Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Контрольная по культурологии вариант 5

Контрольная по культурологии вариант 5 [19.11.13]

Тема: Контрольная по культурологии вариант 5

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.71K | Скачано: 214 | Добавлен 19.11.13 в 16:16 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Задание 1.

Используя материалы КОПР “Культурология”, материалы рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, охарактеризуйте национальные религии Древней Индии, выделите их общие черты.

Задание 2.

Используя материалы КОПР “Культурология”, материалы рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, выделите основные достижения художественной культуры и науки Древнего Китая. Охарактеризуйте наиболее важные с вашей точки зрения.

Задание 3.

Используя материалы КОПР “Культурология”, материалы рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, охарактеризуйте основные художественные стили эпохи западной культуры XX в., назовите их выдающихся представителей.

 

Вариант № 5

Задание 1.

Используя материалы КОПР “Культурология”, материалы рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, охарактеризуйте национальные религии Древней Индии,  выделите их общие черты.  

Во II-I тысячелетии в Древней Индии возникла Ведическая религия, по названию священных книг Вед. Веды включали в себя гимны, молитвы, магические заклинания. Характерная черта ведизма — обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды. Была хорошо развита ритуалистика. Число божеств в ведийской религии очень велико. Самыми популярными богами были покровитель воинов Индра, кровожадный и мстительный Рудра ,умевший принимать любой облик Вишну, бог мертвых Яхма, бог жрецов и молитвы Брахма. Ведизм относится к политеизму, то есть поклонение не одному, а множеству богов.

Следующая национальная религия Древней Индии – Брахманизм. Брахманизм возник в 1 тысячелетии до нашей эры по имени Брахмы, бога жрецов и молитвы, также почитаемого как бога - создателя Вселенной.

Брахманы учили, что жизнь человека с самого рождения сопряжена со страданием, поэтому смерть является освободительницей для людей, помогая им перейти из тьмы в свет. Также брахманы разработали учение о переселении душ. Они утверждали, что после смерти люди вновь рождаются на Земле в новом облике. Брахманы сформулировали идею сансары -бесконечного круговращения жизни и переселения душ, и кармы-новый облик человека зависит от его прежних поступков, а современные действия человека предопределяют его будущее  перевоплощение. Священными текстами брахманизма служили Веды.

На основе этих религиозных идей в 8 веке до н.э. возникла следующая национальная религия Древней Индии - Джайнизм. В основе этой религии лежало представление о том, что душа всегда привязана к телу, а совместным продуктом их деятельности является карма. По джайнизму будущая судьба души зависит от поступков: грех может низвести человека до перехода в неживую материю, добродетель - возвысить до воплощения в божестве, но лучшим исходом является уничтожение кармы, так как это освобождает душу от рабства, телесного существования. Это освобождение и есть состояние нирваны. Джайнизм относится к политеистической религии.

Одна из национальных религий Древней Индии - это Индуизм. Возникла эта религия во 2 тысячелетии до нашей эры. Число индусов в настоящее время составляет около 1млрд. человек. У индуизма не было своего основателя. Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями. В индуизме существует большое количество священных писаний, но более важными индуистскими текстами являются Веды и Упанишады .Индуизм относится к политеистической религии.

На основе положений индуизма, брахманизма и джайнизма в 6 веке до н.э. возник Буддизм, древнейшая из мировых религий. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда.

Основу буддизма составляло учение о “четырёх благородных поступках”:

1)В мире существует страдание и оно всеобъемлюще;

2)Страдание вызывается желаниями человека и его привязанностью к жизни;

3)Страдание может быть уничтожено;

4)Раскрывается путь, ведущий к избавлению от страданий.

Cледуя этому пути, любой человек может достичь нирваны и стать богоподобным существом - Буддой. В буддизме спасает не бог, а спасение приходит или изнутри самого человека в результате его собственных усилий ,или достигается благодаря помощи других “просветлённых”. Именно в этом принципиальное отличие буддизма от других религий. Путь к спасению означает, что у человека должны быть правильные мысли, слова и поступки.

Буддизм - политеистическая религия. Основные направления: хинаяна (спасение приходит в результате личного совершенствования) и махаяна (для достижения нирваны нужна помощь просветленного, наставника). Буддийская литература – это записи бесед Будды с его учениками. Общий свод текстов получил название “Трипитака” (Три корзины).Число приверженцев этой религии около 780млн. человек.

Все эти религии сформировались в одном и том же историко-культурном поле и  поэтому имеют много общих черт, характеристик, идей, а также таких понятий ,как карма, сансара , нирвана, мокша, дхарма. Все то, что составляет мировоззрение брахманизма и ведизма, полностью сохраняется и в индуизме.

 

Задание 2.

Используя материалы КОПР “Культурология”, материалы рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, выделите основные достижения художественной культуры и науки Древнего Китая. Охарактеризуйте наиболее важные с вашей точки зрения.

Письменность в Древнем Китае

  Во II тысячелетии до н.э. возникла китайская письменность. В ее основе лежала система иероглифического письма. Во II веке до н.э. число китайских иероглифов составило около 10 тысяч, тогда же появились первые китайские словари. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем ,на костях животных, на стенках бронзовых сосудов. Писали тушью с помощью кисти. Начиная с середины I тысячелетия до н. э. древние китайцы писали также на шелке. На рубеже новой эры китайцы в 105г. до н.э. придумали бумагу .В первых веках новой эры бумага вытесняет все старые материалы для письма.

Скульптура, архитектура, искусство древнего Китая

Своеобразной чертой китайской архитектуры являлось многоярусное здание. Китайцы строили здания в два-три этажа с многоярусной крышей. В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. По всей стране стали строить деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Пагода являлась основным культовым строением, которая всегда строилась на возвышении, для борьбы со злыми духами. Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией, самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.) Пагоды возводились из разных материалов: из дерева, кирпича, железа. В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Значительное распространение получила резьба по нефриту - он считался священным “вечным камнем” и по кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в н.э фарфора. Значительное распространение получила живопись на шелке и на бумаге. Важнейшим элементом живописи было изображение дракона - традиционного символа могущества и власти.

 Во II тысячелетии до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые – из бамбука, глины. Во времена династии Чжоу (772-480 до н.э.) был популярен полый деревянный брус, вырезанный в форме тигра с зазубренный спинкой. «Тигровая коробка» издавала звук при легком прикосновении к ней специальной палкой, расщепленной на конце на 12 лепестков.

Литература древнего Китая

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах 11—6 в. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин». «Шицзин» — подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений. Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений 4 в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах». В 4 в. до н. э. жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности.

Наука Древнего Китая

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Уже в 5 в. до н.э. китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в 1 в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел и производили операции над ними. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. Уже во II тыс. до н.э. китайцы поделили год на 12 месяцев, а месяц – на четыре недели. С 5 в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. Большое внимание уделяли наблюдениям за планетами. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце. Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в 4-3в. до н. э. стали применять метод лечения - иглоукалывание. В 1 в. н.э. был создан каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

 

Задание 3.

Используя материалы КОПР “Культурология”, материалы рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, охарактеризуйте основные художественные стили эпохи западной культуры XX в., назовите их выдающихся представителей.

Многообразие стилей и методов в культуре ХХ века, отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм нашел отражение в живописи, поэзии, скульптуре, графике, хореографии и архитектуре. Его идейной основой стали: философия жизни, интуитизм, психоанализ. Основными представителями архитектурного модернизма являлись пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра и многие другие. К модернизму относятся самые различные течения искусства: экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм.

  Фовизм - направление во французской живописи 20 века. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Как направление, фовизм просуществовал недолго — примерно с 1905 по 1908 год. Главой этого направления считается Анри Матисс. Другие основные представители: А Марке, Ж. Руо, Р. Дюфи, М. Вламинк.

Сюрреализм-направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Главные принципы сюрреализма -  автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. В конце 20-х годов сюрреализм перетерпел кризис. Его лидеры Бретон и Арагон пришли к идее, что сюрреализм - это тотальное революционное движение, связанное с идеями коммунизма и исторического материализма. Об автоматизме в живописи позднего сюрреализма уже не могло идти речи, их произведения имели четко выраженную композицию. Основная художественная проблема, которую решают поздние сюрреалисты, это проблема соотношения иллюзии и реальности и поиски границ
между ними.  Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.

  Кубизм-направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Это направление характеризуется использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы ,выделить структуру объёма, показать предмет с разных точек зрения, обобщение форм предметов до простых геометрических тел .Основными представителями кубизма являются П.Пикассо, Ж.Брак, Г.Аполинер,Х.Грис.

  Экспрессионизм - течение в европейском искусстве , получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Основные представители:

Э.Мунк,Э.Шиле,О.Дикс,А.Модильяни,Э.Кирхнер,О.Кокошка,Ф.Марк.

  Футуризм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начало 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти .

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение .Выдающиеся представители:У.Боччони,Д.Северини,Ф.Маринетти,Л.Руссоло,М.Ларионов,Н.Гончарова,братья Бурлюки.

  Абстракционизм - широкое направление в искусстве XX столетия. Для абстракционизма характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности, где имитация или точное отображение действительности не было самоцелью. Основоположники абстракционизма — русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

 

Список использованной литературы

  1. «Культурология». Под ред. проф. А.Н. Марковой, М.: ЮНИТИ, 2007, 2008, 2010
  2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Альфа – М; ИНФРА – М., 2008.
  3. Культурология. Компьютерная обучающая программа / Корпоративные образовательные ресурсы ВЗФЭИ — http://www.vzfei.ru/rus/learn_resource/corp_resurs.htm.
  4. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. –М.: Высшая школа, 2006
  5. "Культурология" - публикации: http://www.countries.ru/library.htm
  6. Культура как предмет исторического исследования: http://i-art.udm.ru/culture.htm

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.71K
Скачано: 214
Скачать бесплатно
19.11.13 в 16:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе