Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по микроэкономике »
Тема: Естественная монополия. Монопольная власть. Ценовая дискриминация
Раздел: Бесплатные рефераты по микроэкономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 67.24K | Скачано: 371 | Добавлен 30.09.13 в 21:53 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
План работы
Стр.
Контрольный теоретический вопрос ........................................................ |
3 |
Контрольные тестовые задания ................................................................. |
9 |
Разбор условной экономической ситуации............................................... |
10 |
Список литературы ..................................................................................... |
11 |
Естественная монополия. Монопольная власть. Ценовая дискриминация.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. [1 ; с. 139].
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом, (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.[2; с. 285].
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
Монопольная власть
Сущность монопольной власти и ее показатели
Термин "монопольная власть" можно использовать как обобщающую характеристику различных рыночных структур, которые отклоняются от чистой конкуренции и относятся к типу рынков с "несовершенной конкуренцией". Монопольную власть целесообразно рассматривать как с позиций структуры рынка, так и с позиций властных отношений.
Фирма обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения своего собственного объёма выпуска. [3;с.467]
Р. Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75 % производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%. На рынке она связана с характером и особенностями реализуемых товаров, их дифференциацией. Дифференциация продукции означает отсутствие однородности предоставляемых потребителю товаров и услуг. Она позволяет уменьшать ценовую эластичность спроса, что свидетельствует об усилении монопольной власти производителя. Цена может быть повышена без сокращения объемов сбыта. В условиях дифференциации продукции она не является единственным инструментом конкуренции. Важное значение приобретают качество товаров, реклама, послепродажное техническое обслуживание.
Условиями, определяющими возникновение монопольной власти и поддерживающими ее, являются:
1) производство "фирменных" товаров, т. е. товаров высшего качества, что позволяет монополии контролировать значительную часть продукции своей отрасли на рынке, зачастую даже не представляя собой крупную фирму;
2) собственность на важнейшие и редкие виды сырья (невоспроизводимые ресурсы), выгодное местоположение;
3) укрупнение предприятия до определенной (оптимальной) величины, обеспечивающей экономию на масштабах производства и контроль на рынке;
4) создание объединений;
5) предпринимательская деятельность и протекционистская политика государства;
6) обладание патентами, авторскими правами, лицензиями.
Можно сделать вывод, что для того чтобы обладать монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом, так как даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. [4;с.118]
Показатели монопольной власти.
Факторами, влияющими на степень монопольной власти, являются:
-экономический потенциал фирмы; предполагаемая прибыль; масштабы инноваций; наличие производственных секретов;
-высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов; наличие товаров-субститутов;
-конкуренция со стороны других фирм, выпускающих аналогичную продукцию;
-обладание рыночной информацией.
Ценовая дискриминация
Монополист получает возможность проводить ценовую дискриминацию только в том случае, когда потребители не могут перепродать продукт монополиста. Ценовой, дискриминацией (от лат. discriminatio — различение) называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не отражают различий в затратах, необходимых для поставки товара или обслуживания покупателей. Поэтому не всякое различие цен является дискриминационным, а единая цена не всегда свидетельствует об отсутствии ценовой дискриминации. Так, например, цены поставки, полностью учитывающие различия в транспортных расходах среди потребителей, расположенных на различных расстояниях от поставщика, не являются дискриминационными. Напротив, в том случае, когда поставка товара осуществляется самим поставщиком, единая цена для всех разно удалённых потребителей может рассматриваться как дискриминационная. [5;с.32]
Понятие ценовой дискриминации было введено в экономическую теорию в первой трети XX в. А. Пигу, хотя явление, получившее это название, было известно и ранее. А. Пигу также предложил различать три вида, или степени, ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, так что цены, по которым товар покупается, для всех покупателей различны. Этот вид дискриминации предполагает, таким образом, как персональное (англ. intrapersonal), так и межличностное (англ. interpersonal) различение цен спроса. Поэтому ее часто называют совершенной ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда разные единицы выпуска продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену. В этом случае, как очевидно, отсутствует межличностное различие цен спроса.
Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам продукция продается по разным Ценам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным субъектом, оплачивается им по одинаковой (не зависящей от объема покупки) цене. В таком случае, очевидно, имеет место лишь межличностное различие цен спроса, но отсутствует персональное. Такой вид ценовой дискриминации часто называют сегментацией рынка.[1; с.137-138]
/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
1. Микроэкономика изучает поведение:
А) Производителя и покупателя (их взаимодействие на рынке);
Б) Национального государства;
В) Взаимодействующих национальных экономик;
Г) Наднациональных экономических структур.
Обоснование ответа:
Микроэкономика – изучает экономическое поведение фирм (предприятий) и отдельных рынков, а также принципы эффективного поведения продавцов и покупателей.
2. Предложение ресурса земли на рынке:
А) Абсолютно неэластично;
Б) Зависит от спроса на этот ресурс;
В) Абсолютно эластично;
Г) Зависит от международной экономической ситуации;
Д) Верны ответы Б и В
Обоснование ответа:
Предложение земли и природных ресурсов абсолютно неэластично, поскольку количество ресурсов есть величина фиксированная.
Рынок товара А имеет такие параметры:
Цена, ден.ед. |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
Спрос |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
Предложение |
0 |
20 |
40 |
60 |
80 |
1.Определите равновесную цену (по таблице и графически);
2. Опишите ситуацию на данном рынке при цене 45 и 60 ден.ед.
Решение:
1. Равновесная рыночная цена - это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.
По данной таблице равновесная цена: 50 ден.ед.
2. На данном рынке при цене 45 будет наблюдаться дефицит: 30
На данном рынке при цене 60 будет наблюдаться излишки: 60
1. Микроэкономика: учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова, Е.В. Иванова и др.; под ред. Г.А. Родиной, С.В Тарасовой.- М.: Издательство Юрайт,2012.- 263с.
2. Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 -592 с.
3. Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.
4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Норма», 2003. – 456 с.
5. Гальперин В.М. Микроэкономика. Т.2 — Санкт-Петербург: «Экономическая школа», 1997.– 74с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.