Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по бухгалтерскому учету »
Тема: Виды и типы коносамента
Раздел: Бесплатные рефераты по бухгалтерскому учету
Тип: Реферат | Размер: 21.03K | Скачано: 371 | Добавлен 02.06.13 в 17:12 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Содержание
Введение 3
1. Историческая справка 4
1. Сущность коносамента 5
2. Виды и типы коносаментов 7
3. Правила заполнения коносамента 11
4. Мошенничества при использовании коносамента 12
Заключение 13
Список литературы 14
Введение.
Коносамент — это один из старейших документов, используемых в международной торговле, а следовательно, и в морских перевозках.
Морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок. Морской транспорт специфичен в том смысле, что он уже по характеру деятельности является отраслью «международной»: известно, что основная функция морского транспорта - обеспечение внешнеторговых связей между различными государствами. Выбранная тема является весьма актуальной, так как международными перевозками занято 90% мирового флота; 80% мировой внешней торговли осуществляется морем. Определяющая роль морского транспорта целиком сохраняется и в ХХI веке.
Коносамент часто описывается как наиболее важный документ в международной торговле, большей частью из-за своей, так сказать, множественной роли. Это документ, считающийся жизненно важным для контрактов международной купли-продажи, поскольку он доказывает погрузку на борт судна, а следовательно, и сам факт экспорта из страны (которая, впрочем, может быть страной происхождения товара, а может и не быть ею).
Для грузоотправителей и грузополучателя коносамент является одновременно и документом, предоставляющим правомочность на рейс, и документом, подтверждающим право на груз. Владение коносаментом, который является оборотным документом, позволяет установить эффективный контроль за грузом.
1. Историческая справка.
Появление коносамента датируется 1242 годом. Тогда документ содержал лишь информацию об обязанности подписавшего его лица перевести определенный товар на собственном судне. Составлялся и подписывался лично судовладельцем или капитаном, а выдавался лишь отправителю данного груза. (2) На сегодняшний коносамент он стал больше похож позже, когда в нем соединились его отметки и характеристики выписки из грузового реестра. На законодательном уровне в России коносамент появился в 1926 году с выходом в свет «Положения о морской перевозке». (3)
До начала XIX века на практике существовал только бортовой коносамент, который подтверждал фактическое нахождение грузов на борту определенного судна. Однако уже с середины XIX века груз стал предварительно располагаться на специальных складах или причалах для последующей погрузки на судно. На такой груз выдавался другой коносамент, в котором помечалось «Получено для перевозки». Такой коносамент позже получил название небортового.
2. Сущность коносамента.
Перевозчик, приняв предъявленный ему к перевозке груз, на основании данных, представленных отправителем, выдает последнему в нескольких экземплярах особый документ называемый – коносамент.
Коносамент транспортно-коммерческий документ – («Bill of Lading» – англ.; «Connaissement» –франц.; «Konossement» – немец.; «Conocimento» – испан.).
Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.
Коносаменты выписываются на основе стандартных форм (бланков). Эти формы разрабатываются и одобряются объединениями судовладельцев, линейными судоходными компаниями и другими морскими предприятиями. Ряд коносаментов разработан БИМКО.
Коносамент универсальный документ многоцелевого назначения. Его функции можно свести к следующим:
1. Коносамент служит распиской перевозчика в приеме груза. Другими словами, коносамент является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза. Доказательственная сила коносамента как расписки, выданной в подтверждение приема груза для перевозки, зависит от того, между какими участниками перевозки возник спор по поводу данных коносамента о грузе. Если данные коносамента служат предметом спора между сторонами договора – отправителем (фрахтователем) и перевозчиком, они считаются достоверными, пока не доказано противоположное(так называемое доказательство «prima facie» – «по первому виду»). Если же коносамент переходит к третьему лицу, то оспаривание данных коносамента перевозчиком уже недопустимо.
Доказательственная сила коносамента может быть в значительной степени подорвана, если данные о грузе, зафиксированные в коносаменте, были исправлены, или если сам коносамент подвергся механическим повреждениям.
2. Коносамент выступает доказательством наличия и содержания договора морской перевозки. Сам по себе коносамент не является договором морской перевозки, как это часто полагают на практике. Договор, всегда двусторонняя или многосторонняя сделка, тогда как коносамент односторонний акт, подписываемый капитаном или иным уполномоченным представителем перевозчика. Вместе с тем, в коносаменте излагаются основные условия договора перевозки
3. Коносамент является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Эта функция выражается в том, что сделки купли-продажи товаров, а также другие операции с товарами осуществляются с помощью коносамента без физической передачи самих товаров. То есть коносамент, представляющий поименованные в нем товары может быть куплен, продан, передан на определенных условиях Это возможно в силу того что коносамент, являясь ценной бумагой, имеющей хождение на рынке, выражает право собственности на конкретный указанный в коносаменте груз.
3. Виды и типы коносаментов.
Существует несколько разновидностей коносамента. Классическим является ордерный коносамент (to order bill of lading), в котором указывается «грузополучатель „ХХХ“ или по его приказу», что означает, что грузополучатель «ХХХ» может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу с помощью передаточной надписи — индоссамента — и вручения. Количество индоссаментов не ограничено. Это свойство коносамента в качестве товарораспорядительного документа широко применяется в международной торговле, позволяя перепродать груз во время его следования.
Кроме того, различают следующие виды коносаментов :
Коносамент на предъявителя (bearer), который предоставляет право каждому, кто является его владельцем, распоряжаться товаром. Применяется крайне редко, поскольку не может гарантировать получение товара именно тем лицом, которому он действительно предназначен;
Именной коносамент (straight), выписываемый на конкретного получателя товара. Передача владения товаром другому лицу может производиться только посредством специально оформленного заявления о переуступке (цессии);
Ордерный коносамент (to order), согласно которому перевозчик должен доставить товар по указанию обозначенной стороны. Этот коносамент может передаваться получателем третьему лицу посредством индоссамента, т.е. передаточной надписи на этом документе. Индоссамент может быть именным и на предъявителя (in blanco).
Различают также бортовой коносамент, оформляемый на погруженный на борт судна груз (Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна), и коносамент на груз, принятый к отправке, который применяется в случае, если товар сдан на склад для последующей отгрузки. В ряде случаев после погрузки он заменяется на бортовой коносамент.
При необходимости выдачи грузополучателю части груза, оформленного коносаментом, могут быть выписаны так называемые долевые коносаменты — деливери-ордера (delivery order), представляющие собой товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Долевой коносамент – распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу.
Иногда применяется сквозной коносамент — документ, на основе которого грузы транспортируются из порта погрузки в порт назначения двумя и более судоходными линиями, действующими в соответствии с соглашением. Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки или осуществляется двумя и более судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключить договоры с несколькими перевозчиками. Грузоотправитель, выписывающий сквозной коносамент, имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации перегрузок с последующими перевозками. Он взимает за это дополнительную плату (фрахт). Товары считаются доставленными после передачи последующим перевозчиком товара против передачи получателем груза сквозного коносамента.
Выделяют также чистый и нечистый коносамент. Коносамент называют «чистым»(clean), если в нем нет никаких дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или его упаковки. Обычно в чистом коносаменте говорится, что полученные товары находятся во внешне (apparent) хорошем состоянии. Например, в международной банковской практике при аккредитивной форме расчета, коносаменты по общему правилу должны быть чистыми, если только обратное специально не оговорено условиями документарного аккредитива.
Кроме того, следует отличать еще и фидерный коносамент.
Фидерный коносамент применяется при осуществлении трансконтинентальных перевозок, в которых осуществляется промежуточная перегрузка товаров. При такой организации перевозки перевозчик, осуществляющий трансконтинентальную перевозку выпускает океанский коносамент и перемещает груз между материками. В дальнейшем груз перегружается на корабли так называемых фидерных линий, которые осуществляют доставку от океанских портом в порты местных морских бассейнов. Такая организация перевозки связана с тем, что не во все морские порты имеется возможность захода океанских контейнеровозов, в связи с небольшой глубиной фарватера или отсутствием большой портовой инфраструктуры. Содержание информации на лицевой стороне фидерного коносамента отличается от сквозного коносамента. В частности вместо первоначального грузоотправителя там указывается океанский перевозчик или его агент и порт погрузки на судно фидерных линий, а вместо грузополучателя указывается океанская линия или ее агент в порту разгрузки судна фидерных линий. Фидерные документы не учитываются при таможенном оформлении товаров, перевозимых морским транспортом.
В зависимости от особенностей перевозки различают следующие типы коносаментов:
Линейный (рейсовый) коносамент - (liner bill of lading). Такой вид документа используется при осуществлении морских перевозок на судах, двигающихся по расписанию. Такие суда как правило имеют в портах назначения зарезервированные причалы. В линейном коносаменте указываются все существенные условия договора перевозки, при этом третье лицо, такое как индоссант (лицо, которому передали коносамент) или другой держатель коносамента (например, банк, в который заложены товары, находящиеся в пути) могут ознакомиться с условиями перевозки из самого коносамента.
Фрахтовый (чартерный) коносамент - (chartered bill of lading). Такой документ используется в нерегулярных (трамповых) перевозках. При этом перевозка осуществляется на основании договора, называемого чартер-партия и чартер (charter, charter-party). В данном договоре сторонами являются фрахтовщик (перевозчик или представитель перевозчика) и фрахтователь (грузоотправитель или представитель грузоотправителя).
При проведении контейнерных перевозок может выдаваться специальный контейнерный коносамент, правила составления которого оговариваются правилами Гаага-Висби.
При включении в коносамент страхового полиса он называется «застрахованным коносаментом» (insured bill of lading).
Вместе с коносаментом в практике перевозки грузов используют инвойс (invoice) или счет-фактуру.
Необходимо различать предварительный счет, счет-проформу и счет-фактуру.
Счет-проформа (proforma invoice). В этом документе имеются сведения о стоимости и цене товара, но при этом он не является расчетным документом, так как в нем не содержатся требования об уплате сумм. Таким образом он не выполняет функции платежного документа. Так например, счет-проформа может быть составлен на отгруженный, но не проданный товар, или наоборот. Зачастую счет-проформа составляется при отгрузке товаров на консигнацию, для проведения выставок, организации аукционов, при поставках давальческого сырья согласно договоров на переработку, передаче товаров в качестве безвозмездной помощи или дара.
Предварительный счет (preliminary invoice). Данный документ составляется в тех случаях, когда приемка товаров осуществляется в стране назначения или при поставках товаров частями. В предварительном счете содержаться только информация о стоимости и количестве партии товара. Он подлежит оплате. После того, как товар принят получателем или вся партия поставлена оформляется счет-фактура (инвойс) по которой и производится окончательный расчет.
4. Правила заполнения коносамента.
Оформление и использование коносамента регулируется соответствующими законами и международными конвенциями.
Коносамент является документом, в котором никакие изменения невозможны.
В соответствии со ст.144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации при оформлении коносамента в нем указываются следующие сведения:
Кроме этих реквизитов должно указываться дополнительное условие перевозки. Например, ограничения ответственности перевозчика, общая авария и прочее. Законодательно определены формы коносаментов, которые используются при перевозках отдельных типов груза и их направлений.
5. Мошенничества при использовании коносаментов.
Коносаменты по своей природе предоставляют мошенникам широкие возможности для злоупотребления. Например, мошенники могут указывать в коносаментах ложные даты погрузки. Однако мошенничество с коносаментами возможно и при использовании оригинальных документов.
Коносаменты выдаются, как правило, в количестве трех или шести экземпляров. Для распоряжения грузом достаточно лишь одного оригинального экземпляра. Держателю коносамента согласно действующим правилам нет необходимости предоставлять весь набор документов, связанный с грузом. Обязанность перевозчика состоит в том, чтобы передать груз первому лицу, предоставившему оригинальный коносамент. При этом передаточные надписи могут быть оформлены на разных экземплярах коносамента разным лицам. Вследствие этого существует возможность продажи одного товара, находящегося в пути двум и более покупателям с использованием нескольких оригинальных коносаментов. Несмотря на значительное число мошенничеств с коносаментами и широкое развитие телекоммуникационных технологий, практика выдачи груза первому предъявителю оригинального коносамента продолжается, и эксперты затрудняются сказать, почему в законодательство о перевозках не вносятся соответствующие изменения.
Заключение.
Таким образом, в большинстве случаев договором перевозки в линейном судоходстве является коносамент. Особое значение коносамент имеет в отношениях между судовладельцем и получателем груза, являясь, по сути, единственным документом, регулирующим эти отношения. Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар. Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
В последние годы большое значение придается использованию электронных средств коммуникации в международных коммерческих операциях. Несомненными плюсами использования электронных систем являются экономия времени за счет ускорения процессов передачи документов, легкости ведения бизнес-операций при больших расстояниях между контрагентами, а также сокращения издержек. С использованием широко известной телекоммуникационной системы EDI (также известной как SWIFT) возможно использование и электронных коносаментов. При этом контракты, заключаемые в электронном виде признаются во многих юрисдикциях, использование электронной подписи стало возможным вследствие принятия типовой модели законов об электронных подписях (UNICTRAL Model Law on Electronic Signatures).
Электронный коносамент предотвращает проблемы, возникающим вследствие прибытия документов в порт разгрузки позже, чем судна. Также наличие единой базы сделает невозможным мошенничества, вызванные возможностью выдачи товара по одному экземпляру коносамента при невозможности проверить наличие остальных. Однако часть специалистов высказывают обоснованные опасения о возможности хакеров и других злоумышленников проникнуть в базы электронных данных.
Список литературы.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.