Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Структура и методы познания

Структура и методы познания [20.11.13]

Тема: Структура и методы познания

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 24.06K | Скачано: 291 | Добавлен 20.11.13 в 11:14 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание

Вопрос 1. Структура и динамика процесса познания. 1

Вопрос 2. Методы познания. 10

Вопрос 3. Свойства истины и ее критерии. 18

Список использованной литературы 21

Вопрос 1. Структура и динамика процесса познания.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями  процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды.

Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз не только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое раздражение реагирует свето  и цветоощущением.

Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а позднее, уже в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта, о чем ранее уже шла речь.

Д. Юм считал, что человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о существовании, а значит, и познании внешнего мира становится бес с мысленным.

И.Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании опять-таки миром своих ощущений.

Позднее очередной рецидив агностицизма был связан с механизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых открытий в физике на рубеже XIX и XX столетий.

И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой, В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Но чем обосновывает диалектико-материалистическая философия положительное решение вопроса о познаваемости мира?

Это решение базируется на том, прежде всего, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Обращая внимание на это, Л.Фейербах писал, что глаз солнце подобен. Иными словами, глаз вызван к жизни светом, а значит, способен отражать и свет, и цвет.

Но, пожалуй, не это самое важное. Важнее то, что вывод о способности человека и человечества познавать мир есть итог, вывод изо всей истории развития познания, процесса непрерывного превращения непознанных вещей, "вещей в себе'' в вещи познанные, в вещи для нас.

Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности, Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, посюсторонность своего мышления, его способность познавать мир.

Познание - сложный, многогранный процесс, исследуемый рядом наук. Теория познания сосредоточивает свое внимание на философских, мировоззренческих аспектах этого процесса, изучает его самые общие закономерности. На этих мировоззренческих моментах познавательного процесса мы и сосредоточим свое внимание в дальнейшем.

Развитие познания определяется в конечном счете потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед, В основе движения познания лежит, таким образом, разрушение и возникновение все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.

Познание, следовательно, выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах – в виде ощущений, восприятий и представлений.

Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.

Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект.

Высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых объектах, воспроизводимое по памяти. В представлении вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания. На уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания как воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.

Чувственное отражение - необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.

Мышление - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.

Это именно активное, целенаправленное отражение, что определяется связью мышления и познания в целом с практикой, с его устремленностью к истине. Вместе с тем это отражение  опосредованное в отличие от чувственного отражения, поскольку оно опосредуется чувственностью, ее образами. Мышление обобщает, схватывает общее в объектах, и потому оно связано с абстрагированием, отвлечением от второстепенного в объектах. А само отыскание общего диктуется практикой, которая не должна всякий раз открывать Америку, а нуждается в общих правилах, в знании законов и т.д. Наконец, мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями - сущность, существенные свойства и отношения вещей, поскольку без этого немыслима ни практическая деятельность, ни приобретение по-настоящему глубокого знания об объекте.

Формы рационального познания - понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Суждение-форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Умозаключение-форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса – индуктивные и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Итак, познавательный процесс  включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, а рациональное познание само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственного отражения.

Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации. Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, свести на нет роль мышления.

 Рационализм (от лат. ratio - разум) принижает в свою очередь роль чувственного знания и отводит решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума. Выход в единстве.

Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

- чувственное познание

- мышление

- эмпирическое познание

- теоретическое познание.

Выделяют также различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление) познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).

Объективизированное  познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства.

Различают также такие типы познания как:

- обыденное

- художественное

- научное

- естественно-научное

- общественно-научное.

Понимание — основная категория философской герменевтики, или теории и практики истолкования текстов. Понимание относится к процедурам функционирования научного знания. Оно не тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой.

Понимание связывается с осмыслением («сутью дела»), т.е. осмыслением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание как реальное овладение в смыслах, практическое овладение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность.

Понимание выступает в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Понимание связано с погружением в мир смыслов другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Этот процесс происходит в условиях общения, коммуникации и диалога.

Понимание неотделимо от самопонимания и происходит в стихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, нельзя смешивать с «озарением», «инсайтом», интуицией, хотя все это есть в акте понимания.

Объяснение — важнейшая функция научного познания, цель которой — выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение способствует уточнению и развитию знаний, которые использовались в качестве основания объяснения.

В современной методологии широкой известностью пользуется дедуктивно-монологическая модель научного объяснения, в которой объясняемое явление подводится под определенный закон. В качестве законов рассматриваются не только первичные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.

В области социально-гуманитарных наук используется так называемое рациональное объяснение, когда при объяснении поступка некоторой исторической личности анализируются мотивы, которыми она руководствовалась, стремясь показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным.

Существует телеологическое (интенциональное) объяснение, которое указывает не на рациональность отсутствия, а на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие.

Также необходимо отметить и проблему взаимоотношения знания и веры. Проблема соединения веры и знания, богословия и науки занимает важное место в одном из направлений современной философии – неотомизме, представители которого стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Вопрос о вере, о ее соотношении со знанием занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой – «цельное знание». Цельная истина открывается только цельному человеку. Собрав в единое целое все свои духовные силы – чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также религиозное созерцание, человек начинает понимать и истинное бытие мира и постигает сверхрациональные  истины о Боге.

Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства. Знание рассматривается как результат познавательной деятельности. С глаголом «знать» связывают наличие той или иной информации либо совокупность навыков для выполнения какой-нибудь деятельности. Считается, что именно научное знание говорит от имени истины и позволяет субъекту с определенной мерой уверенности ею распоряжаться. Научное знание как способ приобщения субъекта к истине обладает объективностью и универсальностью. В отличие от веры, которая есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости, научное знание претендует на общезначимость.

Усиление религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к вопросу о соотношении науки и религии, знания и веры.

Последняя имеет два значения: уверенность (доверие, убеждение) – то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, и религиозная вера. Соединение знания и религиозной веры может вылиться в одну из трех основных позиций: абсолютизация знания и полная элиминация веры; гипертрофирование последней в ущерб знанию; попытки совмещения обоих полюсов – в особенности, современная философия религии.

Наука и религия тесно связаны, так как в научном и религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность – все это «подмога» в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни, напротив, «ум – это только рабочая сила у сердца».

Вопрос 2. Методы познания.

Метод познания - совокупность приемов и способов изучения государственно-правовой действительности. Это также совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций. В эпистемологии к методам познания предъявляются определенные условия. К ним относятся: 1) предметная содержательность: а) в методе должно отражаться знание о предмете исследования; б) метод основывается на теории (метод есть та же теория, развернутая на познание и преобразование объекта); в) это система нормативных правил, выводимых из теории. Метод тем самым имеет объективное основание. Но метод и субъективен, т.е. во многом определяется позицией исследователя (его подготовкой, правовым опытом и др.). В правоведении методы познания — это тот инструмент, который позволяет проникнуть в юридическую ткань и познать ее.

Методология познания - то, что стоит иметь в виду в любых начинаниях, если они основываются на сознательном выборе путей и средств.

Понятие «методология» имеет два основных значения:

 Выделяются следующие группы методов:

1) всеобщий философский, или универсальный, метод; 2) общенаучные методы; 3) методы частных (конкретных) наук; 4) специально-юридические методы правовой науки.

Не будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с этим целесообразно его рассмотреть.

Основными особенностями научного познания являются:

1. Основная задача научного знания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными  средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета.  Её задача - дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»  -  не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности.

Существенной особенностью современной науки является то, что она стала такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или - что более характерно -искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы.

6. Научному познанию  присущи  строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса.

В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать которыми - большое искусство.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления. Для того чтобы изучить диалектический метод необходимо, в первую очередь, сопоставить диалектический и метафизический методы познания, т.к. диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. В истории философии сложились три основные формы диалектики:

- античная,  которая была  наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

- идеалистическая диалектика немецкой классической философии 17 - первой половины 19 в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);

- материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Следовательно, рассматривая диалектический метод, необходимо подробно раскрыть и объяснить основные этапы развития диалектики.

Особое внимание следует уделить таким периодам формирования диалектики, как диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т.к. именно между ними заключается самый важный переломный момент развития диалектики.

Дело в том, что одна из них является идеалистической, а вторая

материалистической, поэтому  сейчас выявим их  четкие различия:

  1. Диалектика и метафизика

Диалектика (греч. dialektike - искусство спорить, вести рассуждение)- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира («Всем течет!»), на взаимный переход противоположностей в нем («В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется»), то есть, прежде всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты  Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь речь идет о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором - как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики - Г. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики - К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Г. Гегель разработал диалектический метод, под которым понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, то есть становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь, поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).

Материалистическая диалектика К. Маркса в качестве первичной признает диалектически развивающуюся объективную материальную действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей.

Таким образом, диалектика представляет собой философское учение о развитии; философскую теорию и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей явлений бытия и их отражения в мышлении; философскую трактовку противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое.

Вопрос 3. Свойства истины и ее критерии.

Свойствами истины являются следующие понятия: 1) объективность – конечная обусловленность истины реальной действительностью и не зависимость ее содержания от человека (понятие «объективная истина»). Игнорирование этого свойства приводит к полному произволу, субъективизму, когда истинным может объявляться все, что угодно.

2) конкретность – означает зависимость знаний от определенных условий, места времени, в которых они существуют и развиваются. Игнорирование этого свойства может превратить истину в его антипода – заблуждение.

Пример: вода кипит при 1000С, но при одной атмосфере, сумма углов =1800, только в евклидовой геометрии (в геометрии Лобачевского это не истинно).

Т.о. нет истин, пригодных на все случаи жизни. «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» Гегель.

Критерий истин.

Вопрос отграничения истинного знания от ложного всегда интересовал философию и науку. Criterion – мерило, средство проверки. В истории философии и науки выдвигались разные критерии проверки истинности знаний:

  1. Сенсуалистический критерий.

Истинно то, что можно проверить с помощью чувств восприятия человека. Эмпирическое наблюдение является одним из способов проверки знаний и практикуется во многих науках. Однако далеко не все доступно чувственной проверки. Истинность единичных утверждений можно проверить чувствами, но общие суждения нельзя таким образом подтвердить («Все люди смертны»).

Кроме того, чувства обманчивы и не всегда им удается проникнуть в сущность вещей. Существуют такие области познания, которые вообще чувствами не наблюдаются (пример: квантовая механика)

Т.о. этот критерий важен, но ограничен.

2. Рационалистический критерий.

Заключается в ясности и отчетливости положений, их очевидности, сомнение в истинности просто не возможно. Его в свое время провозгласил Декарт и все рационалисты придерживались его. Тем не менее, и это критерий встретил выражения. Пример: Лобачевский опроверг пятый постулат Евклида.
Ясность и отчетливость – субъективное состояние сознания, т.к. очевидное одному вовсе не очевидно другому. Т.о. и этот критерий оказался слишком зыбким.

3. Критерий общезначимости.

Истинно то, что принимается всеми или большинством людей. На первый взгляд это убедительно, но еще Декарт говорил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов.

Т.о. связь между истинностью и общезначимостью такова: истинное может и должно стать общезначимым, но не все общезначимое истинно.

4.Прагматический критерий, pragma – дело, действие.
стинно то, что полезно. Однако в принципе истинное знание может приносить пользу, но истинное знание в конкретной ситуации может быть совершенно бесполезным. Пример: правильный диагноз при отсутствии средств лечения.
Т.о. не все истинное полезно, но и не все полезное – истинно.

5. Логический критерий.

Т.е. логическая правильность знания, соответствие законам логики, непрерывность знания. Логическое противоречие – показатель ошибки, неистинности. Этот критерий применим во многих областях научного знания, особенно в математике, но не следует и логический критерий абсолютизировать, т.к. логика может приводить к ошибкам (соединяя ошибочные знания, мы получим ошибку).

Все перечисленные критерии содержат в себе рациональные идеи, однако каждый из этих критериев сам по себе является лишь частичным, универсальным критерием является практика, которая включает в себя все критерии. В разных видах знания выступают разные виды практики. Пример: в естественных науках – научный эксперимент и техническая проверка. Если невозможно непосредственно опереться используют логический критерий.

Практика является диалектическим критерием – она одновременно и абсолютна и относительна. Абсолютность заключается в том, что она является главным и решающим критерием истины, остальные критерии являются лишь дополнительными.

Относительность заключается в том, что практика меняется, страдает исторической ограниченностью. В этом смысле практика развивается и совершенствуется. Практика дает верное, но вместе с тем и относительное знание.

Список использованной литературы

  1. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2011.
  2. Островский Э.В. Философия: учебник для вузов. - М.: Вузовский учебник, 2012.
  3. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М: Прогресс-Традиция, 2000.
  4. Философия; Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004.
  5. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 2006.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 24.06K
Скачано: 291
Скачать бесплатно
20.11.13 в 11:14 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе