителей села и затем уже на поля, урожай с которых шел в общий фонд деревни.

Крестьяне-общинники составляли большую часть населения государства инков. В инкском обществе был слой людей, находившихся вне общины, это были лица мужского пола – янакуна и женского – акльякуна. Такие мужчины обслуживали дворцы и храмы, были носильщиками в войске или обучались какому-то ремеслу и затем работали на хозяина. А женщин (акльякуна) забирали из общин в возрасте 8-9 лет и воспитывали в подобии монастырей, обучали ремеслам и они работали на господ — пряли, ткали и вышивали.

Жрецы занимали привилегированное положение в обществе. В пользу жрецов взималась часть урожая. Они не подчинялись местным правителям, а составляли обособленную корпорацию.

Также в инкском государстве имелось две группы знати — провинциальная и столичная. Большую часть провинциальной составляли старейшины и вожди с наследственным статусом, кураки. Они не участвовали в производственном процессе, но следили за исполнением работ общинниками и за сбором налогов. Столичные инки приобретали свой статус по рождению. Они занимали самые высокие должности в администрации, в храмах и в армии.

Каждой областью государства управлял правитель, который, как правило, был прямым родственником правящего Инки. Их называли «апо». Вместе с несколькими другими сановниками они составляли государственный совет страны, который мог высказывать Инке свои предложения и идеи. В районах власть находилась в руках местных должностных лиц. А во главе государства стоял правитель - единолично правящий Инка. Он командовал войском, возглавлял гражданское управление и решал важные административные вопросы вместе со своим советом.

Также важную роль в организации инкского государства играла военная сторона. Войны, как правило, носили захватнический характер. Мародерство на захватываемых землях не допускалось и каралось смертью даже в самых незначительных случаях. В то же время богатства реквизировались государством. А побежденные вожди получали место в администрации.

 

1.3 Правители – Инки

Известны 12 правителей, стоявших во главе государства. Исторические предания повествуют о войнах инка с соседним, племенами. Первое десятилетие XIII века - начало усиления племени инков и, возможно, - время образования союза племен во главе с инка. Достоверная история инков начинается с деятельности девятого правителя - Пачакути (1438-1463). С этого времени начинается возвышение инков. Государство быстро крепнет. В последующие годы инки завоевывают и подчиняют племена всей области Анд от Южной Колумбии до Среднего Чили. Население государства составляет 6 млн. человек.

Манко Капак

По легендам, Манко Капак управлял государством около сорока лет,  ввел свод законов, и  отменил человеческие жертвоприношения. Был женат на своей сестре Оклло и имел от нее сына Синчи Рока.

Манко Капак правил как первый Инка 30-40 лет. За этот период он ввёл инкскую государственность, учредил законы, которые предусматривали суровые наказания за убийства; начал формировать государственные запасы продуктов на случай неурожаев; обогатил хозяйственный комплекс региона технологией терассованния крутых склонов; выдвинул идею создать постоянную милитарную гвардию из профессиональных военных.

Синчи Рока

Территориальную экспансию инков на земли соседей начал сын Манко Капака, его наследник – второй Инка Синчи Рока (Храбрый Правитель), которому удавалось хитрыми дипломатическими шагами избегать прямых боевых столкновений, пока соседи изнуряли один одного в постоянных стычках. Синчи Рока, правил примерно с 1228 по 1258год. Одним из его первых начинаний стало строительство дворца для себя и своей семьи, слуг и стражников. (Каждому новому вождю инков требовалось возвести новый дом, так как мумифицированные останки умерших правителей продолжали обитать в своих дворцах вместе с семьями и слугами). [1]

Население росло и требовалось больше еды, и Синчи Рока выдвинул идеи, которые могли помочь увеличению урожаев: террасное земледелие на склонах гор и осушение местных болот. Для осуществления каждого из этих проектов потребовались миллионы часов труда. Для заполнения огороженных пространств нужны были тысячи корзин плодородной почвы, которую после этого следовало рыхлить, засеивать, пропалывать и поливать. Осушение болот было еще более трудоемким делом, так как каналы, отводящие воду, приходилось рыть в земле примитивными инструментами, расчищали землю, возводили каменные стены террас и заполняли их плодородной почвой. Инки создали технологию превращения непригодных земель в сельскохозяйственные угодья за счет создания террас, дренажных систем и ирригационных сооружений.

Созданные инками сельскохозяйственные террасы используются и сегодня. Они позволяют экономить площади и обеспечивают высокий урожай, поэтому проживающие в Андах фермеры продолжают получать высокие урожаи за счет сельскохозяйстенного плана, разработанного в 1400 годах правителем инков Синчи Роко.

Льоке Юпанки

Третий правитель инков, сын Синчи Роко, Льоке Юпанки (дата правления 1258-1288гг) уже не сталкивался с проблемой нехватки продовольствия. Открытые рынки, появившиеся при Льоке Юпанки, очень напоминали сегодняшние колхозные. Но никаких денег у инков не было. Крестьяне привозили излишки урожая – картофель, кукурузу, квиноа (вид злака) – обменивались ими с другими торговцами, предлагавшими ткани, изделия из кожи, гончарные изделия, вяленое мясо или рыбу.

Льоке Юпанки кроме строительства собственного дома стал заниматься увеличением размера и совершенствованием архитектурного стиля храма Интиуаси, и строительством Акльяуаси (своего рода монастыря), обустройством общественных рынков, строительства дорог и создания административной системы. Акльяуаси прославился как центр ткачества и стал домом акья (жриц, или избранных женщин). Эти избранные женщины были отличными мастерицами  и, кроме того, самыми красивыми в империи, многие из них становились вторыми женами знатных инков. Куско с ростом населения расширялся и часть населения переселялась. Льоке Юпанки приказал строить дороги между центром Куско и окрестностями. Удобство передвижения позволяло вождю инков контролировать граждан, проживавших на окраинах империи. Льоке Юпанки создал систему правительственной службы, которая помогала ему обеспечивать благополучие подданных. Он назначал куракас (профессиональных правительственных служащих), а они распределяли работы, собирали налоги, следили за выполнением крупных проектов, таких как строительство дорог и ирригационных систем. Льоке Юпанки часто сам проверял выполнение работ на местах. Позже все вожди следовали его примеру, принимая активное участие в управление империей.

Майта Капак

После Льоке Юпанки правил его преемник Майта Капак (годы правления 1288-1318), который, поощрял религиозную терпимость и покорил индейцев Тиауанако, у которых инки мастерски научились вырубать каменные глыбы, обрабатывать и укладывать друг на друга каменные блоки не имея ни железных инструментов, ни повозок с колесами. Майта Капак сразу показал себя правителем твёрдым и властолюбным. Майта Капак создал школы для знатных инков, где принцы обучались военному делу и основам управления империей. Если некоторые европейские правители обращали жителей покоренных территорий в свою религию, подвергая несогласных жестоким гонениям, то Майта Капак понимал, что представители различных культур относятся к своим богам с не меньшим уважением, чем инки, поэтому он позволял всем соблюдать и собственные религиозные обряды. Майта Капак осознавал важность наличия хорошо подготовленных воинов, ведь инкам приходилось много воевать, защищаясь от захватчиков и расширяя свои границы, поэтому в период его правления около одной пятой всего населения служили в армии.

Капак Юпанки

Пятым правителем инков стал Капак Юпанки (правление 1318-1348г), который не был прямым наследником Майта Капака. Он стал правителем благодаря приятной внешности, а законный наследник к несчастию был некрасив, чтобы возглавить инков. И только благодаря ему, инкам, наконец, удалось вырваться за границы долины Куско. Капак Юпанки с целью расширения империи обратил внимание на западные территории, расположенные на берегу Тихого океана. Он подготовил армию для перехода из высоких, холодных Анд на жаркое побережье. Затем, покоряя одну культуру за другой, он стал осуществлять свои планы по завоеванию. За несколько недель Капак Юпанки сумел взять под контроль прибрежный регион площадью почти 192000м2.

Империя процветала, но за спиной правителя плелись интриги. Одна из многочисленных жен Капака Юпанки – Куси Чимбо (вторая жена), организовала убийство главной жены (Илпай) и ее сына (законного наследника трона – Киспе Юпанки), чтобы обеспечить властью своего любимого сына – Инка Роко. В это же время бесследно исчез и сам правитель Капак Юпанки, считается, что его тоже убили.

Инка Роко

Завершилось формирование раннего инкского государства во время правления шестого инки – Инки Роко (правление(1348-1378г), который на протяжении своего длительного правления (60 лет) не только существенно расширил свои владения за счёт соседей, а и окончательно утвердил параметры этнополитического, языкового, хозяйственного, социального и культурно-религиозного устройства Тауантинсуйю. Инка Рока стал первым правителем, принявшим титул Инка. Он потребовал, чтобы его называли Сапа Инка, что означало «единственный вождь». Инка Рока завершил начатый Синчи Рока проект осушения болот. Также он полностью реорганизовал политическую и социальную структуру общества. Разделил правительственную администрацию на 2 департамента – верхний и нижний, при этом все политические, военные и социальные дела находились в его непосредственном ведении. Многих представителей своей семьи он назначил на правительственные и общественные должности. Только жрецы храма Интиуаси оставались прямыми потомками Манко Капака.

Яуар Уакак

Яуар Уакак (седьмой правитель в 1378 - 1408г), был сыном Инки Роко.  При Яуаре Уакаке инки провели висячий мост через глубокий каньон реки Апуримак. Ранее ее пересекали три моста на юго-западе, но теперь инки проложили прямой путь от Куско к Андауайлас. Этот мост, самый длинный в империи (45 м), инки называли «уакачака», священным мостом. Также Инка Яуар Уакак создал в империи регулярную армию. Но, а в остальном, как правитель, он был ленив, проводя все время во дворце, наслаждаясь спокойной жизнью.

Виракоча

Виракоча (восьмой правитель с 1408 по 1438г) вошел в историю как самый трусливый Инка. Так как во время его правления, племя Чанка осуществили внезапный набег на земли инков и осадили Куско. А Виракоча бежал в долину Урубамбы, оставив защищать столицу своего сына. Но наследник блестяще справился с возложенной на него задачей и наголову разгромил врагов. Это было самое кровавое и жестокое сражение в истории древнеамериканских войн. Война с Чанку вынудила инков снять часть своих войск с южного направления и это подарило народу надежду на свободу. Неспособность Виракоча противостоять захатчикам из племени Чанка свела на нет все достижения его правления. Возможно, безволие и инфантильность Яуар Уакака привели к тому, что его наследник (Виракоча) стал таким трусливым и не способным противостоять нападающему народу.

Куси Юпанки (Пачакути)

Наследником Инка Виракоча  стал его перворождённый сын по имени Куси Юпанки (правителя с 1438 по 1471 год), но перед смертью Инка Виракоча приказал дать ему новое имя – Пачакути (сотрясатель земли). Пачакути Инка был одной из ключевых фигур в истории инкской «империи». Легенды окутывают тайной жизнь величайшего правителя инков Куси Юпанки (Пачакути). История о том, как Куси Юпанки стал командующим армии инков, разгромил индейцев Чанка и объявил себя Сапа Инка начинается с видения: бог Солнца, разговаривая с молодым Куси Юпанки, сказал ему: «Иди ко мне, дитя мое, не бойся, ведь я твой отец Солнце. Я знаю, что ты покоришь многие племена, воздашь мне великие почести и будешь поминать меня, совершая жертвоприношения». И бог Солнца показал Куси Юпанки образы тех земель и племен, которые ему предстояло покорить. Куси Юпанки (Пачакути) создал настоящую империю, ведь до этого инки были всего лишь одним из многочисленных индейских племен, а Куско — обычным городком. Именно 1438 год, вероятно, следует считать началом создания империи. Пачакути реорганизовал армию, повысив ее боеспособность, увеличил генералитет. Пачакути перестроил Куско, превратив столицу в город с прекрасными каменными дворцами и храмами. Его провинциями управляло многочисленное дисциплинированное, отлично функционировавшее чиновничество, стоявшее на защите интересов государства. Армии Куско больше не испытывали нужды в транспортных средствах, одежде и продовольствии. Пачакути объявил животных «царской» собственностью, а на островах озера Титикака основал богатейшие храмы. В результате его завоеваний были заложены основы громадной инкской «империи», а он сам, по сути, стал первым «императором» инков — «императором» - создателем. Пачакути был одной из наиболее выдающихся личностей в древне - американской истории — воин, политик, философ, историк, архитектор, поэт. Также он ввел ряд реформ, которые охватили все основные структурные единицы Тауантинсуйя.

  1.Создание единой централизованной системы государственных судов. Потому первые шаги власти в осуществление законодательной реформы были направлены на кодификацию и унификацию принципов традиционного права в систему наказаний и поощрений на основе единого стандарта. Они предусмотрели создание единственной централизованной системы государственных судей, которые рассматривали дела в отношении преступлений самого разного характера, но приговоры их, как правило, отличались только разновидностями смертной казни. Принцип наказаний был такой: чем выше стоял человек в социальной иерархии, тем скурпулёзние он должен соблюдать правопорядок - и тем строже становились для него наказания за одинаковые преступления. Эффективность такого судопроизводства поражала: преступность в  Тауантинсуйя свели к минимуму.

  2. Не менее радикально подошёл Пачакути Инка Юпанки к решению языкового вопроса. Для ликвидации сепаратистских настроений и преобразования пестрой совокупности покоренных этносов на "новую историческую общность - великоинкский народ в Тауантинсуйя  осуществлялась последовательная политика на постепенную ликвидацию всех языков, кроме официальной государственной" языка народа ", причем статус такого языка получила, как ни странно, не родной язык инков, а весьма авторитетный и распространённый в регионе язык кечуа, который девятый Инка ввел в качестве государственного по всей империи.

 3. Важные перемены произошли в административно-управленческой  системе империи. Согласно замыслу реформаторов, предусматривалась её окончательная стандартизация и унификация.

 4. Также Пачакути Инка Юпанки принадлежит заслуга в создании дорожно-почтовой службы. При его правлении была построенна стратегическая Андская горная дорога.

 5.         Важной составляющей имперского развития Тауантинсуйя стала религиозная реформа Пачакутека, для обсуждения и утверждения которой девятой Инка созвал специальный теологический конгресс, на котором заявил, что Солнце не всемогуще, не совершенно и не всесильно. Поэтому он считает, что культ Солнца - это фикция, которую надо оставить без изменений только для плебса, а для посвященных в суть бытия "верхов" следует ввести скрытый, тайный  для других культ единого бога-творца  Кон-Тикси-Виракочи (создателя земли, воды, Солнца, Луны и звёзд, праотца перволюдей, созданных им из камня или глины). Власть и авторитет Инки были такими непоколебимыми, что конгресс утвердил все его идеологические нововведения.

 6. Важным вкладом Пачакутека в развитие традиционной инкской цивилизации стало существенное увеличение количества школ, созданных еще во времена Инки Роки. Уделялось внимание также их "кадровом" укреплению.

7. Новый имперский статус требовал соответствующего предметного оформления, поэтому важной составляющей структурных нововведений Пачакутека стала генеральная реконструкция столичного Куско.

  Реформы Пачакутека завершили создание внутренней имперской системы Тауантинсуйя, которая в дальнейшем не испытала сколько-нибудь заметных изменений вплоть до самого финала инкской государственности. Это был классический тип империи тоталитарно-социалистического типа. Этот режим пропагандировал три основных принципа этики: "не кради, не ленись, не лги" и требовал тотальной занятости, строго наказывал за нарушение указаний начальства и одновременно гарантировал прожиточный минимум каждому подданному.

Тупак Юпанки

Пока Пачакути воевал у озера Титикака, у него вырос наследник — Тупак Юпанки, чья военная слава позднее затмит отцовскую. Тупак Юпанки (1471— 1493) значительно расширил границы инкской «империи», объединив всю древнеперуанскую ойкумену, и вошел в доколумбову историю Южной Америки как «император» - завоеватель. Отношения между Пачакути и Тупак Юпанки, как это часто случается между сильными личностями, даже когда они состоят в ближайшем родстве, были, по-видимому, напряженные, если не откровенно враждебные. Легенды по-разному повествуют о многочисленных военных походах этого Инки. По одной из них, неожиданно и стремительно вторгшись в Чимор — наиболее опасное для инков крупнейшее государство на территории Перу,— он быстро овладел им. Правитель Чимора  не ожидал столь мощного удара с севера, где у чиморцев не было общей границы с инками, а, следовательно, и укреплений. Победа над более развитым, чем государство инков, Чимором открыла инкам доступ к Тихому океану. Покорив Чимор, инки, очевидно, захватили несметные богатства. Потому что позднее, исходя из некоторых фактов, было обнаружено, что их общая стоимость составляла фантастическую по тем временам сумму — около миллиона золотых.

Также Тупак Юпанки продвинувшись более чем на тысячу километров к югу. Но переправиться через реку Мауле не смог. Встретив мужественное и ожесточенное сопротивление, он вынужден был остановиться. Здесь и пролегла южная граница Тауантинсуйю. Хотя после Тупака Юпанки и были попытки еще больше раздвинуть рубежи государства, в том числе на восток, в целом границы «империи» больше почти не изменялись.

С целью защиты своей империи по восточной границе Тауантинсуйю инки возвели ряд крепостей и соединили их тянущейся по гребням гор каменной стеной длиной почти 200 км — американским подобием Великой Китайской стены. Правда, в отличие от своего древнекитайского аналога «Великая перуанская стена» не была столь мощной, и имела, больше, символическое значение. Она годилась лишь для отражения натиска противника, незнакомого с искусством правильной осады, так как ее высота не превышала рост человека. В 1493 году, Тупак Юпанки был отравлен, по некоторым преданиям, одной из своих многочисленных наложниц и скоропостижно скончался.

Уайна Капак

Одиннадцатому правителю – Уайна Капаку (1493—1527) в наследство от отца (Тупака Юпанки) досталась огромная «империя», равной которой не было во всей индейской Америке. С севера на юг она простиралась почти на 5 тыс. км, а ее территория равнялась 2754 тыс. км2.

При создании царской резиденции Уайны-Капака (территория размером с семь футбольных полей) рабочие передвинули русло реки Урубамбы в южную часть долины, сровняли с землей холмы и осушили болота, чтобы посадить кукурузу, хлопок, арахис и перец чили. В центре «новой земли» из камней и кирпичей возвели загородный дворец Уайны-Капака – Киспигуанка.

Во время правления Уайна Капака произошло самое крупное восстание (на острове Пуна, у побережья нынешнего Эквадора),с участниками которого расправились очень жестоко: каждого десятого повстанца сбрасывали в море или закалывали, обезглавливали, четвертовали, забивали до смерти камнями, вешали и т. п. Не все было спокойно и при дворе «императора»: один из его многочисленных дядей — Инка Уальпайя пытался его отравить, чтобы освободить трон для собственного сына. Но ему это не удалось.

Уайна Капак, был последним Инкой, правившим Тауантинсуйю до прихода испанцев. За годы своего долгого правления, большую часть из которых он провел на севере, в городе Кито, этот властитель многое успел сделать для укрепления инкской «империи», оставшись в народной памяти «императором» - администратором, «императором» - миротворцем.

Около 1527 года Уайна Капак умер в Эквадоре от какой-то загадочной болезни – но власти при этом не лишился. Приближенные мумифицировали его тело, перевезли обратно в Куско, и члены царской семьи часто посещали усопшего монарха, прося у него совета по важным вопросам и внимая ответам, которые изрекал восседающий рядом оракул.

Уаскар и Атауальпа

Когда Уайна Капак внезапно умер, не успев назвать наследника, на престол в Куско вступил его старший законный сын — надменный Уаскар.

В то время в Кито, любимом городе Уайна Капака (северной столице Тауантинсуйю), правил один из сводных братьев Уаскара — властолюбивый Атауальпа. Задумав использовать смерть отца в своих интересах, он заявил, что Уайна Капак, умирая, завещал разделить Тауантинсуйю на две части: якобы столь огромной «империей» стало затруднительно управлять из одного центра, и что северной половиной государства должен править он — Атауальпа. В результате, в империи вспыхнула беспощадная борьба за престол между двумя братьями, которая привела к кровавой междоусобице.

В конце концов, в 1532 году, победу одержал честолюбивый Атауальпа, в чьем подчинении находились лучшие инкские военачальники и отборные войска, обученные еще при Уайна Капаке (гвардия Инки). В этой междоусобной войне «империя» утратила свою былую мощь. [1]

Уаскара пленили и заточили в темницу, но именно он являлся истинно законным наследником престола, так как был сыном Уайна Капака и его сестры, т. е., по инкским правилам законной жены. Однако Атауальпа был лишь незаконнорожденным сыном от брака Уайна Капака с его наложницей. Несмотря на пленение Уаскара, население Тауантинсуйю все же признавало законным Инкой Уаскара.

В 1532 – 1533 годах, Уаскара убили по приказу брата, а затем от рук испанских конкистадоров (1533 год) пал и сам Атауальпа.

 

1.4 Испанское завоевание

До сих пор трудно понять, каким образом испанцы могли завоевать мощную империю, хотя на этот счет выдвигается множество соображений.

В 1532 году на побережье современного Перу высадились иноземные завоеватели во главе с Франсиско Писарро и двинулись в город Кахамарку (северный город инков). Прибыли они с довольно небольшим количеством воинов и лошадей. Однако по дороге армия Писарро пополнялась недовольными господством инков. 

Дойдя до Кахамарки, испанцы взяли в плен правителя Атауальпу. А восемь месяцев спустя казнили его. Для своего спасения Атауальпа даже согласился выкупить свою свободу, наполнив комнату, где его содержали, дважды серебром и один раз золотом. Но его это все же не спасло.  В 1533 году, испанцы, почти не встречая сопротивления на своем пути, взяли великий город – столицу имеперии – Куско. Сразу после этого, Франсиско Писарро, посадил на престол империи, «марионетку» – принца Манко Инка Юпанки (Манко II). Принц Манко, придумал хитроумный метод в борьбе с завоевателями. Он сначала перешел на сторону испанцев и приблизился к Писарро, показав себя «марионеткой», но это было лишь с целью изучить противника, а сам тем временем вынашивал планы восстания и проявлял терпение, ждал момента. И в 1536 году, терпение кончилось, и момент настал, Манко поднял восстание против испанцев, чтобы прогнать их со своих земель.[9]

Уничтожив всех испанцев в окрестностях Куско, четыре армии 18 апреля 1536 обрушились на столицу. Но город выдержал осаду. Осада Куско была снята из-за того, что многие воины покинули армию Инки в связи с началом земледельческих работ. Манко II  и тысячи преданных ему людей отступили на заранее подготовленные позиции в горном массиве Вилькабамба, захватив с собой сохранившиеся мумии прежних инкских правителей. Здесь Манко и создал так называемое «Новоинкское государство». Господство инков здесь продолжалось потом  ещё около 30 лет.

Но потом, уже спустя довольно продолжительное время, испанцы-ренегаты, обосновавшиеся в «Новоинкском государстве», рассорились с Манко, убили его и были казнены. А в 1572 году и последний правитель инков — Тупак Амару (сын Манко II) был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена. Обширная сеть инкских дорог, хранилищ, храмов и дворцов мало-помалу пришла в упадок. [1]

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИНКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

2.1 Религия

Религия носила практический характер и пронизывала всю жизнь инков. Инки верили в бессмертие души. Считалось, что аристократ, вне зависимости от своего поведения в земной жизни, после смерти попадает в обитель Солнца, где всегда тепло и царит изобилие; что же касается простолюдинов, то туда попадали после смерти лишь добродетельные люди, а грешники отправлялись в, своего рода, ад (око-пака), где мучились от холода и голода. Таким образом, религия и обычаи воздействовали на поведение людей. [6]

Официальной религиозной системой инков являлась «гелиоцентрическая» система. В ее основе находится подчинение Солнцу (Инти). Почитание бога Солнца носило официальный характер. Инти обычно изображали в виде золотого диска, от которого во все стороны отходили лучи. На самом же диске изображен лик мужчины. Супругой Инти и вместе с тем матерью инков - в соответствии с верованиями индейцев - была богиня Луны Килья. Третьим «жителем небосвода», также почитаемым в империи инков, был бог Ильяпа - одновременно гром и молния. Инкская религия включала в себя многочисленные децентрализованные культы богов, олицетворявших природные реалии. Кроме того, практиковалось почитание магических и священных объектов (уака), каковыми могли быть река, озеро, гора, храм, собранные с полей камни.

Основное содержание культа инков состояло в жертвенном ритуале. Жертвоприношения осуществлялись главным образом животными и только в чрезвычайных случаях (в момент вступления на престол нового Инки, землетрясения, засухи или войны) - людьми.

Существовал культ сил природы. Особенно развит был культ матери-земли, называвшейся Пача-мама. Большое значение имел культ предков. Предки почитались как духи-покровители и охранители земли данной общины и вообще местности. Существовал обычай мумифицирования умерших. Мумии в нарядных одеждах с украшениями и бытовой утварью сохранялись в гробницах.

 

2.2 Виды хозяйственной деятельности инков

Инки достигли больших успехов во многих отраслях хозяйствования и прежде всего в металлургии. Важным занятием было добывание руд и выплавление металлов, в том числе нескольких видов бронзы. Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Из бронзы отливались многочисленные орудия (топоры, ножи, навершия для мотыг и боевых палиц, серпы, щипцы, булавки и т. д.), а также бубенчики. Инкские мастера были знакомы с разными техниками обработки металла, среди них такими сложными, как инкрустация, спайка и перегородчатая эмаль. Столица – город Куско, просто слепил золотым блеском. Так в легендарном Кориканча, Храме Солнца в Куско, имелся сад с золотым фонтаном, вокруг которого “росли” из золотой “земли” сработанные из золота в натуральную величину стебли маиса с листьями и початками и “паслись” на золотой траве двадцать лам из золота – опять-таки в натуральную величину. [2]

Также высокое развитие получило ткачество. Индейцам Перу были уже известны ткацкие станки, причем это были станки трех видов. Сотканные на них ткани индейцы иногда окрашивали, используя для этой цели семена дерева авокадо (синий цвет) или же различные металлы, в частности медь и олово. Их ткани отличаются богатством и тонкостью отделки. Сырьем служили хлопок и шерсть. Изготовлялись также ворсистые ткани для одежды и ковры.

Значительное развитие в государстве инков получило земледелие, хотя местность, на которой расположились племена инков, не особенно располагала к развитию сельского хозяйства. Так как по крутым склонам Анд в дождливый сезон стекают потоки воды, смывая почвенный слой, а в сухое время на них не остается влаги. В таких условиях инки должны были оросить землю, чтобы сохранить влагу на полях. Для этого создавались особые сооружения, которые регулярно обновлялись. Поля располагались ступенчатыми террасами, нижний край которых укреплялся каменной кладкой, задерживавшей почву. У края террасы устраивалась дамба, чтобы отводить воду от горных рек к полям. Каналы выкладывались каменными плитами. Государством выделялись специальные должностные лица, в обязанность которых входил надзор за исправностью сооружений.

На плодородной земле выращивали самые различные растения, главным из которых была кукуруза. Индейцам было известно до 20 различных сортов кукурузы. Кукуруза (сара) выращивалась на высоте до 4100 м над у.м. и потреблялась в различных видах: сыром в початках (чокло), подсушенном и слегка поджаренном (кольо), в виде мамалыги (моте) и превращенная в алкогольный напиток (сарайяка, или чича). Ценнейшим даром перуанского земледелия является уроженец Анд картофель, способный выдерживать сильные холода и произрастать на высоте до 4600 м над у.м. Попеременно замораживая и размораживая картофель, инки обезвоживали его до такой степени, что превращали в сухой порошок под названием “чуньо”.. Инкам было известно до 250 его сортов. Они выращивали его самых различных цветов: почти белый, желтый, розовый, коричневый и даже черный. Крестьяне выращивали также сладкий картофель - батат. Из бобовых выращивали прежде всего фасоль. Доколумбовым индейцам были известны и ананасы, какаовое дерево, различные сорта тыкв, орехов, огурцы, арахис. Употребляли они четыре сорта пряностей, в том числе - красный перец.

Строительное искусство Тауантинсуйу непрерывно развивалось и совершенствовалось. На первом этапе характерны циклопические сооружения из огромных камней разной формы. Позднее здания возводились из камней меньшего размера. Непосредственно перед конкистой инки строили вытянутые в длину, геометрически строгие по формам сооружения из небольших камней, тщательно отесанных, скреплявшихся пазами и шипами. Самым большим зданием был Храм Солнца в Куско (Кориканча).

Жилище в горах возводилось из камня, на побережье — глиняных сырцовых кирпичей или плетней. Оно имело двускатную растительную кровлю, узкий дверной проем, закрываемый циновкой, окон не было. Внутреннее пространство могло разделяться легкими перегородками. Мебель отсутствовала; из утвари были известны сосуды из глины и тыквы, корзины, деревянные ложки, каменные ступы и зернотерки.

 

2.3 Основные культурные достижения

Выдающихся успехов достигла медицина. Состояние здоровья жителей не было частным делом граждан, наоборот, империя была заинтересована в том, чтобы жители страны как можно лучше служили государству. Инки применяли некоторые научные приемы лечения болезней. Использовались многие лекарственные растения; известно было также и хирургическое вмешательство, такое, как, например, трепанация черепа. Наряду с научными приемами широко распространена была практика магического знахарства. За много веков до прихода в Перу современной медицины здесь зародилась нейрохирургия.

Исторические события и предания сохраняли в памяти специально обученные сказители. Инки изобрели мнемоническое средство для хранения информации под названием “кипу” (“узел”). Оно представляло собой веревку или палку, с которой свисали цветные шнурки с узелками. Содержавшуюся в кипу информацию устно пояснял специалист по узелковому письму, кипу-камайок, иначе она осталась бы непонятной. Каждый правитель провинции держал при себе множество кипу-камайок, которые вели дотошный учет народонаселения, воинов, податей. Инки пользовались десятичной системой исчисления, у них существовал даже символ нуля (пропуск узелка).

Педро де Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу» сообщал о небывалой точности учёта с помощью кипу: «В каждой столице провинции были счетоводы, называемые кипукамайоки, и с помощью этих узлов они вели исчисление и учёт необходимых податей, уплачиваемых жителями того района, начиная с серебра, золота, одежды и скота, и заканчивая дровами, и другими куда более незначительными вещами; и с помощью этих самых кипу по истечении одного года, или десяти, или двадцати, извещали того, кому было поручено собирать отчет; и столь хорошо это делалось, что и пару альпаргат нельзя было утаить» [7].

Астрономия инков значительно уступала астрономии майя, Египта и Месопотамии, но, тем не менее, являлась одним из двух важнейших научных представлений в империи инков. Инки имели представление о солнечном и о лунном годе. Год у инков состоял из 14 месяцев, 12 из которых имели по 24 суток, и 2 имели по 25 суток; общая продолжительность этих 14 месяцев была 338 суток. Для наблюдения за солнцем астрономы империи инков во многих местах Перу соорудили специальные «обсерватории». Наиболее крупный пункт наблюдения за солнцем находился в Куско. Главным ночным небесным объектом считался Млечный Путь. Виднеющиеся на Млечном Пути пятна межзвёздной пыли, так называемые "чёрные созвездия", у инков носили имена различных животных. Луна, по мнению инков, имела две сущности: светлый одушевлённый диск и тёмный безжизненный, которые попеременно закрывают друг друга. Наука астрономия должна была служить интересам государства. Но деятельность ученых-астрономов приносила немалую пользу, как государству, так и всем его гражданам. [8]

Календарь инков был, прежде всего, ориентирован на солнце. Год считался состоящим из 365 дней, делился на двенадцать 30-дневных месяцев, после которых в календаре еще следовало пять (а в високосный год - шесть) заключительных дней, которые назывались «дни без работы». [8]

Для измерения пространства у инков существовали меры, основанные на размерах частей человеческого тела. Самой малой из этих мер считалась длина пальца. Для счета употреблялась счетная доска, которая разделялась на отделения, в которых передвигались счетные единицы (круглые камешки). Время измерялось сроком, необходимым для того, чтобы сварился картофель, что значит приблизительно один час. Время дня определялось по солнцу.

Империя инков была страной, создавшей множество чудес. Одним из самых замечательных являются древнеперуанские «магистрали Солнца» - целая сесть шоссейных дорог. Самая длинная из дорог превышала 5 тыс. километров. Там, где дорога шла по песчаной пустыне, она была вымощена. Там, где дорога пересекалась с реками и ущельями, - сооружались мосты. Мосты сооружались следующим образом: опорой для них служили каменные столбы, вокруг которых закреплялось пять толстых канатов, сплетенных из гибких ветвей или лиан; три нижних каната, которые образовывали сам мост, переплетались ветвями и выстилались деревянными перекладинами. Те канаты, которые служили перилами, переплетались с нижними и ограждали мост с боков. Эти подвесные мосты представляют собой одно из крупнейших достижений техники инков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из данной работы, можно заключить, что власть в государстве была  централизована и основана на десятичной административно – иерархической системе. Во главе этой иерархической лестницы стоял верховный правитель – Инка. За всю историю цивилизации известно 12 таких правителей, каждый из которых внес свой вклад в развитие, расширение, рост и влияние данной цивилизации. Ниже находился государственный совет, состоящий из местных областных правителей (апо). Также в государстве имелось две группы знати – провинциальная и столичная. Привилегированное положение в структуре государства занимали жрецы, наделенные особыми полномочиями. Основными крестьянскими объединениями являлись общины (айлью), в которые входила наибольшая часть населения. Люди, не входившие в общины, занимались ремеслом.

Империя инков являлась примеров упорядоченной и систематизированной государственной структуры.

Религия являлась неотъемлемой частью государственности империи инков. Разрозненные культы были объединены в общем религиозном направлении. В основу которого легло поклонение Солнцу (Инти).

Цивилизация инков приобрела значимые достижения в разных областях жизни. В хозяйственной деятельности развитие получило земледелие и определенные виды ремесел, в особенности металлургия и ткачество. Инки ушли далеко вперед в культурных и научных достижения, а именно в медицине, астрономии, строительстве сети дорог, была создана удивительная система узелкового письма (кипу), которая порой даже используется современными программистами для расшифровки.

В заключение хочется сказать, что при рассмотрении империи инков, мы наблюдаем, что она является одной из самых высокоразвитых цивилизаций мира, ушедших в своем развитии далеко вперед.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альперович, М.С. История  Латинской Америки с Древних времён до начала XXв /  М.С. Альперович, Л.Ю. Слёзкин.,1991.

2. Башилов, В.А. Древние цивилизации Перу и Боливии / В.А. Башилов., 1972.

3. Берёзкин, Ю.Е. Инки.Исторический опыт Империи / Ю.Е. Берёзкин. – Л.: Наука, 1991.

4. Дьяконова, И.М. История древнего мира / И.М. Дьяконова. – Москва, 1983.

5. Зубрицкий, Ю.А. Инки-кечуа / Ю.А. Зубрицкий. – М.: 1975.

6. Инка Гарсиласо де ла Вега, История государства Инков / Инка Гарсиласо де ла Вега. — Л.: 1974.

7. Педро Сьеса де Леон, Хроника Перу. Часть 2: Владычество Инков.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 33.99K
Скачано: 258
Скачать бесплатно
17.11.13 в 14:42 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе