Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по исследованию социально-экономических и политических процессов »
Тема: Общенаучные и конкретно-прикладные методы исследования
Раздел: Бесплатные рефераты по исследованию социально-экономических и политических процессов
Тип: Контрольная работа | Размер: 73.18K | Скачано: 328 | Добавлен 25.11.13 в 13:46 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Москва 2013
Вариант № 3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Определение и характеристика общенаучных методов исследования 4-8
2. Характеристика прикладных методов исследования 8
3. Описание научного факта 9-10
Заключение 11-12
Список литературы 13
Введение
Социально-экономические и политические процессы — это изменения в обществе, отражающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и др. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.
Учет уровней отображения действительности позволяет выделять общенаучные и конкретно-прикладные методы исследования. К общенаучным методам принадлежат методы логико-теоретического и системного характера, позволяющие использовать универсальные принципы анализа и обработки данных для описания и объяснения проблемной ситуации, рассмотрения ее в контексте сложившейся в научном сообществе научной картины мира. Конкретно-прикладные методы включают в себя правила и условия проведения экспериментов, необходимых для получения еще не известных на стадии описания и объяснения результатов.
Среди общенаучных методов наибольшую популярность получили методы системного подхода (системный анализ, моделирование), логико-теоретические методы (абстрагирования, сравнения, индукции, дедукции), эмпирико-теоретические (эксперимент, измерение, наблюдение, описание).
Конкретно-прикладные методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения научной информации для решения конкретных задач.
Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
Целью курсовой работы является изучение общенаучных и конкретно – прикладных методов исследований социально-экономических и политических процессов.
Определение и характеристика общенаучных методов исследования.
Научное исследование – это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. В процессе исследований вырабатываются соответствующие познавательные механизмы, посредством которых осуществляется познание изучаемых явлений и процессов.
Метод – это система принципов и правил познавательной деятельности, которые выработаны субъектом на основе природы изучаемого объекта и его свойств.
Общенаучными называются те методы, которые универсально применяются в познании всех явлений действительности: технических, гуманитарных и общественных науках. Эти методы сформировались в ходе многовековой познавательной деятельности людей и совершенствуются в ходе ее развития. Общенаучные методы, будучи методами познания действительности, являются одновременно методами мышления исследований; с другой стороны, методы мышления исследования выступают в качестве методов познавательной деятельности.
При исследовании процессов общественной жизни – экономических, политических и др. ученые используют такие методы познания, как анализ и синтез.
Анализ – это мысленное разделение явления, процесса, предмета на отдельные части, для дальнейшего изучения каждой в отдельности. Анализ присутствует на чувственной форме обыденного познания.
Анализ – это определенный вид сравнения явлений и процессов, в том числе происходящих в обществе. При анализе социально-экономического или политического процесса осмысливаются специфические особенности его элементов и их роль в его функционировании и развитии.
Виды анализа как научного метода:
1. Мысленное расчленение целого на части для выявления его строения;
2. Выявление общих свойств предмета для определения понятий предмета;
3. Разделение множества предметов на подклассы и типы.
Научный анализ предполагает формально-логический подход, но к нему не сводится, а предполагает обращение ко всем методам исследования.
Поэтому анализ элемента предполагает одновременно осмысление его взаимосвязей и взаимодействий, что составляет содержание синтеза.
Синтез – метод исследования, который состоит из соединения ранее разобранных частей. Синтез содержит:
1. Обобщение эмпирических фактов;
2. Объединение теорий, которые относятся к одной предметной области;
3. Объединение практики и соответствующей ей теории;
4. Единство многообразий абстрактных определений.
Любой из данных элементов функционирует только во взаимосвязи с другими элементами, таким образом, анализ и синтез – это две взаимосвязанные стороны мыслительной деятельности людей. При анализе социально-экономического или политического процесса осмысливаются специфические особенности его элементов и их роль в его функционировании и развитии. В ходе научного синтеза складывается целостное представление об этом процессе, его содержании, т.е. взаимодействие его сторон, а также о его сущности и законах его развития.
Индуктивный метод характеризует путь познания от фиксированных эмпирических данных и их анализа к их систематизации, обобщениям и делаемым на этой основе общим выводам. Индукция подразделяется на:
1. перечислительная, возникает тогда, когда возникает регулярность;
2. полная индукция бывает тогда, если досконально изучены все научно установленные факты, на основе которых делаются обобщения;
3. неполная (научная) индукция возможно тогда, когда получаем доказательства неслучайности получаемой регулярности явлений.
Научная индукция сравнима с принятием решений в условиях неопределенности.
Дедуктивный метод исследования заключается в выведении из общих положений, которые считаются достоверными, определенных следствий, часть которых может быть проверена опытным путем. Выделяют два смысла дедукции:
1. для обозначения конкретных выводов, следствий и посылок;
2. родовое наименование общей теории построения правильных выводов (умозаключений).
Следовательно, индукция и дедукция – это два противоположных и в то же время взаимно дополняющих друг друга метода научного исследования.
Немаловажную роль в исследовании общественных явлений играет историческая аналогия, при этом необходимо учитывать специфические особенности развития социально-экономических и политических процессов в разных странах. Метод аналогии применяется наряду с другими общенаучными методами исследования общественных явлений и процессов.
Целью теоретического метода является объяснение эмпирических фактов и законов, раскрытие природы этих явлений, сущности, причинно-следственных связей, оснований и факторов. Теоретический метод создает идеализированный объект и метод построения и обоснования научной теории. Исследование идеализации объектов включает в себя: абстрагирование, идеализацию, формализацию, мысленный эксперимент, математическое моделирование. Результатом являются: понятие, идеи, принципы, идеальные модели, аксиомы, постулаты.
Эмпирический метод познания представлен в двух видах:
1. наблюдение и измерение исследуемого объекта;
2. обработка и систематизация полученного эмпирического знания.
Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов, которые обусловлены задачей деятельности.
Измерения в социальном познании – способ упорядочения социальной информации об измеряемых явлениях и процессах.
Метод измерения относится к количественному методу, в его основе лежит, способность человеческого разума увидеть в системе такие свойства, которые ее определяют.
Эксперимент – это метод познания явлений в контролируемых и управляемых условиях. Он может осуществляться на основе теоретической гипотезы. Эксперимент подразделяется:
1. острый, заключающийся на проверке пределов существования объекта исследования;
2. хронический, медленное и постепенное изменение под влиянием каких-либо факторов.
Характер эксперимента:
1. нацеленность на открытие нового знания;
2. получение аксиом, которые необходимы для теоретического понимания исследуемого объекта.
Отличие социального эксперимента от естественно научного состоит в том, что он должен опираться исключительно на теоретические знания.
Условия социального эксперимента:
1. никаких проведений эксперимента стихийно, проведение только на основе теоретических положений;
2. планомерное изменение, варьирование, комбинирование теоретических положений.
Экспертные методы используются в исследовании социально-экономических и политических явлений и процессов в тех случаях, когда не хватает достоверной статистической информации.
Виды экспертных методов:
Характеристика прикладных методов исследования.
Прикладные методы включают в себя правила и условия проведения экспериментов, требования репрезентативности и обработки данных, необходимые для получения еще не известных на стадии описания и объяснения результатов.
Научный факт – это форма знания, которая фиксирует конкретные, непосредственные проявления вещи, явления или процесса. Одним из основополагающих критериев исследования является факт.
Факт рассматривается как:
1. значения события или явления;
2. как особое эмпирическое высказывание содержание, которого является фрагмент реальности.
Истинный факт: подлинность устанавливается опытным путем. Факт задает язык, на котором он описывается.
На основании научных фактов определяются свойства и закономерности явлений, выводятся теории и законы.
Эмпирическая гипотеза – это вероятностное знание, описательный характер которого содержит предположения о поведении объекта, но не объясняет его.
Эмпирический закон формулируется с помощью индукции, который фиксирует различные количественные и качественные свойства и зависимости, которые получают эмпирическим путем, когда сопоставляют факты наблюдения и эксперимента.
Описание научного факта
В 2007 году институт социологии РАН провел социологическое исследование «Социальное неравенство в социологическом измерении». Эмпирическую базу его составил всероссийский социологический опрос, в котором участвовало 1750 респондентов проживающих в 19 субъектах федерации. Исследование касалось воздействия происходящих в последние годы процессов интенсивной социальной дифференциации на национальный менталитет и определяющих его особенностей базовых ценностных ориентаций. Доказано, что люди, принадлежащие к одному социуму, но занимающие в нем разные социальные позиции, обычно неодинаково воспринимают все стороны общественной жизни. То, что для одних выступает как ценность, в другой социальной среде может рассматриваться нейтрально. Тем не менее, единой системы, связывающей социальные различия с определенными ценностными ориентациями не существует. Общая закономерность всегда выражает себя в формах национального менталитета и модифицируется к смене социально-исторических условий.
Если учитывать цивилизационные особенности России, то самое первое с чего следует начать анализ - это соотношение ценностей коллективизма и индивидуализма, выражающих не только различные жизненные стратегии, но и способы наиболее эффективного решения жизненных задач. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что в настоящее время в Российском обществе за утверждение «человек сам кузнец своего счастья» высказалось 42% респондентов, а за противоположную точку зрения 58%. Когда вопрос переходит из философско-мировозренческой плоскости в сферу практических соображений, позиция изменяется в сторону повышения роли индивидуальных усилий человека, а значит, и индивидуального начала вообще.
Дифференцированный анализ полученный в ходе исследования массива данных по социальным группам, показывает, что склонность верить в то, что успех зависит только от самого человека имеет отчетливо выраженную «модернизационную» природу.
Опираясь на результаты опроса были получены эмпирические характеристики российского понимания успеха и успешности. Специфические особенности заключаются в том, что Россияне видят смысл жизни в обогащении, а не в душевной гармонии и семье.
Заключение
В широком смысле под методом понимается сознательный способ достижения какого-либо результата, реализации определенной деятельности, решения некоторых научных или практических задач.
Под методом исследования понимается совокупность целенаправленных действий и способов получения нового знания об объекте и предмете, на которые направлен познавательный процесс. К настоящему времени наука накопила огромный арсенал исследовательских методов. Поэтому успех исследования в значительной мере зависит от того, насколько правильно выбраны методы или их совокупность.
Методы исследования сильно варьируются в зависимости от предметной области, на которую направлена деятельность. При всех различиях методы исследования имеют общую структуру, которая определяется общей логикой исследовательского процесса:
- выявление проблемных ситуаций и собственно проблем, определение их места в проблемных сферах соответствующих научных направлениях и соотнесение с комплексом имеющихся знаний;
- определение механизмов, закономерностей и прогнозных характеристик формирования и развития исследуемой проблемы;
- выявление возможных направлений, обоснование и оценка эффективности практического использования различных средств и ресурсов для разрешения или коррекции проблемной ситуации на основе полученных в процессе исследования знаний.
Общими этапами для любого исследования являются обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования, разработка методологии, инструментального аппарата, методов преобразования полученного эмпирического материала, его содержательного анализа и форм практического использования, методики и организационных принципов его проведения. Все методы исследования можно разделить на две большие группы:
- теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, экспертные оценки и др.
Если первая группа относится к разряду общенаучных в силу своей универсальности и возможности применения в разных направлениях науки и практики, то область использования второй – отдельные сектора социальной сферы. При этом методы второй группы не носят универсального характера, формы их реализации существенно зависят от предметной области использования, поэтому они относятся к разряду конкретно-прикладных.
Список литературы
Учебные пособия:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.