Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Набережные Омска
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Реферат | Размер: 38.03K | Скачано: 255 | Добавлен 21.10.13 в 17:43 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Содержание
Введение 3
1. Иртышская набережная 5
2. Набережная Тухачевского 8
3. Набережная Оми 10
Заключение 13
Список использованной литературы 16
Введение
Город Омск был основан как Омская крепость экспедиционным отрядом И. Д. Бухольца в 1716 году. В 1768-71 гг. вместо нее была построена новая крепость на противоположном (правом) берегу р. Омь. В 1782 получил статус военного окружного города Тобольского наместничества; в 1785 был утвержден первый герб Омска. В 1822 стал резиденцией генерал-губернатора Западной Сибири, а через некоторое время из Тобольска в Омск было переведено Главное управление Западной Сибири. Омск практически стал главным городом Западной Сибири с подчинением ему Тобольской, Томской губерний и Семипалатинской области. К началу 19 в. — торговый центр, чему во многом способствовало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Развивалось омское купечество, появились иностранные концессии и монополии, стало экспортироваться зерно, масло, рыба, меха, кожи. В 1990-е годы в Омск начался период становления рыночной инфраструктуры, были образованы частные предприятия, банки, финансово-инвестиционные компании, фонды и т.д. Продукция омских промышленных предприятий заняла на российский и мировой рынок, где пользуется устойчивым спросом.
Омск - город, обращенный к реке, поэтому набережная - это главный фасад мегаполиса.
Дух захватывает, когда смотришь с Ленинградского моста на новую старую набережную: она, как симфония, сыгранная без фальшивых нот. Отличительные ее особенности: простота и четкость линий, аристократичная лаконичность архитектурного решения не мешает демократичному функционализму. Лишнего ничего нет: все, до мельчайших деталей дизайна, подчинено общей идее - Омск как город будущего.
Набережная словно задает обертон новому архитектурному ансамблю Омска, который созидается сегодня. На фоне одетой в белоснежный бетон набережной фасады близлежащих домов выглядят блекло, как-то вдруг постаревшим смотрится и Ленинградский мост .
Набережныеодновременно выполняют функции улиц и бульваров и являются берегоукрепительными сооружениями. Набережные играют важную роль в создании эстетически привлекательного облика города, являются его речными фасадами, формируют экологический каркас. Кроме того, набережные являются сложными гидротехническими сооружениями, регулирующими и стабилизирующими русла рек, защищающими городскую застройку от обводнения и разрушения.
Иртышская набережная
До середины 1950-х гг. Омск не имел обустроенных набережных. Архитекторы и строители думали над тем, как использовать ресурс, подаренный самой природой, как развернуть город к реке. Главным речным фасадом города стала набережная Иртыша – Иртышская набережная. Первоначально обустраивался и застраивался участок от Ленинградского моста к речному порту (в сторону железнодорожного вокзала). Автором поворота Омскак реке и организации искусственного намывного грунта (впервые в мире проведенного в таком масштабе) был главный архитекторгорода Б.В. Антипов. Руководителем и автором гидронамыва площадок А, Б, В на свайных основаниях (разработки 1957 г. совместно с СибАДИ, инженер Д.С. Бутырин) был заслуженный архиектор города А.И. Юмакаев[2].
Ветеран-строитель Е.С. Ищенко вспоминает: «набережная представляла собой захламленное болото. Вместе с председателем горисполкома Рождественским я выступил инициатором создания благоустроенной набережной. Но ближайшие площадки требовали большого и дорогостоящего сноса ветхого жилья. Гораздо дешевле было намыть на заболоченный берег 3 млн кубометров песка и вести там строительство… Наиболее строительство велось с 1955 г. по 1964 гг. … Перед началом застройки и гидронамыва была проделана значительная работа поосвобождению всей полосы берега от ветхих бараков, товарнойстанции, складов леса, угля, причалов, а в 1970-х – от мыловаренного завода и убойного цеха старого мясокомбината. Послечего началась грандиозная акция гидронамыва, проект которогоразработал инженер Облпроекта (современный «Омскгражданпроект») И.Ф. Вагнер. В проектировке микрорайонов Иртышскойнабережной участвовали архитекторы: Е.А. Степанов, А.И. Юмакаев, С.Н. Золотарева, Г.И. Нарицына, Г. Чащихина. Активнуюроль в застройке набережной принимали Ю.Б. Борусевич иБ.В. Антипов»[7. с.50].
Чтобы разнообразить унылый малоэтажный силуэт набережной, применялись сблокированные дома, в застройку впервыебыли введены9-этажные дома-«башни». Удобнаянестесненная планировка кварталов снеобходимой инфраструктурой, обильным озеленением иречным пейзажем досих пор делает этотмикрорайон весьмапривлекательнымдля проживания.
Продолжая опыт намывного строительства, в конце 1960-х–начале 1970-х гг. был организован крупный жилой микрорайон«Волочаевский» на намытом грунте вдоль берега Иртыша от ул.Фрунзе до Загородной рощи. Береговая полоса отодвинулась на200–250 м[6. с.97].
Иртышская набережная имеет общегородское рекреационное назначение. В связи с этим ее реконструкции в последние годы уделяется большое значение.
Главный архитектор проектов градостроительной мастерской ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» Б.С. Мрыглод считает, чтоособенностью территорий, прилегающих к набережной Иртыша вграницах пр. К. Маркса на правом берегу, ул. Суворова на левомберегу, 3-я Енисейская и от р. Оми до железнодорожного мостаявляется то, что«…с одной стороны,на правом берегу мыимеем плотный жилой массив, а с другой стороны на левомберегу – крупнуюрекреационную зону,между которыми неттесной пешеходной итранспортной связи»[4. с.17]. В связи с чем, поего мнению, назреланеобходимость в разработке градостроительной документации поданной территории. Проектом предлагается решение по функциональному зонированию Левобережной зоны отдыха. Онсчитает, что территории современного парка Победы целесообразно придать статус Центрального парка культуры и отдыха г.Омска и продолжать дальнейшее благоустройство и ландшафтное оформление территории. В частности, необходимо формирование культурно-зрелищной зоны в районе главного входа в парковую зону со стороны будущего жилого района (активное развитие которого начнется после выноса аэропорта); благоустройство пляжа у Ленинградского моста на левом берегу (что необходимо в связи с закрытием пляжа у речного вокзала), благоустройство территории природного парка «Птичья гавань» и др.
Реконструкция Иртышской набережной осуществлялась внесколько этапов. К 2006 г. была завершена реконструкция участка от Ленинградского моста до бульвара Победы. В районе магазина «Океан» был сформирован выход от транспортной академии и сквера им. 30-летия ВЛКСМ к Иртышу. Была сдвинута линия берегоукрепления, что позволило расширить как проезжуючасть, так и тротуары, организовать лестничные спуски и смотровые площадки. Крупный сложившийся выход к реке сохранилсяпо бульвару Победы, от площади у здания цирка и кукольноготеатра до р. Иртыш. Реконструкция участка от улицы ФедораКрылова до ул. Рождественского активно осуществлялась в 2008 г.
В ходе реконструкции был выполнен монтаж железобетонныхплит для укрепления откосов, установлены парапетные плиты –марши лестничных сходов, оборудованы смотровые площадки,обустроены тротуары. На сегодня не реконструирован участокИртышской набережной от речного вокзала до Ленинградскогомоста. На данном участке предлагается устройство более капитальной набережной, аналогичной по типу существующей.
У здания речного вокзала намечается организация активной зоныотдыха с размещением зданий кафе, ресторанов, выставочных залов и др.
В свое время набережная была застроена типовыми жилымидомами с низким качеством отделки. Поэтому следующим этапом формирования архитектурно-пространственного решениянабережной являются предложения по улучшению архитектурного облика и силуэта застройки набережной. Намечены площадкивозможного строительства новых высотных зданий, надстройкимансардных этажей с полной реконструкцией наружной отделкифасадов с применением энергосберегающих технологий. В первых этажах жилых зданий предлагается расширить размещениепредприятий обслуживания. Для получения наибольшего градостроительного эффекта следует выполнить реконструкцию иулучшенную отделку фасадов всех существующих зданий, ориентированных на р. Иртыш.
Набережная Тухачевского
Набережная Тухачевского(набережная Иртыша после впадения Оми) связывает центр города с зеленой зоной «Зеленыйостров»; она тянется вдоль правого берега Иртыша. На набережной находятся сохранившиеся со времен второй Омской крепостиТобольские ворота, построенные в 1792 г. и реконструированныепо проекту П.А. Булатова в 1973–1974 гг. На набережной Тухачевского находится главный корпус Омского государственного педагогического университета (построенный в 1960-е гг., архитектор А.И. Юмакаев), а также плавательный бассейн «Пингвин».
Cамым старым строениям Омска относятся Тобольские ворота на набережной Тухачевского, единственные из четырех ворот (Тарские, Иртышские, Омские), ведущих в Омскую крепость. Через них каторжники, в том числе и великий русский писатель Ф. Достоевский, выходили на работы, связанные с лесосплавом.
На набережной Тухачевского находится Омский государственный историко-краеведческий музей, который является одним из старейших в Сибири. Он был создан 8 июня 1878 г., когда министр внутренних дел генерал-адъютант А.Е. Тимашев утвердил «Положение о Западно-Сибирском отделе Императорского Русского Географического общества», согласно которому при отделе учреждался музей, первый в Омском Прииртышье.
В настоящее время начались работы по строительству новой пешеходной зоны на набережной Тухачевского. Бульвар соединит две части набережной по обе стороны метромоста.
Благоустройство на набережной Тухачевского участка земли, который Губернатор Омской области Виктор Назаров поручил преобразовать в парковую зону с велодорожками, будет поэтапным.
На первом этапе принято решение выполнить устройство пешеходного тротуара от существующей набережной Тухачевского у метромоста до ул. Интернациональная в районе стадиона «Динамо».
По информации регионального Минстроя, уже начаты работы, связанные с организацией пешеходного тротуара под метромостом. Управление дорожного хозяйства и благоустройства займётся планировкой и разметкой территории. В первую очередь будет убран лишний грунт, сформирован маршрут будущей трассы.
Известно, что в предполагаемой пешеходной зоне находится множество коммуникационных колодцев. Тротуар должен их огибать из соображений безопасности. Кроме того, будущую дорогу предстоит прокладывать по территории заброшенного пустыря. Эту площадку с вырытым на ней пятиметровым котлованом решено рекультивировать.
Основные работы в районе строительной площадки начнутся с 10 августа. К этому времени должны стать известными результаты переговоров мэрии Омска с предпринимателем, арендующим данную территорию. Забор, ограждающий территорию, необходимо демонтировать.
Первый этап благоустройства позволит соединить для пешеходов две зоны отдыха - «Зеленый остров» и «Омская крепость». А со временем здесь появится велосипедная дорожка и зона для прогулок с детьми. В планах также передача земли омским вузам для создания студенческого центра.
Губернатор Виктор Назаров считает недопустимым оставлять территорию в центре города в заброшенном виде. Приведённая в порядок она может стать прекрасным местом отдыха тысячи омичей. По мнению главы региона, необходимо соединить в единое целое набережную Тухачевского, оборудовать вдоль Иртыша велосипедные дорожки, создать территорию для цивилизованного семейного отдыха.
Набережная Оми
Набережная оми одно из любимых мест отдыха омичей. Она идет от ул. Ленина до пл. Бухгольца. Вдоль набережной тянется сквер им. М. А. Врубеля, где в CVIII - XIX вв. была базарная площадь. На ней в 1868 г. совершен обряд гражданской казни идеолога сибирского областничества Г. Н. Потанина, арестованного по делу «сибирских сепаратистов». От причала можно отправиться на прогулку по Иртышу.
Воскресенский сквер один из старейших скверов города расположен в живописном уголке Омска на набережной реки Оми по улице Партизанской. Здесь всегда много отдыхающих. Сквер Молодежный (так он назывался) в начале 80-х годов был реконструирован, его украсили декоративный бассейн, разнообразные цветочницы, огромные светильники. А в центре сквера в октябре 1980 года в присутствии делегации из братской Венгрии был установлен памятник венгерскому революционеру-интернационалисту Карою Лигети, выполненный при участии художника В.А. Десятого скульптором Ф.Д. Бугаенко. Поэтому сквер еще называли сквером имени КарояЛигети. Украшением сквера является набережная реки Оми. В 2001 году памятник Карою Лигети был перенесен в сад Юннатов, а сквер, долгое время связанный с именем венгерского революционера, переименован в Воскресенский. Это предложение поступило от представителей Общества коренных омичей. По их мнению, воскресение старого города должно было начаться отсюда. Осенью 2001 г. сквер обрел новую жизнь в ходе масштабных работ по его озеленению и благоустройству. Шефство-спонсорство над этим замечательным уголком взяла фирма «Белая орхидея», которая помимо цветочной рассады для стационарных клумб, обеспечила посадочным материалом и участок, где разбита «альпийская горка». Настоящей сенсацией стала плантация гладиолусов, причем элитных, редкостных сортов.
Набережная Омипризнается и сегодня визитной карточкойгорода, и ее обустройству и оформлению уделяется внимание.И если с реконструкцией Иртышской набережной омские зодчиеуже определились, то реконструкция набережной Оми и набережной Тухаческого –вопрос до сих пордискуссионный. Б.С.Мрыглод (омский архитектор-практик,главный архитекторпроектов градостроительной мастерскойОАО ТПИ «Омск-гражданпроект») отмечает, что «один изсамых важных моментов – формирование силуэта застройки центра по набережной правого берега Оми,затем от улицы Ленина до моста Победы, комплекс от Ленинградского моста до речного вокзала. В центральной части города должны максимально сохраниться зеленые участки скверов. Необходимо развить зеленые зоны вдоль реки Оми…»[5].
Анатолий Лунин, главный архитектор ИПК «Жилстрой», считает, что необходимо еще раз просмотреть вариант прохождениягородской магистралис регулируемым движением через площадьБухгольца, мост черезОмь, улицу Партизанскую с выходом на набережную… чтобы непортитьустье Оми,это визитная карточка города»[3].
Проекты реконструкции набережнойОми и историческогоцентра Омска – тема, активно разрабатываемая омскими архитекторами. В проекте под названием «Центр» (авторы – архитекторыАлександр Семахин и Александр Гаценко) поддержана идеястроительства новой трассы по набережной Тухачевского. Планируемая магистраль «утоплена» в пониженном рельефе, а верхняя площадка отдана под пешеходную улицу.
Согласно проекту на набережной Тухачевского должна расположиться круглая площадь имени 300-летия Омска, по своимразмерам сопоставимая с площадью перед речным вокзалом. Авторы проекта «Эволюция» Ольга Кулагина, Андрей Седачев иОлег Фрейдин, напротив, считают, что пересекать Омь мостом врайоне набережной нельзя ни в коем случае. Поэтому они предложили альтернативную магистраль через площадь Бухгольца имост к улице Партизанской, которую следует расширить и вывести на набережную Тухачевского в районе Тобольских ворот.
В проекте архитектора Андрея Сергеева «Ковчег», цех бывшейТЭЦ-1, наоборот, должен стать местом притяжения омичей.
И уже вокруг него предложено осуществить застройку единогокомплекса из нескольких бизнес-центров. ТЭЦ-1 при этом предлагается реконструировать, превратив ее развалины в музейныйкомплекс и универсальную площадку для демонстрации исторических экспонатов или произведений современного искусства.
Пространство вокруг этого музея в проекте превращается в площадь общегородского значения с амфитеатром. Победителемконкурса признали проект архитектора Андрея Сергеева «Ковчег». Но вряд ли инвесторы смогут его воплотить в жизнь в ближайшее время. Кроме того, по общему мнению зодчих, мост через Омь также вызывает много споров и нуждается в обсуждении[1. с.39].
Заключение
Город Омск - крупный многофункциональный и социально развитой центр, обладает специфической средой и своеобразным экономико-географическим положением, один из ведущих промышленных, культурных и административных центров России в Сибири и дальнем востоке. В 1716 году полковником Иваном Бухгольцем на месте впадения реки Омь в Иртыш была основана Омская крепость, положившая начало развитию одного из старейших городов Сибири – Омска (Oтдалённое Место Ссылки Каторжников ). Крепость была построена как преграда от набегов кочевников, но также была местом ссылки провинившихся. Дабы избавиться от неверных правительство, тогда царь, отсылал дворян к нам. Дело было в том что эта ссылка была верной смертью - это и "радовало" царя. Судьба ОМСКА отражает важные события российской истории. Во второй половине XVIII века крепость становится крупнейшим сооружением на востоке страны. К началу XIX века Омск - центр торговли и сельскохозяйственной науки. Мощный импульс развитию города дала прокладка Транссибирской железнодорожной магистрали. Развивается омское купечество, появляются иностранные концессии и монополии. Экспортируются: зерно, масло, рыба, меха и меховые изделия, кожи. 1918-1919 годы связаны с именем адмирала Колчака, объявившего город столицей России. Основы современной промышленности заложены в годы второй мировой войны. В 50-е годы положено начало развитию одного из крупнейших нефтехимических комплексов мира. Город занимает площадь свыше 52 тысяч гектаров. Население на начало 1996 года составило 1 миллион 220 тысяч человек. Удобное экономико-географическое положение на пересечении транссибирской железнодорожной магистрали с крупной водной артерией - рекой Иртыш, международный аэропорт способствовали его быстрому и всестороннему развитию. Омск отличает традиционная политическая стабильность и конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной власти. В городе Омске имеются предприятия: крупнейшего в России Омского нефтехимического комплекса (АО "Омский нефтеперерабатывающий завод", "0мскшина", "Омский каучук", "Омскхимпром", "Омсктехуглерод", "Омские синтетические моющие средства"); сельскохозяйственного, кислородного, криогенного машиностроения, аэрокосмической, радиоэлектронной, приборостроительной промышленности; по ремонту судов, легковых и грузовых автомобилей, автобусов и тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин, а также бытовых машин и приборов; легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности. Предприятиями машиностроения выпускаются: ракетно-космическая техника, авиационные двигатели, гидроаппаратура, электроизмерительные приборы, стиральные машины, бытовая радиоаппаратура, микрокриогенные и сложные радиоэлектронные системы, радиорелейные станции, медицинская техника.Нефтехимические предприятия производят более 400 видов продукции, в том числе: дизельное топливо, бензин автомобильный, мазут, масла смазочные, бензол, этилен, синтетический каучук, шины, техуглерод и др. Предприятиями пищевой, легкой и деревообрабатывающей промышленности перерабатываются кожа, шерсть, древесина.Выпускаются швейные и трикотажные изделия, обувь, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, мебель, деловая древесина, масло животное, сыры, колбасные изделия, пиво, алкогольные и безалкогольные напитки. Предприятия и организации Омска осуществляют экспортные поставки в страны дальнего и ближнего зарубежья. Наиболее крупные поставки осуществлялись в Швейцарию. Ирландию, Казахстан, Великобританию, Китай. За 1996 год на экспорт поставлено 2,6 млн. тонн нефтепродуктов. Удельный вес валютных поступлений от экспорта нефтепродуктов в общем объеме поступлений составил 55.8% (против 29.4% в 1995 году). Город имеет экспортные связи с Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Бельгией, Финляндией, Францией, Германией, Грецией, Ирландией, Нидерландами, Великобританией, Гибралтаром, Лихтенштейном, Швейцарией, Афганистаном, Китаем, Кипром, Ираном, Японией, Малайзией, Монголией, Пакистаном, Вьетнамом, Сирией, Турцией, Анголой, Либерией, Египтом, Багамскими островами, США. В апреле 1996 года на конгрессе "Метрополис-96" состоявшемся в Токио, город Омск принят в состав членов Всемирной Ассоциации Основных Метрополий.В августе 2016 года город отметит300-летие со дня основания.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.