Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Концепция истории у Геродата и Фукидида

Концепция истории у Геродата и Фукидида [05.06.13]

Тема: Концепция истории у Геродата и Фукидида

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Реферат | Размер: 16.37K | Скачано: 226 | Добавлен 05.06.13 в 14:20 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Оглавление

Введение 3

1 Геродот - родоначальник истории 5

2 Фукидид - критик и продолжатель Геродота 9

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

Введение

Известный английский историк и философ Робин Коллингвуд справедливо определяет науку истории по следующим четырем признакам:

1) история - это разновидность исследования или поиска;

2) ее предметом являются действия людей, совершенные в прошлом;

3) она основывается на рационалистической интерпретации фактических данных; и

4) она служит человеческому самопознанию.

"Из перечисленных особенностей истории, - замечает он, обращаясь к истокам историописания, - первая, вторая и четвертая ясно обнаруживаются у Геродота"; и на этом основании он столь же справедливо связывает создание научной истории с именем того, чей труд волею случая, но в то же время и закономерно, в силу вечно свершающегося стихийного отбора ценностей остался для нас первым примером этого жанра.

Одним из первых критиков Геродота был Фукидид. Характеризуя свое отношение к предшественникам, и подчеркивая их ошибки, Фукидид отмечает, что не следует доверять историям, которые в большинстве своем сочиняют логографы ибо их истории в основном баснословны и не поддаются проверке. Исследователи считают, что к логографам, составлявшим эти истории, Фукидид причислял и Геродота.

Предмет концепция истории у Геродата и Фукидида.

Объект работы – Геродот и Фукидид.

Цель работы рассмотреть концепцию истории у Геродота и Фукидида.

Задачи работы:

- изучить концепцию Геродота, как родоначальника истории;

- рассмотреть дело Фукидида, как критика и продолжателя Геродота.

Цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая включила в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

В работе использован историко-филологический метод.

 

1 Геродот - родоначальник истории

Многие люди вполне естественно считают, что история должна быть формой памяти. Они предполагают, что центральная задача историописания - возможно, даже единственная задача - состоит в том, чтобы сохранить и восполнить память. У этого предположения есть древний прецедент в трудах Геродота и Фукидида.

Предположение, что история приравнивается к памяти, сохраняется и сегодня, причем варианты его различные и противоречивые.

Геродот, автор сочинения "История", еще древними по праву был назван "отцом истории" (по выражению Цицерона), ведь именно с него начинается развитие историописания как науки.

И у Геродота, и у историков, работавших в его стиле в более поздние времена, "память", с которой они имели дело, есть цепочка "воспоминаний" людей о делах, осуществленных в прошлом. Эти "воспоминания" должны быть получены путем штудирования работ историков, в своих исследованиях предлагающих понимание того, какими были те или иные вещи. Но в современном прочтении новый вид исторической памяти драматично вовлечен в иную игру. (Кто-то мог бы называть это "постмодернистской" памятью, хотя термин "постмодернистский" из-за его неопределенности, разносторонности и запутанности в полемических спорах должен употребляться с предосторожностями.)

Его "История", несомненно, является более зрелым произведением, чем сочинения логографов. Еще одним подтверждением тезиса о том, что "История" Геродота являет собой первый научный исторический труд, служит наличие у автора исторической и политической концепции. Историческая основа его концепции, по справедливому определению Э. Д. Фролова, - это идея противостояния эллинов и варваров, Запада и Востока. Также следует отметить наличие в труде Геродота политических идей. Во-первых, это идея превосходства демократии над другими формами правления, и в связи с этим прославление афинской демократии. Во-вторых, идея о решающем вкладе Афин в победу над персами. Наличие таких суждений в "Истории" Геродота вполне закономерно. Он немало времени провел в Афинах, был знаком с представителями кружка Перикла, проникся идеями демократии.

Еще более важной чертой, отличающей "Историю" Геродота от произведений логографов, является система философских взглядов автора, которые тесно связаны с религией, с темой божества. Они строятся на таких понятиях, как судьба, счастье, подвижность всего сущего. Центральная идея философской концепции Геродота - идея провиденциализма, которую Геродот первым сформулировал и ввел в историографию. Провиденциализм (от латинского providentia - провидение) - истолкование исторического процесса как осуществления замысла бога.

В труде Геродота мы не раз встречаем рассуждения на тему, что составляет суть человеческого счастья. Прежде всего, "отец истории" пытается показать, насколько зыбко и изменчиво, непредсказуемо и неуловимо человеческое счастье, подчеркнуть, что оно находится за гранью понимания человека. Никто не может быть уверен в своем счастье, оно уходит так же внезапно, как и приходит, оно не зависит от положения человека в обществе, как бы высоко он ни вознесся. По мнению Геродота, узнать, был ли счастливым человек, можно только после его смерти.

Другой важной философской темой в "Истории" Геродота является проблема чрезмерности успеха и завистливости божества. "Отец истории" говорит о божестве, которое завистливо и мстит за чрезмерный успех и счастье. В "Истории" Геродота божество всегда пресекает чрезмерную удачу, карает за кичливость, суровость и, конечно, за преступления. Кара богов - это не просто зависть, а соблюдение меры, справедливости, так как чрезмерность человеческого счастья нарушает гармонию справедливого порядка вещей, который был установлен богами.

Итак, течение жизни и общий ход событий трактуется Геродотом как процесс, напрямую зависящий от бога. Любое человеческое дело, поступки, да и вообще устроение жизни и мира предопределены независимой от людей силой, которую Геродот в своей "Истории" называет или, или божественным промыслом, или судьбой, роком.

Конечно, теория провиденциализма Геродота еще не обрела стройности, она несколько запутана, но общие положения ее, вслед за Э.Д. Фроловым, мы можем изложить следующим образом. Прежде всего, мир управляется божественным промыслом, соблюдающим справедливую меру всех вещей. Далее, человек не в силе изменить то, что предопределенно богом или судьбой. Наконец, когда человека ждут испытания, божество посылает знамения, которые мудрый человек не будет игнорировать. Остановимся на этом аспекте представлений Геродота подробнее.

Волю богов человек узнавал по знамениям, которые поэтому играли в жизни древних греков весьма значительную роль. Эллины рассматривали их не только и не столько как возможность узнать будущее, но и как руководство к дальнейшим действиям. Знамения были неотъемлемой составляющей жизни древнего грека: пока не были принесены жертвы богам и пока не появлялись признаки того, что эти жертвы им угодны, нельзя было ни вступать в сражение, ни отправляться в путешествие, ни вообще начинать какого-либо значимого дела. В связи с этим понятен особый интерес Геродота к различного рода знамениям, посылаемым божеством, и к их толкованию. У древних греков можно выделить следующие основные виды знамений: природные явления (землетрясения, солнечные и лунные затмения, засуха и т.д.); голод, эпидемии различных болезней; сновидения; различные виды гаданий (по поведению и внутренностям жертвенных животных, по полету птиц, по шелесту листьев священных деревьев и т.д.); словесные предсказания (оракулы).

У древних греков можно выделить следующие основные виды знамений: природные явления (землетрясения, солнечные и лунные затмения, засуха и т.д.); голод, эпидемии различных болезней; сновидения; различные виды гаданий (по поведению и внутренностям жертвенных животных, по полету птиц, по шелесту листьев священных деревьев и т.д.); словесные предсказания (оракулы).

Особой популярностью пользовались оракулы - словесные изречения, которые от имени бога давались в тех святилищах, где находились прорицалища. Для грека было важно услышать волю бога по всем вопросам, как частного, так и государственного характера. Среди многочисленных оракулов Балканской Греции и Малой Азии особым авторитетом в архаическую и классическую эпоху пользовался оракул Аполлона в Дельфах. Именно дельфийские пророчества чаще всего мы встречаем на страницах труда Геродота. Согласно подсчетам английского исследователя Г. Парка, в "Истории" упоминается и цитируется более 100 пророчеств, 20 из них передаются в стихотворной форме. Несмотря на часто скептическое отношение к традиционным народным верованиям, Геродот отличается искренней и глубокой верой в оракулы. Полученные предсказания человек может толковать по своему усмотрению, может сам решить для себя, принимать их или нет, трактовать их по-разному.

Таким образом, мы можем говорить о том, что оракулы могли толковаться государственными деятелями в соответствии со своими политическими целями.

 

2 Фукидид - критик и продолжатель Геродота

Одним из первых критиков Геродота был Фукидид. Характеризуя свое отношение к предшественникам, и подчеркивая их ошибки, Фукидид отмечает, что не следует доверять историям, которые в большинстве своем сочиняют логографы ибо их истории в основном баснословны и не поддаются проверке. Исследователи считают, что к логографам, составлявшим эти истории, Фукидид причислял и Геродота.

Фукидид настаивал, что ему интересно только то, что действительно произошло в прошлом, и он сделал специальный акцент на желании избежать "ненадежных потоков мифологии". Фукидид использовал слово тийюйеа, что означает "легендарный" или "невероятный"; оно производно от слова пшйюз, которое в разных контекстах означает "речь", "сообщение", "заговор" и "история" и, как уже отмечено, соотносится со словом "миф". Стремясь добраться до фактической истины, он "...не считал достойным писать все, что узнавал от первого встречного или что сам мог предполагать..." Более того, он решил писать только о тех событиях, в которых сам участвовал, или о тех, что узнал "по достовернейшим свидетельствам настолько полно, насколько это позволяет давность". Фукидид понял, что "очевидцы событий передавали об одном и том же не одинаково, но в меру памяти или сочувствия к той или другой из сторон".

Другими словами, "память" не была чем-то таким, что Фукидид находил интересным в своей работе. Она функционировала для него как наиболее важный источник свидетельств. Он беседовал с очевидцами, собирая их воспоминания о событиях войны, и затем, если мы можем доверять его исследованию, он пытался проверить эти воспоминания, сопоставляя их друг с другом, с тем, что он видел сам, и, возможно, с любыми другими источниками, которые он мог найти. В глазах Фукидида, короче говоря, это вообще не было вопросом сохранения памяти. Если что и было, так это проблема коррекции памяти, включая его собственную, где искаженные воспоминания всех рассматривались как проверка искаженных воспоминаний каждого Таким образом, историк использует память, чтобы добраться до того, что лежит вне нее. Это не только позиция Фукидида, до недавнего времени это также было бесспорной господствующей тенденцией в профессиональной истории.

Таким образом, дело Геродота было продолжено Фукидидом, который первым охарактеризовал то, что Коллингвуд назвал "рационалистической интерпретацией фактических данных": т.е. самый метод исторического исследования. Этой теме Фукидид посвятил три специальных пассажа в своем историческом труде (I, 1; 20-22; 23, 1-3).

Здесь обстоятельно обоснована значимость избранной темы - истории Пелопоннесской войны, определена цель исторического труда - "отыскание истины" (zetesis tes aletheias) и подчеркнуто значение тех объективных оснований, тех исторических свидетельств (tekmeria), на которых должен опираться историк в своем труде, наконец, определено прагматическое назначение истории - на основании изучения прошедших событий помогать людям ориентироваться в настоящем и даже предугадывать будущее. С особой обстоятельностью останавливается Фукидид на двух аспектах своего труда - методах критического отбора свидетельств ради достоверной реконструкции событий и принципах составления речей.

В самом деле, использование речей, влагаемых в уста действующих лиц, было искони присуще греческой словесности в силу речевой, оро-акустической окрашенности античной культуры. Так, уже в гомеровских поэмах речи занимают до двух третей пространства, речи достаточно часто используются и Геродотом. Однако в отличие от последнего, у Фукидида этот сюжет становится предметом специальной научной рефлексии. Действительно, наряду с замечаниями по существу своего исторического труда Фукидид считает необходимым присовокупить разъяснения относительно формы и стиля своего изложения, а именно по поводу вставляемых им в основное повествование речей. "Что касается речей, произнесенных отдельными лицами или в пору приготовления к войне или во время уже самой войны, то для меня трудно было запомнить сказанное в этих речах со всею точностью, как то, что я слышал сам, так и то, что передавали мне с разных сторон другие. Речи составлены у меня так, как, по моему мнению, каждый оратор, сообразуясь всегда с обстоятельствами данного момента, скорее всего, мог говорить о настоящем положении дел, причем я держался возможно, ближе общего смысла действительно сказанного.

Приводимые им речи только отчасти соответствовали тому, что говорилось в действительности. Гораздо больше и по содержанию своему, и по форме (по форме тем более) они являются произведениями самого автора и отражают его представление о том, что по такому-то поводу и в такой-то ситуации, скорее всего, должно было быть сказано соответствующим лицом (или лицами). Разъясняя, таким образом, природу этих речей, историк одновременно дает ключ и к пониманию их назначения. Помимо очевидной драматизации рассказа, чем не мог пренебречь даже такой строгий ученый, как Фукидид, речи эти давали возможность в привычной для древнего грека форме представить более отчетливо и разъяснить гораздо полнее - особенно в диалогически, агонально организованных сценах выступлений - мотивы, которыми руководствовались или должны были руководствоваться персонажи воссоздаваемой писателем исторической драмы.

В окончательно отредактированных автором разделах сочинения (книги I-VII) насчитывается до 40 больших речей, которые с формальной стороны отражают все виды античного красноречия: совещательное, судебное и показательное. Составленные по правилам софистического искусства, они доставили Фукидиду в древности славу изощренного ритора - мастера хотя и несколько искусственного и тяжеловатого по стилю, но непревзойденного по глубине и доказательности идей красноречия 3. Для нас особую ценность представляют именно развитые в речах Фукидида идеи, которые в совокупности своей дают представление об общественной мысли и политической теории греков на рубеже V-IV вв. до н.э.

 

Заключение

Геродот, автор сочинения "История", еще древними по праву был назван "отцом истории" (по выражению Цицерона), ведь именно с него начинается развитие историописания как науки.

Течение жизни и общий ход событий трактуется Геродотом как процесс, напрямую зависящий от бога. Любое человеческое дело, поступки, да и вообще устроение жизни и мира предопределены независимой от людей силой, которую Геродот в своей "Истории" называет или божеством, или божественным промыслом, или судьбой, роком.

Укажем, что знамения и оракулы в труде Геродота используются не просто как иллюстрация к рассказу или стилистические украшения в изложении материала, а являются важной составляющей его религиозно-философской концепции. Идея провиденциализма, которая лежит в основе осмысления Геродотом исторического процесса, организует собранный историком материал, а не заставляет, как думают исследователи гиперкритического толка, подтасовывать и выдумывать факты.

Отметим также, что Геродот дал начало мощной идее в историософии - идее провиденциализма, которая является одной из важнейших в методологии истории. Идея предопределения нашла яркое выражение у Августина Блаженного (354-430 гг.), в дальнейшем стала особенно характерной для средневековой историографии и христианской концепции, она сохраняет свое значение и в новое время.

Дело Геродота было продолжено Фукидидом, который первым охарактеризовал то, что Коллингвуд назвал "рационалистической интерпретацией фактических данных": т.е. самый метод исторического исследования. Этой теме Фукидид посвятил три специальных пассажа в своем историческом труде.

 

Список использованной литературы

  1. Карпюк С.Г. Два патриотизма в "истории" Фукидида // Институт всегобщей истории РАН. - 2010. - № 10. - С. 101 - 116.
  2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории: Автобиография. М, 1980. С. 19-21.
  3. Мегилл А. История и память: за и против // Философия и общество. - 2005. - № 5
  4. Мутных И.А. Идея провиденциализма у Геродота // В сб. МНЕМОН. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. профессора Э.Д. Фролова. Вып.  4. СПб.: СПбГУ, 2005
  5. Строгецкий В.М. Геродот в оценке классической и эллинистической историографии // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 2010. - № 9. С. 411 - 426
  6. Суриков И.Е. Парадоксы "Отца истории": Геродот - исследователь архаической и классической Греции // Вестник Российского государственного гуманитарного университата. - 2010. - № 10. - С. 66 - 100.
  7. Фролов Э.Д.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.37K
Скачано: 226
Скачать бесплатно
05.06.13 в 14:20 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе