Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Метод наблюдения в социологии

Метод наблюдения в социологии [24.06.13]

Тема: Метод наблюдения в социологии

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Курсовая работа | Размер: 32.91K | Скачано: 407 | Добавлен 24.06.13 в 08:26 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

Введение 3

1.Социологическое наблюдение и его виды 5

1.1.Понятие «наблюдение и его трактовка с точки зрения

социологической науки 5

1.2.Особенности наблюдения в социологии 6

1.3.Классификация видов наблюдения 7

1.4.Взаимосвязь видов наблюдения и типов социологического

исследования 12

2.Процедура наблюдения и его взаимосвязь с другими методами

сбора данных 13

2.1.Что необходимо наблюдать при проведении исследования? 13

2.2.Нужно ли исследователю вмешиваться в изучаемый процесс? 16

2.3.Способы повышения надёжности данных наблюдений. 19

2.4.Взаимосвязь методов наблюдения с другими методами сбора

данных 21

Заключение 24

Библиография 27

Приложение 29

 

Введение

Метод наблюдения – один из интереснейших методов социологического исследования.

1.Актуальность проблемы.

Важным в настоящее время является изучение данного метода, его особенностей в социологии для дальнейшего, более глубокого изучения процессов и явлений, носящих социально значимый характер.

2.Степень разработанности проблемы.

В Зарубежной литературе метод наблюдения рассматривали следующие авторы: Бейлс Р., Доктур К., Маркович Д.Ж., Турен А., Уайт В., Хеллевик О. и другие.

В Отечественной литературе социологическое наблюдение изучали такие авторы, как Алексеев А.Н., Капитонов Э.А., Ольшанский В.Б., Осипов Г.В., Тощенко Ж.Т. и другие.

3. Объект исследования.

Объектом исследования в нашей работе является метод социологического наблюдения и его виды.

4.Предмет исследования.

Предмет исследования – особенности метода наблюдения в социологии и процедура его проведения.

5.Цель исследования.

Целью нашего исследования является изучение метода наблюдения и его особенностей в социологии.

6.Задачи исследования:

1.)    Дать характеристику понятию «наблюдение»;

2.)    Изучить особенности наблюдения в социологии;

3.)    Рассмотреть основные виды наблюдения;

4.)    Схематично показать взаимосвязь видов наблюдения и типов социологического исследования;

5.)    Изучить процедуру проведения наблюдения;

6.)    Выяснить как связан метод наблюдения с другими методами сбора данных.

7.Гипотеза.

Знание особенностей и процедуры проведения наблюдения  приводит к более глубоким выводам и повышает результативность социологического исследования.

8.Структура работы.

Курсовая работа состоит из введения, 2х глав, заключения, библиографии и приложения.

 

1.Социологическое наблюдение и его виды.

1.1.Понятие «наблюдение» и его трактовка с точки зрения социологической науки

«Наблюдение – в широком смысле слова это способ познания мира. Наблюдение обыденное – непроизвольная деятельность человека, позволяющая ему получать информацию о внешнем мире. Наблюдение научное характеризуется в первую очередь тем, что оно направлено на достижение определённой научной цели – преднамеренное получение специфической информации, необходимой для решения задач научного исследования, а также систематичностью, планомерностью и наличием контроля»(12;303).

«Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования»(16;297).

«Наблюдение – метод социологического исследования и получения информации путём прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания»(2;419).

«Наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем»(19;121).

В социологических исследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии (прослеживании) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке.

В других науках (демография, статистика), в отличии от социологии, под наблюдением часто подразумевают любую полевую процедуру (опрос, сбор документальных данных, визуальное наблюдение), противопоставляя её косвенному получению данных из литературных источников (12;304).

 

 

1.2.Особенности наблюдения в социологии

Можно выделить 3 основных особенности наблюдения в социологии:

1.неразрывная связь наблюдателя с объектом. Эта связь накладывает отпечаток на восприятие наблюдателем социальной действительности и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию, подверженную влиянию мировоззрения;

2.восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально крашены, и тем сильнее, чем теснее связан наблюдатель с объектом наблюдения. Эта особенность может стать одной из причин возможного искажения данных;

3.сложность (иногда невозможность) проведения повторного наблюдения, так как социальные процессы подвергаются воздействию очень большого числа различных факторов. Главным способом устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения является тщательная подготовка наблюдателя и неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта (12;304).

Основные черты научного наблюдения:

1.оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированными задачами;

2.наблюдение осуществляется по заранее обдуманной процедуре;

3.все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определённой системе;

4.предусматриваются приёмы контроля получаемых данных на обоснованность и устойчивость (5;469).

 

1.3. Классификация видов наблюдения

Классификация видов наблюдения представлена в таблице 1.

                                                                                                               Табл. 1

№ п/п    Основание для классификации    Виды наблюдения

1.    Степень формализованности    -конторлируемое (стандартизированное);

-неконторолируемое (нестандартизированное);

2.    Положение наблюдателя    -простое;

-включенное (соучаствующее):

 1.открытое;

 2.скрытое;

 3.наблюдение через участника;

 4.стимулирующее;

3.    Условия организации наблюдения    -полевое (в естественных условиях);

-лабораторное (в экспериментальной ситуации);

4.    Степень регулярности    -систематическое;

-случайное (несистематическое, кратковременное);

5.    Число наблюдаемых явлений    -отдельное;

-массовое;

6.    Длительность    -непрерывное;

-прерывное;

7.    Способ наблюдения (что изучается)    -прямое;

-косвенное (непрямое).

По первому основанию наблюдения делятся на контролируемые и неконтролируемые. В жёстко формализованном наблюдении разрабатывается детальный инструментарий (карточки, протоколы наблюдения), наблюдаемые события расчленяются на диктуемые целями и программой исследования элементы, фиксируются отдельные события, их частота, напряжённость и так далее, в том числе поведенческие действия людей, их высказывания, общие и особенные условия деятельности (6;169-170).

При неконтролируемом наблюдении исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом (19;122).

По второму основанию наблюдения делятся на включенные (соучаствующие) и невключенные (простые). При включенном наблюдении социолог непосредственно «включён» в наблюдаемый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализирует процессы. Например, он может работать как член трудового коллектива.

Примером использования метода включенного наблюдения с полным участием наблюдателя в жизни исследуемой группы может служить работа известного американского социолога В.Уайта «Общество уличного перекрёстка» («Street corner society»). Автор поставил своей задачей изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодёжи в квартале, населённом выходцами из Италии. Уайт прожил среди них три с половиной года, стал полноправным членом исследуемой группы, полностью разделял их образ жизни. Он участвовал в жизни тесно сплочённой группы безработных молодых людей. Из характерных черт этой группы он выделил строгую иерархию и соблюдение определённых норм поведения: кто и к кому имеет право обратиться, кому дозволено одержать победу на соревнованиях по боулингу и так далее. «Рядовой» член группы не мог обратиться непосредственно к вожаку, а лишь к своим «непосредственным начальникам». Если он неосмотрительно побеждал вожака в игре в боулинг, остальные старались вывести его из себя настолько, что нервы сдавали и радость победы улетучивалась.

Особое отношение к Уайту как стороннему наблюдателю проявилось лишь тогда, когда он однажды выиграл в боулинг и не был подвергнут такому моральному издевательству. Поскольку вожак знал о проекте, Уайт имел возможность задавать вопросы наблюдаемым, если какие-то события были ему непонятны. Но тем самым он оказывал воздействие на ситуацию: вожак, например, жаловался, что из-за Уайта стал «неповоротливым», постоянно анализирует свои поступки, поскольку думает о том, как их объяснить Уайту (18;85).

Зарубежом часто используется метод соучаствующего наблюдения. Например, в Норвегии он использовался при обследовании тюрем (Galtung, 1959), психиатрических больниц (Lochen, 1965) и промышленных предприятий (Lysgaard, 1961).

В Отечественной социологии аналогичным примером может служить работа В.Ольшанского, который собирал материал, в течении нескольких месяцев работал сборщиком электроаппаратуры на заводе (9;78).

Если же по какой-то причине не может быть применён метод включенного наблюдения, при котором исследователь сам получает необходимую информацию, то осуществляется наблюдение через участника. В этом случае исследователь обращается к одному из участников событий в исследуемой среде, с которым ему легче договориться, и тот сообщает ему необходимые сведения (7;89).

Наблюдение открытое и скрытое – это виды включенного наблюдения. В первом случае объект знает, что за ним наблюдают, и, естественно, вносит соответствующие коррективы в своё поведение, то есть исследователь оказывает возмущающее воздействие на объект. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюдении данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной информации (13;330).

Ситуация открытого наблюдения по сравнению с методикой скрытого наблюдения имеет свои преимущества: наблюдатель легче входит в исследовательскую ситуацию, поскольку ему не нужно осваивать новую позицию; наблюдаемый коллектив адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям начинает активно помогать ему в сборе материала (14;19).

Стимулирующее наблюдение – одна из модификаций включенного наблюдения. В процессе стимулирующего наблюдения исследователь создаёт некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации «непросматриваемые» (19;122). Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации социологом со стороны, когда он не участвует в жизни наблюдаемого объекта и не вступает  в прямые контакты с членами группы (9;78),(11).

Исходя из условий организации, наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевые наблюдения проводятся в естественной среде, в естественных условиях. Лабораторные наблюдения чаще всего используются в психологических и социально-психологических экспериментах.

Полевое наблюдение встречается наиболее часто, так как проводится в естественных условиях, лабораторное – реже, потому что проводится в искусственных условиях. Так школьный социолог может наблюдать взаимоотношения учащихся в обычных условиях и в связи с изучением проблемы социально-психологического климата в коллективе. Лабораторное наблюдение  проводится как правило в экспериментальной ситуации, скажем во время игр, конкурсов, соревнований. Учащиеся могут даже не подозревать, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки, сплочённости в коллективе (13;330),(9;78).

По степени регулярности наблюдения бывают систематические и случайные.  Систематические наблюдения проводятся по заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определённого времени. Несистематические (кратковременные) – проводятся на стадии «разведки» как первичная основа для формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из документов, с помощью опросов и так далее) (13;330).  

В зависимости от числа наблюдаемых явлений наблюдения делятся на отдельные и массовые. С отдельным наблюдением мы имеем дело в том случае, когда наблюдение направлено на отдельные события, отдельные социальные группы. По результатам подобных наблюдений написаны многочисленные монографии об отдельных явлениях в разных областях общественной жизни. Например, во Франции написано большое число монографий о семье и семейном бюджете, а в Америке этот метод часто используется при исследовании сельских поселений  и средних городов. Массовые наблюдения, в отличие от отдельных, направлены на серию общественных явлений, или на все социальные явления, принадлежащие к определённой категории. Такое наблюдение осуществляется, например, при исследовании социального положения непосредственных производителей –квалифицированных работников, занятых во всех отраслях экономики той или иной страны (7;89-90).

В зависимости от длительности проведения наблюдения бывают непрерывные и прерывные (8;32).

Также наблюдения бывают прямые и косвенные. Прямым называется наблюдение, в ходе которого исследователь при помощи органов чувств или инструментов непосредственно наблюдает явление, представляющее собой предмет исследования. Косвенным (непрямым) называется такое наблюдение, когда учёный наблюдает не само изучаемое явление, а некоторое другое, отношение которого к предмету  исследования известно, в результате чего сведения об этом предмете приобретаются опосредованным путём (7;89).

 

1.4.Взаимосвязь видов наблюдения и типов социологического исследования

                                                                                               Табл. 2

Разновидности наблюдения    Типы исследования

    Разведывате-

льное    Описатель-

ное    Эксперимен-

тальное

Стандартизированное        +    +

Нестандартизированное    +        

Включенное        +    +

Невключенное    +    +    +

Открытое        +    +

Инкогнито    +    +    

Лабораторное    +    +    +

Полевое            

 

2.Процедура наблюдения и его взаимосвязь с другими методами сбора данных

Процедура наблюдения складывается из ответов на вопросы:

1.Что наблюдать?

2.Как наблюдать (технические средства)?

3.Как регистрировать результаты (фиксация)?

Правило: нужно стремиться видеть, не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события (4;441).

2.1. Что необходимо наблюдать при проведении исследования?

На вопрос «Что наблюдать?» отвечает программа исследования, а именно, состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия  исследования в целом.

При отсутствии чётких гипотез, когда исследование осуществляется по формулятивному плану, применяют простое, или бесструктурное наблюдение.

Целью этого наблюдения является придумывание гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта.

Ориентиры простого (бесструктурного) наблюдения:

1.Общая характеристика социальной ситуации, включая такие элементы, как сфера деятельности (политика, производство, семейная жизнь и так далее), правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формализованные и общепринятые, но не закреплённые в инструкциях или распоряжениях), степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами);

2.Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации, относительно других объектов и ситуация; экологическая среда, область жизнедеятельности, общая экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент;

3.Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать:

-по демографическим и социальным признакам (пол, возраст, семейное и имущественное положение, а также образование и так далее);

-по содержанию деятельности (сфера занятий, сфера досуга …);

-относительно статуса в коллективе или группе (руководитель, коллега, подчинённый, администратор, общественный деятель, член коллектива …);

-по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют и которыми пренебрегают);

-по неофициальным отношениям и функциям (дружеские связи, неформальное лидерство, авторитет …);

4.Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и  групповые цели и интересы; официальные и неофициальные; одобряемые и неодобряемые в данной среде; согласованность или конфликт интересов и целей;

5.Структура деятельности со стороны: внешних побуждений (стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по их моральной оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряжённая, спокойная) и по её практическим результатам (материальные и духовные продукты);

6.Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду указанных выше параметров и типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение, осуществляемое по такому ориентировочному плану, имеет общей задачей структурировать объект, выделить в нём разнородные свойства, элементы, функции действующих лиц или групп. По мере накопления данных и после их предварительного анализа задачи наблюдения уточняются. Какие-то стороны событий подвергаются более детальному наблюдению, другие опускаются. Наблюдение постепенно переходит в стадию более формализованного поиска.

Составлению жёсткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или социально значимых действий.

Впервые метод контролируемого наблюдения использовал американский психолог Р.Бейлс (1950 г.) для изучения последовательных фаз в групповой деятельности.

Наблюдение большой аудитории собрания проводится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции. Подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократные нестандартизированные наблюдения на разных объектах (19;122-124).

 

2.2.Нужно ли исследователю вмешиваться в изучаемый процесс?

Ответ на этот вопрос зависит от цели исследования. Если основная цель исследования – диагностика ситуации, вмешательство социолога в ход событий исказит реальную картину, а в итоге будут получены ненадёжные данные. Если же цель исследования практически прикладная и состоит главным образом в принятии управленческих и организационных решений, активное вмешательство не только возможно, но и полезно. Именно этим целям служит стимулирующее включенное наблюдение.

Здесь наблюдатель – участник изучаемых событий – как бы провоцирует нестандартые ситуации и исследует реакции объекта наблюдения на свои действия или стимулируемые им действия других.

В наблюдении, проводимом с научными или диагностическими целями, вмешательство исследователя в изучаемый процесс недопустимо. Объекты социального наблюдения – люди, реагирующие на поведение наблюдателя. Чтобы свести к минимуму ошибки, проистекающие от «возмущения» объекта со стороны наблюдателя, используют два способа. Первый добиться, чтобы наблюдаемые либо не ведали о том, что за ними наблюдают, либо забыли об этом. Второй – создать у людей ложное представление о цели наблюдения.

Наблюдение со стороны (простое наблюдение) предусматривает постепенное вхождение в изучаемый объект так, чтобы люди привыкли к наблюдателю, перестали его замечать или же, Зная о нём, не испытывали недоверия.

В наших условиях достичь этого нетрудно потому, что  в общественном мнение престиж социолога довольно высок. Ему нет надобности маскировать свою принадлежность к научной организации или учебному заведению. достаточно быть тактичным, дружественным и естественным. И тогда блокнот и ручка никого не смутят.

Но возможны случаи, когда приходится маскироваться под нейтральную фигуру. Например, в заводских условиях наблюдение можно проводить «в маске» стажёра, который проходит пассивную практику. Наблюдатель может скрыться в укромном месте и регистрировать события, оставаясь физически незаметным. Он может имитировать новичка в населённом пункте, где все знают друг друга и его появление не останется незамеченным. Но цели своего пребывания исследователь не открывает, подбирая любой подходящий предлог.  

В лабораторных условиях остаться незамеченным невозможно. Поэтому исследователь привлекает внимание испытуемых в ложную сторону, отвлекает от целевой установки эксперимента.

Типичный пример отвлекающего маневра   - тесты на отбор группового лидера. Простой опыт позволяет установить степень инициативы и готовность принять на себя ответственность. Нескольким лицам предлагают в максимально короткий срок рассортировать по цвету и по форме картонные фишки (треугольники, круги и квадраты, окрашенные в три цвета). Цель, объявляемая группе: идёт проверка на быстроту реакций и внимательность. В действительности наблюдатель регистрирует, кто из испытуемых примет на себя оперативное руководство этой совместной работой. Вначале каждый член группы пытается тасовать фишки сам за себя, потом кто-то предлагает разделить функции (одни тасуют по цвету, другие – по форме). Этот последний и проходит испытание на лидерство. Понятно, что, объявив заранее подлинную цель, мы не добились бы положительных результатов.

При соучаствующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства исследователя – полное вхождение в изучаемую среду, завоевание её доверия и симпатии. Примерами использования включенного для сбора основной информации могут быть исследования Вильяма Уайта, В.Б.Ольшанского, А.Н.Алексеева и других

В современной социологии используется также метод активного воздействия на наблюдаемые процессы («активное исследование»), который ввёл  в практику французский социолог А.Турен в период так называемых студенческих революций 70-х годов, а позже стали использовать социологи латиноамериканских стран и другие. Активное исследование (Action research) предполагает изучение объекта, активное вмешательство путём организованных действий, провоцируемых исследователем, дальнейшее изучение и далее повторные воздействия. Такой тип исследований применяется также в системах реконструкции организаций управления.

Однако принцип активного воздействия прямо противоположен традиции наблюдения без вмешательства в ситуацию.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и  основные недостатки такого способа. Исследовать может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и В.Уайт, и польский социолог К.Доктур, и другие авторы. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Имеется и нравственная проблема включенного наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой – то общности людей, в действительности исследовать их?

Нравственный долг социолога, как и врача, - «не вредить» своими действиями, но, напротив активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так понимает он свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную, нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включенного в гущу событий наблюдателя (19;125-127).

 

2.3.Способы повышения надёжности данных наблюдений

Это ответ на вопрос, как вести регистрацию событий и вместе с тем – как контролировать обоснованность и устойчивость информации.

Ведение записей в полевых условиях или простом бесструктурном и невключенном наблюдении – дело навыка и изобретательности исследователя. Некоторые пользуются кодовыми словами или обозначениями, которые заносят в блокнот при первой возможности, чтобы потом расшифровать записи.

Другие имитируют какое-нибудь занятие, связанное с записями (наблюдатель- «стажёр» на производстве может спокойно вести регистрацию впечатлений). Третьи, обладающие очень хорошей памятью, все записи ведут в конце дня, пользуясь пишущей машинкой или магнитофоном.

Независимо от способа ведения записей в процессе самого наблюдения их следует ежедневно упорядочивать по программе исследования и ориентирам наблюдения, разносить в карточки или протоколы описания ключевых событий, лиц, ситуаций.

Стимулирующее наблюдение предполагает более строгие приёмы ведения записей. Здесь используются бланки – протоколы, разлинованные по пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями событий и ситуаций.

Надёжность (обоснованность и устойчивость) данных повышается, если выполнять следующие правила:

1.Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичным тому, который будет изучаться;

2.Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения;

3.Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон;

4.Необходимо чётко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту);

5.Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования;

6.При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним из исследователей, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления и другое. Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись;

7.Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений «со стороны» можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенным по той же программе или по имеющимся документам (19;128-129). (14;96).

 

2.4.Взаимосвязь наблюдения с другими методами сбора данных

Наблюдение – незаменимый источник информации на стадии общей разведки по формулятивному плану. Этот этап связан с выделением особенностей изучаемого объекта в первом приближении, и прямой контакт с объектом принесёт здесь немало неожиданных впечатлений, которые будут стимулировать выдвижение гипотез и разработку более детальных процедур. Особенно полезны наблюдения при исследовании системы организации, деятельности предприятий и учреждений, то есть относительно автономных «социальных единиц». В прикладных исследованиях    - это незаменимый метод работы социолога-консультанта, который всегда начинает с комбинации наблюдения, интервью и изучения документов данной организации.

Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации – способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всём его богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма «обнажённые» впечатления об исследуемом объекте. Здесь  могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей  и целых коллективов (групп). Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, одухотворяя бесстрастные колонки цифр и результаты различных опросов.

Наблюдение рекомендуется при изучении степени активности людей на собраниях, митингах, интересов слушателей в процессе обучения, поведения участников массовых общественно-политических мероприятий и так далее (15;88).

Наблюдение может являться высокозатратной формой сбора данных, как это видно из долгосрочных полевых наблюдений этнологов. Обычно получить представление о чём-либо значительно проще, задавая вопросы, нежели ведя наблюдение. К тому же бывают явления, предсказать которые невозможно (например, пожар или продолжительность жизни). Какие-то события произошли слишком давно, какие-то касаются интимной жизни – в целом, далеко не ко всем ситуациям исследователь имеет доступ.

В то же время некоторые ситуации можно изучать только путём наблюдения, потому что испытуемые не умеют говорить (маленькие дети), или у них нет чёткого представления о сведениях, которые вы хотите получить (например, высота от пола до полок, которые они впервые видят, когда ищут товары в супермаркете), или они просто не хотят ничего сообщать о событии, но оно поддаётся наблюдению (езда на красный свет).

При возможности использовать обе формы сбора сведений предпочтение отдаётся наблюдению в случае, если непосредственное впечатление о данном явлении сулит меньше искажений, чем сведения, поступающие через связующее звено – другого человека. Преимуществом наблюдения является также большая гибкость, возможность по мере развития ситуации регистрировать неожиданные события и постепенно фокусировать сбор данных на сведениях, работающих на задачи исследования.

Наблюдение часто комбинируют с неформальным опросом (18;85-86).

Простое наблюдение целесообразно также применять как дополнительный метод в комплексе с другими (изучение документов, опросы).

  Структурированное наблюдение может быть основным методом сбора данных по описательным или объяснительным гипотезам, если объект исследования достаточно локализован. Для лабораторных экспериментов этот метод – один из ведущих.

Как самодовлеющий метод наблюдения – основа для относительно узких по объёму монографических исследований (например, массовых митингов, демонстраций). Более распространённый способ применения этого метода – дополнение к другим источникам получения информации. Так, включенное наблюдение в сочетании с последующими массовыми обследованиями (по документам, опросам) позволяет дополнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведениями , повысить обоснованность интерпретации данных.

В числе недостатков этого метода – опасность включенного наблюдателя утратить объективность, становясь в позицию тех, в среде кого он действует. Но такая заинтересованность вместе с тем может быть и преимуществом, если социолог трезво оценивает ситуацию и неуклонно следует хорошо продуманной концепции исследования. Отмечают также субъективное воздействие на оценку происходящего и стороннего наблюдателя. Достоверность и обоснованность суждений по впечатлению наблюдателя, согласно некоторым данным, достигает лишь 0,5 корреляции с данными, полученными объективными способами. Имеет место «снисходительность» наблюдателя в отношении наблюдаемых, тенденция оценивать ситуацию более положительно. Возможен и обратный эффект: излишнее снижение оценок тех или иных действий, а также «ошибок усреднения», то есть боязнь крайних суждений, и ошибка «контраста», указанная Гилфордом. Она состоит в том, что оценивающий других склонен судить о них по своим собственным чертам характера так, что придаёт им крайнее значение в сравнении с собственными чертами (слишком темпераментному кажется, что другие люди, напротив, излишне вялы, рассудительны и малоэкспрессивны). Личные особенности наблюдателя определённо складываются на его впечатлениях. И этого не следует забывать.

 И конечно, наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным.

В целом же наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов(19;129-131).

 

Заключение

В ходе изучения данной темы, мы выяснили, что наблюдение – это метод социологического исследования и получения информации путём прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.

Существует 3 особенности наблюдения в социологии:

1.неразрывная связь наблюдателя с объектом;

2.восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены;

3.сложность проведения повторного исследования.

В исследованиях применяются различные виды наблюдений. Различают несколько оснований для классификации видов наблюдения, например, такие как:

1.степень формализованности;

2.положение наблюдателя;

3.условия организации наблюдения;

4.степень регулярности;

5.число наблюдаемых явлений;

6.длительность;

7.способ наблюдения и другие.

Каждый из видов наблюдения имеет свои особенности. Также важно учитывать взаимосвязь видов наблюдения и типов социологического исследования для более высокой эффективности исследования.

Во второй главе мы рассмотрели процедуру проведения наблюдения. Она складывается из ответов на вопросы:

1.Что наблюдать?;

2.Как наблюдать (технические средства)?;

3.Как регистрировать результаты (фиксация)?

Известно главное правило, которое необходимо использовать при проведении наблюдения: нужно стремиться видеть не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события.

На первый вопрос «Что наблюдать?» отвечает программа социологического исследования, а также состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

Если же отсутствуют чёткие гипотезы исследования, то применяют простое (бесструктурное) наблюдение. Его цель – придумывание гипотезы для более строгого описания объекта. Это наблюдение проводится с помощью ряда ориентиров.

По мере накопления данных, после их анализа, задачи наблюдения уточняются. Оно постепенно переходит в стадию более формализованного поиска. Затем составляется процедура контролируемого наблюдения.

«Нужно ли исследователю (наблюдателю) вмешиваться в изучаемый процесс?». Ответ на этот вопрос не всегда однозначен, он зависит от цели исследования. Например, если цель практически прикладная, то вмешательство исследователя допустимо, оно даже может принести пользу, а если же целью является диагностика ситуации, то вмешательство социолога не допустимо, так же как и в случае, если наблюдение проводится с какой-либо научной целью.

Третий вопрос «Как регистрировать результаты?» связан с фиксацией, а также с контролем обоснованности и устойчивости информации. Способы повышения надёжности данных наблюдения подробно описаны в пункте 2.3.

Наблюдение взаимосвязано с другими методами сбора информации. Наблюдение чаще всего применяется как источник информации на стадии общей разведки, то есть на этом этапе выделяются особенности изучаемого объекта. Здесь наблюдение в основном проводится по формулятивному плану.

Преимуществом наблюдения является большая гибкость, возможность по мере развития ситуации регистрировать неожиданные события и постепенно фокусировать сбор данных на сведениях, работающих на задачи исследования.

Метод наблюдения применяется и как самостоятельный метод, и в дополнении с другими методами сбора данных (опросы, анализ документов и другие).

Таким образом можно сказать, что метод наблюдения является одним из важнейших методов социологического исследования, а знание его особенностей процедуры действительно повышает результативность исследования, и , следовательно, приводит к более глубоким выводам.

 

Библиография

1.Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения.-М.: Издательство МГУ,1991.-127с.

2.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология/ Под ред. В.И. Добренькова.-М.: Гардарики,2000.-432с.

3.Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций.-Ростов-на-Дону.: Феникс,2000.512с.

4.Капитонов Э.А. Социология ХХ века.-Ростов-на-Дону.:Феникс,1996.-512с.

5.Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология.-Ростов-на-Дону.: Феникс,2001.-480с.

6.Краткий словарь по социологии/ Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина.-М.: Политиздат,1989.-479с.

7.Маркович Д.Ж. Общая социология.-М.: ВЛАДОС,1998.-432с.

8.Основы социологии/ Под ред. М.В. Прокопова.-М.: Русская Деловая Литература, 2000.-192с.

9.Основы социологии/ Под ред. Н.Н. Целищева.-Екатеринбург.: Издательство УрГУ,1993.-150с.

10.Прикладная социология/ Под ред. Ю.С. Колесникова.-Ростов-на-Дону.: Феникс,2001.-320с.

11.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология.-М.: Центр,1997.-160с.

12.Российская социологическая энциклопедия/ Под ред. Г.В. Осипова.-М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА•М,1998.-672с.

13.Социология/ Под ред. В.Н. Лавриненко.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1998.-349с.

14.Социология/ Под ред. Д.И. Платонова.-М.: Издательство ПРИОР,2001.-112с.

15.Тощенко Ж.Т. Социология.-М.: Юрайт-М,2001.-527с.

16.Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова.-М.: Политиздат,1987.-590с.

17.Фролов С.С. Социология.-М.: Издательская корпорация ЛОГОС,1996.-360с.

18.Хеллевик Оттар. Социологический метод.-М.: Весь Мир,2002.-192с.

19.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.-Самара.: Самарский университет,1995.-332с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 32.91K
Скачано: 407
Скачать бесплатно
24.06.13 в 08:26 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе