Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Современные цивилизации и их противоречия
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 16.13K | Скачано: 277 | Добавлен 18.10.13 в 11:36 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
СОДЕРЖАНИЕ.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
1. Расположите нижеприведенные понятия в порядке возрастания степени их общности:
1) материальный мир;
2) природный мир;
3) органический мир;
4) неорганический мир;
5) социальный мир.
Ответ: 4) 3) 2) 5) 1).
2. Какова смысловая разница понятий «человеческая психика» и «сознание»?
а) «Человеческая психика» - термин медицинский, а «сознание» - философский, но обозначают они одно и то же.
б) Понятие «человеческая психика» включает и сферу бессознательных, не контролируемых сознанием явлений.
в) «Сознание» - это только абстрактное мышление, а «человеческая психика»
включает, кроме мышления, также память, эмоции, волю, воображение и пр.
г) Понятие «сознание» включает в себя абстрактное мышление, а понятие «человеческая психика» - нет.
Ответ: в).
3. Вставьте определяемое понятие:
«... - способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях».
Ответ: Дедукция.
4. Укажите, какие компоненты входят в структуру религии как таковой:
а) религиозные организации и институты.
б) религиозное сознание.
в) заповеди Христа.
г) религиозный культ.
Ответ: а), б).
5. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:
а) Пифагора.
б) Платона.
в) Сократ.
Ответ: а) Пифагор полагал числа символами мировых начал, а науку о числах - первоосновой всех оккультных учений.
6. Какие факторы определяют общественное развитие с точки зрения марксистской теории:
а) географическая среда.
б) материальное производство.
в) мнения людей, господствующие в каждую эпоху.
г) система ценностей.
Ответ: б).
7.Существует ли обратное воздействие производственных отношений на производительные силы?
а) Да, т.к. они могут выступать тормозом развития производительных сил, если перестают им соответствовать.
б) Нет, т.к. воздействие может исходить лишь от производительных сил.
в) Нет, т.к. носители активности - люди - вводят в состав производительных сил.
Ответ: а).
8. Вставьте термин, обозначающий вид философского идеализма, в следующее определение:
«.... идеализм - философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека».
Ответ: Субъективный.
9. Выберите правильное высказывание:
а) материализм - это признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания.
б) материализм - это практический, здравый взгляд на вещи.
в) материализм - это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц - атомов, молекул и т.п.
г) материализм - это признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира.
Ответ: а).
10. Установите соответствие между теми философскими дисциплинами, которые дают ответы на вопросы и вопросами, поставленными в философии И. Канта:
|
а)Что я могу знать? |
Б) Что я должен делать? |
В) На что я могу надеяться? |
Г) Что такое человек? |
1) Философская антропология |
|
|
|
|
2) Гносеология |
|
|
|
|
3) Этика |
|
|
|
|
4) Философия религии |
|
|
|
|
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Современные цивилизации и их противоречия.
Цивилизация – это прежде всего достижение культуры. А культура способна переживать государства и династии.
Иногда к одной цивилизации относят разные государства сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий, как это происходило в случае с цивилизациями Передней Азии.
Цивилизация может распространяться, захватывая всё новые и новые народы и государства. Цивилизация, как определённое общество с определенной системой элементов культуры может исчезнуть, передав свои достижения культуры другим цивилизациям.
Иногда две цивилизации, различные с точки зрения одних исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-римскую цивилизацию).
Цивилизации могут существовать параллельно, одновременно, и могут возникать одна за другой.
Но в любом случае, история цивилизаций – это история культуры. Изучение цивилизации – это изучение ее культуры.
Отталкиваясь от понимания цивилизации как устойчивого культурно-исторического сообщества людей, которому присущи общность культурных и духовно-нравственных, в том числе религиозных ценностей и традиций, специфический образ жизни и тип личности, наличие, как правило, общих этнических признаков и определенных географических рамок, сходных материальных и социально-политических условий, - на современном этапе можно выделить следующие типы цивилизаций:
Цивилизации включают в себя два уровня: региональный и локальный (национальный).
Так, на региональном уровне в состав западной цивилизации включаются североамериканская, французская, германская и другие локальные цивилизации.
Каждая локальная цивилизация уникальна, обладает специфическими духовно-нравственными ценностями, создает особую психологическую ауру и формирует неповторимые личности с только им присущими качествами. Это позволяют зафиксировать на региональном уровне некоторые материальные и духовные проявления, однотипные в главном.
Очевидно, это и дало основание при характеристике всемирной истории обращаться к проблеме «Восток-Запад», так как мировая цивилизация развивается в постоянном противоречивом взаимодействии этих двух «полумиров», представляющих собой различные типы цивилизационного развития.
Территория России расположена как на Востоке так и на Западе. В её многонациональной культуре присутствуют черты восточных и западных культур. По многим параметрам сравнения цивилизационных типов Россия находится по середине между Востоком и Западом.
С Востоком связывается развитие традиционных обществ. Отсюда название термина «восточная (традиционная) цивилизация». С Западом - развитие техногенной цивилизации, что в терминологическом выражении передается часто как «западная (европейская) цивилизация» (В.С.Степин).
Одним из критериев различия этих типов цивилизаций исследователи называют и то, что каждый из них на определенном этапе истории человеческой цивилизаций выступал центром концентрации человеческой истории, будучи ее лидером, т.е. обнаруживается маятниковый характер взаимодействия «Восток-Запад».
Восточные славяне, находясь на стыке культур, на перекрестках мировых цивилизаций, подобно другим государствам и обществам, занимавшим такое же положение (Древний Рим, Византия, Эллинский Восток и т.д.), находились в состоянии «дрейфующего общества», постоянного «раскачивания» между двумя полюсами - Востоком и Западом, и несли болезненное, порою трагическое, бремя его маятникового движения.
А.Чаадаев, признавая своеобразие цивилизационного развития России, видел его в том, что «мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из известных семейств человеческого рода, - ни к Западу, ни к Востоку, - и не имеем традиций ни того, ни другого».
А. Тойнби рассматривал Российскую цивилизацию в качестве "дочерней" зоны православной Византии.
Н. Данилевский считал "славянский тип" цивилизации наиболее перспективным, противостоящим западной культуре.
Возможно, именно славянский мир на современном этапе цивилизационного развития с его тенденцией к единству мирового процесса, необходимостью отказа от всякой иерархии культур, а значит, и отрицанием евроцентризма, сможет сыграть ведущую роль творческого посредника между Востоком и Западом. Тем самым он послужит их интеграции, пониманию, а не противостоянию и желанию подчинить друг друга.
Латиноамериканская цивилизация — явно отошедшая от Запада и ныне самостоятельная ветвь с хрупкими демократическими традициями, с корпоративной мистической культурой (отсутствующей на Западе), с католицизмом без признаков идей Реформации, влиянием местной культуры (истребленной в Северной Америке), чрезвычайно своеобразной литературой и культурой в целом.
Лидер — Бразилия — активно осуществляет охрану своей индустрии от импорта. Складывается впечатление, что эта цивилизация смирилась с ролью своеобразного «подвала» Запада, со своей отсталостью.
Эта цивилизация питает слабые надежды на расширение НАФТА на юг, активно маневрирует, привлекая японские и западные капиталы, ищет монокультуры, по существу, обреченно соглашаясь на роль фактически младшего партнера Запада.
Исламская цивилизация, родившаяся в VII в. на аравийских торговых путях, охватила огромный регион мира — от Атлантики до Юго-Восточной Азии. Здесь достаточно легко выявляются турецкая, арабская, малайская культуры, но присутствует и объединяющий стержень.
Исламская цивилизация продемонстрировала внутреннюю солидарность (исключения хорошо известны), превращая одновременно внешние границы своего мира на Ближнем Востоке (Палестина, Голаны), в Европе (Босния, Чечня), Азии (Пенджаб и Халистан), в Африке (юг Судана и Нигерии) в подлинные фронты 90-х гг.
Индуистская цивилизация, возникшая не менее 4 тыс. лет назад, обратилась к собственному фундаментализму в ходе кровавых столкновений с мусульманами. Буквально на наших глазах Дели — столица едва ли не космополитического Индийского национального конгресса — превращается в воинственный лагерь индуизма, готовый противостоять буддизму на юге и востоке, исламу — на севере и западе.
При этом ни отсутствие единого языка, ни разница в экономическом развитии регионов Индии не раздробили страну, поскольку сохранению единства способствовали цивилизационные факторы — религия, народные традиции, общая история.
Индуизм оказался более чем религией или социальной системой, он стал подлинной основой индийской цивилизации. Фундаментализм индусов проявился в довольно неожиданной интенсификации их воинственности, разработке и модернизации религиозного учения, мобилизации населения страны, которая через 15—20 лет будет самой населенной в мире.
Конфуцианская цивилизация континентального Китая, китайских общин в соседних странах, а также родственные культуры Кореи и Вьетнама именно в наши дни вопреки коммунизму и капитализму обнаружили потенциал сближения, группирования в зоне Восточной Азии на основе конфуцианской этики — трудолюбия, почитания властей и старших, стоического восприятия жизни, т.е. так же, как и в остальном мире, — на основе фундаменталистской тяги. Поразительно, что здесь отсутствуют внутренние конфликты (при очевидном социальном неравенстве).
У региона есть богатые интеграционные возможности, которые он реализует, объединяя новейшие технологии и традиционный стоический характер населения, исключительный рост самосознания, отвергающего комплекс неполноценности.
Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.
Несмотря на активную европеизацию и американизацию, Япония остается уникальной восточной страной со своей удивительной культурой и историей. Японцы бережно хранят и чтят культурное богатство своей страны.
Японская цивилизация складывалась долгое время. На нее повлияли как природные условия и географическое положение, так и близость к Китаю и Индии, откуда в Японию пришли буддизм, конфуцианство, письменность.
Многие истинно японские традиции и обычаи постепенно охватывают и другие страны.
Африканская цивилизация – это сложный по структуре, этническому и географическому, климатическому и политическому составу регион, у которого очень низкая перспектива стать отдельной цивилизацией. Этому есть ряд причин.
Во-первых, большинство стран находятся за чертой бедности, что не только не способствует объединению, но и подстегивает различные локальные конфликты за передел ресурсов, в том числе и воды.
Во-вторых, низкий уровень технического, социального и политического развития не только не дает представления о том, как необходимо объединяться и для чего, но и совершенно не отвечает на вопрос «кто мы есть?» среди большей части населения. Государства-нации не сложились на протяжении многих веков, а в динамике современного развития политической сферы неизвестно, сложатся ли в регионе государства-нации вообще.
В-третьих, отдельные участки континента находятся в зоне бедствия, где развиваются заболевания от малярии до СПИДа, резко сокращающие численность населения.
С севера регион граничит с арабо-исламскими странами, которые были основаны еще в эру арабских завоеваний. Продвижение на юг арабы сочли нецелесообразным и неоправданным, поэтому и в настоящее время геополитическая экспансия на юг у таких стран как Тунис, Египет, Алжир и Марокко практически отсутствует, а границы с южными соседями весьма условны.
Кроме того, между странами арабо-исламского региона и африканского региона лежит пустыня Сахара, являющаяся естественным препятствием для взаимодействия и дипломатии.
Цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.