Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Налоги: история, принципы и формы налогообложения

Налоги: история, принципы и формы налогообложения [23.05.13]

Тема: Налоги: история, принципы и формы налогообложения

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 36.66K | Скачано: 360 | Добавлен 23.05.13 в 21:18 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Пензенский государственный университет

Год и город: Пенза 2013


Содержание

Введение 3

Глава 1. Экономическая сущность налогов 5

1.1 История развития налогообложения 5

1.2 Понятие и функции налогов 8

1.3 Виды налогов 10

Глава 2. Налоговые системы 12

2.1 Сущность и виды налоговых систем 12

2.2 Способы взимания налогов и принципы налогообложения 14

2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы

России и зарубежных стран 16

ГЛАВА 3. Налоговая система Российской Федерации 20

3.1 Становление и развитие налоговой системы в РФ 20

3.2 Направление совершенствования налоговой системы РФ 26

Заключение 29

Список литературы 30

Приложения 32

 

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что  налоговый  механизм  заключает  в себе  огромные  возможности  воздействия  на  развитие   предпринимательской деятельности,  динамику  и   структуру   общественного   производства,   его размещение.  Налоговые  сборы  и  платежи   являются   основным   источником формирования бюджета государства, т. к. любому  государству  для  выполнения своих  функций  необходимы  фонды  денежных  средств.  Очевидно  также,  что источником этих финансовых ресурсов  могут  быть  только  средства,  которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и  юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и  социальные  программы, содержаться  структуры  обеспечивающие  существование   и   функционирование самого государства.

Так же,  с  помощью  налогообложения  государство  может  вести

экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую,  по отношению к отдельным отраслям  и  регионам,  осуществлять  антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в  бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного  роста  цен.  Налоговый механизм  выполняет  также  функцию   перераспределения   доходов   граждан, социальной  защиты  низших  слоёв  общества,  выступает  регулятором  личных доходов населения страны.

Целью моей работы является раскрытие экономической сущности налогов и налогообложения в целом, а также анализ налоговой системы России и других стран мира  и влияние экономического кризиса на налоговую политику России. Эта проблема является актуальной на данный момент, так как налогообложение является важнейшей сферой экономики.

Задачи: во-первых, необходимо уяснить суть налога как важного экономического элемента, его роль для экономики страны; во-вторых, ознакомиться с видами налогов и дать им краткую характеристику; в-третьих, следует рассмотреть механизм функционирования налоговой системы, способы и принципы взимания налогов.

Работа состоит из трех глав, каждая из которых содержит несколько разделов. В первой главе рассматривается экономическая сущность налогов, история и причины их возникновения, а также определяются основные функции налогов и дается их классификация. Вторая глава посвящена налоговым системам: здесь рассматриваются их типы, механизм функционирования и особенности налоговых систем России и других стран. В третьей главе оценивается влияние экономического кризиса на налогообложение в России.

 

Глава 1. Экономическая сущность налогов

1.1. История развития налогообложения

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. [5, c. 42]

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Государства во все времена стремились быть в центре экономической активности, экономическая же активность никогда не стояла на месте, ее центр принимал все новые и новые формы. Перед устанавливающим налоги государством стоял вопрос: что облагать (налоговая база), сколько брать (налоговая ставка), как рассчитывать (налоговая инспекция) и как минимизировать отрицательное воздействие налогов на экономическую активность (налоговая политика). Если в самом начале изучаемой истории главными экономическими ценностями были земля и труд по ее обработке (соответственно налог на лиц, налог на землю, барщина, рабство), то современное государство обанкротилось бы, если бы не изменило типа своих налогов. Для понимания логики развития налогообложения в истории налогов можно выделить пять основных этапов.

Первыми налогами были налоги на базовые ценности: землю, скот, работников. Также источником налоговых поступлений являлся налог с побежденных. Все эти налоги были прямыми, т. е. взимались непосредственно с лиц, получающих доход, совершающих операции и владеющих имуществом. Взимали эти налоги соответственно светская и духовная власть самостоятельно. В Древнем Египте основным доходом служила плата за пользование землей, принадлежащей главе государства. В Древней Греции основным был подоходный налог, но свободные граждане городов его не платили. Вместо этого они вносили добровольные пожертвования. В Древнем Риме налогов практически не было, т.к. общественные расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель, а аппарат государства содержал себя сам. В Римской империи главным источником доходов служил поземельный налог, в размере 10% доходов с участка. Применялись и другие формы налогообложения земли, например налог на количество фруктовых деревьев. Облагалась налогом собственность и средства производства: недвижимость, живой инвентарь, ценности.

На втором этапе возникли налоги на производство или промысловые налоги на все виды хозяйственной деятельности, кроме сельскохозяйственной (взимался земельный налог). Налог на производство рассчитывался как право заниматься соответствующей. В торговле широкое распространение получили таможенные сборы и косвенные налоги — налоги на продажи конкретных видов товаров.

На третьем, переходном этапе, приоритеты в налогооблагаемой базе смещались от обложения множества объектов к унифицированным личным налогам, унифицированным косвенным налогам и налогам на реализацию предприятий. Большая часть налогов обеспечивалась косвенными налогами — акцизами (отчисление с единицы товара безотносительно его цены), а также подушные и подоходные подати.

Четвертый этап в развитии налогов пришелся на XIX в. и был связан с подъемом производства и экономики, связанными с концентрацией производства — укрупнением хозяйственных единиц и быстрым ростом городов. Государство сменило приоритеты в обложении налогов. Главным объектом налогообложения стал оборот — переход ценностей от одного субъекта другому. Получили развитие налоги на оборот. Граждане ощутимо почувствовали налог на наследство. Распространились налоги на сделки. Также получили распространение налоги на капитал — в основном на его прирост в виде процентов по ценным бумагам или вкладам, дивидендам по акциям, рост стоимости активов.

Пятый этап в развитии налогообложения был обусловлен преимущественным развитием финансовой сферы, а также совершенствованием методов управления и контроля финансов. Наибольшее распространение получили налоги на вновь создаваемую хозяйствующим субъектом стоимость, в первую очередь налог на добавленную стоимость, или сочетание налога на прибыль и подоходного налога. [8, c.86]

 

1.2 Понятие и функции налогов

Налогообложение   —   это   система   распределения   доходов   между

юридическими или физическими лицами и государством,  а  налоги представляют собой обязательные  платежи  в  бюджет,  взимаемые  государством  на  основе закона с  юридических  и  физических  лиц  для  удовлетворения  общественных потребностей. Налоги выражают  обязанности  юридических  и  физических  лиц, получающих  доходы,   участвовать   в   формировании   финансовых   ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны  гасить возникающие сбои в системе распределения и  стимулировать  (или  сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому  налоги  выступают важнейшим звеном финансовой политики  государства  в  современных  условиях. [7, c.24]

         Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. Фискальная функция. Во всех государствах, привсехобщественныхформацияхналоги,впервую очередь, выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятийи граждан для содержаниягосударственногоаппарата,обороныстраны итой части непроизводственной сферы,котораянеимеетсобственныхисточников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивыидр.).
  2. Регулирующая функция. Налогампринадлежитрешающаярольвформированиидоходнойчасти государственного бюджета. Но государственныйбюджетможносформироватьи без них. Поэтому в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях нельзя обойтись без регулирования налогов. Развитиерыночнойэкономикирегулируетсяфинансово-экономическимиметодами—путемпримененияотлаженнойсистемы налогообложения, маневрирования ссудным капиталомипроцентнымиставками, выделения из бюджета капитальных вложений идотацийит.п.Центральное место в этом комплексе экономическихметодовзанимаютналоги.
  3. Социальная (перераспределительная) функция. Спомощьюналогов

государство перераспределяет часть прибыли предприятий  и  предпринимателей, доходов граждан, направляя ее  на  развитие  производственной  и  социальной инфраструктуры,  на  инвестиции  в  капиталоемкие  и  фондоемкие  отрасли  с длительными  сроками  окупаемости  затрат  (железные   дороги,   автострады, добывающие  отрасли,  электростанции  и   др.).   В   современных   условиях значительные  средства  из  бюджета  должны  быть  направлены  на   развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее  болезненно отражается   на   всем    состоянии    экономики    и    жизни    населения.

  1. Стимулирующая функция. Спомощьюналогов,льготи санкцийгосударствостимулируеттехническийпрогресс,увеличениечисла рабочихмест,капитальныевложенияврасширениепроизводстваидр.
  2. Контрольная функция. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.[12, c.55]

 

1.3. Виды налогов

Налоги бывают двух видов.  Первый  вид  —  налоги  на  доходы  и  имущество: подоходный налог  и  налог  на  прибыль  корпораций  (фирм);  на  социальное страхование и на фонд  заработной  платы  и  рабочую  силу  ( так  называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в  том  числе налоги на собственность, включая  землю  и  другую  недвижимость;  налог  на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются  с  конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй  вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых  стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги,  прямо  включаемые в цену товара или услуги);  на  наследство;  на  сделки  с  недвижимостью  и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги в свою очередь делятся на личные  и  реальные.  Личные  налоги уплачиваются   с   действительно   полученного  налогоплательщиком   дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы  прибыли,  подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги  учитывают фактическую   платежеспособность   налогоплательщика.   Реальными   налогами облагается   не  действительный,    а    предполагаемый    средний    доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях  от  того  или иного  предмета  налогообложения   (недвижимой   собственности,   денежного капитала и т.п.). Реальными  налогами  облагается  прежде  всего  имущество, отсюда  и  их  название  (real  (англ.)  —  имущество).

В зависимости от использования налоги  делятся  на  общие  и  специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и  капитальных  расходов государственного  и  местных  бюджетов  без  закрепления   за   каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют  целевое  назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления  на  дорожные фонды). [10, c.41]

 

Глава 2. Налоговые системы

2.1 Сущность и виды налоговых систем

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики. Налоговые системы развитых стран складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ. [11, c.52]

Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;

2. Минимизация расходов по взиманию налогов.

Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными  налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов. [11, c. 73]

 

2.2 Способы взимания налогов и принципы налогообложения

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. [9, c.64]

Основные принципы налогообложения впервые были выведены Адамом Смитом. Благодаря их простоте и ясности, они стали «аксиомами» налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к  меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. [9, c. 96]

 

2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран

Многовековая практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала опре­деленные показатели, за пределами которых невозможна эф­фективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплатель­щика до 30–40 % дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым ин­вестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымает­ся более 40–50 % его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30 % его дохо­дов. Конечно, из этого правила есть исключения, которые только лишь подтверждают правильность установленного пра­вила. Налоговая система отдельных стран, в частности Шве­ции, построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну 50 % и более своего дохода, и это не подавляет его стимулы к развитию производства. При этом необходимо также иметь в виду, что показа­тель налогового изъятия, определяемый в целом по нало­говой системе, страдает весьма серьезным недостатком, зак­лючающемся в том, что он определяет уровень налогового гнета среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного нало­гоплательщика. Но вместе с тем, этот показатель необходим, так как налоги устанавливает государство и оно должно учи­тывать этот средний показатель. Без него невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет право переступать. При этом оно должно постоянно корректировать этот показатель, приближая его к конкретному налогоплательщику. [1, c. 58]

В мировой налоговой практике в качестве показателя на­логовой нагрузки на макроуровне служит отношение сум­мы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в ка­кой внебюджетный фонд они поступают, к объему полу­ченного валового внутреннего продукта (ВВП). Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в таблице (приложение А).

Из этих данных можно сделать несколько важных выводов: Во–первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую сис­тему ВВП и национального дохода. Во–вторых, налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и по­нятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рас­сматриваться через призму чрезвычайных особенностей раз­вития российской экономики на современном этапе. Анализ этого положения показывает, что приведенные данные нуж­даются в серьезной корректировке.

В соответствии с нашими представлениями исходным методологическим положением сравнительного анализа систем налогообложения является выделение наиболее существенных, качественно важных характеристик, которыми выступают функции налоговой системы. Наиболее распространенно объединение всего многообразия различных проявлений налоговой системе в две группы, которые выполняют две комплексные функции: фискальную и экономическую (регулирующую). Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы заключается в том, что эта система представляет собой механизм влияния на экономические и, опосредованно, на социальные процессы, происходящие в государстве, позволяющий при его правильном использовании формировать его количественные и качественные характеристики этих процессов.

Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы России в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого, определенно, имеются. Главным источником государственных доходов в России в настоящий момент по-прежнему являются косвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС, занимающий 25,6% в структуре консолидированного бюджета и 44,6% в структуре федерального бюджета. Такое положение определяется простотой взимания и администрирования этого вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население. Общие результаты сравнительного анализа систем налогообложения различных государств сведены в таблицах (приложение Б).

Степень реализации той или иной функции или ее отдельных составляющих должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической ситуации  и, во-вторых, поставленным целям и задачам социально-экономического развития. Это означает, что «узким местом» налоговой системы может являться, например, ее высокий региональный потенциал, если поставлена цель совершенствования отраслевой структуры экономики в направлении создания высокотехнологических производств. [13]

Таким образом, очевидно, что у нашей страны имеются значительные резервы в повышении инвестиционного, отраслевого и конкурентного потенциала налоговой системы, а также повышения её фискальной функции в части доходов физических лиц и налогообложения собственности. Эти задачи, возможно, будут решаться в процессе дальнейшего развития и совершенствования налоговой системы Российской Федерации. [3, c. 38]

 

ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Становление и развитие налоговой системы в РФ

Под налогом согласно Кодексу понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Введенная в действие с 1 января 1992 г. налоговая система Российской Федерации была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем. Одновременно закладываемые при ее формировании принципы налогообложения приспосабливали к реалиям экономики переходного периода. В результате получился симбиоз западных образцов и российских особенностей. Созданная таким образом налоговая система России была нацелена в первую очередь на обеспечение фискальных интересов государства. Поэтому при ее формировании исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за счет высоких налоговых ставок, введения большого числа налогов, установления системы значительных штрафных санкций, ограничения прав налогоплательщиков при одновременном установлении неограниченных прав фискальных органов.

При этом созданная система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень поступления налогов, что обуславливало постоянное сокращение даже минимальных государственных расходов.

Налоговые отношения в результате недостаточной правовой проработки законов регулировались не столько ими, сколько подзаконными актами. Налоговая система стала громоздкой, сложной и запутанной. Абсолютно неэффективной проявила себя действовавшая в то время система налогового администрирования, которая была ориентирована прежде всего на краткосрочное обеспечение любой ценой требуемого объема налоговых поступлений с целью преодоления текущих проблем бюджетного балансирования.[4]

Все это потребовало кардинального изменения действовавшей налоговой системы России. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса РФ. Принятие первой части Налогового кодекса явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в России. С вступлением в действие этого законодательного документа начался этап реформирования всей системы налогообложения.

Однако принятие первой части Кодекса не обеспечило всестороннее решение принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Налогового кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г. Указанная часть включала четыре главы, посвященные налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу. В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще четыре важнейшие главы Кодекса. Одна из них определяет порядок исчисления уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Другая глава посвящена налогу на добычу полезных ископаемых, который объединил несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей.

В этом же году был принят первый из налогов в рамках специальных налоговых режимов - единый сельскохозяйственный налог. Специальная глава Кодекса была посвящена налогу с продаж, который затем был отменен с 1 января 2004 г. Процесс реформирования налоговой системы продолжился, и в 2002 г. приняты еще три новые главы. Две из них посвящены налогообложению малого бизнеса. Речь идет об обновленном с 1 января 2003 г. едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также о новой редакции действовавшей до 2003 г. упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

С 1 января 2003 г. в состав налоговой системы России включен также транспортный налог, объединивший ранее действовавшие налог на имущество физических лиц в части обложения водно-воздушных транспортных средств и налог с владельцев транспортных средств, регулировавшийся федеральным законом о дорожных фондах.

Начиная с января 2004 г. вступили в действие еще четыре новые главы Налогового кодекса РФ. Одна из них посвящена специальному режиму налогообложения в условиях действия соглашений о разделе продукции. Вторая определяет порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.

Важное значение для налогоплательщиков имеет глава Кодекса, посвященная налогу на имущество организаций, в корне изменившая действовавший до этого порядок исчисления и уплаты данного налога.

С 1 января 2004 г. введен новый федеральный сбор - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В 2004 г. продолжалась доработка недостающих глав части второй Кодекса. Были приняты и с 1 января 2005 г. вступили в действие три главы Кодекса, установившие порядок исчисления и уплаты водного налога, земельного налога и государственной пошлины.

В 2004 г. наступила также определенная ясность с налоговой системой страны: были приняты ст. 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса, устанавливающие перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Всего было установлено 15 налогов и сборов. В связи с отменой с 2006 г. федерального налога на наследование или дарение налоговая система России включает в себя 14 налогов и сборов, в том числе 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных. Таким образом, вне рамок второй части Налогового кодекса продолжает функционировать только один местный налог: налог на имущество физических лиц. В целом формирование второй части Кодекса должно было завершиться к началу 2006 г.

Проведенные Налоговым кодексом изменения налоговой системы направлены на решение целого ряда важнейших задач. Однако следует особо подчеркнуть, что принятие Налогового кодекса не ставило своей целью кардинально изменить действующую с 1 января 1992 г. в стране налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это означает, что в Кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, ресурсные налоги и др.), формирующие основу российской налоговой системы.

В Налоговом кодексе четко прописана система штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие необоснованно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.[6]

Налоговый кодекс является гарантией обеспечения стабильности налоговой системы, что выражается относительно долгосрочной предсказуемостью в комплексе взаимоотношений между налогоплательщиками и государственными органами налогового контроля. Указанная стабильность обеспечивается в первую очередь за счет того, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в неизменности налоговой системы на конкретную перспективу. Стабильность налоговой системы в определенной мере гарантирована также за счет законодательно установленного порядка введения в действие и отмены налогов и сборов, изменения правил налогообложения.

Налоговый кодекс установил в этом вопросе правовую основу, определив, что налоги взимаются с налогоплательщиков исключительно в форме денежных средств и исполняются в валюте Российской Федерации. Только лишь иностранными организациями и физическими лицами, а также в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Других форм уплаты налогов Кодекс не предусматривает. Сделано в Кодексе лишь одно исключение, носящее не прямой, а рамочный характер.

Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

В отличие от принятого в 1991 г. и уточнявшегося на протяжении многих лет налогового законодательства, выразившегося в принятии нескольких десятков законов и подзаконных актов, в Налоговом кодексе установлена четкая классификация налогов. Предусмотрено строгое разделение налогов на федеральные, региональные и местные, узаконена жесткая процедура и соответствующие права органов власти по их введению, отмене, утверждению ставок, предоставлению льгот и преференций.

В частности, по федеральным налогам и сборам порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и других элементов, устанавливается непосредственно Кодексом. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль предприятия; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; государственная пошлина; таможенные пошлины и сборы и т.д.

По региональным и местным налогам и сборам в соответствии с Конституцией РФ в Кодексе прописываются общие для всех субъектов РФ и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в Российской Федерации. К Региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество предприятия; транспортный налог; налог с продаж; региональные лицензионные сборы; дорожный налог; налог на игорный бизнес; налог на недвижимость. К местным налогам и сборам относятся: налог на землю; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; местные лицензионные сборы; налог на наследование или дарение

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливают соответственно региональные и местные налоги и сборы, изменяют их ставки, принимают решения о предоставлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными Российской Федерацией и субъектами РФ общими принципами налогообложения.

 

3.2 Направление совершенствования налоговой системы в РФ

В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью, частой сменой «правил игры с государством», принятием налоговых актов «задним числом», противоречивостью законов и подзаконных актов, создающей возможность, а порой просто необходимость их толкования. Это отпугивает иностранных инвесторов, создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей. Не способствует притоку инвестиций и крайне суровая система финансовых санкций, не делающая различий между умышленными и случайными налоговыми нарушениями. Практически простая бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково.

Налоговому кодексу предстоит создать единую комплексную систему в стране, устранить противоречия, четко определить функции полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики. Следует найти наиболее оптимальные соотношения прямых и косвенных налогов, налогов на доходы и налогов на капитал, налогов на юридических и на физических лиц. Необходимо дифференцировать финансовые санкции в зависимости от характера налогового правонарушения, установить их классификацию и признаки.

В послание президента Российской Федерации сказано, что бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов "Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, апрель, 2007 БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 "О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2008 - 2010 ГОДАХ".

При формировании и реализации бюджетной стратегии Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

Налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.

Учитывая это, необходимо принять решения по целому ряду налогов. В связи с переходом на утверждение бюджета на 3-летний период все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системы должны быть приняты и законодательно оформлены.[14]

Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени, а также исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Преобразования в сфере налогообложения фонда оплаты труда должны осуществляться в увязке с реформой системы социального и пенсионного страхования. Необходимо проанализировать в том числе возможности дополнительного налогового стимулирования добровольного пенсионного и медицинского страхования.

Применение единой ставки налога на доходы физических лиц доказало свою эффективность. Целесообразно в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога.

Следует при этом продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно - в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране.

Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.

В течение года следует урегулировать в Налоговом кодексе Российской Федерации вопросы налогообложения некоммерческих организаций с целью их более активного включения в осуществление социальной деятельности, а также принять федеральный закон, направленный на налоговое стимулирование научной и инновационной деятельности.

В целях более справедливого распределения средств между субъектами Российской Федерации необходимо принять решение о реализации в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности.

Необходимо внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, направленные на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов. Особое внимание следует обратить на то, что новые правила не должны привести к дополнительным сложностям в отраслях, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, где в настоящее время формируются вертикально интегрированные структуры.

Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. В частности, необходимо дифференцировать ставки акциза на бензин, исходя из его качества, имея в виду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.

Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела.

 

Заключение

Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с ролью налогов и налоговой системы в целом в экономике страны.

Во-первых, под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Во-вторых, существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость. Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая.

В-третьих, одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В-четвертых, налоговая политика является очень важным инструментом для борьбы с последствиями мирового экономического кризиса, и поэтому от уровня налоговых платежей сегодня зависит уровень работы неэкономических сфер жизни общества.

 

Список литературы

1. Балабин В.И. «Налоговое право: теория, практика споры», – Книжный мир,  Москва 2004г.

2. Видяпин В. И., Журавлева Г.П. «Экономическая теория (политэкономия)», – Инфра-М, Москва 2005г.

3. Грязнова А. Г., Думная Н. Н «Макроэкономика. Теория и российская практика», – Кнорус, Москва 2004г.

4. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г., «Основы налогообложения и налогового законодательства»,  – Питер, Санкт-Петербург, 2004г.

5. Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение», – Инфра-М, Москва 2004г.

6. Мысляева И. Н. «Государственные и муниципальные финансы», – Инфра-М, Москва 2003г.

7. Петров А. В., Толкушкин А. В. «Налоги и налогообложение», – Юрайт, Москва 2003г.

8. Пушкарева В. М. «История финансовой мысли и политики налогов», – Финансы и статистика, Москва 2004г.

9. Райзберг Б. А, «Курс экономики», – Инфра-М, Москва 2005г.

10. Романовский  М.В. «Налоги и налогообложение», Питер, Санкт-Петербург, 2005г.

11. Черник Д. Г. «Налоги в рыночной экономике», –  ЮНИТИ, Москва 2004г.

12. Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение», – Инфра-М, Москва 2004г.

13. Бобоев М.Р. «Налоговая политика России на современном этапе» // Вопросы экономики.- 2006.- №7.-стр. 17.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2006.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 36.66K
Скачано: 360
Скачать бесплатно
23.05.13 в 21:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе