Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Россия в мировой экономической системе
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Курсовая работа | Размер: 30.70K | Скачано: 309 | Добавлен 14.10.13 в 10:21 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Введение 3
1 глава Россия в мировой экономической системе 5
1.1 Место России в мировой экономической системе по уровню ВВП 5
1.2 Сценарий развития экономики России на ближайшие годы 6
2 Стратегия формирования эффективной экономической политики 11
2.1 Развитие высокопродуктивного сельскохозяйственного производства, нацеленного на рынки Китая и Восточной Азии 11
2.2 Торговая политика и проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию 15
Заключение 20
Глоссарий 22
Список использованных источников 25
Российская Федерация - крупнейшая экономика в мире. Россия не так давно утвердилась на мировом рынке как одна из ведущих держав. Она играет одну из ключевых ролей в обеспечении международной энергобезопасности. И намерена далее утверждаться в первую очередь, за счет новых контрактов.
Россия постоянно наращивает добычу нефти и газа, увеличивает долю своих энергоносителей на мировом рынке. Тем самым она вносит существенный вклад в сдерживание цен и решение энергетических проблем в мире в целом.
Стоит заметить, что недавно наша страна вошла в семерку стран с наиболее динамично развивающейся экономикой. С ней наряду стоят такие страны, как Бразилия, Китай, Индия, ЮАР, Корея и Мексика. Был даже предложен такой термин секретариатом ЮНКТАР: «Восходящая семерка». В то же время России предстоит необходимое усовершенствование транспортной, финансовой и экологической инфраструктуры.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что не все согласны с мнением, что Россия прогрессирует, существует и такая точка зрения: известный американский политолог назвал в своей монографии Россию «черной дырой» и цинично пишет, что «потеря территорий не является главной проблемой для нее», объясняя это рядом причин. А также предлагает России поделиться с соседями частью своего «тела».
Однако сейчас РФ - крупнейший экспортер. И по размеру ВВП входит в десятку крупнейших промышленно-развитых стран мира. Отечественной промышленности удается изготовлять конкурентную продукцию; это касается оружия, энергетического оборудования, атомной промышленности и космической.
Крупнейшими торговыми партнерами РФ являются такие страны, как Германия, Нидерланды, Китай, Италия и др. Доля России в мировом торговом обороте продолжает неуклонно расти.
Российская нефтяная промышленность - основа роста роли государства в мировой экономике. За счет нее РФ способна конкурировать со странами ОПЕК.
Целью данной работы является определение места России в мировой экономике, изучение стратегии формирования эффективной внешнеэкономической политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место России в мировой экономике,
- изучить стратегию формирования эффективной внешнеэкономической политики.
В своей работе я использовал такие источники, как труды Калианиди Х.К., Вукович Г.Г., а также источники всемирной сети Интернет.
Важнейшими показателями, характеризующими экономический уровень развития страны, являются: общий объем валового внутреннего продукта (ВВП); объем ВВП на душу населения; общий объем промышленного производства; производство промышленной продукции на душу населения; уровень производительности труда; золотовалютные резервы государства [3, С. 102].
Валовой внутренний продукт – стоимость произведенных за год товаров и услуг. За 90-е годы ВВП России уменьшился примерно с 1 трлн долл. до 650 млрд долл. К середине 90-х годов Россия уже не входила по этому показателю в первую десятку стран мира, занимая (по разным источникам) 11 -12-е места. По величине ВВП на душу населения нашу страну опережают более 50 государств. Высокоразвитые страны (Япония, США, Швейцария и др.) имеют свыше 20 тыс. долл. ВВП на душу населения в год. Этот показатель в России в конце 90-х годов составлял 3-4 тыс. долл. Велико отставание России по уровню производительности труда – объему производства продукции на одного работника: в промышленности он в 4 раза ниже, чем в США. Важным показателем уровня экономического развития является отраслевая структура хозяйства, в первую очередь соотношение занятых в отраслях производственной и непроизводственной сфер. В последние десятилетия в развитых странах существенно возросла производительность труда, что способствовало перераспределению занятого населения из производственной сферы в непроизводственную. Чем выше доля отраслей непроизводственной сферы в экономике страны, тем выше уровень ее экономического развития. В России наблюдается тенденция к повышению удельного веса отраслей непроизводственной сферы. Соотношение занятых в настоящее время 65 : 35 в пользу производственной сферы. В развитых странах удельный вес непроизводственной сферы (по числу занятых) составляет в основном 65-75 % [11].
Очень высока материало-, топливо- и энергоемкость российской продукции.
По золотым запасам органов государственного денежно-кредитного регулирования Россия занимает 12-е место в мире.
Таким образом, по основным показателям социально-экономического развития Россию в настоящее время нельзя отнести к развитым странам. Тем не менее по ряду показателей наша страна продолжает занимать ведущие позиции. Это освоение космоса, авиастроение, производство и экспорт вооружения и военной техники, добыча природного газа, бурого угля, нефти, производство пиломатериалов, серной кислоты, картофеля, молока [10].
Сценарий развития экономики России на ближайшие годы
Для экономики России в ближайшее десятилетие, да и в последующие годы наибольшее практическое значение представит в рамках общего сценария взаимодействия с основными (для нее) мировыми экономическими центрами выделение специфических особенностей сотрудничества с каждым из этих центров исходя из необходимости решения наиболее неотложных для нас проблем.
Из всего перечня таких проблем целесообразно выделить, по крайней мере, четыре. Во-первых, существенное отставание в динамике прироста запасов добычи нефти и газа, которые сегодня и в обозримой перспективе остаются главным экспортным ресурсом России, от динамики добычи [11].
Как отмечалось на научной сессии Общего собрания РАН в декабре 2005 г., начиная с 1993 г. детальная разведка новых запасов нефти и газа не восполняет их добычу. Более чем в 2 раза были уменьшены объемы глубокого параметрического, поискового и разведочного бурения - с 4,5 млн м3 до 1,2 млн в 2003 г.
Резко сократились научно-исследовательские, геофизические, геологические и геохимические работы, а также поиски новых перспективных объектов [11].
К тому же за эти годы, без серьезных обоснований, в погоне за высокой рентабельностью было изъято из государственного баланса (списано) более 5 млрд т разведанных запасов нефти, на подготовку которых затрачены огромные средства.
Несмотря на все более широкое привлечение зарубежных геофизических, буровых и других так называемых «сервисных» инжиниринговых фирм, на весьма низком уровне остаются вложения в технологию. Так, инвестиции в основной капитал на 1 т добытой нефти в ведущих российских компаниях ТЭКа в 2 раза меньше, чем в зарубежных компаниях. С учетом того, что ресурсная база нефти и газа в нашей стране и акционерные общества по их добыче и переработке сегодня все же находятся под жестким контролем государства, если речь идет о способах расчета за поставки оборудования и техническое содействие, то было бы целесообразно рассмотреть возможности привлечения зарубежных специализированных фирм (норвежских и др.) к широкому сотрудничеству в данной области. Это вполне вписывается в рамки глобальной энергобезопасности, которая по инициативе российской стороны являлась ведущей темой саммита «восьмерки» 2006 г. Продолжить эту линию в рамках экономической дипломатии (зондажа в отношении потенциальных участников), а затем перевести ее в плоскость разработки конкретных программ, проектов и соглашений под руководством соответствующих федеральных служб настоятельно необходимо, иначе Россия не справится со своими обязательствами по поставкам указанных ресурсов ни в западном, ни в восточном геоэкономических направлениях. И дело даже не в объемах финансирования, поскольку Россия перенасыщена сегодня финансовыми ресурсами, а в быстром наверстывании накопившегося за 15 лет отставания российских геолого-поисковых и геологоразведочных служб в методах, оборудовании и сопутствующей инфраструктуре с помощью авторитетных западных фирм (прежде всего норвежских, канадских и австралийских). Особенно это касается шельфа северных морей российской части Арктики и других труднодоступных газо- и нефтеперспективых районов. Что касается привлечения фирм из северо-западной части АТР (Китая, Японии, Тайваня, Южной Кореи, северо-запада Канады, Аляски), то здесь просматривается возможность их специального, по особым соглашениям, привлечения к работе по месторождениям Якутии и Чукотки, где имеются признаки наличия существенных запасов углеводородного сырья [11]. К тому же указанные регионы Дальневосточного федерального округа России особенно нуждаются в развитии современной транспортной инфраструктуры и практическом осуществлении в перспективе проекта межконтинентального сообщения через Берингов пролив.
Во-вторых, нарастающее в России сокращение трудовых ресурсов, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности, что вызывает необходимость импорта не только изделий, связанных с высокими технологиями, но и рядовых потребительских товаров. Вполне вероятно, что через десяток лет в ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства просто не останется возможности их пополнения свежими рабочими кадрами, несмотря на все усилия по применению трудосберегающих технологий (к сожалению, пока это не очень заметно). В то же время в ряде стран СНГ - Армении, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, а также особенно в соседнем Китае существуют прямо противоположные тенденции. В этих странах растет численность молодой части населения, заметно увеличивается или сохраняется высокий уровень безработицы.
В связи с этим возникает обоюдовыгодная необходимость и возможность переноса значительной части трудоемких производств из России в азиатские страны постсоветского пространства и приграничные регионы Китая на основе аутсорсинга, то есть создания там дочерних или совместных предприятий с использованием местной рабочей силы [4, С. 102].
И дело не только в том, что в этих странах более низкая по сравнению с Россией среднемесячная зарплата. В ряде производств с успехом могут быть использованы уже имеющиеся трудовые навыки местного населения (овощеводство и плодоводство, животноводство и пищевая промышленность, текстильное и обувное производство, металлообработка), но и целесообразность организации, используя навыки ручной работы женской части восточной молодежи в ковроткачестве для сборочных производств высокотехнологичного сектора в кооперации с российскими «кремниевыми долинами».
Важно, что при этом не потребуется массового перетока рабочей силы в Россию даже на обучение.
Необходимо правильно организовать этот процесс, а не пустить его, как это часто сегодня случается в России, на самотек. Прежде всего нужен заказ со стороны Правительства РФ в адрес Торгово-промышленной палаты для изучения международной практики и проработки этого вопроса как внутри страны, так и с потенциальными зарубежными партнерами в отраслевом и региональном аспектах. Далее, нужна подготовка соответствующих международно-правовых основ такой деятельности через парламентские структуры СНГ - необходимо выйти туда с законодательной инициативой. Затем, наряду с производственными мощностями в указанных странах потребуется создать постоянно действующие средние учебные заведения и фабрично-заводские училища современного уровня частично с российскими преподавателями там, где возникнет необходимость, и возможностью поступления в профильные российские вузы вне конкурса после двух-трех лет работы на таких предприятиях. И, наконец, было бы целесообразно подключить к этой конкретной работе аппарат Исполкома СНГ, поскольку здесь могут быть задействованы интересы семи государств Содружества (не все они являются членами ЕврАзЭс) [9, С. 214].
В -третьих, нарастает острая необходимость быстрого обновления основных фондов как в России, так и в других странах постсоветского пространства, тесно связанных между собой транспортными системами и энергетическими коммуникациями, в связи с угрозами техногенных катастроф. За этим стоит масштабное увеличение из нашей страны поставок строительно-дорожных и путевых машин, новых поколений подвижного состава, контрольно-измерительной аппаратуры и другого оборудования прежде всего в страны СНГ и Балтии, а также в страны-члены ШОС. Одновременно это будет способствовать облагораживанию структуры нашего экспорта хотя бы в связях с данным регионом. При этом необходимо сделать следующее замечание. Реальная интеграция стран СНГ состоит отнюдь не в создании таможенного инструментария, а прежде всего материальной основы сотрудничества, путем разработки проектов совместного обновления экономики и углубления её специализации.
В -четвертых, за последние 15 лет, несмотря на тревожные сигналы со стороны ученых и администрации субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, возрастает экономический отрыв его от остальной территории России. Есть явная тенденция к превращению этой части России в эксклав, т.е. экономическую вставную челюсть стран АТР, вклинившуюся в нашу территорию без нарушения госграниц. Но если не принять меры, то в результате бездеятельности нашей законодательной и исполнительной власти эта важнейшая часть России постепенно будет экономически отторгнута от нашей страны.
Развитие высокопродуктивного сельскохозяйственного производства, нацеленного на рынки Китая и Восточной Азии
Уже на протяжении по крайней мере шести-семи лет меня изумляет неспособность и нежелание России опереться на то, что выросло у нее под боком. Я имею в виду огромные возможности, открывающиеся в Азии. Здесь вокруг Китая и Индии поднимается великая цивилизация. Не меньшая, чем европейская.
И президент, и премьер-министр по нескольку раз говорили о необходимости экономического поворота к Азии. С Китаем подписаны десятки протоколов, договоренностей о запуске новых проектов. Но долгосрочной и комплексной азиатской стратегии пока нет. А она крайне необходима и должна быть увязана со стратегией развития всей страны, а не только ее сибирских и дальневосточных регионов.
Китай до сих пор для многих выглядит угрозой. Считается, что он может угрожать нашему суверенитету, особенно из-за депопуляции востока России. И одновременно существует недооценка уровня и перспектив его развития. Для части россиян экономическое движение к Азии — уход от европейского пути развития.
Разумеется, России нужно экономически интегрироваться с остальной Европой, прежде всего с остающимися в ней инновационными локомотивами, особенно немецким. И двигаться к общеевропейскому экономическому и человеческому пространству. Европа нужна как цивилизационный якорь, но потенциал роста внешнеэкономических связей — Азиатско-Тихоокеанский регион.
В стратегиях нового освоения Сибири и Дальнего Востока и присоединения к экономическому локомотиву Азии нужно опираться на реальные конкурентные преимущества России. А они есть [5, С. 24].
Рынки Азии испытывают дефицит продовольствия. Связано это в первую очередь с ростом благосостояния и увеличением потребления мяса, для производства которого необходимы корма и зерно. Отсюда рост цен на них во всем мире. В регионе нарастает дефицит пресной воды, посевных площадей. При этом сокращаются возможности наращивания производства зерна у главных его экспортеров — США, Канады, Австралии, Украины. А вот у нас возможности наращивания производства огромны.
В Китае и других странах Восточной Азии быстро растет потребление бумаги, продукции деревообработки. Китай наращивает импорт бумаги даже из Финляндии, где она производится и из российской древесины. В Азии и в мире в целом нарастает дефицит многих видов минерального сырья.
Россия обладает 23% мировых запасов леса, 20% запасов пресной воды, почти 10% пахотных земель. Особенно велики их неиспользуемые запасы в южной Сибири и на Дальнем Востоке, причем изменение климата улучшает условия для производства продовольствия в этих регионах и ухудшает — в остальной Азии.
По элементарным расчетам, Россия может увеличить свой пахотный клин на 10 млн га, а урожайность — в 2,5 раза. Значит, страна может во много раз увеличить экспорт зерна. Раньше он ограничивался спросом. Теперь Китай и страны новой Азии предлагают практически неограниченный рынок.
Российские водные преимущества здесь тоже на руку. В каждом килограмме продовольствия заключено от нескольких десятков до нескольких сотен литров воды, использованной для его производства. Весьма водозатратно и производство целлюлозно-бумажной продукции, многих видов минерального сырья.
Самое главное — понять, наконец, что Азия не угроза, а возможность, потенциально передовой рубеж развития.
Необходимо формирование новой долгосрочной стратегии экономического возрождения Сибири и Дальнего Востока [3, С. 54].
Современная стратегия — назовем ее «проект Сибирь» — с самого начала должна быть международно ориентированной: российский политический суверенитет плюс иностранные капиталы и технологии.
И не только из Китая, но и из США, Японии, Южной Кореи, стран АСЕАН, Европы, которые все заинтересованы в том, чтобы не один Китай доминировал в Зауралье.
Россия — страна с плохим инвестиционным климатом, страшной коррупцией. Если мы хотим сохранить суверенитет над восточной частью страны, придется создавать специальные привилегии для инвестиций, особые экономические зоны, распространять особые условия хозяйствования типа сколковских на целые регионы. Иностранные инвестиции нужны не только сами по себе, но и как рычаг борьбы с коррупцией: иностранцев у нас обирают меньше, у них есть международная защита. Придется обеспечивать и специальную российскую, если сможем.
Рабочую силу для нового проекта можно найти. Еще есть несколько миллионов избыточных работников в Центральной Азии. Также возможен завоз сезонных рабочих из Индии и Бангладеш. Там чудовищный переизбыток рабочей силы. Придется завозить и из Китая, но по очень жестким квотам. Управляющих, инженеров для новых компаний придется собирать по всему миру. Но лучше всего дать шанс поколению 1990-х, предотвращая его начавшийся исход.
Теперь о том, что предлагается делать.
Создать в регионах Сибири и Дальнего Востока, где для этого есть (и как показали наши проведенные в ВШЭ исследования — отличные) условия, кластеры высокопродуктивного сельскохозяйственного производства, нацеленного на рынки Китая и Восточной Азии. В частности, производства зерна, кормов, мяса птицы, свинины, возможно, пива.
Курс на создание таких кластеров создаст мультиплицирующий эффект для целого ряда отраслей машиностроения, поможет сохранить их.
Потребуется не только завоз техники, но и создание и развитие уже существующих предприятий сельхозмашиностроения и заводов по производству рефрижераторов.
Выгодным, учитывая потребности азиатских рынков, окажется строительство в Сибири и на Дальнем Востоке двух-трех целлюлозно-бумажных комбинатов. Это потребует новых автомагистралей, мостов, железных дорог, портов — у нас на Востоке практически нет портовых мощностей для экспорта зерна. Инфраструктуру на российские деньги и с использованием иностранных технологий пусть строят китайцы. Дешевле обойдется [8, С. 54].
Проект должен быть нацелен на превращение наших восточных регионов в одну из ресурсных и продовольственных баз поднимающейся Азии. С поставкой товаров относительно высокой степени переработки, а не просто леса-кругляка, нефти, руды или морепродуктов, как сейчас.
Конечно, предполагаемый путь превращения России в великую сельскохозяйственную и ресурсную державу немного обиден. А как же инновации? Новый технологический уклад? Нужно развивать их, где можно и нужно — в космической технике, атомной электроэнергетике, самолетостроении, военной технике. Но Сибирь и Дальний Восток с их помощью не поднять. Высокотехнологичную продукцию надо производить там, где еще остались люди, которые могут ее производить. В основном это европейская часть России.
«Проект Сибирь» должен иметь и европейское измерение. В него нужно приглашать европейские компании, капиталы и технологии, доводя Европу до новых границ, до которых ее когда-то дотягивали русские первопроходцы. Для того чтобы всерьез повернуться к поднимающейся Азии, начать новое освоение Сибири и Дальнего Востока, развернуть вспять их депопуляцию, необходимо даже перенести часть столичных функций (если не столицу) в города Сибири и Дальнего Востока. Если бы Петр I жил сейчас, он основал бы новую столицу не в устье Невы, а в районе Владивостока.
Предлагаемый вариант развития выгоден всем и, как мне кажется, элегантен. Россия сохраняет реальный суверенитет над восточными территориями, оборачивает вспять тенденцию к их депопуляции, создает новую базу развития.
Китай, новая Азия, весь мир получают новую ресурсную и продовольственную базу, облегчающую возникшие дефициты. Международный характер предлагаемого проекта предотвратит образование геополитического вакуума, в конечном счете невыгодного и Китаю. Ведь возможность попадания нашей страны в сферу китайского доминирования только усиливает настроения в пользу «сдерживания» Китая Западом. И у России наконец появится действительно нужный национальный проект. А не полет на Марс или даже Олимпиада.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) уже давно является «притчей во языцех». Однако мало кто понимает, что же это такое. И уж, конечно, не все могут с уверенностью сказать, что это событие принесет России в целом. Тем временем некоторые экономисты прогнозируют более чем 70% сокращение отечественного производства.
Внешние изменения, которые должны непременно произойти -- это снижение порога для вхождения иностранных инвестиций, изменения в законодательстве, которые покажут всему миру, что Россия -- экономически цивилизованная страна, и конкуренция -- двигатель прогресса. Уже давно обсуждаются изменения в таможенном законодательстве как основном «рычаге влияния» на импортно-экспортные потоки.
Правда, все эти нововведения, утверждают некоторые эксперты, создадут угрозу для малого бизнеса и внутреннего продукта страны. Не все предприниматели готовы к мировой конкуренции, часть предприятий может просто «умереть» (как это случилось в Индии, где закрылось около 37% местного производства).
Вступление в ВТО - процесс достаточно сложный и неоднозначный.
Выгодно или не выгодно России вступать в ВТО -- это достаточно серьезная проблема, разобраться в которой может довольно узкий круг специалистов-профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и видением функционирования международной торговли и мировой экономической системы в целом.
Что лежит на поверхности? Что нам преподносят СМИ? Мы видим, что часть так называемых «специалистов» от политики и экономики делает все мыслимые и немыслимые попытки навязывания идеи о том, что вступление в ВТО -- это благо, о так называемой «здоровой конкуренции» и выгодах от прихода на российский рынок зарубежных финансовых институтов, товаров и услуг. Есть и другие, у которых достаточно веские аргументы в пользу того, что вступление России в ВТО должно быть хорошо продуманно и в настоящий момент России это просто невыгодно (в частности, Сергей Глазьев).
Рассматривая эти противоположные мнения, я бы остановилась на двух моментах.
Во-первых, иностранные компании и банки уже давным-давно работают в России, а крупных инвестиционных проектов с привлечением зарубежных денег и технологий становится все больше.
Во-вторых, изначально не может быть так называемой «здоровой конкуренции» среди производителей товаров народного потребления. Дело в том, что структура себестоимости и сама себестоимость большей части продукции, производимой в России, в силу ряда причин изначально выше, чем в странах, куда в последние десятилетия переместилась большая часть производств [11].
На одной из конференций приводили такие цифры: в Индии после вступления в ВТО «умерло» около 37% отечественного производства.
То, что производство сократится, не вызывает сомнения. По оценкам некоторых российских экономистов, сокращение отечественного производства может достигнуть70-80%, но каково на самом деле будет падение, в настоящий момент не сможет сказать никто. Еще не вступая ни в какие организации мирового масштаба, в последние годы наблюдается следующая ситуация: с одной стороны, увеличивается потребление, а с другой, растущие потребности удовлетворяются в основном за счет импорта, что в экономическом, да и политическом смысле не есть хорошо для России. Если учесть тот факт, что ряд отраслей (микроэлектроника, приборостроение) прекратили свое существование еще в 90-е годы, то зависимость от импорта будет расти из года в год, а по некоторым товарным группам составлять 100% [11].
Безусловно, узкая группа экспортеров выиграет в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной эта группа будет выглядеть все менее и менее привлекательной по мере истощения сырьевых месторождений. Однако нужно иметь в виду, что эти предприятия - не вся экономика России, а лишь ее часть.
Какие еще последствия вступления в ВТО можно предугадать и какие меры защиты принять заранее?
Тема вступления России в ВТО, действительно наиболее обсуждаемая, но обсуждение ее, на мой взгляд, умышленно сводится до бытового, обывательского уровня. Идет массированная пропаганда самого факта предстоящего вступления под лозунгами типа: «Вы хотите жить лучше? Вступайте в ВТО!» или «В экономике выживает сильнейший, не бойтесь конкуренции. Вступайте в ВТО!», «Ничего страшного в том, что кто-то и разорится! Вступайте в ВТО!», «Весь мир движется к глобализации. Вступайте в ВТО!». При этом очень специфичный российский реальный сектор экономики не отделяют от финансового, то есть получается, с одной стороны у российских граждан станет больший выбор продукции и услуг.
С другой, если разорится половина производств из-за увеличившегося потока импортных товаров, вытесняющих российские, то ничего страшного не произойдет, конкуренция есть конкуренция. Выживает сильнейший. Только станет ли лучше жить работникам разорившихся предприятий? Думаю, что нет.
Стоит учесть тот факт, который беспокоит в большей степени так называемых «американских партнеров», а именно проблемы с защитой интеллектуальной собственности, которая, безусловно, существует (условно говоря: «Вступили в ВТО -- платите за Windows»). И этот финансовый поток пойдет из России прямиком на Запад, в том числе и в США. Безусловно, за все надо платить, но финансовая подоплека и финансовый интерес втягивания России в ВТО и здесь очевидна. Вопрос лишь в цене.
Что касается основных мер, то это в первую очередь защита внутреннего российского рынка от импортной продукции в тех сегментах, в которых российские предприятия имеют возможность конкурировать с иностранными.
Сейчас в области на слуху «инновации», «развитие малого и среднего бизнеса». Насколько велики наши шансы во всемирной конкуренции?
В России всегда были отрасли экономики, которые достаточно успешно конкурировали с иностранными компаниями. В первую очередь, это предприятия ВПК и аэрокосмической отрасли, металлурги, производители удобрений и т. д. Однако это далеко не вся экономика России.
Российские шансы конкурировать в области производства товаров народного потребления невелики. Более того, на сегодняшний день их практически нет. Это место прочно заняли компании Юго-Восточной Азии. Именно поэтому идея оградить внутренний рынок от засилия более конкурентоспособных импортных товаров народного потребления, на мой взгляд, не лишена смысла.
Вступление в ВТО как раз подразумевает обратное, т.е. открытие внутреннего рынка для импортной, более конкурентоспособной по отношению в отечественной продукции, вне зависимости от ее качества.
Что касается «инноваций», то нужно сразу отметить тот факт, что малый и средний бизнес не располагает достаточными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, чтобы в ближайшие годы вырасти и выстроить новую, инновационную и наукоемкую экономику, о которой в последнее время достаточно много говорят на самом высшем уровне.
Российскую промышленность даже в первом приближении нельзя назвать наукоемкой. По некоторым оценкам Россия производит примерно 0,5% наукоемкой продукции в мире, что является мизерным показателем. Поэтому без четкой государственной программы и финансовых вливаний во многие сферы в первую очередь НИОКР и образование, которое из года в год деградирует говорить и надеяться особо не на что [9, С. 54].
В свете ближайшего вступления в ВТО России интересен опыт Украины, уже вступившей во Всемирную торговую организацию. Сейчас на повестке дня Украины -- вступление в НАТО. Россия еще только на пороге, на стадии обсуждений данного вопроса. Но, по словам специалистов сопредельного государства, вступление в ВТО Украины продолжают обсуждать даже «по факту».
Уже сейчас видно, что интеграция России во Всемирную организацию торговли, в европейское экономическое пространство не за горами. Реально мы понимаем, что Россия рано или поздно будет играть по мировым правилам.
В процессе исследования я пришел к такому выводу. Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. И Россия - активный участник этого процесса. Обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.
Мы можем с уверенностью сказать, что Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения себе достойного места в мире.
В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий России удалось по ряду принципиальных направлений укрепить свои позиции на мировой арене.
Внешняя политика России является не только инструментом, но и производной от ее внутренней политики. Сочетание разумности и активности внешней политики может быть достигнуто лишь при условии начала оздоровления и модернизации российского государства, прививания ему ответственности перед собственным обществом.
В силу неопределенности времени начала этого процесса можно говорить не о конкретных годах реализации тех или иных этапов, а о времени, которые они могут потребовать.
Действия по всем направлениям могут быть начаты даже при нынешней системе управления внешней политикой и вестись одновременно.
Необходимая предпосылка возвращения России в глобальную политику - эффективная система управления внешней политикой - может быть создана, с учетом формирования кадрового костяка, за год.
Первый этап - превращение в активную и осознанно доминирующую силу на пространстве СНГ - может быть при напряжении всех сил выполнен в течение года. Ключевой проблемой является рост влияния Китая в Средней Азии, однако пока он еще не приобрел масштабов, способных заблокировать возвращение России.
Второй этап - превращение в политический, а не только экономический «центр притяжения», сопоставимый с глобальными «центрами силы», для стран Прибалтики, Восточной Европы, уже вошедших в Евросоюз или находящихся в процессе присоединения к нему, Монголии и значимых для нас стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Этот этап может занять от 2 до 3 лет (чем лучше будет экономическая ситуация в традиционных «центрах притяжения» этих стран, например, в Европе, тем более длительным и сложным будет этот процесс).
Третий этап - формирование динамического равновесия с глобальными «центрами силы», в роли которых, вероятно, будут выступать США и Китай, на основе не регионального, а глобального влияния России, осуществляемого многообразными путями, в том числе через международный бизнес и разнообразные сетевые структуры. Решение этой задачи потребует, насколько можно предположить в настоящее время, от 7 до 10 лет..
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Валовой внутренний продукт |
совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без разделения ресурсов, использованных на их производство, на импортные и внутренние. |
2 |
Валовой национальный продукт |
макроэкономический показатель, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного продукта. |
3 |
Государственная экономическая политика |
генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. |
4 |
Измерение национального дохода и продукта |
определение произведенного нацией в течение фиксированного отрезка времени объема товаров и услуг, а также доходов, которые нация получила от их производства. |
5 |
Макроэкономические показатели |
сводные, усредненные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста и др. |
6 |
Микроэкономика |
наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. |
7 |
Номинальный валовой внутренний продукт |
стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год, выраженная в текущих ценах. Номинальный ВВП = Реальный ВВП * Дефлятор ВВП |
8 |
Реальный валовой внутренний продукт |
выраженная в ценах базового года стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. |
9 |
Стратегия развития |
это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты. |
10 |
Экономическая политика |
генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. |
11 |
Экономика России |
шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2010 год) |
1 |
Абель Э. Макроэкономика 5- е издание. Учебник [Текст] / Э. Абель. – СбП: Питер – 2012. – 758 с. 978-5-24187-21 |
2 |
Агапова Т.А. Макроэкономика. Учебник [Текст] / Т.А. Макроэкономика. – М.:Дело и Сервис.- 2009. – 256 с. ISBN 978-5-2145-852-1 |
3 |
Вечканов Г.С., Макроэкономика, Завтра экзамен 7-е издание [Текст] / Г.С. Вечканов. – СпБ: Питер – 2009. -256 с. ISBN 978-5-2145-85 |
4 |
Косоруков А.А. Проблема акторности в мировой политике. // SCHOLA-2009: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова / Под общ. ред. А. Ю. Шутова и А. А. Ширинянца; сост. А. И. Волошин, Э. А. Козьменко. — М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2009. - 0,1 п.л.; |
5 |
Косоруков А.А. Анализ внешней политики: актуальные проблемы. // SCHOLA-2010: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова / Под общ. ред. А. Ю. Шутова и А. А. Ширинянца; сост. А. И. Волошин, Э. А. Козьменко. — М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2010. - 0,1 п.л.; |
6 |
Косоруков А.А. Проблемы интеграции теории анализа внешней политики. // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2010. – 0,8 п.л.; |
7 |
Косоруков А.А. Мобилизационный потенциал внешнеполитической стратегии США в начале XXI века: социальная сплоченность и большая стратегия. // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2011. – 0,1 п.л. |
8 |
Косоруков А.А. Концепция энтропии международной системы Ренделла Швеллера. // SCHOLA: Юбилейный сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова / Под общ. ред. А. Ю. Шутова и А. А. Ширинянца; сост. А. И. Волошин, Э.А. Козьменко. — М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2011. - 0,1 п.л.; |
9 |
Косоруков А.А. Роль политических лидеров и большой стратегии государства в формировании внешнеполитической стратегии России (на основе методологии неоклассического реализма). // SCHOLA-2011: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова / Под общ. ред. А. Ю. Шутова и А. А. Ширинянца; сост. А. И. Волошин, Э. А. Козьменко. — М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2011. - 0,1 п.л.; |
10 |
http://www.ruseconomy.ru/ |
11 |
http://www.ereport.ru/articles/weconomy/russia.htm |
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.