Studrb.ru банк рефератов

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по микроэкономике »

Реферат: Государственное регулирование рынка. Нескоординированная олигополия. Доходы от факторов производства

Государственное регулирование рынка. Нескоординированная олигополия. Доходы от факторов производства [27.10.13]

Тема: Государственное регулирование рынка. Нескоординированная олигополия. Доходы от факторов производства

Раздел: Бесплатные рефераты по микроэкономике

Тип: Реферат | Размер: 106.53K | Скачано: 35 | Добавлен 27.10.13 в 08:40 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


 СОДЕРЖАНИЕ

1. Государственное регулирование рынка: потоварные налоги,

    дотация, фиксированные цены 

 

3

 

2. Нескоординированная олигополия. Модель ломаной кривой спроса .

10

3.  Доходы от факторов производства. Заработная плата 

15

     Тест 

18

     Список использованной литературы 

21

 

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА: ПОТОВАРНЫЕ НАЛОГИ, ДОТАЦИИ, ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (не единственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него.

Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими методами.

1. Влияние на рынок потоварных налогов. Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР, и частично заменивший его акциз, введенный в России с  1992 г.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет таких налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (например, в рублях) с каждой единицы товара.

 

Рис. 1. Влияние на рынок потоварного налога, уплачиваемого продавцами

При введении потоварного налога (в случае уплаты его продавцом, как показано на рис. 1) цена предложения равномерно возрастает на величину налога Т. При этом излишки покупателей сокращаются с площади треугольника РЕЕРmax до площади треугольника РЕ’Е’Рmax, то есть на величину трапеции с красной штриховкой.

Аналогичное изменение произойдет и с излишками продавцов (потери - трапеция с синей штриховкой).

Таким образом, общие потери рынка составят площадь заштрихованного пятиугольника. В то же время сумма налога, полученная гос.казной - площадь прямоугольника PE’E’APA (черное выделение). Треугольник E’EA - чистые потери от ввода налога.

 

Рис. 2. Влияние на рынок потоварного налога, уплачиваемого покупателями

При введении потоварного налога (в случае уплаты его покупателем, как показано на рис. 2) цена спроса равномерно уменьшается на величину налога Т.

При этом изменения излишков покупателей и продавцов, сумма налога, поступающая в государственную казну, а также общие и чистые потери рынка  от ввода налога останутся аналогичными ситуации, когда налог непосредственно уплачивает продавец.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

Влияние на рынок потоварных дотаций. Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций. 

Дотация – это как бы «налог наоборот». Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Рассмотрим дотации аналогично налогам в двух ситуациях: когда дотацию получают продавцы (рис. 3) и когда дотацию получают покупатели (рис. 4).

 

Рис. 3. Влияние на рынок потоварной дотации, полученной продавцами

При введении потоварной дотации (в случае получения ее продавцом, как показано на рис. 3) цена предложения равномерно падает на величину дотации V.

При этом излишки покупателей возрастут с площади треугольника РЕЕРmax до площади треугольника РЕ’ЕРmax, то есть на величину трапеции с красной штриховкой.

Аналогичное изменение произойдет и с излишками продавцов (увеличение - трапеция с синей штриховкой).

Таким образом, общий рост рынка в денежном выражении равен площади заштрихованной фигуры. В то же время сумма дотации, выплаченная из государственной казны - площадь прямоугольника PE’E’APA (черное выделение). Треугольник E’EA - чистые потери от ввода дотации.

 

Рис. 4. Влияние на рынок потоварной дотации, получаемой покупателем

При введении потоварной дотации (в случае получения ее покупателем, как показано на рис. 4) цена спроса равномерно возрастает на величину дотации V.

При этом изменения излишков покупателей и продавцов, сумма дотации, выплаченной из государственной казны, а также общий рост рынка и чистые потери от ввода дотации останутся аналогичными ситуации, когда дотацию непосредственно получает продавец.

Влияние на рынок фиксированной цены. Помимо использования налогов и дотаций, государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.

Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае это приведет к избытку предложения, во втором случае - к дефициту. В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители.

Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству ничего не остается другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Но на этом проблемы не заканчиваются. Правительство не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.

В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения и к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т.д.

Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.

Государство может оказаться заинтересованным в том, чтобы по тем или иным причинам не допустить повышения цены. Рассмотрим одну из возможных в таком случае ситуаций.

Рост доходов ведет к сдвигу линии спроса, что обусловливает и сдвиг равновесия,  равновесная цена повышается. Однако правительство может блокировать рост цены, фиксировав цену. В этом случае объем спроса возрастает. Производители могли бы удовлетворить этот спрос лишь при более высокой цене. Чтобы не допустить дефицита при стабильной цене, правительство устанавливает дотацию, линия предложения смещается вниз вправо.

В результате объем продаж оказывается выше равновесного, но при этом дотируются не только те покупатели, для которых цена непомерно велика, но и те, кто согласен платить гораздо более высокую цену.

Дальнейший рост доходов сдвигает линию спроса, уровень равновесной цены повышается. Правительство, раз вставшее на путь сохранения стабильного уровня цен, по-прежнему блокирует цену. В результате объем спроса возрастает. Но рост предложения теперь уже невозможен, ибо объем соответствует полному использованию производственных мощностей.

Поэтому не имеет смысла и увеличение субсидий. В результате возникает дефицит. Распределение приобретает случайный характер, развивается черный рынок, вводится рационирование (талоны, карточки).

Примерно по такому сценарию развивался в СССР дефицит на рынке мясо-молочной продукции. Государственные розничные цены на товары этой группы поддерживались на неизменном уровне с 1962 г. В 1965 г. появились дотации, которые составили 3.6 млрд. руб. За последующую четверть века розничные цены на говядину, например, выросли на 10%, с 1.60 до 1.77 руб. за килограмм, тогда как расходы государства на производство и реализацию увеличились с 2.11 до 6.81 руб., а дотация (выплаты бюджета через особый счет регулирования разниц в ценах) — с 0.77 до 5.08 руб. в расчете на килограмм. Общая сумма дотаций к 1990 г. достигла 100 млрд. руб. При этом в расчете на члена семьи дотации на продукты питания составляли в конце 80-х гг. в малообеспеченных семьях 8, в высокообеспеченных — 24 руб. в месяц. В большинстве регионов страны к концу 80-х гг. торговля мясом и мясопродуктами по государственным розничным ценам была заменена рационированием в той или иной форме.

 

2. НЕСКООРДИНИРОВАННАЯ ОЛИГОПОЛИЯ.

МОДЕЛЬ ЛОМАНОЙ КРИВОЙ СПРОСА

Модель была разработана в 1939 г. экономистом Полем Свизи. Основная задача автора модели - объяснить жесткость цен в условиях не кооперируемой олигополии.

Предположим, что три крупных фирмы А, В и С производят практически однородный товар и владеют каждая 1/3 рынка. Все три фирмы продают свою продукцию по общей цене P*.

Объем продаж фирмы А при данной цене составляет Q*. Как отреагируют олигополисты В и С, если фирма А в одностороннем порядке решит изменить цены на свою продукцию?

Если фирма А понижает свои цены ниже уровня сложившейся цены Р*, то ее конкуренты скорее всего последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления фирмы А за их счет.

Если фирма А повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены Р*, то скорее всего фирмы В и С не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателей фирмы А.

Можно предположить, что если на олигопольном рынке конкуренты игнорируют повышение цен, но реагируют соответствующим образом на понижение цен, то кривая спроса фирмы А будет иметь различный наклон выше и ниже уровня преобладающей цены. Перегиб кривой спроса в точке преобладающей цены имеет своим следствием разрыв кривой предельного дохода на участке ВС, как это представлено на рис. 5.

 

Рис. 5. Модель ломаной кривой спроса (рост издержек)

Предположим, что кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Как видно из приведенного рисунка, оптимальный объем производства равен Q*, а оптимальная цена Р*. Если по каким-то причинам издержки возрастают и кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.

Аналогичным образом можно рассмотреть ситуацию, когда меняется рыночный спрос. Как видно из рис. 6, увеличение рыночного спроса и соответствующее смещение кривой предельного дохода вызовут прирост оптимального объема, но сохранят неизменной рыночную цену.

 

Рис. 6. Модель ломаной кривой спроса (рост спроса)

Модель ломаной кривой спроса, по мысли ее создателя, позволяет объяснить причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.

Исключением может быть ситуация, когда издержки олигополистов существенно отличаются друг от друга, и фирма с наименьшими издержками может назначить более низкую цену, чтобы использовать данное преимущество. Более того, поскольку покупатели могут достаточно легко поменять продавца, выбирая того, у кого цены ниже, конкуренция заставляет олигополистов продавать свою продукцию по одинаковым или почти одинаковым ценам.

Исключением является дифференцированная олигополия. Если фирма сформировала высокую приверженность своей торговой марке среди покупателей, то они будут готовы платить более высокую цену за покупку более качественного товара.

Практические наблюдения не противоречат выводам из данной модели. Результаты исследований показывают, что в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.

Вместе с тем допущение о возможной реакции конкурентов не всегда справедливо.

Понижение цены одним из олигополистов может быть расценено не как попытка ценовой конкуренции, а следствием того, что:

- товар устарел и возникли проблемы с его сбытом;

- фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. Соответственно и реакции конкурентов будут зависеть от их видения ситуации.

С другой стороны, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции, когда в течение некоторого периода наблюдается повышение общего уровня цен в экономике.

Или когда в отрасли имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе.

Нескоординированная олигополия. Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая фирма будет иметь две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов: линию DD – если конкуренты последуют за изменениями цен данной фирмы, D`D` - если они не будут реагировать на ее изменения цен. Линии DD и D`D` пересекаются в точке K (рис. 7).

 

Рис.7. Ломаная кривая спроса

Допустим, что первоначально фирма выбрала цену РK и объем производства QK. Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Логично предположить, что конкуренты снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже РK линией спроса будет отрезок линии DD. Напротив, если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше РK линия спроса нашей фирмы пойдет по отрезку линии Единая кривая спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом в точке K.

Ломаная кривая спроса АКD высокоэластичная выше уровня текущей цены Рк и малоэластичная ниже нее.

Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены РK. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельной выручки (ALMN). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельной выручки, которая образована участками линий MR и соответствующих отрезкам линий DD и D`D`, а также вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома K. Если кривая предельных затрат (МС) пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка, то оптимум фирмы будет достигаться при цене РK и объеме выпуска QK. Таким образом, сдвиг кривой MС выше или ниже положения, показанного на рисунке, не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка LM.

Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами. Понижение цен также может не привести к желаемому росту объема продаж, т.к. конкуренты, точно также понизив цены, сохранят свои квоты на рынке.

 

3. ДОХОДЫ ОТ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

До последнего времени в развитых странах было принято опре­делять и публиковать оценки национального дохода по факторной стоимости, как сумму доходов факторов производства. При этом в национальный доход не включалось сальдо косвенных налогов и суб­сидий. Недавно осуществлен переход к более широкой концепции первичных доходов, что позволяет рассматривать в качестве первич­ных доходов также государственные налоги на производство и импорт. Вместе с тем сохранена возможность определения национального до­хода по стоимости факторов производства, позволяющая анализиро­вать доходы как плату за использование предоставляемых в пользо­вание ресурсов.

Понятие доходов факторов производства связано с понятием добавленной стоимости. Общая величина доходов факторов производ­ства может быть определена путем уменьшения чистой добавленной стоимости на сальдо взимаемых государством налогов на производ­ство и субсидий. Она соответствует также национальному доходу, уменьшенному на государственные налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

Общая величина доходов по факторам производства, как и национальный доход, характеризует не объем продукции, а величину доходов и измеряет объем средств, из которых выплачиваются доходы по факторам производства. Добавленная стоимость как сумма доходов факторов производства представляет собой образованные в процессе производства факторные доходы.

Вознаграждение за труд (рабочую силу) - это заработная плата. Доходы, связанные с предоставлением в поль­зование материальных ресурсов (земли и капитала), в общем виде представляют собой доходы от собственности. Предпринимательский доход - это прибыль, приравненные к ней доходы или смешанный доход. Таким образом, каждому ресурсу (фактору произ­водства) соответствует определенная категория доходов заработная плата выплачивается за выполненную работу, рента и процентный доход выплачиваются собственникам используемых земли, природ­ных ресурсов, физического и денежного капитала, предпринимательский доход поступает в распоряжение владельцев предприятий.

Заработная плата является трудовым доходом. Это основной ис­точник доходов домашних хозяйств. Она представляет собой выпла­чиваемое предприятием или государственным учреждением совокуп­ное вознаграждение наемным работникам за выполненную работу, т.е. плату за предоставленный труд как фактор производства. К ней относятся также гонорары, комиссионные, патентные платежи, до­полнительные выплаты и т.п. Под наемным работником понимается работник, имеющий соглашение с нанимателем, в отличие от работ­ников не наемного труда, получающих смешанные доходы.

В заработную плату включаются также взносы работодателей в фонды социального страхования, пенсионные, медицинские фонды, фонд помощи безработным и другие аналогичные фонды. Такие от­числения рассматриваются в качестве составной части общих издер­жек работодателей, связанных с наймом рабочей силы. В заработную плату входят также уплачиваемые самим работником подоходные на­логи независимо от того, что по соображениям удобства или иным мотивам они могут вноситься нанимателями непосредственно в на­логовые службы.

Заработная плата является ведущим мотивом, побуждающим работников к труду. Она составляет в развитых странах более поло­вины, а в США - до трех четвертей в общем объеме их доходов, в России, как указывалось, - около 40%. Затрачивая труд, работник получает вознаграждение, обеспечивающее его первичные потреб­ности (в пище, одежде, жилье и т.п.), и, кроме того, удовлетворяет так называемые вторичные потребности, находящие выражение в ус­пехе, престиже и т.п.

Оценивая понятие заработной платы с позиций политики доходов, следует признать, что в ней заложен более жесткий принцип, чем из­вестный принцип «каждому по его труду». При его использовании в странах с планово-распределительной системой хозяйствования на первом месте стояла оценка количества и качества труда. Поэтому шах­тер, например, мог претендовать на относительно более высокую оп­лату труда. В странах с рыночной экономикой или переходящих к ней используется оценка дохода от труда как фактора производства, свя­занного ни только с количеством и качеством труда, но также с рыночными условиями его применения. Можно много тру­диться, но если продукт труда не будет по каким-либо причинам, на­пример из-за отсутствия спроса, реализован, то не будет и дохода.

Новое понимание принципов распределения по труду изменило условия функционирования многих отраслей экономики. Возникла проблема дотаций в угольной промышленности, в сельском хозяйст­ве: либо государство возьмет на себя дотирование этих отраслей, либо они деградируют. В силу вступил закон естественного экономического отбора: «выживает» тот предприниматель и работник, кто лучше при­способился к существованию в условиях рынка, определяемых такими переменными величинами, как прибыль, цена факторов производст­ва, заработная плата, спрос и предложение.

 

ТЕСТ:

1. Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменение в объеме выпуска продукции называется …

а)  производительностью труда;

б) отдачей от фактора;

в) эффектом масштаба;

г) производственной функцией.

 

2. Изменение потребления товаров, вызванное ростом покупательской способности при постоянных ценах, представляется как эффект …

а) замещения;

б) дохода;

в) Гиффена;

г) Веблена.

 

3. Рыночная конкуренция развивается …

а) между продавцом и покупателем;      

б) как среди продавцов, так и среди покупателей;

в) только среди продавцов;

г) только среди покупателей.

 

4. Естественные монополии возникают в результате …

а) явного положительного действия эффекта масштаба;

б) сговора местных производителей;

в) решения Всемирной торговой организации;

г) действия патентов.

 

5. Первый  этап приватизации в России осуществлялся …

а) через акционирование государственных предприятий;

б) открытую продажу государственной собственности населению;

в) закрытую продажу государственных предприятий трудовому коллективу;

г)  с помощью ваучеров.

 

6. Если вам предлагают участвовать в проекте, который через 2 года принесет 1500 тыс.ден.ед. дохода, а процентная ставка равна 15% годовых, то вам выгодно вложить сейчас в этот проект не больше …

а) 1134 тыс.;

б) 1500 тыс.;

в) 1200 тыс.;

г) 1400 тыс.

7. Если рост дохода в 1,1 раза привел к увеличению спроса на утюги на 5%, то эластичность спроса по доходу на товар равна ...

а) 2;         б) 0;         в) 0,5;          г) 1.

 

8. Функция спроса и предложения на некоторый условный товар имеют вид:

QD = 200 – 2 P,            QS  = -50 + 3 Р.

Правительство страны зафиксировало цену на данный товар на уровне 60 ден. ед.

Определите максимальный уровень цены, которую потребители готовы будут заплатить в этих условиях за единицу данного товара (в ден.ед)

         а) 5;         б) 25;      в) 43,3;         г) 50;       д) 60.

 

9. Руководитель фирмы располагает возможностью для изготовления своей продукции выбрать одну из трех технологий, характеризующих затратами, приведенными в табл.

Допуская, что валовые издержки зависят от объема выпуска линейно, определите, какую технологию должен использовать предприниматель, планирующий выпуск 125 изделий:

а) первую технологию;

б) вторую технологию;

в) третью технологию;

г) любую технологию из трех представленных;

д) отсутствует информация для принятия обоснованного решения.

Характеристика технологий

Виды технологических процессов

1

2

3

Постоянные издержки, ден.ед.

500

1 000

1 500

Средние издержки,ден.ед.

15

10

5

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Борисов Е.Ф. Экономика. Учебник. – М.: Проспект, 2009. – 318 с.
  2. Микроэкономика. Учебник / Под ред. В.М.Гальперина, С.М.Игнатьева, В.И.Моргунова. – М.: Экономическая школа, 2006. – 426 с.
  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. – М.: Норма, 2008. – 336 с.
  4. Политика доходов и заработной платы: Учебник. / Под ред. П.В.Савчено, Ю.П.Кокина. – М.: Юристъ, 2000. – 456 с.
  5. Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ. Ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф.,д-ра экон. наук Г.П. Журавлевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 934 с.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

0
Размер: 106.53K
Скачано: 35
Скачать бесплатно
27.10.13 в 08:40 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.