Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории мировых цивилизаций »

Основные культурные достижения древневосточных цивилизаций

Основные культурные достижения древневосточных цивилизаций [06.06.13]

Тема: Основные культурные достижения древневосточных цивилизаций

Раздел: Бесплатные рефераты по истории мировых цивилизаций

Тип: Контрольная работа | Размер: 473.44K | Скачано: 241 | Добавлен 06.06.13 в 15:44 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Калуга 2013


Содержание

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 3

2. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ) 7

3. Литература 21

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 Интерес  к  истории  и  культуре  Востока  постоянно  возрастает. Восток  –  это  не  просто  географическое  понятие,  а  историко-культурный, социополитический,  цивилизационный  феномен.  Сегодня в науке активно преодолевается европоцентризм, когда мировая история  рассматривалась  с точки  зрения  эталонности  европейского пути развития. Можно констатировать: Восток и Европа – два разных пути развития, причем европейский путь  – это исключение, а магистральный путь человечества при переходе от первобытности к цивилизации демонстрирует именно Восток. Не случайно, что в условиях кризиса  западной  цивилизации поиск  альтернативного  развития  вызывает пристальный интерес к Востоку. Необходимо помнить: цивилизация родилась на Востоке, ему человечество обязано своими величайшими достижениями. Древний Восток знает четыре основных очага первичных цивилизаций: Двуречье, Египет, Индия и Китай. Западная Азия является подлинной колыбелью мировой цивилизации. Именно из этого района шел наиболее интенсивный поток культурных импульсов, способствовавших резкому убыстрению развития остальной части человечества. Другие три центра заметно замкнуты, они находились в значительной географической изоляции, затруднявшей общение с внешним миром, отсюда и специфика каждого из них. Древнейшие  цивилизации  сложились  в  долинах  рек  (Тигр,  Евфрат, Нил, Инд, Янцзы), поэтому их называют еще речными цивилизациями, которым при всей специфике присущи общие черты:

1.  Обязательным  условием  экономического,  социального  и культурного развития является река. Она объединяет этнос, по ее берегам возникает

необходимая для цивилизации плотность населения, река является основной дорогой. Вблизи от нее должны иметься металлические руды.

2. Доминирующим фактором хозяйства является ирригационное земледелие. Почва исключительно плодородна, но земля нуждается в орошении или осушении (например, древние египтяне собирали до 50 центнеров с гектара – урожай «сам 20», для сравнения, – в средневековой Европе урожайность «сам 3»).

3. Для речных цивилизаций характерна специфическая государственная  власть  –  восточная  деспотия,  основными  чертами  которой являются: а) абсолютная власть правителя; б) обожествление (сакрализация)  власти  и  правителя  как  бога;  в)  наличие  мощной  армии; г) развитая система бюрократического управления. Восточная деспотия,  по  сути,  являлась  развитой  административно-командной  системой, где государство стояло над гражданским обществом (в отличие от Запада). Государство в лице причастных к власти социальных верхов не только выполняло функции господствующего класса, но и было  ведущим  элементом  базисной  структуры  общества.  Государство абсолютно господствовало над обществом, подчинив его себе, хотя и в разных формах (например, в Египте общество растворилось в институтах государства, а в Шумере и Вавилоне общество смогло даже отстоять определенные права). Однако везде государство как система институтов  и  высшей  власти  являлось  ведущим  элементом  в  сложившейся системе отношений.

4.  На  Востоке  существовала  специфическая  система  производства,  при  которой  особую  экономическую роль  играло  государство. Суть такой системы в том, что специфические географические условия требовали искусственного орошения, а создание ирригационных систем  предполагало  широкую  кооперацию  труда,  следствием  чего является централизованная власть деспотического характера. При такой экономической системе не развивалась существенно частная земельная собственность, основным собственником средств производства являлось государство. Длительно и очень устойчиво сохранялась община,  труд  свободных  общинников  играл  главную  роль,  рабство представлено  лишь  как  уклад.  Нет  привычных  классов,  отсутствует эксплуатация  на  ранних  этапах  развития.  Возник  феномен  власти  – собственности. В такой системе сочетались общинные формы хозяйства с государственными. Земледельцы имели гарантированное право пользоваться необходимыми им ресурсами (земля), а владел и распоряжался этими ресурсами оторванный от производства пищи аппарат власти от храма до государства. Материальным выражением признания этого права являлась выплата коллективом производителей избыточного продукта представителям власти (экономически здесь совпадают рента и налог).

На ранних этапах существования восточных цивилизаций нельзя говорить об эксплуатации, а можно – о взаимном обмене деятельностью  по  количеству  и  качеству  труда;  каждая  категория  населения вносила вклад в функционирование усложненного общества и государства.  Это  взаимовыгодный  обмен,  гарантирующий  стабильность существования и духовный комфорт. Развитие  частной  собственности,  эффект  престижного  потребления  породили  новые  формы  хозяйства,  которые  складывались прежде всего в городах, как центрах ремесла и торговли, месте обитания  богатых  и  знатных.  Но  основой  благосостояния  являлась  не собственность  сама  по  себе,  а  причастность  к  власти  (власть  –  собственность). Причастные к власти являлись собственниками и классом постольку, поскольку олицетворяли собой государство. Вне государства ни один из них не имел отношения ни к власти, ни к собственности,  ни  к  функции  господствующего  класса.  Товарно-денежные  отношения  ограничивались,  их  чрезмерное  развитие  подавлялось.

Особенностью  Востока  являлась  корпоративность,  личностное начало принижалось. Члены определенной корпорации (касты, семьи, клана, секты) жестко организованы, для внешнего мира они выступали  как  единый  сплоченный  коллектив,  отражающий  интересы  всех его членов, олицетворенные позицией и акциями его руководителей. Корпорация была как бы микрогосударством. В условиях отсутствия гражданского  общества  для  подавляющего  большинства  населения корпорация  была  определенной  гарантией  от  произвола,  защитой нормального существования. На Востоке, несмотря на существование сводов законов, никогда не было системы частного права, игравшего важную роль в Европе со времен античности. Интересы государства превалировали над интересами личности. Для Востока характерна консервативная стабильность, стремление  к  внутренней  устойчивости  и  явно  отрицательное  отношение  к любым  переменам  и  нововведениям.  Исторический  процесс  не  воспринимался  линейно,  он  превратился  в циклический.  Периоды  централизации  сменялись  периодами  децентрализации  государств.  Отчетливой  тенденцией  было  укрупнение  централизованного  государства в последующем цикле, когда закреплялись возникающие новшества, направленные на повышение эффективности власти. Общество развивалось,  раскрывался  его  духовный  и  интеллектуальный  потенциал, что находило свое отражение в разработке научных знаний, в технических усовершенствованиях, философских учениях, религиозных системах, практических навыках в земледелии и ремесле. Древний Восток не стоял на месте, но динамика его развития не вела к радикальным структурным переменам.

 

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)

Двуречье (иначе Междуречье или Месопотамия) – древнейший центр неолитических культур, а затем первый очаг цивилизации. На этой территории, начиная с IV тысячелетия до н.э. последовательно сменяли друг друга города-государства (Шумер,  Урук, Аккад), централизованные  государства  (Шумеро-Аккадские,  Вавилония,  Ассирия, персидская держава Ахеменидов), но на этой территории сохранялась  преемственность  культуры.  Создателями  этого  важнейшего центра цивилизации и древней городской культуры были шумеры, их достижения были усвоены и развиты дальше вавилонянами, ассирийцами и персами. На протяжении всего периода культуре были присущи  внутреннее  единство,  преемственность  традиций,  неразрывная связь ее органических компонентов. 

Важнейшими  достижениями  жителей  Двуречья,  обогатившими мировую культуру, были: развитое земледелие и ремесло; шумерское иероглифическое письмо, быстро трансформировавшееся в упрощенную клинопись, что впоследствии привело к возникновению алфавита; система календарного счисления, тесно связанная с астрономическими  наблюдениями;  элементарная  математика,  в  частности,  десятичная и шестидесятеричная система счета (математика и астрономия находились  на  уровне  раннего  европейского  Возрождения);  религиозная система с множеством богов и храмов в их честь; высокоразвитое изобразительное искусство, особенно каменные рельефы и барельефы, а также декоративно-прикладное искусство; культура архивного дела; впервые в истории появились географические карты и путеводители; на высочайшем уровне находилась астрология; архитектура дала арки, купола, ступенчатые пирамиды.

Стержнем культуры была письменность. От Двуречья сохранились десятки тысяч глиняных табличек с записями. Среди них особый интерес представляют «Законы царя Хаммурапи» (ХVIII век до н.э.), включавшие 282 статьи, регулировавшие различные стороны жизни Вавилона:  первый  в  истории  кодекс  законов,  а  также  произведения литературы. Наиболее заметным памятником шумерской литературы является  цикл  эпических  сказаний  о  Гильгамеше  или  «Обо  все  видавшем»,  древнейшие  тексты,  которого  насчитывают  3,5  тыс.  лет. Большой интерес представляет «Беседа господина и раба», в которой прослеживается  кризис  религиозно-мифологического  авторитарного мышления, автор рассуждает о смысле жизни и приходит к идее бессмысленности существования (близко книге Екклесиаста из «Ветхого Завета»).  О  невинном  страдальце,  о  претензиях  к  богам,  их  несправедливости говорится в «Вавилонской теодицее» (аналог книги Иова из «Ветхого Завета»).

О Вавилонии и Ассирии сохранилось много преданий в христианской традиции, и хотя отношение к ним часто неприязненное, но в памяти Вавилон остался первым «мировым царством», наследником которого выступали последующие великие империи.

Египет  был  заселен  земледельцами,  пришедшими  из  Передней Азии.  На  этой  территории  рано  сформировалось  централизованное государство, что связано с географическим положением в долине Нила. В истории Египта выделяется несколько периодов: додинастический  период,  Древнее  Царство,  Среднее  Царство,  Новое  Царство, Позднее  Царство,  занимающие  в  целом  время  с  IV  тысячелетия        до н.э. до 30-х годов до н.э., когда Египет был захвачен Римом.

В Египте необходимость строгого регулирования сельскохозяйственного  производства  уже  на  самом  раннем  этапе  существования государства  привела  к  тому,  что  общинная  структура  почти  полностью  растворилась  в  централизованно-государственной,  храмовой форме ведения хозяйства. Рано и бесследно исчезла община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Государство поглотило  ее  еще  в  период  Древнего  Царства.  Рабочие  отряды  по  мере необходимости  без  церемоний  перемещались  с  места  на  место  (по типу  казарменного  коммунизма).  В  Египте  были  слабо  развиты  товарное производство и рынок. В Египте центральной фигурой управления  были  жрецы-чиновники,  отсюда  проистекало  противопоставление интересов храма центральной власти и сакрализация сословия жрецов.  Географическая  изоляция  страны  затрудняла  и  замедляла развитие по сравнению с Двуречьем. В то же время это привело к созданию во многом уникальной цивилизации.

Вклад  Египта  в  мировую  культуру  огромен.  Было  создано  несколько систем письменности; в математике – пользовались десятичной системой, было известно умножение и деление, знали число «π», хорошо  вычисляли  площади  и  объемы;  в  астрономии  создавались звездные  карты,  знали  лунно-солнечный  календарь,  знали  цикл  в 1460 лет Сириуса, знали о фазах Марса и Венеры, солнечных пятнах и протуберанцах; в медицине можно отметить хорошее знание анатомии,  проводились  сложные  операции  (трепанация  черепа,  операции на глазах, ампутации), широко использовалась фитотерапия, физические упражнения; в исторической науке создавались летописи; имелись  своды  знаний  энциклопедического  характера:  словники;  имелись географические карты, египтяне знали путь вокруг Африки.

Высокого  уровня  достигли  искусство  и  архитектура,  которые были связаны  с культом и использовались как эффективное идеологическое средство. Главная  идея  – демонстрация  могущества богов, фараонов. Для искусства характерна монументальность, бесстрастие, величие  (храмы,  пирамиды,  дворцы,  статуи).  В  искусстве  позднего периода было больше реализма, психологичности.

Своеобразной была религия египтян. Для нее характерны такие черты:

1) стремление сочетать несочетаемое: зооморфные и антропоморфные  черты; 

2)  элементы  матриархата:  обилие  женских  богов  в высшем пантеоне;

3) сочетание политеизма и солярного  монотеизма (реформы Эхнатона);

4) веротерпимость.

Особая  роль  отводилась  почитанию  царствующего  фараона, считавшегося воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком. Культ  очень  сложен,  особую  роль  играл  заупокойный  культ. Египтяне  считали,  что  при  определенных  условиях  можно  достичь бессмертия, если обеспечить существование трех субстанций, из которых состоит человек. Жизнь в потустороннем мире описывается в египетской «Книге мертвых». Заупокойный культ требовал огромных материальных затрат и предполагал наличие многочисленного жречества.

Древнеегипетская литература представлена различными жанрами:  сказками,  дидактическими  поучениями,  биографиями  вельмож, религиозными текстами. Вершинами литературы являются: «Рассказ Синухета»,  «Песнь арфиста»,  «Беседа разочарованного со своей душой».

Таким образом, основными чертами древнеегипетской культуры являются:

1) традиционализм;

2) дуализм (сочетание черт первобытности  и  высокой  цивилизации); 

3)  ювенальность  (египтяне  стремились    сохранить  молодость,  боролись  со  временем,  им  свойственно неприятие смерти);

4) стремление к рациональному познанию мира;

5) иерархичность культуры;

6) нравственно-нормативная догматизация  культуры  (основные  нравственные  ценности:  законность,  порядок, гармония, примат добра, олицетворением которого была богиня Маат, над всеми достоинствами);

7) каноничность искусства;

8) унификация.  Символом  египетской  культуры  является  сфинкс:  получеловек-полулев, как пробуждение человека в звере.

Оригинальная,  с  обилием  достижений,  древнеегипетская  культура вошла в сокровищницу мировой цивилизации. Культура Древней Индии является одной из самых самобытных в истории. Уже в древности об Индии знали, как о стране мудрецов. Индийцы  и  европейцы  –  выходцы  из  единой  праиндоевропейской общности.

В истории Древней Индии можно выделить несколько периодов: особенно интересны доарийский и послеарийский этапы. Ранний доарийский период представлен, так называемой, Индской цивилизацией (Хараппа и Мохенджо-Даро), существовавшей с ХХV по ХVIII века до н.э. Эта цивилизация открыта лишь в 20-е годы ХХ века и пока плохо изучена, хотя можно говорить о ее величии: имелись города с населением до 100 тыс. человек с системой водопровода и канализации, развитое сельское хозяйство и ремесло, письменность и искусства. Цивилизация погибла по не вполне ясным причинам.

С ХIII века до н.э. начинается завоевание Северной Индии кочевыми  племенами  ариев,  пришедших  из  евразийских  степей.  Следы арийцев есть и на территории Южного Урала. После периода господства  родоплеменных  отношений  возникает  новая  цивилизация  (Ведийский, Буддийский и Классический периоды).

Арийские  завоевания,  нежелание  этнически  смешиваться  с местным населением привели к возникновению и укреплению системы варн, а затем каст, как основы социальной организации. В Индии социально-определяющую  и  регулирующую  роль  играла  варно-кастовая система, на этой основе возникла исключительно прочная и внутренне  саморегулирующаяся  община,  автономное  функционирование которой делало ненужным разветвленный аппарат администрации. Возникла гипертрофированная стабильность. Для Индии характерна слабая политическая власть, неустойчивое государство, аморфная  политико-административная  структура.  Арийцев  сплачивала  религиозно-культурная традиция, выше всего ценилось свое этническое лицо. Варны брахманов, кшатриев, вайшьев были господствующими, а варна шудр была слугами трех верхних варн. Соперничество брахманов с кшатриями (в религии отражением этого соперничества было столкновение древнего брахманизма и буддизма) закончилось победой брахманов, в результате брахманизм трансформировался в индуизм, а буддизм не занял прочих позиций и был интегрирован в индуизм.

Поскольку  в  Индии  социальный  статус  индивида  определился соответствующей варной, не было возможностей повысить свое положение, отсюда стремление к внутреннему, личностному развитию. Культура  имеет  ярко  выраженный  интровертивный  характер,  при слабой социально-политической активности.

До настоящего времени дошло много памятников древней литературы:  «Веды»,  «Махабхарата»  и  «Рамаяна»  –  эпические  поэмы, трактат  о  политике  «Артхашастра»,  трактат  о  любви  «Камасутра», имеется буддийский канон «Типитака». Древнейшим  литературным  памятником являются  «Веды»  (дословно – знание).  «Веды» складываются в III тысячелетии до н.э., и в I  тысячелетии  до  н.э.  они  были  записаны  на  язык  древних  ариев-санскрите.  Веды  делятся  на  четыре  части:

 1)  Самхиты  (сборники гимнов  в  честь  богов), их  четыре:  Ригведа  (1028  гимнов), Самаведа (мелодии  и  песнопения  в  определенном  ритуальном  порядке), Яджурведа (жертвенные формулы и изречения), Ахтарваведа (700 заговоров  на  все  случаи  жизни); 

2)  Брахманы  (объяснения  ритуала  и иные объяснения к самхитам);

3) Араньяки;

4) Упанишады. Две последние  части  –  древнейшие  толкования  религиозно-философского характера.

Веды  –  религиозный  памятник,  но  в  них  имеются  достаточно отвлеченные  идеи:  о  происхождении  мира,  об  объективной  необходимости, о законе – фактически философские рассуждения. Ум – одно из самых ценимых «Ведами» качеств, как в богах, так и в людях. Особое внимание уделяется этике и логической интуиции. Неоценимое значение для индийской культуры имеет эпос. Уже  в  ведический  период  (с конца II тысячелетия до  н.э.)  складываются два цикла сказаний, развившиеся затем в две огромные эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

«Махабхарата»  (100  тыс.  шлок,  то  есть  двустиший)  не  имеет аналогов в мире по объему и содержанию. Она посвящена кровавой борьбе за престол двоюродных братьев, потомков легендарного царя Бхараты.

«Рамаяна» рассказывает о похождениях царевича Рамы в дебрях Южной Индии и о его походе на остров Ланка (Цейлон) в поисках возлюбленной.

Причем, в обе поэмы включены многие мифы и сказания, не относящиеся прямо к сюжету поэм, где даны объяснения происхождения  Вселенной,  человека,  варн,  государства.  В  поэмах  содержатся первые  системы  индийской  философии,  в  частности,  бхагаватизм.

«Бхагавадгита» – часть «Махабхараты», излагающая важнейшие мировоззренческие вопросы и этические принципы. Буддистский период (VI – III века до н.э.) – время возникновения  и  распространения  буддизма.  С  точки  зрения  социально-экономической  и  политической  он  отмечен  бурным  развитием  экономики,  становлением  городов  и  появлением  крупных  государств вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев (317 – 80 годы до  н.э.),  сложившейся  в  результате  борьбы  с  завоеваниями  Александра Македонского. В то время значительно выросла численность населения, росли города как центры ремесла и торговли, развивались товарно-денежные отношения, углублялось имущественное неравенство. Власть покровительствовала нетрадиционным религиям, в частности,  буддизму.  Тогда  буддизм  распространился  на  Шри-Ланку (Цейлон), Юго-Восточную Азию, Китай и стал мировой религией.

В Классическую эпоху (II век до н.э. – V век н.э.), особенно в IV – V века н.э. начался новый подъем, который был прерван нашествием гуннов, после чего Индия распалась на мелкие государства. Для Классической эпохи характерно развитое ремесло (высоко-качественная сталь, из которой сделана железная колонна, не ржавеет 1,5 тыс. лет). Производились хлопчатобумажные и шерстяные ткани, изделия из слоновой кости и драгоценных камней, пряности. Обилие монет из золота говорит о развитой торговле, прежде всего, внешней. Товары из Индии по Великому шелковому пути достигали Римской империи.

 В Средневековье и Новое время, несмотря на перемены, сохранялось сложившееся в древности единство культуры. Индийская (как и китайская) культура продолжала существовать и развиваться и после окончания периода древности, оказывая значительное влияние на окружающие страны.

Важное  значение  имеет  индийский  театр,  возникший  раньше, чем в античности (например, поэт-драматург Калидаса написал «Ша-кунталу»,  ставшую  образцом  для  подражания).  До  ХIХ  века  непревзойденной оставалась грамматика Панини (V – IV века до н.э.). Особого развития достигли логика и психология, которую лишь сегодня смогли оценить по достоинству.

До  настоящего  времени  сохранились  великолепные  росписи,  в том числе, в пещерных храмах, храмы со ступами, скульптура. В современной  Индии наследие  ушедших эпох проявляется во всех сферах жизни и культуры. Для Индии характерна исключительная живучесть древних традиций, которые вошли в общекультурный фонд индийцев и стали неотъемлемым компонентом мировой цивилизации.

Древний Китай развивался в стороне от основных центров цивилизации. Условия для возникновения цивилизации здесь были менее  благоприятными,  чем  в  субтропиках,  государство  сложилось позже, зато на более высоком уровне производительных сил. До второй  половины  I  тысячелетия  до  н.э.  Китай  развивался  в  отрыве  от других цивилизаций. Отличием Китая является и более поздний переход  к  орошаемому  земледелию.  Сначала  использовались  естественные  осадки,  в  отличие  от  сегодняшнего,  климат  был  теплее  и влажнее, росло много лесов.

В истории древнего Китая можно выделить несколько периодов: разложение  первобытного  общества  и  возникновение  первых  государств относится ко II тысячелетию до н.э.;  VIII – III века до н.э.  – существование государства «Восточное Чжоу»; 221 – 207 годы до н.э. –  существование  первого  централизованного  государства  в  Китае  – империи  Цинь;  затем  формируется  раннее  Средневековье:  империя Хань.

На  культуру  Древнего  Китая  было  оказано  некоторое  влияние извне,  с  севера  Евразии.  От  индоевропейцев  пришли  пшеница,  ячмень, породы домашнего скота (корова, овца, коза), лошади и колесницы,  гончарный  круг,  хотя  массового  притока  населения  с  северо-запада не было. О влиянии извне говорит наличие индоевропейских слов, обозначающих эти приобретения, которых не было в древнекитайском языке.

Китай  –  страна  социально  ориентированная.  Каждый  человек был кузнецом своего счастья в земной жизни. Социальная активность являлась  основой  стремления  к  улучшению  жизни  и  личной  доли каждого. С древности китайская жизнь насыщена массовыми народными движениями, социальной мобильностью.

Особенностью Китая были скромные позиции, которые занимала в жизни общества религия, преобладало рациональное осмысление жизни,  на  первый  план  выдвигались  этические  нормы:  этика  решительно превалировала над религией. В Китае существовал примат чиновника над жрецом, ритуально-религиозные функции были оттеснены на задний план в пользу усиления чиновничье-бюрократической администрации.  В  Китае сильное  государство  противостояло  ослабленному частному собственнику. Важнейшее место заняла имперская идея,  определившая  будущее  страны  на  два  тысячелетия.  В  Китае раньше сложился и расцвел феодализм, чем в Европе. Китай – страна истории. Имеется обилие письменных источников. Тексты Древнего Китая сыграли огромную роль в последующей ориентации страны и народа, китайской цивилизации (например, идеи Конфуция). В ХIV – XI века до н.э. существовало государство Шан-Инь. В это  время  появились  три  важнейших  достижения:  а)  употребление бронзы; б) возникновение городов; в) появление письменности.

В середине I тысячелетия до н.э., несмотря на политическую не-стабильность, войны, наблюдается расцвет культуры Древнего Китая. Эпоха «Воюющих царств» (V – III века до н.э.) – классический период в истории духовной культуры Китая: неповторимая эпоха широкой и открытой борьбы идей, фактически не стесняемой никакой официальной идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности  интеллектуальной  жизни,  такой  распространенности  гуманитарных учений.

В эту эпоху «соперничества ста школ», как ее называют, складывались  основные  направления  философской  мысли  Древнего  Китая: конфуцианство, даосизм, легизм, создавались авторские художественные  произведения.  Именно  тогда,  как  результат  длительного процесса преодоления архаических форм общественного сознания и трансформации мифологического мышления, в древнекитайском обществе  сформировался  новый  социально-психологический  тип  личности, вырвавшийся из оков традиционного мировосприятия. Вместе с  ней  возникает  критическая  философия  и  теоретическая  научная мысль.

Конфуцианство  оказало  огромное  влияние  на  всю  последующую историю Китая. Родоначальником этой философии был Кун-Фуцзы (551 – 479 годы до н.э.). Он происходил из знатной, но обедневшей семьи и в детстве работал пастухом и сторожем, в зрелом возрасте стал крупным чиновником, затем в пятидесятилетнем возрасте основал свою школу.

Главное философское сочинение «Лунь-юй» («Беседы и высказывания»)  представляет  собой  запись  учениками  Конфуция  мыслей учителя, в основном, – это нравственные поучения. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще  в детстве и ею руководствовался всю жизнь.

В центре внимания конфуцианства находятся взаимоотношения между  людьми,  проблемы  воспитания,  этики.  Недовольство  настоящим побуждает искать выход не в будущем, а в прошлом. Конфуцианство идеализирует прошлое, для него характерен культ прошлого.

Главное  место  в  этико-политической  доктрине  Конфуция  занимает учение о благородном человеке и управлении на основе правил поведения. Благородный человек – это человек морали, долга, гуманист, уважающий старших, соблюдающий нормы взаимоотношений между людьми, чуждый низменной жажде корысти. «Не делай людям того, чего  не  пожелаешь  себе»  («Лунь-юй»,  гл.  15).  Большое  внимание уделяется приобретению знаний, учебе. В  то  же  время,  Конфуций  видит  пороки  человека:  корысть, невежество, осуждает тех, кто нарушает установленные правила жизни.

К государству он подходит как к большой патриархальной семье и стремится сохранить в незыблемости установленные порядки, в то же время считая, что правители и народ имеют взаимные обязательства. «Путь золотой середины» – одно из основных звеньев методологии реформизма Конфуция. Главное – путь примера, а не насилия.

Вопросам,  связанным  с  изучением  природы,  уделялось  второстепенное внимание. При изучении чего-либо особо указывалось на возможность практического применения узнанного. Таким образом, при всей исторической ограниченности, в учении Конфуция содержатся важнейшие идеи гуманизма.

Даосизм складывается примерно в период возникновения конфуцианства.  Создателем  был  Лао-Цзы,  его  основная  книга  «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»). В отличие от конфуцианства с приматом  этико-политических  учений,  даосизм  особое  внимание  уделял вопросам объективной картины мира.

В основе мировоззрения лежит категория «дао» – всеобъемлющее  мировоззренческое  понятие.  Дао  –  это  первооснова  мира,  его первоначало и всеобъемлющий закон мироздания. Все происходит из дао, к нему возвращается в соответствии с законами дао. В даосизме имеются идеи диалектики, указывается на противоречивость мира.

В  сфере  этического  идеала  у  даосов  находится  «совершенно-мудрый» (шэнжень), противостоящий конфуцианскому идеалу. В основе его поведения лежит принцип недеяния, как высшей формы поведения. Лучшим правителем является тот, кто предоставляет всему идти своим естественным путем. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует», – считал Лао-Цзы. Его социальный идеал  – небольшая патриархальная община. Он выступал против войн, считая, что «хорошее войско – средство, порождающее несчастье»,  а  «прославлять  себя  победой  –  это,  значит,  радоваться убийству  людей»,  напротив,  «победу  следует  отмечать  похоронной процессией» («Даодэцзин»). Согласно даосизму, человек следует законам земли, земля следует законам неба, небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Даосы проповедовали «деяние без борьбы», сострадание, бережливость, смирение, учили воздавать добром за зло.

Позднее  даосизм  выродился  в  религию,  в  систему  суеверий  и волшебства, стремился найти эликсир жизни и сохранил мало общего с первоначальным философским даосизмом.

Легисты  (законники)  выступили  против  конфуцианских  идей умиротворения  Поднебесной  через  совершенствование  социально-этической стороны взаимоотношений между людьми, и в основу порядка положили закон. От нравственного принуждения они перешли к правовому принуждению и наказанию. Они считали, что только закон,  проявляющийся  в  наградах  и  наказаниях,  способен  обеспечить порядок  и  предотвратить  смуту.  Совесть  они  заменили  страхом.

Представлению о государстве, как большой семье, они противопоставили представление о государстве, как бездушном механизме. На место  мудрецов  поставлены  чиновники,  на  место  правителя  встал  не отец народа, а деспот, гегемон. Высшей целью государства были провозглашены внешние победы. Ради этого изгонялись все излишества, упразднялось  искусство,  пресекалось  разномыслие,  уничтожалась философия. Все упрощалось и унифицировалось. Земледелие и война – главное, на что государство должно опираться и ради чего должно существовать.  Положительным  у  законников  было  то,  что  они  выдвинули концепцию равных возможностей, по которой государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости.

Практические  идеи  законников  пытался  осуществить  Шан-Ян (Царство Цинь, IV век до н.э.): была создана система доносительства, круговой  поруки,  кстати,  сам  Шан-Ян  был  казнен.  Эти  идеи  были широко реализованы в империи Цинь (221 – 207 годы до н.э.). Император  Цинь  Ши-хуан  распорядился  сжечь  большинство  книг,  сотни философов были казнены. Плодами деспотизма стали: страх, обман, доносительство,  физическое  и  умственное  вырождение  народа.  За утайку  книг  кастрировали  и  отправляли  на  строительство  Великой Китайской  стены.  За  недоносительство  казнили,  а  доносчика  повышали в должности. Период Цинь – это единственный период, когда в Китае  была прервана традиция.

Новая  династия  Хань  восстановила  традицию.  Конфуцианство стало официальной государственной идеологией, правда, с элементами  легизма.  Но  характерные  для  доциньского  периода  явления  духовной жизни общества: плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область мировоззрения – никогда не были восстановлены.

В литературе и искусстве Древний Китай также добился впечатляющих  успехов.  Об  этом  свидетельствует,  в  частности,  сборник древнекитайской  поэзии  «Шицзин»,  куда  входит  305  поэтических произведений. Музыка занимала особое место в духовной культуре китайцев, считавших,  что  слова  могут  обманывать,  люди  могут  притворяться, только музыка не способна лгать. В  архитектуре  основой  сооружения  были  столбы  и  соединяющие их балки, черепичные крыши с приподнятыми краями. В области естественно-научного знания значительного развития достигла математика. Во II веке до н.э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах», где зафиксированы правила действия с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, решение системы линейных  уравнений.  Высокое  развитие  получила  астрономия,  составлен солнечно-лунный календарь с поправкой в високосный год.

В  медицине  уже  с  IV  века  до  н.э.  для  лечения  использовалось иглоукалывание. Имелись трактаты по диетологии, лечебной гимнастике, создавались сборники рецептов, при полостных операциях использовалась местная анестезия.

Значительное развитие получило лаковое производство. Дерево и металлы покрывались лаком для защиты от огня и коррозии. Выдающееся значение имело изобретение бумаги, которая первоначально делалась из отходов шелка, а затем из древесного волокна. Бронзовое литье не имело аналогов по качеству в древнем мире. Как отмечалось, неолитическая революция и складывание цивилизации в Китае запоздали по сравнению с другими основными центрами  Востока.  Зато  последующее  развитие  не  прерывалось:  китайской  культуре  в  этом  отношении  принадлежит  бесспорное  первенство. Нельзя понять современный Китай, не обращаясь к ранним этапам этой цивилизации, оказавшей громадное влияние на весь Дальневосточный регион.

 

Литература

  1. Кадыров А.М. Культурология. Мировая и отечественная культура: учебное пособие / А.М. Кадыров. – Уфа, 2011. – 532 с.
  2. История Мировой Культуры (мировых цивилизаций)- под редакцией проф. Г.В. Драча 2007г.
  3. Культурология (третье издание переработанное и дополненное) – Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин 2007г.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 473.44K
Скачано: 241
Скачать бесплатно
06.06.13 в 15:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе