Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по системному анализу в экономике »

Контрольная работа: Системный анализ: целеполагание, выявление системности

Системный анализ: целеполагание, выявление системности [12.05.13]

Тема: Системный анализ: целеполагание, выявление системности

Раздел: Бесплатные рефераты по системному анализу в экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 31.13K | Скачано: 204 | Добавлен 12.05.13 в 21:23 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


Содержание

1. Введение 3

2. Целеполагание 4

3. Выявление системности 8

4. Декомпозиция и агрегирование 15

5. Список литературы 19

 

Введение

Дисциплина, именуемая «системный анализ», родилась в силу возникшей необходимости вести исследования междисциплинарного характера. Создание сложных технических систем, проектирование сложных народнохозяйственных комплексов и управление ими, анализ экологических ситуаций и многие другие направления инженерной, научной и хозяйственной деятельности требовали организации исследований, которые носили бы нетрадиционный характер. Они требовали объединение усилий специалистов разных научных профилей, унификации и согласования информации, получаемой в результате исследований конкретного характера. Успешное развитие подобных системных исследований во многом обязано тем возможностям обработки информации, использованию математических методов, которые появились вместе с электронной вычислительной техникой и дали одновременно не только инструмент, но и язык высокой степени универсальности. Сам термин «системный анализ» подразумевает совокупность методов, основанных на использовании СВТ и ориентированных на исследование сложных систем - технических, экономических, экологических и т. д. В результате этих исследований должно возникать не просто новое знание. Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы: плана развития региона, параметров конструкции и т. д. Иногда говорят, что системный анализ – это методика улучшающего вмешательства в проблемную ситуацию. Таким образом, системный анализ - это дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной физической природы. Поэтому истоки системного анализа, его методических концепций лежат в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений, теории исследования операций и общей теории управления.

Цель моей работы рассмотреть некоторые процедуры системного анализа, а именно целеполагание, выявление системности, декомпозицию и агрегирование.

 

Целеполагание

Целенаправленно создавая систему, субъект должен заложить в нее желаемую концепцию развития, т.е. осуществить целеполагание, или целеуказание. Однако и развитие естественной системы – это не что иное, как целенаправленное движение к равновесному состоянию, достижение которого составляет ее внутреннюю цель. Внешняя же цель естественной системы очевидна не всегда и в зависимости от мировоззрения исследователя увязывается либо с ее Божественным предназначением, либо с естественной (природной) целесообразностью.

Для искусственных систем внешняя цель, как правило, задается извне. Собственно, искусственная система для того и создается, чтобы обеспечить достижимость определенной цели. На активной стадии своего жизненного цикла система стремится достичь поставленную цель, рационально расходуя доступные ресурсы. Такое развитие системы называют целеориентированным. Оно реализуется посредством соответствующего ему управления, которое в данном случае представляет собой некоторое принуждение или насилие над системой, корректирующее ее естественное развитие, определяемое начальными условиями и обменными процессами. Компенсацией за это насилие является достижение цели.

В зависимости от степени познания исследуемой системы в понятие «цель» может вкладываться различный смысл. Диапазон значений этого смысла может меняться от идеальных устремлений, ассоциируемых с некоторой заоблачной целью, достичь которую заведомо нельзя, но приближаться к ней можно все время, до его материального воплощения в конкретных результатах (рис.1). Цель, вне зависимости от формы ее существования, должна побуждать активные элементы системы к созидательной деятельности.

Рис.1. Диапазон изменения значений цели системы

Ближе к правому концу диапазона цель обычно формулируется в понятиях, описывающих состояние системы. Это означает, что на конец управляемого периода директивно задаются значения параметров состояния системы, которые требуется достичь при имеющихся, как правило, ограниченных ресурсах.

Ближе к левому концу диапазона, когда неопределенность состояний системы очень высока и невозможно параметризировать желаемое будущее, цель системы увязывают с тенденциями ее развития, выражающимися через категорию «ценность». Другими словами, если конечное состояние системы не поддается строгому описанию, то понятие цели заменяется понятием ценности. В этом случае говорят о ценностно-ориентированных системах. В отличие от целеориентированных систем, где важен результат достижения некоторого заданного состояния, в ценностно-ориентированных системах существенен сам процесс и направление действия, оцениваемые по определенным и большей частью неколичественным критериям.

Между рассмотренными двумя крайними случаями существует множество промежуточных вариантов. В концентрированном виде их суть можно сформулировать следующим образом: если цель задана абстрактно или не находится в пределах досягаемости, то бессмысленно говорить о выборе траектории ее достижения, можно лишь выбрать направление развития системы, чтобы по мере ее познания попытаться конкретизировать желаемое конечное состояние.

Таким образом, представление о цели и формулировка цели зависят от глубины познания системы, и по мере развития представления о ней могут уточняться и конкретизироваться. Каждый раз при уточнении цели аналитик или коллектив, выполняющий эту работу, должен исходя из достигнутого на данный момент представления об исследуемой системе как можно более точно позиционировать новую формулировку цели в допустимом диапазоне изменения ее значений (формулировок).

Как уже отмечалось, процесс целеполагания связан с формулировкой требований, предъявляемых к окончанию управляемого периода, в виде конкретных значений параметров состояния. Каждый параметр имеет свою область определения, которая представляет собой некоторый диапазон значений на координате фазового пространства. Поэтому цель системы, описываемая несколькими совместными требованиями в этом фазовом пространстве, есть не что иное, как пересечение поверхностей, каждая из которых имеет смысл функционального объединения параметров состояния, удовлетворяющих выполнению одного требования.

Даже в том случае, когда исследуемая система имеет много степеней свободы, не следует увлекаться детальным описанием цели и тем самым предоставлять системе большую свободу при выборе траектории ее достижения. Именно так поступают политические партии и движения при разработке своих программ и стратегические комитеты при формировании планов развития своих компаний.

Для фиксации цели как конечного состояния чрезвычайно конструктивным является понятие «область достижимости», под которой понимают множество всех предельных состояний системы. Другими словами, область достижимости образует множество состояний системы, которого она достигает при наилучшем управлении.

Понятие «область достижимости» положено в основу концепции рационального планирования, которая формулируется следующим образом: цель следует назначать как можно ближе к границе области достижимости. Действительно, если цель расположена вне области, то система явно не может попасть в цель и, следовательно, теряется смысл создания такой системы. Если же цель находится внутри области, то она может быть достигнута с меньшими ресурсными затратами, что также требует пересмотра формулировки цели. Только располагаясь на границе области достижимости, цель становится полновесной, а процесс ее достижения полноценно напряженным.

Процедура целеполагания привязана к началу или левому концу траектории развития системы (см. рис.1). Однако при ее выполнении аналитик должен учитывать возможные варианты развития событий на правом ее конце. Речь идет об установлении факта достижения цели. Дело в том, что далеко не всегда точно выполняются запланированные требования к конечному состоянию системы. Нередко из-за неверной идентификации текущего состояния системы и ошибок в выборе управляющих воздействий траектория системы не попадает в целевую область, а проходит вблизи от нее. Тогда требуется своевременно принять решение о прекращении выполнения задачи, поскольку в дальнейшем независимо от принимаемых управленческих воздействий система будет отдаляться от цели.

В первую очередь это важно для систем, для которых достижение конечной глобальной цели вытягивается в цепочку решения ряда последовательных задач. После выполнения очередной из них система перестраивается структурно или организационно, видоизменяется ее взаимодействие с внешней средой и для обеспечения последующего развития подключаются новые ресурсы. Если такую перестройку системы осуществить не вовремя, то в лучшем случае можно потерять темп решения проблемы, а в худшем – вообще загубить дело и разрушить систему. Именно таким образом решаются задачи в экономике, бизнесе, политике, военной и других областях деятельности, где существует иерархия в разрешении сложной структурированной проблемы.

Подводя итог, сформулируем правила, которыми желательно руководствоваться при выполнении процедуры целеполагания.

1.    При назначении цели лучше ограничиться незначительным числом существенных требований к системе. Это позволит постоянно контролировать развитие системы и периодически корректировать ее фактическую траекторию с помощью управляющих воздействий, если она отклонилась от плановой.

2.    Чем выше значимость факта достижения цели, тем меньше следует принимать в расчет оптимистические прогнозы траектории попадания системы в область достижимости.

3.    При формулировании цели системы как последовательности частных задач большое внимание следует уделять своевременности принятия решения о достижении промежуточной цели и переходе к следующему этапу движения к глобальной цели. Задержка может привести к дополнительным ресурсным издержкам или поставить под сомнение успех предшествующих действий, а преждевременное решение не позволит воспользоваться плодами достигнутого.

Рассмотренная  проблематика целеобразования не оставляет никаких сомнений относительно многоликости и сложности этой процедуры системного анализа. Содержащиеся здесь общие принципы, закономерности и специфика целеобразования, а также некоторые рекомендации по формированию отдельных видов целей составляют основу инструментария, призванного поддержать выполнение столь нетривиальной процедуры.

 

Выявление системности

Одна из ключевых системных характеристик – наличие обратных связей. Приступая к исследованию проблемы, необходимо сформировать свое видение содержащей ее системы. Лучший способ сделать это заключается в фиксировании причинно-следственных связей и установлении петель (контуров) обратной связи. Петли обратной связи позволяют проследить и понять, как одни элементы системы влияют на другие. В конечном итоге выстроится ряд замкнутых взаимодействующих контуров, или системных диаграмм, в которых будут воплощены самые важные взаимовлияния в системе. Увязывая их воедино и фиксируя все это на бумаге или в компьютере, мы получим не что иное, как причинно-следственную модель исследуемой системы, на которой  можно будет исследовать возможные варианты решения проблемы.

В своей основе построение системных диаграмм сводится к визуализации контуров обратной связи и отношений между образующими их элементами. Для этого используется ряд графических конструкций, или строительных блоков, в совокупности образующих некий язык системных диаграмм. Этот язык включает три типа элементов – уровень, поток и событие – и два типа отношений между ними – усиливающие и уравновешивающие.

В системных диаграммах элемент «уровень» используется для фиксации количества накапливающегося вещества, энергии, информации или другой субстанции в определенных местах исследуемых контуров обратной связи. Примерами таких элементов могут служить количество денег на банковском счете, численность населения в стране, запасы рыбных ресурсов в водоеме и другие характеристики исследуемой системы. На системных диаграммах элемент «уровень» будем отображать прямоугольником с открытой правой стороной (рис. 2, а), что ассоциируется с открытым сосудом, уровень содержимого которого может изменяться: как увеличиваться, так и уменьшаться.

Рис. 2. Базовые конструкции системных диаграмм

Элемент «поток» отображает изменение чего-либо во времени. Любая характеристика, которую мы можем интерпретировать как скорость, темп или производная (в математическом смысле) на системных диаграммах обозначаются потоками. Примерами потоков могут служить коэффициент рождаемости, скорость исчерпания природных ресурсов, денежные расходы и т.п. Таким образом, получается, что количество денег на банковском счете – это уровень, а расходы – это поток. Для отображения потоков в системных диаграммах будем использовать открытый с двух сторон прямоугольник (рис. 2, б).

Для отображения характерных состояний исследуемой системы в контурах обратной, имеющих важное значение для понимания ее развития или функционирования, будем использовать элемент «событие». На системных диаграммах события будем изображать прямоугольниками с закругленными углами (рис. 2, в).

Связи между элементами в контуре обратной связи могут быть суммирующими или вычитающими, а сам контур может быть как усиливающим, так и уравновешивающим. Считается, что один элемент оказывает усиливающее влияние на другой, если увеличение (уменьшение) первого ведет к большему увеличению (уменьшению) второго, чем в случае, если первый элемент оставался бы неизменным.

Системные диаграммы, сколько бы сложными они ни казались, состоят всего из двух типов связей – усиливающих и уравновешивающих. Соединяясь в разных комбинациях, они образуют самые разнообразные сюжеты. Однако чем больше системных диаграмм мы построим, тем скорее начнем различать похожие сюжеты при исследовании различных систем. Похожие сюжеты в системном анализе называют системными архетипами. Они описывают основные сочетания – шаблоны, или паттерны (шаблонные модели) событий.

Единичное событие может означать все что угодно. Если оно происходит еще один раз – это все еще может быть результатом случайного совпадения. Но если случается троекратное повторение – это уже шаблонная модель. Другими словами, повторяющиеся события – явный признак того, что они появились в результате действия некоего предопределяющего их системного механизма. Если мы один раз не сумели сдать работу в срок, то это может быть случайностью или невезением. Но когда задержки происходят постоянно – это паттерн.

На уровне отдельного события способность повлиять на ситуацию будет невелика. Но если удалось разглядеть паттерн, появляется возможность обнаружить структуру внутренней динамики системы и найти решение существующей проблемы.

Рассмотрим теперь основные сюжетные линии, встречающиеся в системном анализе – это пределы роста, личные финансы, латание дыр, эскалация, монополия.

1.    В свое время каждому из нас приходилось попадать в ситуацию, когда сначала добивались прекрасных результатов, а некоторое время спустя все как будто упиралось в стенку. Мы начинали больше и упорнее работать, но получали далеко не пропорциональную отдачу. Под конец приходилось «бежать изо всех сил», чтобы оставаться на месте и не допустить снижения достигнутого уровня конечных результатов. Эта структурная конфигурация известна как пределы роста. Вначале – чем больше усилий, тем лучше результат. Чем лучше результат, тем больше энтузиазм и наращивание усилий в избранном направлении. Но затем путь к развитию успеха преграждает некий барьер (ограничение), который проявляется тем сильнее, чем значительнее успех. А чем сильнее противодействует барьер, тем меньше эффективность первоначального действия.

2.    Личные финансы не всегда поддаются контролю и содержимое кошелька иногда расходуется, как нам кажется, совершенно независимо от нашей воли. В этом случае, как правило, складывается следующий системный сюжет. Человеку не хватает денег – он старается держать расходы под пристальным контролем. Через некоторое время его финансовое положение выравнивается и даже образуются некоторые накопления. Он начинает сорить деньгами и спустя некоторое время опять оказывается «на мели». С системной позиции личные расходы – это уравновешивающий контур, приводимый в действие разницей между желанием достичь определенного уровня комфорта и качества жизни и удовлетворенностью действительным положением вещей. Чем больше разница, тем сильнее искушение тратить деньги, чтобы ее уменьшить. Но у этого искушения есть предел – доступные средства из ваших доходов и накоплений. Чем больше мы тратим, тем меньше остается.

3.    Брать в долг, чтобы погасить более ранние долги, - это классический пример того, как попытка решить проблему дает лишь временные результаты, а проблема возвращается в том же или еще худшем виде. Проценты увеличивают сумму долга, и при отсутствии надежного источника его покрытия может возникнуть порочный круг, в котором заимствование для погашения долга ведет к его наращиванию. Наши краткосрочные решения не устраняют фундаментальную причину, а значит, проблема остается и усугубляется. Если казалось бы решенная проблема возвращается, это явный признак того, что вы стали жертвой системного архетипа, который возникает вследствие чрезмерной концентрации внимания на текущих проблемах. Оперативное решение «взять кредит для покрытия долга» полезно только как временная мера, дающая какой-то срок, чтобы разобраться в проблеме и решить по существу. Нередко краткосрочные решения перерождаются в привычку, от которой очень трудно избавиться. Это означает, что можно попасть в зависимость от любой деятельности, если она используется для латания дыр. Возникает резонный вопрос: как вырваться из порочного круга? Во-первых, полезным может оказаться любой способ, который помогает ослабить исходный уравновешивающий контур, связанный с краткосрочным выходом из положения. Во-вторых, полезны любые методы и средства, способные усилить второй уравновешивающий контур и тем самым позволить принципиально разрешить ситуацию. В-третьих, необходимо всякими доступными методами бороться с зависимостью «взять кредит для покрытия долга» (третий и четвертый усиливающие контуры).

4.    Иногда приходится попадать в ситуацию, когда ощущается угроза, «загнанность в угол», из которого не выбраться без ущерба для репутации. В то же время невозможно не продолжать игру, потому что ставки слишком высоки. Таков сюжет гонки вооружений, холодной войны и войны цен. Так, в войне цен одна компания начинает снижать цены на свой товар. Другая компания, производящая аналогичный товар, понимает, что может лишиться доли рынка, и тоже снижает цены. Первая компания еще ниже опускает ценовую планку. Другой компании не остается ничего другого, как последовать ее примеру. В результате обе компании могут понести крупные убытки. Но по ходу развития событий ни одна из них не может отступить, потому что вторая перехватит клиентов. Обе стороны действуют в ответ на угрозу и ведут себя одинаково. В этой системе два уравновешивающих контура создают ситуацию обостряющегося конфликта. В подобных обстоятельствах существуют три точки эффективного приложения усилий. Во-первых, можно попытаться повлиять на ментальные модели участников конфликта. Поскольку обе стороны полагают, что сражаются за ограниченный ресурс и каждая из них может приобрести только то, что потеряет другая, такая ситуация возникает при одинаковой ментальности сторон. Каждая рассматривает себя как обороняющуюся, а в другой видит агрессора. Но стоит поменять свою точку зрения хотя бы одной стороне – и пагубная система разрушится. Во-вторых, следует детально разобраться в природе сравнения, осуществляемого в центральном элементе системной диаграммы. Действительно ли обе стороны сравнивают одно и то же и нет ли возможности по-другому, менее жестко определить содержание этого сравнения? В-третьих, есть возможность подняться на более высокий уровень и задаться вопросом, какая глобальная цель могла бы включать стремления обеих сторон. Если ответ на этот вопрос существует, то можно найти способ удовлетворения нужд обеих сторон на более высоком уровне, следуя принципу «и волки сыты, и овцы целы».

5.    Для шаблонной модели «монополия» предполагается наличие конкурентной среды. Как и в случае шаблонной модели «эскалация», здесь предполагается, что ресурсы ограничены и выигрыш одной стороны влечет за собой такой же проигрыш другой стороны. Это очень расточительный подход. Существует явный смысл формирования таких ценностей и среды развития бизнеса, чтобы все могли вносить вклад в достижение высших целей. В этом случае возникают следующие вопросы:

•    действительно ли нельзя обойтись без конкуренции;

•    какова та главная цель, к которой стремятся обе стороны;

•    за какие именно ограниченные ресурсы идет борьба;

•    существует ли поле для сотрудничества обеих сторон.

Возникновение паттерна «монополия» в поведении систем в решающей мере определяется тем, что ресурсы, необходимые для достижения успеха, еще используются как средство вознаграждения за достигнутый успех. Победителей поощряют средствами, необходимыми для следующих побед. Этот системный архетип особенно несправедлив еще и потому, что он кроме поощрения победителей еще наказывает проигравших. Когда общество распределяет блага в соответствии с этой логикой, то результатом являются унижение, несправедливость и гнев. Если довести логику этого архетипа до предела, то это может вызвать протест с далеко идущими социальными последствиями.

Приступая к построению системной диаграммы, необходимо ясно себе представлять, с какой целью это делается. Нужно ли решить деловую проблему, или снять напряженность, или найти пути расширения своего бизнеса – всегда требуется четкая формулировка цели, чтобы установить разумные границы подлежащей исследованию системы.

Как только определены границы системы, аналитик определяет ее состав. Из всех возможных деталей и нюансов он отбирает лишь те, что считает важными для решения проблемы.

Далее этот общий перечень дополняется деталями, набор которых очень сильно зависит от того, что требуется понять в системе. Очерчивается проблема, определяется набор факторов, важных в контексте данной проблемы, и уточняются границы системы. И тут очень важно найти золотую середину: не включать в исследуемую систему элементы из внешнего окружения, надсистем и подсистем. Тем не менее элементов должно быть достаточно для построения связанных и логически стройных системных диаграмм.

Очень важно правильно определить временной горизонт, на котором будет исследоваться поведение системы. Он должен быть не меньше, чем время, необходимое для полного проявления интересующих особенностей.

При построении системных диаграмм неважно, с чего именно начать. Поскольку мы строим замкнутые контуры, то стартовая точка не имеет никакого значения. Все равно потребуется пройти весь контур обратной связи. Поэтому не следует опасаться, что начнем не с того места.

Затем среди выделенных элементов и событий очень важно построить шаблонные модели и закономерности поведения. В них содержится ключ к пониманию системы. Их наличие – явный признак того, что они появились в результате действия некоего предопределяющего их системного механизма.

При установлении характера отношений необходимо помнить, что усиливающие и уравновешивающие связи бывают двух родов: пропорциональные и суммирующие. Если рост одного элемента ведет к пропорциональному росту другого или уменьшение одного сопровождается пропорциональным уменьшением другого, то мы имеем дело с пропорциональной усиливающей связью. Если изменение одного элемента ведет к изменению другого в противоположном направлении (увеличивается или уменьшается один, в ответ уменьшается или увеличивается другой), то мы имеем дело с пропорциональной уравновешивающей связью. Если изменение одного элемента просто добавляется к другому или в любом случае увеличивает его (например, коэффициент рождаемости может  уменьшаться, но численность населения все равно будет расти), то мы имеем дело с суммирующей усиливающей связью. Если один элемент всегда приводит к уменьшению другого, т.е. вычитается из него (например, объем рыбных ресурсов и квота вылова рыбы), то существует суммирующая уравновешивающая связь.

При определении характера всего контура обратной связи необходимо руководствоваться следующим правилом: если общее число отрицательных (уравновешивающих) связей четное, - контур усиливающий, включая и тот случай, когда отрицательных связей нет совсем. Если же общее число отрицательных связей нечетное, то контур обратной связи уравновешивающий. Справедливость этого правила основывается на том, что две отрицательные связи взаимно гасят друг друга, образуя эквивалент усиливающей связи.

Рассмотренные здесь пять архетипов далеко не исчерпывают всего множества сюжетов из жизни реальных систем. Необходимо помнить, что графическое отображение системных сюжетов – это только визуализация нашего личного опыта, отражающая главные моменты исследуемой проблемы. Такой подход помогает «обнажить» реальную структуру интуитивных представлений и создает условия для творческого подхода к решению проблемы.

 

Декомпозиция и агрегирование

Декомпозиция – это разделение целого на части. Задача распадается на подзадачи, система на подсистемы, цели на подцели и т.д. При необходимости этот процесс продолжается, что приводит к иерархическим древовидным структурам.

Операцию декомпозиции обычно выполняет системный аналитик. Разные аналитики построят разные древовидные структуры при анализе одного и того же объекта. Качество декомпозиции зависит от компетентности аналитика в данной предметной области и от совершенства применяемой методики.

Обычно аналитик легко разделяет целое на части, но испытывает затруднение, если требуется доказать полноту и безызбыточность предполагаемого набора частей. Для решения этих и других задач ученые стремятся придать процессу декомпозиции алгоритмический характер. Для этого требуется объяснить, почему разделение целого на части на до проводить так, а не на большее или меньшее число частей.

Объяснение состоит в том, что основанием всякой декомпозиции является модель рассматриваемой системы. Тогда операция декомпозиции может быть представлена как сопоставление объекта анализа с некоторой моделью и выделение в нем того, что соответствует элементам взятой модели. Поэтому на вопрос, сколько частей должно получиться в результате декомпозиции, можно дать следующий ответ: столько, сколько элементов содержит модель, взятая в качестве основания декомпозиции.

Результат декомпозиции исследуемого объекта, процесса или явления – некая древовидная структура. К этой структуре предъявляются два противоречивых требования – полноты и простоты.

Простота требует сокращать размеры дерева. Поскольку размеры «вширь» определяются числом элементов модели, служащей основанием декомпозиции, то требование простоты вынуждает брать как можно более компактные модели-основания. Напротив, требование полноты подталкивает системного аналитика к выбору как можно более детальной модели основания, которая позволяла бы выявлять и фиксировать малейшие нюансы исследуемой системы в ее содержательной модели. Таким образом, требование полноты заставляет брать как можно более детальные модели.

При декомпозиции, руководствуясь тем же требованием простоты, рекомендуется строить «невысокие» деревья, т.е. необходимо стремиться, чтобы число уровней декомпозиции было небольшим. Но, с другой стороны, требование полноты призывает продолжать декомпозицию до тех пор, пока не будет принято специальное решение о ее прекращении по данной ветви. Такое решение принимается в следующих случаях:

1)    декомпозиция привела к получению результата, не требующего дальнейшего разложения, т.е. результата простого, понятного и реализуемого (его называют элементарным);

2)    Декомпозиция не устраняет сложности некоторого фрагмента исследуемого объекта и причиной этой сложности является некомпетентность аналитика в данной предметной области.

Случай, когда декомпозиция заканчивается элементарными фрагментами на всех ветвях дерева, является простейшим. В действительно сложных случаях получение вполне завершенной декомпозиции должно не только радовать, но и настораживать: не связана ли кажущаяся простота с пропуском ветви дерева.

Невозможность доведения декомпозиции до элементарного фрагмента не следует расценивать как отрицательный результат. Хотя при этом сложность не ликвидируется полностью, ее сфера сужается и локализуется. Знать, чего именно мы не знаем, не менее важно, чем само позитивное знание.

Таким образом, декомпозиция не дает новых знаний. Она лишь «вытягивает» знания из экспертов и структурирует их, обнажая имеющиеся незнания в этой структуре.

Эмерджентность ассоциируется с появлением у системы новых свойств, которые никаким логическим образом нельзя вывести из свойств образующих ее элементов. Другими словами, эмерджентность – это нечто новое, которого нет и не может быть внутри исследуемой системы. Собственно, по наличии таких эмерджентных свойств система может быть идентифицирована в окружающей нас ноосфере.

Однако, какие бы удивительные свойства ни возникали при агрегировании элементов в систему, ничего взявшегося «ниоткуда» здесь нет. Новые свойства возникают благодаря конкретным связям между конкретными элементами, которые могут варьироваться от полного согласия до полной противоположности отдельных частей системы.

Как и в случае декомпозиции, техника агрегирования основана на использовании определенных моделей исследуемой или проектируемой системы. По аналогии их можно назвать модели – основания агрегирования. Именно они определяют, какие части должны войти в состав системы и как они должны быть связаны между собой. Разные цели и условия агрегирования приводят к необходимости использовать разные модели, что в конечном итоге определяет тип агрегата и технику его построения. В самом общем виде агрегирование можно определить как установление отношений на заданном множестве элементов.

Всякое сложное явление требует рассмотрения с разных точек зрения и многопланового описания. Только агрегированное описание в терминах нескольких качественно различающихся языков позволяет охарактеризовать явление с достаточной полнотой.

В реальной жизни не бывает проблем чисто физических, экономических, юридических и даже системных. Эта многоплановость реальной жизни ставит перед системным аналитиком неизбежный вопрос о допустимой минимизации описания системы. Однако, если в рамках операции декомпозиции этот вопрос решался компромиссно с использованием понятия «существенность», что давало некоторую свободу выбора, сопровождаемую риском недостаточной полноты или излишней подробности, то при агрегировании вопрос очень ужесточается – риск неполноты становится недопустимым, поскольку при наличии неполноты речь может идти вообще не о том, что мы имеем в виду, а риск переопределения влечет за собой большие затраты. Следовательно, при агрегировании системы число языков описания должно быть необходимым и достаточным для достижения поставленной цели. Перечень языков, используемых для агрегирования системы, называют конфигуратором.

Ключевой задачей агрегирования является образование структуры исследуемой системы. В процессе синтеза мы создаем, определяем или навязываем структуру будущей системе. Если это реальная система, то в ней вполне объективно, т.е. помимо нашей воли, возникнут, установятся и начнут работать не только те связи, которые мы спроектировали, но и другие – которые вытекают из самой природы сведенных в одну систему элементов. Поэтому при проектировании системы важно задать ее структуру во всех существенных отношениях. В остальных отношениях структура сложится стихийным образом.

Кроме собственно агрегирования или синтеза систем (экономических, технических, организационных) системные аналитики имеют дело с агрегированием данных. К сожалению, системных аналитиков, занятых в экономической сфере, идентифицируют именно с этим работами, забывая о том, что их функции намного шире.

Реально функционирующие системы генерируют слишком много данных, которые плохо обозримы и с которыми трудно работать. Поэтому возникает настоятельная необходимость в агрегировании данных в целях уменьшения размерности анализируемой предметной области.

Важный пример агрегирования данных дает статистический анализ. Среди различных агрегатов, называемых в этом случае статистиками, т.е. функциями выборочных значений, особое место занимают такие агрегаты, которые извлекают всю полезную информацию об интересующем нас параметре из совокупности наблюдений.

Если агрегируемые данные фиксируются в числовых шкалах, то появляется возможность задать отношение на множестве данных в виде числовой функции многих переменных

Процедура агрегирования имеет очень широкое смысловое толкование. Кроме очевидного соединения в единое целое составляющих систему элементов, подразумевается проектирование новой системы, интегрирование информации о текущем состоянии функционирующей системы и ее позиционирование в определенном фазовом пространстве.

 

Список литературы

1.    Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

2.    Щепетова С.Е. Моделирование и синтез гибких экономических систем. – Нижний Новгород: Изд-во Гладковой, 2009.

3.    URL: www.cimes.professorjournal.ru Доступ свободный.

4.    Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007.

5.    Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: учебник. – Томск : Изд-во НТЛ, 1997.

6.    Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. — М.: ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 1999.

7.    Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник. — М.: Финансы и статистика, 2009.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 31.13K
Скачано: 204
Скачать бесплатно
12.05.13 в 21:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе