Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социологическая теория Эмиля Дюркгейма

Социологическая теория Эмиля Дюркгейма [09.06.13]

Тема: Социологическая теория Эмиля Дюркгейма

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 28.83K | Скачано: 736 | Добавлен 09.06.13 в 20:51 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма — поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 9
3. Понятие аномии как кризисного состояния общества и нарушения его ценностно-нормативной структуры 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Сноски 18
 
Введение
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог-позитивист, один из создателей  современной  социологической теории. Дюркгейм учился во Франции и Германии, где увлекся трудами В. Вундта. Первый профессор  социологии  во Франции, Дюркгейм стал основателем школы этой науки, национального социологического журнала "Социологический ежегодник", в котором участвовали и русские социологи. [1]
Он опубликовал множество статей и рецензий, некоторые из его статей и лекций были опубликованы посмертно. Четыре изданные при жизни книги Дюркгейма содержат все его основные концепции относительно социальной реальности: "Общественное разделение труда" (1883), "Метод социологии" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).
Дюркгейм выступал против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым главную роль в поведении людей играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы (влечения, желания, стремления и интересы). В своей социологической теории он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, прежде всего тем, что главным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействий индивидов и социальных групп. Далее рассмотрим подробнее основные положения его теории.
 
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм - социолог-позитивист, основатель французской социологической школы, один из основателей структурно-функционального направления в социологии.
Э. Дюркгейм определяет социологию как науку об институтах, их происхождении и функционировании. Через термин «институты» Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу. Таким образом, предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты. Что же такое социальные факты?
В онтологическом (общем) смысле факты – любые, не зависящие от наблюдателя события, имевшие место в определённое время при определённых условиях.
В научном или более широком плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определённом пространственно-временном интервале.
Основные признаки социальных фактов:
1. Имеют собственное содержание и не могут сводиться к другим сферам - психологическим, биологическим, физическим и так далее.
2. Существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не относятся к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие.
Для понимания социологизма Дюркгейма необходимо различать в нём два аспекта: онтологический и методологический.
Онтологическая сторона социологизма, то есть концепция  социальной реальности, выражена в следующих положениях:
1. Социальная реальность  включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и реальна, как и другие виды реальности, а потому подчинена действию определенных законов.
2. Общество  - это реальность особого рода, не сводимая к другим её видам. Это положение подчёркивает независимость социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть к биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Общество - не простая сумма индивидов, а система,  образованная их объединением и представляющая собой реальность, наделённую своими особыми свойствами. Общая концепция человека:  человек - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.
3. Онтологическая сторона не сводится к признанию фундаментальности и независимости социальной реальности. Утверждается первичность социальной реальности по отношению к индивидуальной и её исключительное значение  в определении человеческого сознания и поведения: значение же индивидуальной реальности признается вторичным. Таким образом, характерная онтологическая черта социологизма - это социальный  реализм.
Методологическая сторона "социологизма" тесно связана с онтологической и выражена в следующих положениях:
1. Познавательной целью  социологии является исследование  устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, схожих с методами естественных наук. Исследованию должна подвергаться в первую очередь именно социальная реальность, а не понятия о ней.
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, её несводимость ни к одной из других наук, особенность её методологии и понятий.
3. Социология  выступает не только как специфическая наука  о социальных фактах. Дюркгейм считал, что задача науки не сводится к описанию и упорядочиванию социальных фактов, но она призвана вскрыть глубинные связи и закономерности. Наличие социальных закономерностей - признак научного характера социологии, её родства с другими науками. Также он полагал, что социология должна изучать социальную действительность, имеющую специфические качества, присущие только ей.
Основные правила социологического метода:
1. Социальные факты нужно рассматривать как вещи. [2] Это означает,в первую очередь, признание существования социальных фактов независимо от их субъекта и, следовательно, это обеспечивает объективный подход к социальной действительности. По существу, так же следует относиться к коллективным состояниям сознания людей (идеям, верованиям и так далее), о них можно судить на основании объективных данных о формах поведения социальных групп и деятельности социальных институтов. Социология, таким образом, стремится выразить общественное сознание в объективных показателях.
2. Второе правило связано с первым. В соответствии со вторым правилом социолог должен изучать не отдельные социальные факты, а целые их классы. Дюркгейм сформулировал принцип, согласно которому социальные факты тем проще могут представляться объективно, чем более полно освобождены от индивидуальных фактов, в которых они проявляются. При изучении же классов социальных фактов социолог должен стремиться к их рассмотрению вне индивидуальных проявлений тех или иных из них.
3. Описание и упорядочение социальных фактов - это только начало социологического исследования. Главное - установить между ними более глубокие причинные связи и законы, что и составляет суть третьего основного правила. Выполняя его, социология становится вровень с другими науками, в первую очередь с естественными. Причинные связи касаются, прежде всего, анализа зависимости социальных явлений от социальной среды. Задача социологии, по Дюркгейму, состоит в том, чтобы находить свойства этой среды, оказывающие наибольшее влияние на социальные явления.
4. Социология, описывая и объясняя социальные факты, должна стремиться к их сопоставительному анализу. Дюркгейм полагал, что сравнительная социология - это социология как таковая. Если она не будет стремиться к сравнению и к объяснению социальных фактов, то потеряет способность к их причинному анализу. Онсам постоянно сравнивал социальные явления в разных обществах и разных временных рамках, без чего социологическое исследование, по его мнению, теряло свой смысл и научное значение.
Эмиль Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию Огюста Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии:
1. Натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы.
2. Социологизм – утверждение специфичности и независимости социальной реальности, её превосходства над индивидами.
В целом по Дюркгейму социология делилась на три основные отрасли:
1. Социальная морфология - аналогична анатомии, она исследует основу общества, его структуру, материальную форму. В её сферу входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, изучение народонаселения, его объёма, плотности, распределения по территории.
2.Социальная физиология - исследует жизненные проявления обществ и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: социологию
экономическую, юридическую, лингвистическую, эстетическую, социологию  религии исоциологию морали.
3. Общая социология - аналогична общей биологии, она выполняет теоретический синтез и устанавливает общие законы; является философской стороной науки.
 
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма — поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Тема общественной солидарности – главная тема социологии Э. Дюркгейма. С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определённая целостность общественной жизни, коллективность, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признаётся всеми членами общества. Проблему социальной солидарности Дюркгейм исследовал в работе «О разделении общественного труда».Главная цель работы – доказать, что несмотря на некоторые теории, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, то есть выполняет нравственную функцию. Однако, не менее важная цель работы - доказать, что разделение труда – это именно тот фактор, который создаёт и воссоздаёт единство обществ. Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи создания двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.
Характеристика механической солидарности:
1. Cтруктурная основа: характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ, основана на сходствах, имеет сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе), слабую взаимозависимость(относительно слабые социальные связи), относительно малый объём населения.
2. Типы норм (воплощенные в праве): правила с репрессивными санкциями, преобладание уголовного права.
3. Формальные признаки коллективного сознания: большой объём, высокая интенсивность, высокая определённость, власть группы абсолютна.
4. Содержание коллективного сознания: высокая степень религиозности, господство над интересами человека, беспрекословность, приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого, конкретность и легальныйхарактер.
Характеристика органической солидарности:
1. Cтруктурная основа: характерна для развитых, сложно организованных обществ, основана на разделении труда, имеет организованный тип (слияние рынков и рост городов), большую взаимозависимость (относительно сильные социальные связи), относительно большой объём населения.
2. Типы норм (воплощенные в праве): правила с реститутивными санкциями, преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного, конституционного).
3. Формальные признаки коллективного сознания: малый объём, низкая интенсивность, низкая определённость, больший простор для индивидуальной инициативы.
4. Содержание коллективного сознания: возрастающая светскость, ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения), приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости, абстрактность и общий характер.
Концепция «органической солидарности» позволяет отнести социологию Дюркгейма к направлению структурного функционализма, согласно которому социальная эволюция приводит к рациональному распределению функций между составляющими общественного организма. [3] Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формировалась под влиянием соответствующих теорий О. Конта, Г. Спенсера и Ф. Тенниса. В работе «О разделении общественного труда» эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным.Однако уже в этой работе Дюркгейм отказывается от плоского эволюционизма в пользу представления о сложности и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен главным образом говорить не об обществе, а об обществах.Однако он слишком оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность появления новых форм «механической солидарности» в тоталитарных обществах. За это теория, развитая Дюркгеймом в его книге, послужила объектом разносторонней и нередко обоснованной критике, однако это не помешало ей занять видное место в классике социологии.
В концепции этого учёного особое место занимает вопрос о взаимосвязи социологии с другими общественными науками, особенно с философией. Социология занимает в его системе центральное место, поскольку обеспечивает все другие общественные науки теорией и методами, на базе которых могут вестись исследования в различных областях общественной жизни. Задача социологии состоит в том, считает Дюркгейм, чтобы объединить представителей различных социально-общественных дисциплин с помощью общей точки зрения на характер социальных фактов, совпадающих критериев их оценки, единого метода исследования. Только в этом случае социология перестанет быть абстрактной наукой, а другие общественные дисциплины станут своеобразными направлениями, разделами социологического знания, изучающими коллективные представления в их конкретной форме — моральной, религиозной, экономической, правовой и других.
 
3. Понятие аномии как кризисного состояния общества и нарушения его ценностно-нормативной структуры.
В связи с положениями и анализом теоретических проблем общества и личности Дюркгейм выдвигает проблему нормального и патологического. Нормальной, по Э. Дюркгейму, является всядеятельностьиндивида, которая вытекает из условий его существования. Преступления и другие социальные отклонения, которые наносят вред обществу и вызывают негативные чувства, являются вполне нормальными, так как коренятся в определённых социальных условиях и поддерживают необходимые обществу отношения. Отрицательные последствия преступления нейтрализуются наказанием, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний признак, позволяющий отличить нормальное и патологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространённости. Отсюда следует, что нормальный тип – это тип средний, и что всякое уклонение от этого стандарта– патологическое явление. Со временем Дюркгейм признал, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, существуютразличные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии.
Согласно теории социальной аномии, изменения в современном мире происходят настолько быстро и интенсивно, что это порождает большие социальные трудности, которые он связывал с аномией. Аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок; ощущение бесцельности или бесполезности существования, вызванное определенными социальными условиями. Также аномия –это продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности. Необходимое условие аномии - расхождение между двумя социальными явлениями: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей установленными средствами либо когда в определённых областях социальной жизни нет чётких стандартов поведения. При аномии, даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, с помощью которых эти цели могут быть осуществлены. Образцы и требования традиционной морали, которые были обусловлены религией, в ходе социального развития оказались в основном разрушены, и поэтому в современных обществах многие индивиды сталкиваются с ощущением, что их повседневное существование лишено смысла. [4]
Особой концентрации аномия достигает в экономической жизни как в сфере частых перемен и личного расчёта, где свободным рынком и конкуренцией наиболее полно разделены традиционные ограничения, но ещё не окрепла новая мораль индивидуализма, соответствующая современному обществу. В этой сфере аномия из "патологического" стала почти "нормальным" явлением. Одна из главных социально-исторических причин аномии - утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Появляется психологический парадокс: человек чувствует себя более защищённым в жёсткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями, чем в условиях неопределённости, в динамичной, открытой системе с нормами, формально равными для всех. Тем не менее, путь ослабления аномии - в дальнейшем развитии либерального "морального индивидуализма" новых групп, свободных от замкнутости, но способных взять на себя функции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом государства. Касательно человеческого поведения понятие аномия включает два аспекта: один относится к обеспеченности действия определенными целями, другой - к тому, насколько эти цели реализуемы (то есть они могут быть понятны, но недоступны).
Люди приспосабливаются к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмомлибо различными видами девиантного поведения (новаторство, уход от мира, мятеж).
Крайним проявлением аномии в обществе, по мнению Дюркгейма, является самоубийство. Эта тема была подробно им рассмотрена в работе «Самоубийство: социологический этюд» (1897 г.).
Самой распространённой классификацией самоубийств является классификация по их причинам. Но как установить причины? Дюркгейм считал, что сведения, даваемые статистикой относительно предполагаемых мотивов   самоубийства: 1) подозрительны; 2) не дают возможности узнать истинные причины. Единственный надежный метод — это исследовать, как изменяется процент самоубийства в связи с различными сопровождающими явлениями социального порядка. [5]
Типы самоубийств по Э. Дюркгейму:
1. Эгоистическое — вид самоубийства, характеризующийся ослаблением внутренних общественных связей, вследствие которого наблюдается развитие чрезмерной индивидуализации, когда индивидуальное "Я" резко противопоставляет себя в ущерб социальному "Я". В данной ситуации индивид ощущает собственную оторванность от целого и чувствует себя одиноким. Общественные ценности для него утрачивают свою значимость.
2. Альтруистическое—вид самоубийства, в основе которого лежит самопожертвование, которое индивид совершает во имя интересов группы, то есть оно противоположно самоубийству эгоистическому. Альтруистическое самоубийство характерно, в основном для государственных деятелей, религиозных фанатиков или людей, чувствующих большую ответственность за своё дело и за жизни других людей. Пример: капитан, согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблём.
3. Аномическое — вид самоубийства, связанный с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией.
4. Фаталистическое самоубийство — вид самоубийства, вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, чрезмерной общественной регламентации. Этот вид самоубийства распространён незначительно. Самоубийство фаталистическое рассматривается как противоположное самоубийству аномическому. Пример: самоубийство рабов.
Россия в последние годы находилась в мировых лидерах по количеству самоубийств. Всего с 1995 по 2003 год в России покончили с собой 500 тыс. человек. По этому показателю (36 самоубийств в год на 100 тысяч населения) Россия занимает четвертое место в мире. Однако в последние годы в России наблюдается постепенное снижение количества случаев самоубийств. К 2008 году число самоубийств упало до 27 самоубийств на 100 тысяч населения.
 
Заключение
    Таким образом, Эмиль Дюркгейм – один из общепризнанных основателей социологии как науки. Влияние его идей присутствуют в самых различных отраслях социального знания. Все более или менее значительные теории социологии ХХ века так или иначе сопоставлялись с дюркгеймскими теориями.
    Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований возможности и необходимости социологии как науки. Однако он признаёт, что социология возникла из основных  философских доктрин и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход.
    Несмотря на то, что при жизни Дюркгейм уступал в популярности О. Конту или Г. Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие – гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным и теоретическим аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных важных проблем. Труды  самого Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как науки.
 
Список использованной литературы
1. Борцов Ю.С. Социология: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3 е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / под ред. д.ф.н. П.С. Гуревича. — М.: ИГ «Прогресс Универс», 1993.
4. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1991.
6. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. — М.: Терра-Книжный клуб, 2008.
7. Кравченко А. И. Социология. — М.: Проспект: Социология, 2007.
8. Штомпка А. Социология. — М.: Логос, 2008.
9. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. — М.: Мысль, 2004.
10. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
11. Грошев И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб, 1997.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 28.83K
Скачано: 736
Скачать бесплатно
09.06.13 в 20:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе