Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Демократия в Древней Греции
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 21.86K | Скачано: 258 | Добавлен 09.10.13 в 15:34 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Северный (Арктический) федеральный университет
Год и город: Архангельск 2013
Содержание
1. Введение стр. 3
2. Демократия в Древней Греции: стр. 4
Афины стр. 6
Спарта стр. 10
3. Заключение стр. 13
Введение
Политика, политоло́гия, или политическая наука — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 1940-х; до того рассматривалась как одно из направлений в философии. В СССР официально считалась буржуазной лженаукой. В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии являются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве с помощью политических режимов. В современном мире отмечено достаточно большое количество типов политических режимов. Это связано с тем, что на ту или иную разновидность режима оказывает влияние множества факторов, таких, к примеру, как: культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности. Исходя из этого, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от государственного режима другой страны.
Политический режим – это характер, свойства и качество правового порядка осуществления государственной власти. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические политические режимы. В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из типов политических режимов следующие четыре:
· демократический
· либеральный
· авторитарный
· тоталитарный
Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, так как они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.
Ввиду того, что целью данной работы является обзор наиболее существенных социальных, политических и правовых аспектов существования древнегреческого государства, то в рамках данной работы мы рассмотрим отдельный политический режим, а именно демократический режим в эпоху его зарождения на территории Древней Греции.
Демократия в Древней Греции
Все в современном мире “помешаны” на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться демократического строя в своей стране. Но мало кто вспоминает при этом яркий опыт наших предков – жителей Древней Греции.
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. до н. э. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Ну и наконец в течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократия.
Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Она в этой связи выступает прежде всего как форма государства. Термин "демократия" употребляют также применительно к организации и деятельности др. политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия), а также для характеристики соответствующих общественных движений, политических курсов, течений социально-политической мысли. Впервые в мире возникла в Древней Греции.
Государственность в Древней Греции возникла в начале 1-го тысячелетия до нашей эры в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств, включавших в себя наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения. В древнегреческих полисах развертывалась борьба за власть, которая находила свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из форм правления: аристократии (власти знати, “лучших”, достойнейших); олигархии (власти богатых) или демократии (власти народа).
Борьба разных слоев за власть нашла свое отражение в борьбе различных течений философской, политической и правовой мысли Древней Греции. В истории возникновения и развития древнегреческих политико-правовых воззрений более или менее отчетливо выделяются 3 периода. Ранний период связан со временем возникновения древнегреческой государственности (9-6 вв. до н.э.). этот период связан с творчеством Гомера, знаменитых “7 мудрецов”. Второй период (5-4 вв. до н.э.) – время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свои выражения Демократа, Сократа, Платона, Аристотеля. Третий период (4-2 вв. до н.э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности.
Афины
Итак, Древнюю Грецию можно считать колыбелью демократии – именно там зародились первые демократические государства, уровня развития которых мало кто может достигнуть в современном мире. Да, конечно, трудно сравнивать древние Афины с Соединенными Штатами, как по населению, так и по площади государства, но, в то же время, их нельзя сравнить и по уровню технического прогресса, как на какой-либо конкретный момент развития, так и по темпам его [прогресса] роста. Но древние греки дали миру много больше, чем все современные развитые страны, если даже не считать самого понятия о демократии.
Афинская республика по своей классовой сущности была рабовладельческой, по форме правления - демократией только для свободных граждан. Всей совокупностью гражданских и политических прав и соответственно этому выгодами и привилегиям, определяемыми законами государства, пользовались только равноправные граждане государства, рожденные от афинянина и афинянки. Из них только жители Афин имели возможность участвовать в государственном управлении, ибо все основные органы власти были сосредоточены в городе. Это была демократия меньшинства. Афинское гражданство давалось с совершеннолетием, которым считалось достижение 18-летнего возраста. В течение двух последующих лет гражданин проходил военное обучение, но военнообязанным оставался до 60 лет. С 20 лет он получал право участвовать в работе народного собрания. Женщины к участию в общественной жизни не допускались. Так, фактически, демократия существовала в Афинах лишь для зажиточных свободных граждан. Даже в годы расцвета демократии в Афинах насчитывалось 90 тыс. свободных, 45 тыс. неполноправных и 365 тыс. рабов.
Высшими органами власти в Афинах являлись:
1) народное собрание;
2) совет-булэ.
Народное собрание - представительный законодательный орган власти. Оно созывалось 4 раза в месяц и проходило на центральной площади города или в театральном зале. Перед началом собрания совершались жертвоприношения животных и произносились молитвы. Повестка дня собрания объявлялась заранее. На одном из указанных четырех собраний производилась проверка деятельности выборных должностных лиц, и собрание должно было решать, была ли эта деятельность правильной; затем обсуждались вопросы продовольственного снабжения и обороны, наконец, каждому гражданину было предоставлено право делать чрезвычайные заявления о государственных преступлениях.
Специальное собрание созывалось для того, чтобы граждане имели возможность заявить на нем свои просьбы; еще одно собрание решало вопрос об изгнании каких-либо опасных для демократии политических деятелей и т.п. Но самым главным делом собрания было, конечно, законодательство.
С формальной точки зрения каждый афинский гражданин имел право выступать с предложением нового закона или каких-нибудь изменений в старом законе. Обсуждение законопроекта, как и другого вопроса, было возможно для каждого, кто желал бы занять трибуну (ею служил положенный перед собранием камень). Но часто от имени гражданина выступали нанятые им ораторы-демагоги, которые нередко прибегали в своей речи к лести, обману и другим приемам. Им запрещалось говорить не по делу, употреблять резкие выражения и т.п. За это оратор мог быть лишен слова и оштрафован. За его предложение голосовали немедленно поднятием рук. Но если кто-то из членов народного собрания был против, открывались прения. Законодательная инициатива гражданина была существенно ограничена системой сдержек: 1) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам; 2) всякий законопроект подлежал предварительному рассмотрению в совете-булэ; 3) окончательное решение принадлежало гелиэе (суду присяжных); обсуждение законопроекта, прошедшего все предыдущие стадии, велось здесь в форме судебного процесса; автор законопроекта выступал обвинителем старых законов; их защитников назначало народное собрание; решение принималось большинством присяжных.
Наличие системы сдержек объясняется стремлением воспрепятствовать законодательству "снизу", инициативе масс. Она служила также средством защиты демократии от возможных реакционных политических изменений "сверху". Таким образом, решающий голос в деле издания закона имела гелиэя, получившая право вето в отношении законодательных предложений народного собрания.
В состав гелиэи избиралось 6000 человек (старше 30 лет), которые решали вопрос о наделении правами гражданства, наблюдали за законностью замещения должностей. Из общего числа членов гелиэи составлялось 10 судебных коллегий (по 501 человеку в каждой), которые рассматривали важные дела по политическим и уголовным преступлениям. Гелиэя присвоила себе право толкования закона. Она являлась также аппеляционной инстанцией по отношению приговоров, вынесенных должностными лицами.
Высшая исполнительная власть вручалась совету-булэ, который состоял из 500 человек. Членом совета мог стать любой афинский гражданин по достижении 30-летнего возраста, если он платил налоги, оказывал почтение своим родителям. Перед тем, как быть избранным, кандидату устраивалась проверка его политических убеждений (только убежденный демократ мог стать членом совета). Булэ следил за точным исполнением законов, контролировал деятельность должностных лиц. Совет-булэ имел право законодательной инициативы и предварительно решал вопросы, которые подлежали рассмотрению народным собранием. Он осуществлял высшее управление страной, ведал внешними сношениями и финансами. Совет делил исполнительную власть с двумя коллегиями - стратегов и архонтов. Коллегия 10 стратегов избиралась народным собранием и отчитывалась перед ним. Члены коллегии выполняли военные и дипломатические функции. Коллегия 9 архонтов отвечала за охрану общественного порядка и законности. Она обязана была ежегодно докладывать народному собранию о противоречиях и пробелах в законах.
Таким образом, в Афинах был впервые в мире применен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Не стоит забывать, что эллины жили в государствах, порядок в которых удерживался сам собой, а не за счет гипертрофированного бюрократического аппарата. Законы на Пелопоннесе опирались на элементарные жизненые нормы, понятные всем и каждому. В современном же мире многие не знают до конца как своих прав, так и своих обязанностей.
Основные принципы демократии были сформированными известными древнегреческими мыслителями. "Отец истории" Геродот (484-425 гг. до н.э.) был родоначальником понятия "демократия" и выделял два основополагающих принципа афинской демократии: свободу слова и равенство всех граждан перед законом.
Фукидид (460-395 гг. до н.э.) передает известную "Речь на панихиде" афинского государственного деятеля Перикла, в которой тот отдает дань погибшим в первый год Пелопоннесской войны (между Афинами и Спартой) афинянам и говорит об особенностях афинской демократии: «... Наша конституция называет наше государство демократией потому, что власть находится в руках народа, а не меньшинства. Когда речь идет о разрешении частных конфликтов, все равны перед законом; когда речь идет о том, чтобы возложить на кого-то большую меру ответственности перед обществом, для нас важна не принадлежность человека к определенному классу, а его реальные способности…».
Я неслучайно рассмотрел демократию Древней Греции на примере Афин, так как именно этот режим является прообразом современной демократии. Но существовало и второе крупнейшее государство, где имело место развития идеи демократии – это Спарта.
Спарта
Общим у этих двух государств было существовании так называемой демократии для избранных, так как в этих государствах демократия существовала при наличии рабовладельческой формы общественного устройства. Вместе с тем существовали определенные различия. Спартанскую демократию, говоря современным языком, можно назвать аристократической демократией, правлением верхушки общества, тогда как в Афинах сложилась форма правления наиболее близкая к современным демократическим государствам.
Итак, демократия по-спартански. Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родоплеменной организации власти. Во главе государства стояли два архагета, власть которых была наследственной. В основном в их ведении находились военные дела, наиболее полной была военная власть архагетов. Также они входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым важным для всей общины вопросам.
Совет старейшин – геруссия – орган, унаследованный от родоплеменной организации. В состав геруссии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов. Достигших 60-ти летнего возраста. В геруссию входили и оба вождя. Геруссия рассматривала вопросы, выносившиеся на рассмотрение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. В случае несогласия геруссия с решением народного собрания она могла воспрепятствовать ему, покинув собрание. Геруссия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.
Народное собрание в Спарте состояло из мужчин достигших 30 летнего возраста, являвшихся спартиатами. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники расходились в разные стороны.
Созыв народного собрания производился раз в месяц. На собрании принимались законы. Избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и так далее. Но роль народного собрания в решении важных дел была маленькой, так как геруссия могла отменить его постановления.
Помимо архагетов в Спарте существовали еще 5 высших сановников – эфоров. Они избирались из «достойных» на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально они считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Эфоры получили право созывать геруссию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с геруссией они могли предотвратить принятия народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внутренним управлением страной, объявление войны и мира, суд над спартиатами, то есть они фактическими стали руководителями страны.
Фактически Спарта являлась аристократической, а не народной республикой. Конечно, некоторое подобие демократии можно увидеть в народном собрании, но оно хоть и принимало решения, они могли быть отменены геруссией или эфорами. На народное собрание выносились только «нужные» вопросы. В Спарте не существовало четкого разделения властей: эфоры совмещали исполнительную, законодательную и судебную ветвь власти. Положение архагетов вообще было непонятным, с одной стороны они были царями, а с другой власть их была непрочной, она могла быть отменена геруссией или эфорами, архагетов могли судить на народном собрании, наконец, просто предать суду в результате гадания по звездам проводившегося раз в 8 лет.
Тем не менее, в демократии по - спартански были и свои плюсы, впервые появилась практика судить должностных лиц, снимать их с должности. Появились такие черты демократического государства как выборность чиновников, наличие контроля за ними, их отчетность перед теми, кто доверил им власть. В Спарте присутствовала система честного голосования, принятие важных решений не только богатыми, влиятельными людьми, но и простым народом. Об этом свидетельствует наличие народного собрания в Спарте, принцип выборности геронтов и эфоров. Ни один эфор не мог самостоятельно принять решение, для этого требовалось согласие большинства.
Таким образом, мы видим в афинском государственном строе демократию подлинную, а не номинальную как в Спарте. Именно в Афинах сформировались основные принципы, идеалы, ценности демократии. Афинская демократия была близка к народу, народ непосредственно участвовал в управлении страной. Традиции Афинской демократии присутствуют во всех современных демократических странах. Именно в Афинах сложился принцип разделения властей, традиция контроля за должностными лицами, участие народа в принятии даже самых важных решений. Афины подарили миру демократию, демократию подлинную, истинную, со времен Афин до 17 века в мире не существовало столь демократичного режима власти.
Заключение
В демократических режимах древности, таких как Древний Рим мы можем обнаружить некоторые сходства и различия с греческой системой власти. Самым главным сходством является, что все они существовали в рамках рабовладельческой формации общества. Также можно найти и некоторые другие сходства, например, ни в Афинах, ни в Спарте не было современного основного принципа демократии – принципа разделения властей. Все режимы отличались той или иной степенью участия аристократии во власти, только где-то эта степень была большей, а где-то меньшей. Сходством между греческими государствами было наличие старых родоплеменных органов власти (архонтов, ареопага, геруссии, архагетов), тогда в Риме таких органов не существовало. Это можно объяснить тем, что распад родоплеменных отношений в Риме закончился гораздо раньше образования там республики. В Риме также было уделено больше внимания правовой базе государства, нежели в Греции. Афинская республика была самой демократичной из всех, и предоставила миру основные принципы демократии, лежащие в основе демократических государств и по сей день. Несмотря на множество различий между античными государствами, одно можно сказать с уверенностью: вся современная демократическая система родилась в античных странах. Именно им мы благодарны за существование демократии.
Список источников
1. Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», “Высшая школа”,1990
2. Ромашов Р.А. «Теория государства и права», 2002\
3. http://www.adhdportal.com/book_3184_chapter_35__3._Demokratija_i_pravo_antichnojj_Greii.html
4. http://school.xvatit.com
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.