Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Культуры «Хараппа» и «Мохенджо – Даро». Религии древней индии
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 22.38K | Скачано: 275 | Добавлен 16.10.13 в 00:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Культуры «Хараппа» и «Мохенджо – Даро». Эпическая литература 3
2. Религии древней индии. Формирование буддизма. Индуизм 9
3. Тест 15
Список источников 16
КУЛЬТУРЫ «ХАРАППА» И «МОХЕНДЖО – ДАРО». ЭПИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Древнеиндийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Первые центры культуры в индии существовали уже в конце III - начале II тысячелетия до н.э. В настоящее время известны два древнейших центра высокоразвитой культуры. Это Хараппа и Мохенджо-Даро на берегу реки инд. Мохенджо-Даро являлся одним из центров хараппской цивилизации.
Культуру называют Хараппской условно - по имени города Хараппа в северном Белуджистане. Удивительная однородность культуры этих поселений позволяет говорить о том, что мы имеем дело с обширной территорией, на которой господствовала Хараппская культура: более 1100 километров с севера на юг и более 1600 километров с запада на восток.
Исследование показало, что на протяжении тысячелетий один и тот же народ постепенно переходил к оседлому земледелию, осваивая земли и приспосабливаясь к своеобразному климату бассейна Инда. Население бассейна Инда выращивало несколько сортов пшеницы, ячменя, бобовых, занималось садоводством и животноводством - разводило крупный рогатый скот. В долинах Инда выращивался рис. Значительную долю сельскохозяйственной продукции Хараппы составлял хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи. Высокого развития достигли ремесла. Хараппские мастера владели ювелирной техникой, изготавливали не только золотые украшения, но и предметы из драгоценного и полудрагоценного камня. Металлурги изготавливали ножи, кинжалы, серпы, топоры. Позже появилась металлическая посуда, но она целиком повторяла керамические формы. Гончарное производство долгое время представляло собой ручное изготовление утвари - грубой и без каких бы то ни было украшений. Позже возник ручной гончарный круг и простой узор, наносившийся режущим инструментом или веревкой. Даже после того, как вошла в обиход облицованная и лощеная керамика, рисунок на посуде остался сдержанным. Используя усовершенствованный гончарный круг, гончары стали производить тонкую и красивую посуду, часто покрытую легкой росписью. Производили красную керамику, палевую и розовато-красную, а также серую, использовавшуюся в Уруке. Широко использовались изделия из фаянса, статуэтки и браслеты, бусы, маленькие сосуды, повторяющие формы крупных.
Города древней Индии представляли собой великолепно организованные геометрически построения. Центр, расположенный на холме и окруженный прочной кирпичной стеной, где, вероятно, жили правитель, жрецы, находились храмы, а вокруг располагались четкие жилые кварталы с правильными широкими (до 10 метров) улицами, пересекающимися под прямым углом. На самых окраинах были мелкие хижины бедняков.
По составу населения Хараппская цивилизация была не однородной, хотя и отличалась удивительной однородностью культуры.
Первоначальной единицей арийского общества, как и всех других древних патриархальных обществ, была семья. Семья находилась под абсолютной властью отца - отец был ее царем, судьей и жрецом. Семья была неделима, ее имущество - земля и прочее - являлось общим и нераздельным. Уже издавна из среды арийского общества стали выделяться семьи, на которых лежали известные обязанности. Исполнение этих обязанностей переходило от отца к сыну и считалось наследственным. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. Вследствие этого арийское общество постепенно разделилось на четыре сословия. Их санскритское наименование - “варна”.
Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет».
Вторая Варна - это Варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.
Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев.
Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен. В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды.
В древнеиндийском обществе каждая из четырех Варн (сословий) состояла из нескольких каст с четко сформулированными нормами социального поведения. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным). Границы между Варнами были незыблемыми. Человек рождался в своей Варне и навсегда принадлежал ей.
Науки были неотъемлемой частью образовательного стандарта высших Варн, но читать и изучать веды и комментарии к ним могли лишь мужчины из первых трех Варн.
Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм — религия самих Вед. Веды представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Они написаны на древнейшей форме санскрита. Веды состоят из четырех частей: Ригведа ("Книга гимнов"), Самаведа ("Книга песен"), Яджурведа ("Книга жертв"), Атхарваведа ("Книга заклинаний"). К ведической литературе также относятся позднее появившиеся комментарии вед — брахманы и упанишады. К этой же литературе примыкает и веданта — произведения по астрологии, стихосложению, этимологии и др. Необходимость комментариев была вызвана древностью языка вед. Веды содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают нам о делении индийского общества на четыре Варны.
О художественной культуре Индии ведийского периода мы можем судить по складывающимся в это время эпосам — "Махабхарате" и "Рамаяне". Появление крупнейших эпических произведений Индии — "Махабхараты" (великая война потомков Бхараты) и "Рамаяны" (сказ о приключениях царя Рамы) произошло во второй половине I тыс. до н. э. В них вошли мифы, сказания о жизни народов Индии, легенды о ее богах и героях. Сюжетной основой "Махабхараты" стало повествование о борьбе за власть потомков мифического царя Бхараты — древних родов Кауравов и Пандавов. Эта борьба принимает размеры грандиозной битвы, в которой участвуют все, живущие на земле и на небе, — боги и духи, люди и звери, а самой битве придается космический размах.
В основе повествования "Рамаяны" — рассказ о походе на остров Ланка царя Рамы для спасения своей возлюбленной Ситы, похищенной царем демонов Раваной. Рама с помощью царя обезьян борется с царем демонов, с которым не могут справиться боги — это доступно только человеку. В поэме воспевается подчинение младших старшим, покорность и верность жены. Каждый из героев является олицетворением одного из положительных качеств человека. Герои "Рамаяны" и сегодня остаются символом благородства и высоких нравственных идеалов. В целом же достижения индийских мастеров ведийской эпохи в области искусства были очень скромными.
Среди всех направлений древнеиндийской художественной культуры особое место занимала литература. Решающее значение для ее появления имело создание классического литературного языка санскрита. Наиболее известным произведением древнеиндийской санскритской художественней прозы является «Панчатантра» (Пятикнижие) — знаменитый сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка ставший достоянием мировой литературы. Как почти все эпические произведения древней Индии, Панчатантра построена по принципу обрамления в форме пяти прозаических повестей («Разъединение друзей», «Приобретение друзей», «Война ворон и сов», «Утрата приобретенного» и «Безрассудные поступки»). Повести эти в свою очередь объединены вводной повестью о мудреце Вишнушярмане, написавшем Панчатантру в поучение царским сыновьям, и являются рамкой для множества вставных притч, басен и стихотворных изречений.
Народы древней Индии очень любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе, сопровождая это аккомпанементом ударных - цимбал и барабанов. В гимнах встречаются упоминания о пении, танцах и об искусстве танцовщиц. В древней индии сложилась особая танцевальная культура, в которой каждый жест и положение тела имеет свой смысл. Таким образом, танец был превращен в повествование средствами пластики, близкое к пантомиме, но более эмоциональное и красочное. Популярнейшим развлечением древних индусов были представления театра сангит. Одним из ярких примеров является древнеиндийская драма «Шакунтала» поэта и драматурга Калидасы. Это история взаимной любви царя Душьянты и Шакунталы, дочери нимфы Менака и мудреца Вишвамитры. Влюбленная Шакунтала, погруженная в свои мечты, не замечает приближения святого анахорета Дурвасы и тем навлекает на себя его гнев. Дурваса налагает на нее проклятие: царь Душьянта забудет ее и только тогда вспомнит, когда увидит на ней кольцо, подаренное им. Это проклятие, остающееся сокрытым для Шакунталы, и составляет драматическую завязку пьесы. Царь отталкивает от себя свою милую, и только после ряда различных перипетий и трогательных сцен, ему попадается на глаза его кольцо; он вспоминает прошлое и, встретив в небе Индры Шакунталу, успевшую тем временем родить сына, соединяется с ней уже на веки. В драмах Калидасы, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрывается прежде всего внутренний мир героев, их чувства, переживания. Фоном человеческих переживаний служат поэтически одухотворенные пейзажи, описания сказочных царств, мудрость добродетельных и справедливых правителей.
Ключом к пониманию искусства индии принято считать фрески пещер аджанты и скальные храмы эллоры. По фрескам аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство - поистине энциклопедия индийского национального искусства.
Культура Индии внесла большой вклад в мировую культуру. Особенно велико было это влияние в духовной сфере. Сегодня современный западный мир увлекается религиозно- философскими идеями Индии, а высокая художественная культура Индии вызывает всеобщее восхищение.
РЕЛИГИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ФОРМИРОВАНИЕ БУДДИЗМА. ИНДУИЗМ.
Характерной чертой культуры индии является наличие множества взаимодействующих между собой религий. Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, впоследствии превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула называет «три драгоценности» буддизма — это сам Будда, дхарма — его учение, и сангха — община его последователей.
Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха из знатного рода шакьев. Мысль о страдании живых существ обратила его к подвижничеству. После долгих лет странствий в Магадхе в тени могучей смоковницы на него низошло просветление. Сиддхартха стал тогда Просветленным (Буддой). Характерной чертой буддийского учения является определение жизни как страдания. Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни, богатства, наслаждений или лучшей судьбы в новом существовании. Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением, а конечной целью при этом является нирвана, после которой человек разрывает цепь и уже не рождается вновь. Существует четыре благородные истины буддизма.
Благородная истина страдания
"Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, горе и печаль, боль и скорбь есть страдание, сосуществование с тем, что неприятно есть страдание, разлука с любимым есть страдание, неисполнение желаний есть страдание, одним словом, всё, составляющее жизнь, есть страдание". Как красивые, приятные, так и болезненные, неприятные обстоятельства являются непостоянными. Эти формы являются прямой угрозой человеческому существованию и следовательно, источником беспокойства, волнения и т.д.
Благородная истина причины страдания
Причиной страдания является желание или стремление (танха). Поскольку мы находимся в состоянии противоречия с обстоятельствами внутри и вне нас, возникает неутолимая жажда приятных ощущений. Основой для этого является иллюзия неизменности души, эго или личности. Таким образом, мы оказываемся в плену у самих себя, в плену у окружающих нас вещей, запутавшись в сети страдания. Поэтому Будда говорил: "Не попадайтесь на приманку мира", потому что страдание — неизбежно.
Благородная истина прекращения страдания
Тот, кто преодолеет неведение, иллюзию самости, станет свободными от желания. Огонь страсти угаснет, если нет горючего. Те омрачения, которые мы ещё не преодолели и которые привязывают нас к Циклу Перерождений, служат горючим для нескончаемых перерождений в сансаре — обусловленном, зависимом существовании.
Благородная истина пути, ведущего к прекращению страдания
Благородный Восьмеричный Путь говорит о том, что ведёт к прекращению страдания:
Четыре возвышенных состояния ума — это четыре качества сердца, которые, будучи развиты в совершенстве, поднимают человека на высший духовный уровень. Метта, которое может быть переведено как любящая доброта, всеобъемлющая любовь, доброжелательность, бессамостная всеобщая и безграничная любовь. Каруна, что означает сострадание. Свойством каруна является желание освободить других от страдания. Мудита — это сочувственная радость, которую мы ощущаем, увидев или услышав о счастье и благополучии других, это радость успеху других без оттенка зависти. Упеккха или равностность указывает на спокойное, устойчивое и стабильное состояние ума. Ежедневная медитация с целью развить эти четыре Высших состояния Ума сделает их привычными и таким образом приведёт к внутренней стабильности и избавлению от помех и препятствий.
В Буддизме нет места приказам и запретам. Нет места и комплексу вины. Это скорее одобрение хороших поступков и воздержания от недостойных действий обмана, насилия и опьянения ума.
Карма или волевая активность является важным понятием в Учениях Будды и она означает закон Причины и Следствия. Закон кармы не является законом наказания и вознаграждения, но исключительно законом причины и следствия, действия и реакции на это действие. Поэтому мы не можем считать виноватым кого-то другого за наши несчастья. Их возникновению в большинстве случаев способствует иной фактор.
Сансара это обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое. Вся Сансара представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (карма).
Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым служит нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным. Считается, что нирвана находится вне системы Сансары и не имеет с ней причинно - следственной связи. Нирвана (“угасание”), в буддизме одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы сансарного существования к другой. Из сансарных существ только человек может достичь нирваны и стать Буддой. По теории буддизма, о нирване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства. Считается, что нирвану можно достичь и при жизни, но полностью она достигается лишь после смерти. Существа, которые ушли в нирвану, теоретически не могут вернуться в сансару.
Культовыми памятниками буддийского периода являются тумулярные строения и пещерные храмы. Ступа — тумулярного типа строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм. Пещеры — это пещерные храмы. План их имеет форму базилики с тремя кораблями; фасад высеченный, как и весь храм; в массиве скалы, украшен колоннами и носит следы прикрепления деревянных декоративных ферм. Стены покрыты рельефами и живописью, а в глубине храма в полуциркульной нише возвышается реликварий в форме ступа. Главные представители храмов этого типа — храмы Аджанты и Карли.
Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом. В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия. Служители культа во всех трёх религиях призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Бог Брахма, считался верховным богом. Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные привилегии, которые в реальной жизни имели брахманы. Брахманы перестали быть самым привилегированным слоем общества, и их бог-покровитель перестал рассматриваться как верховный бог.
Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основными являются две: вишнуизм и шиваизм. Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты - Шиву.
Вишну (“проникающий во всё”, “вездесущий”) - верховный бог в вишнуизме. Кроме функции быть верховным богом, у него есть ещё две специфические функции. Во-первых, он - охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он - помощник людям в решении их жизненных проблем. Вишну чаще всего изображается в виде четырёхрукого мужчины. В одной руке у него боевая раковина (он трубит в неё во время сражений), во второй - палица, в третьей - чакра (метательное оружие в виде металлического диска), в четвёртой - цветок лотоса.
Шива (“Милостивый”) - верховный бог в шиваизме. По своим специфическим функциям Шива - бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время, назначенное богами), бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива стоит и у гроба, и у колыбели), бог живой природы (он заботится и о растениях, и о животных). Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Третий глаз, который расположен посреди лба (не горизонтально, а вертикально) не только видит, но и излучает сверхъестественный огонь, который сжигает всё на своём пути.
Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Боги - это верховные сверхъестественные существа, управляющие миром. Боги требуют поклонения, которое обозначается словом “пуджа”. Богам поклоняются в храмах и дома, перед семейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др.
Индуизм является самой большой национальной религией в мире.
Тест
Установите соответствие между сословиями в древней Индии и их названиями.
1. Брахманы |
а. Воины |
2. Кшатрии |
б. Земледельцы, ремесленники и торговцы |
3. Вайшьи |
в. Жрецы |
4. Шудры |
г. Зависимые ремесленники и землевладельцы |
Брахманы – Жрецы
Кшатрии – Воины
Вайшьи - Земледельцы, ремесленники и торговцы
Шудры - Зависимые ремесленники и землевладельцы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.