Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Анализ жизни и развития восточных славян в догосударственный период

Анализ жизни и развития восточных славян в догосударственный период [11.05.13]

Тема: Анализ жизни и развития восточных славян в догосударственный период

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Реферат | Размер: 25.42K | Скачано: 307 | Добавлен 11.05.13 в 20:21 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


План:
1. Общественный строй, занятия, религиозные представления восточных славян в VI-IX веках
Введение 2
1.1. Общественный строй восточных славян 3
1.2. Хозяйство и быт восточных славян 5
1.3. Религиозная жизнь восточных славян 7
Заключение 10
2. Внутриполитическое развитие России в первой половине XIX века
Введение 11
2.1. Либерализм Александра I 12
2.2. Восстание декабристов 13
2.3. Самодержавие Николая I 15
Заключение 17
Список литературы 18

 

1.    Общественный строй, занятия, религиозные представления восточных славян в VI-IX веках.

Введение

Целью данной контрольной работы является анализ жизни и развития восточных славян в догосударственный период.

Задачи:

1. Провести анализ литературы соответствующей теме данной работы

2. Рассмотреть основные особенности общественного строя восточных славян.

3. Рассмотреть особенности хозяйства и быта славянских племен

4. Рассмотреть особенности религиозной жизни восточных славян

Методом изучения данного вопроса служит широко применяемые в современной исторической науке способы конкретно-исторической интерпретации фактов прошлого на основе комплексного критического использования широкого круга литературных источников.    

 

1.1.    Общественный строй восточных славян.

Первыми авторами донесшими до нас сведения об общественном строе восточнославянских племен стали византийские авторы. В частности, известный историк Прокопий Кесарийский писал так: «эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». И больше всего Прокопия Кесарийского поражало то свободолюбие, которое было присуще славянам. «Племена антов сходны по своему образу жизни, - отмечал византийский историк, - по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране».

Современные историки утверждают, что к началу VI века у славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Данный процесс в первую очередь характеризуется переходом  от  родовой  и  племенной общины к соседской. При соседской общине люди уже селятся вместе не потому, что они связаны кровнородственными связями, а просто потому что занимаются совместной обработкой земли. Вся общинная собственность поделена на доли между семьями населяющими общину. С переходом к соседской общине происходит и появление имущественного неравенства.

Общественный строй восточных славян существовавший в VI-IX веках известен в отечественной историографии под термином «военная демократия».Это был важный переходный период к созданию славянскими племенами собственного государства. Военная демократия предполагает сосредоточение власти в руках князя, опирающегося на дружину. Однако, несмотря сильную власть князя, вече продолжает играть важную роль в жизни племени. При этом в обозначенный период славянские племена постоянно дробятся, смешиваются, образуют новые более крупные. «Предполагается, что образовавшиеся союзы включали в себя от 150 до 200 племен, этнонимы которых не дошли до нашего времени».

Анализ исторической литературы позволяет нам выделить несколько точек зрения на характер восточнославянских племен IX века:

1. Это были исключительно территориальные объединения (С. М. Середонин, В. О. Ключевский, М. К. Любавский). По мнению этих авторов славянское население на территории Восточной Европы появи­лось буквальнонакануне образованияКиевского государства в результате миграции из прародины сравнительно небольшими группами. Такое расселе­ние на обширной территории нарушило их прежние родоплеменные связи. На новых местах жительства между разрозненными славянскими группами образо­вались новые территориальные связи, которые из-за постоянной подвижности славян не были прочными и могли быть утрачены вновь. Следовательно, лето­писные племена восточных славян являлись исклю­чительно территориальнымиобъединениями.

2. Племена - это этнографические группы (А. А. Шахматов, А. И. Соболевский, Е. Ф. Карский, Д. Н. Ушаков, Н. Н. Дурново, А. А. Спицын, А. В. Арциховский). В пользу этого мнения определен­но говорят отдельные места «Повести временных лет». Так, летописец Нестор сообщает о племенах, что «живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ местехъ, владеюще кождо родомъ своимъ», и далее: «Имяху бо обычаи свои, и законъ отецъ своих и преданья, кождо свой нравъ», что означает «Живет каждый со своим родом и на своих местах, владеет каждый родом своим» «Имеют обычаи свои, законы и предания отцов своих, у каждого свой нрав». Та­кое же впечатление складывается и при чтении дру­гих мест летописи. Так, например, сообщается, что первыми поселенцами в Новгороде были словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома.

3. Племена были политическими образованиями (Н. П. Барсов, В. В. Мавродин, Б. А. Рыбаков). По представлениям данных исследователей летописные поляне, древляне, радимичи и другие были союзами племен, объединившими несколько отдельных славянских племен. В период кризиса родоплеменного общества «ро­довыеобщиныобъединилисьвокруг погостовв «миры» (может быть, «верви»); совокупность не­скольких «миров» представляла собой племя, а племе­на все чаще объединялись во временные или постоян­ные союзы»

 

1.2. Хозяйство и быт восточных славян

Археологические материалы свидетельствуют что восточнославянские племена обладали высоким уровнем развития земледелия. В частности для них было характерно использование железных сошников, серпов и топоров, производство металлических изделий (копья, стрелы, удила, бронзовые украшения и др.), глиняной посуды с применением гончарного круга.

Распространение ремесла свидетельствовало об отделении его от сельского хозяйства, обилие римских монет и вещей - о развитии торговли; клады драгоценного оружия, украшений, посуды подтверждают сообщения византийских источников о богатстве славянской знати, о появлении среди славян имущественном неравенстве у славян.

Отличительной особенностью славянского земледелия являлось то, что оно было основано на подсечно-огневой системе. При ней лес сперва подрубали, затем сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала даватьхороший урожай, ее забрасывали и выжигали новый участок леса. Основными орудиями подсечного земледелия были различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи - суковатки, узколезвийный серп. Подсечное земледелие было весьма трудоемким процессом и требовало участия немалого количества народа. Оно не могло осуществляться в одиночку, поэтому труд носил коллективный характер. Участниками трудового процесса были патриархальные семейные общины, насчитывающие в своем составе многие десятки людей.

На рубеже VIII-IX вв. в системе земледелия происходят значительные изменения. Об этом свидетельствуют данные археологических исследований. Так, «в разных местах (в Старой Ладоге - на р. Волхове и в с. Волынцеве - на р. Сейме) в слоях VII-VIII вв. были найдены железный сошник и наральник от рала без полоза. Там же, в Старой Ладоге, нашли так называемые глызебойки, представлявшие собой короткие, толстые, тяжелые палки, служившие для разбивания комков земли (“глыз”) на пашне». Известно, что такие комки земли возможны только на тех полях, которые вспаханы сохой с присошником, переворачивающим пласты земли, а не просто царапающим землю. Таким образом, на основании этих археологических данных можно сделать вывод, что на рубеже VIII-IX вв. даже в неблагоприятных климатических условиях севера Руси пашенное земледелие стало вытеснять  подсечно-огневое. Помимо этого возникают и новые более совершенные системы земледелия: залежная, или переложная, и вырастающая из нее двупольная и трехпольная системы севооборота. Что же касается земледельческих культур, то на Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, рожь, просо, гречиху, овес, полбу, горох, чечевицу, лен, коноплю, а из огородных культур - репу, редьку, свеклу, лук, чеснок, мак, капусту.

Развитие ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появления новых орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности - все это явилось величайшим стимулом распада первобытнообщинных отношений. Раньше всего видоизменяются и обособляются от земледелия две отрасли ремесла: обработка металла (в первую очередь кузнечное дело) и с изобретением гончарного круга - производство керамических изделий. Железо добывали из болотных руд, а в распоряжении кузнецов Древней Руси были наковальни, молоты, клещи, зубила, обжимки, напильники, штампы и пр. Все эти орудия в IX в. имели уже вполне совершенную форму.

С появлением гончарного круга и развитием гончарного ремесла выделка изделий производилась уже не для собственного потребления, а на продажу. На керамических изделиях, изготовляемых на гончарном круге, ремесленники ставили свои клейма. Развивались и другие виды ремесла: ювелирное, камнерезное, бондарное, столярное и пр. Ремесла сосредоточивались в городах, но были распространены также в деревне.

Продукция ремесленников предназначалась для реализации на местных рынках. Некоторые ремесленные изделия находили сбыт по всей Руси и вывозились в соседние страны (пряслица из розового шифера, украшения, кузнечные и слесарные изделия, изделия из кости). Поселения, становящиеся центрами ремесленного производства и обмена, превращались в города.

 

1.3. Религиозная жизнь восточных славян.

Религиозные воззрения славян в VIII-IX вв. несомненно носят языческий характер. Письменные источники сохранили имена древнеславянских божеств, и некоторые из них — позже утраченные — имели какое-то отношение к земледелию. К таковым относились солнечные божества Сварог, Даждьбог, Хоре. Также видимо существовал и культ богини земли, хотя нет прямых доказательств в пользу этого предположения. Возможно, из-за того что с земледелием был связан и бог грозы Перун, позже ставший на Руси княжеским богом. Покровителем скотоводства был Велес (Волос), который одновременно был еще и богом подземного мира. Именно его именем присягали. Также широко известен такой бог как Белее. Он считался богом богатства и торговли; отсюда ясно, почему его статуя находилась на торговой площади в Киеве, Великом Новгороде, Ростове, и очевидно, в Казани.

Также до нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян различным предметам и явлениям. Как отмечал исследователь Ю. В. Кривошеев «автор «Хождения Богородицы по мукам» - произведения XII - XIII вв. - пишет, что "они все бога прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и чади». Знаменитый русский церковный деятель XII в. Кирилл Туровский в одной из своих проповедей яростно восклицал: «Ужо бо не нарекутся Богом стихия, ни солнце, ни огнь, ни источници, ни деревеса!» Отсюда видно, что на ранней стадии язычники-славяне поклонялись различным неодушевленным и одушевленным предметам, обожествляли силы природы.

Вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта называется фетишизмом. У восточных славян отголосками фетишизма и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Так, в северных районах Руси долгое время существовал культ березы. Где сейчас находится город Белозерск согласно преданию раньше росли березы, которым приносились жертвы. Причем приносились довольно долго. Известно что в 1636 г. нижегородские священники жаловались в своей челобитной, что «собиратся жены и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ яко жертвы, пироги и каши и яичницы и поклоняс березамъ оучнуть походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся».

Вопрос о тотемистическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных, отголоски звериных культов прослеживается в ранних церковных поучениях. В упоминающемся уже «Хождении Богородицы по мукам» сообщается, что славяне «богаты прозваша» зверей (тварей). Отцы церкви неистовствовали, когда новообращенные христиане продолжали соблюдатьбесовские обряды, надевая на себя звериные шкуры и распевая бесовские песни. Тотемистические игры в медведя (комоедица) сохранились в белорусской деревне до второй половины XIX в. Здесь можно усмотреть пережиток ритуальных плясок на празднике тотема, который известен и изучен у народов Крайнего Севера и многих других.

 

Заключение

Таким образом, жизнь и развитие восточнославянских племен в период с VI по IX вв. является переходным этапом от родоплеменного строя к государственному развитию. Социальный строй существовавший в данный исторический период получил в науке наименование «военная демократия». Хозяйственная жизнь славян также проходит фазу активного развития. Появляются и укрепляются новые формы земледелия, происходит развитие ремесла, а развитие торговли обуславливает появление у племен первых городов.  Так появились города на Руси: Киев, Переяславль, Ладога, Ростов, Суздаль, Белоозеро, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Туров, Червень и др.  

 

2.    Внутриполитическое развитие России в первой половине XIX века.

Введение

Целью данной контрольной работы является анализ внутриполитических событий произошедших в период правления императоров Александра I и Николая I.

Задачи:

1. Провести анализ литературы соответствующей теме данной работы

2. Рассмотреть основные особенности либеральной политики Александра I.

3. Рассмотреть развитие декабристского движения

4. Рассмотреть основные особенности консервативной политики Николая I.

Методом изучения данного вопроса служит широко применяемые в современной исторической науке способы конкретно-исторической интерпретации фактов прошлого на основе комплексного критического использования широкого круга литературных источников. 

 

2.1.    Либерализм Александра I

В Манифесте 12 марта 1801 года взошедший на императорский престол Александр I объявил, что будет править «по законам и по сердцу» своей бабушки Екатерины Великой. Отмененные Павлом I «Жалованные грамоты» дворянству и городам были восстановлены, дворянство и духовенство освобождались от введенных Павлом телесных наказаний. 15 марта Александр I объявил политическую амнистию, около 12 тысяч опальных и репрессированных Павлом по политическим мотивам чиновников и военных были возвращены из ссылки. Эти первые шаги нового императора порождали определенные надежды в обществе. Многократные высказывания царя о приоритетах законности, обещания населению правовых гарантий от произвола воспринимались восторженно.

Началось реформирование политической системы. В 1802 году начаты преобразования органов центрального управления. Сенат признавался верховным административным и судебным органом империи, но его полномочия ограничивались властью царя. Создание восьми министерств, объединенных в Комитет министров, способствовало разграничению и упорядочению функций центральных органов управления. Часть министерств соответствовала прежним коллегиям (иностранных дел, военное, морское, коммерции), другие были совершенно новыми (внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции). Особое место в проекте данных преобразований занимал М. М. Сперанский.

В духе времени проводились и меры в области просвещения. В 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Территория Российской империи делилась на шесть учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, гимназии и университеты. Университетам предоставлялась довольно широкая автономия. Один за другим открывались эти высшие учебные заведения. Если до этого в России существовал Московский университет, открытый в 1755 году, то в 1802-1804 гг. открылись Дертпский, Виленский, Харьковский и Казанский университеты. Появились и привилегированные средние учебные заведения, которые приравнивались к университетам: Демидовский лицей в Ярославле (1805) и Царскосельский лицей (1811).

После Отечественной войны 1812 года либеральные замыслы императора получили дальнейшее продолжение. Польше, вошедшей в состав Российской империи, была дарована конституция, местное самоуправление, собственная армия и свобода печати (чуть ранее конституционные начала были предоставлены Финляндии). Российский император в соответствии с конституцией одновременно становился королем Польши, его власть ограничивалась конституционной хартией. По своему характеру дарованная конституция была одной из самых либеральных в Европе. Александр намеревался в будущем распространить конституционные порядки и на Россию.

Однако после войны проводником идей императора является уже не либерал М. М. Сперанский, сосланный под давлением недовольного дворянства в Нижний Новгород, а консерватор А. А. Аракчеев. По поручению Александра он занимается устройством военных поселений, жестоко подавляет восстания поселян. Курс самодержавия начинает приобретать реакционных характер, который усиливается в 20-е годы XIX века.

 

2.2.    Восстание декабристов.

14 декабря 1825 года в Петербурге произошло событие, которое впоследствии стали называть восстанием декабристов. На Сенатской площади выстроились несколько воинских полков, возглавляемых членами тайного общества, с целью блокировать работу правительственных органов и заставить сенаторов подписать документы, в которых фактически объявлялось об изменении государственного строя России.

Первые декабристские сообщества стали появляться в стране сразу после Отечественной войны 1812 года. В них вступали молодые и интеллигентные участники заграничного похода русской армии. Вернувшись из Европы на родные просторы, они буквально жаждали перемен. Но время шло, а либеральные перемены так и не наступали. Более того с началом 20-ых гг. наметилась тенденция усиления самодержавной власти монарха.

В 1816 году был создан «Союз спасения» – «тайная политическая организация, цель которой была в обширном смысле благо России». В составе организации было около 30 человек, которые назвали себя истинными и верными сынами Отечества. Через два года, в 1818 году «Союз спасения» реформировался в «Союз благоденствия» и стал насчитывать уже 200 человек. На основе этого общества в 1821 году возникли две организации - Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Южное общество возглавил Павел Пестель, который был настроен к более решительным революционным действиям, а Северное - более умеренное - Никита Муравьев. Члены обоих обществ серьезно работали над программами будущего развития России, которую видели республиканским государством. Совместное военное выступление члены обоих обществ планировали на лето 1826 года, но смерть императора Александра I заставила их выступить раньше. Готовящий вступить на престол Николай I был в курсе, что 14 декабря 1825 года, когда он будет принимать присягу на верность декабристы выступят против. Он писал П. М. Волконскому: «Четырнадцатого числа я буду государь или мертв». Ход истории пошел таким образом, что Николай I стал императором, а декабристское восстание оказалось разгромленным.

Специальным манифестом 1 июня 1826 года декабристам был оглашен приговор. Все арестованные были разделены на 11 разрядов по степени их виновности. Самых опасных преступников было пятеро - Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев - Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский. Их приговорили к самой страшной мере наказания - четвертованию. «Тех, кто вошел в первый разряд, осудили на отсечение головы, остальных к разным срокам каторги. Николай I высочайшим указом смягчил приговор: пятерым самым опасным преступникам четвертование заменили повешением, остальным сохранили жизнь. Все члены Верховного суда поддержали приговор, против высказался только адмирал Н. Мордвинов, который сослался на закон об отмене смертной казни, приятный еще Елизаветой и подтвержденный Павлом I».

 

2.3    Самодержавие Николая I.

Невзирая на расправу с декабристами, в России сформировался образ нового государя как благородного, достойного и всепонимающего правителя.Тем не менее Николай I стал проповедником жесткого курса во внутренней политике, направленного на укрепление самодержавной власти. Вместе с тем, прекрасно понимая необходимость реформ в стране, он стремился обеспечить неторопливое и консервативное их проведение. Отняв конституцию у Польши и отказавшись от идеи разработки конституции для России, Николай решил упорядочить старые законы. В ведение Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии были переданы все законодательные дела. Под руководством М. М. Сперанского в 1832 году были составлены «Полное собрание законов Российской империи» в 47 томах, включающее в себя законы с 1810 по 1825 год, и свод законов Российской империи – действующее законодательство в 15 томах. Среди всех деяний Николая I систематизация законов была прогрессивным мероприятием и заслужила признательность потомков.

Под личным руководством царя велась борьба с общественным недовольством о котором его информировало Третье отделение Его Императорского Величества канцелярии и корпус жандармов под начальством графа А. Х. Бенкендорфа.

Одно из ведущий мест во внутренней политике Николая I занимал крестьянский вопрос. Считая что крепостное право есть зло, Николай, однако не был сторонником полного освобождения крестьян. На практике решение данного вопроса свелось к реорганизации управления государственными крестьянами, порученной графу П. Д. Киселеву. Эта реформа стала очередным шагом на пути к отмене крепостного права.

В области народного просвещения, наоборот, произошли большие изменения. Как отмечает историк Марина Чернова «в этот период была окончательно сформулирована идейная доктрина монархического государства: «Православие, самодержавие, народность», провозглашавшая новый, подходящий для Николая принцип: опора монархической непосредственно на патриархальное крестьянство, минуя дворянство, скомпрометировавшее себя на Сенатской площади». Будучи глубоко верующим человеком, Николай I укреплял религиозно-нравственные основы. С 1827 года уход в раскол был признан уголовным преступлением.

Развитие промышленности и торговли в 30-40-х гг. XIX века настойчиво диктовало проведение правительством покровительственной политики. Выразителем этой необходимости при Николае I явился один из крупных государственных деятелей – Е. Ф. Канкрин, под руководством которого в стране была успешно проведена денежная реформа. В целом же именно при Николае I просвещенная бюрократия, представленная в александровскую эпоху талантливыми одиночками вроде Сперанского, стала достаточно широким социальным явлением, что создало условия для реформаторской деятельности Александра II

 

Заключение.

Таким образом, внутренняя политика России в первой половине XIX века укрепление страны в числе ведущих европейских стран. Отождествляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему и усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.  

 

Литература

  1. Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М., 2005
  2. Гордин, Я.А. Мятеж реформаторов. Драма междуцарствия. Спб., 2006
  3. Декабристы в Петербурге. Сборник работ. Спб., 2009
  4. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. СПб., 1995
  5. Повесть временных лет // www.hrono.ru/dokum/1000dok/povest.php
  6. Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1
  7. Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М., 1982
  8. Свердлов М. Б. Эволюция социальных структур у славян в VII - первой половине Х в. // Памятники средневековой культуры: открытия и версии. СПб., 1994
  9. Чернова М. Н. Личность в истории. Век XIX. М., 2004

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 25.42K
Скачано: 307
Скачать бесплатно
11.05.13 в 20:21 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе